Научная статья на тему 'Сварка высокопрочных коррозионностойких сталей'

Сварка высокопрочных коррозионностойких сталей Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
509
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Труды ВИАМ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
АРГОНО-ДУГОВАЯ СВАРКА / ARGON-ARC WELDING / СВАРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ / WELDED JOINTS / ТЕРМИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА / HEAT TREATMENT / СТОЙКОСТЬ К ОБРАЗОВАНИЮ ГОРЯЧИХ ТРЕЩИН / RESISTANCE TO HOT CRACKING / ПРОЧНОСТЬ / STRENGTH / УДАРНАЯ ВЯЗКОСТЬ / КОРРОЗИОННАЯ СТОЙКОСТЬ / CORROSION RESISTANCE / FRACTURE TOUGHNESS

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Лукин В. И., Ковальчук В. Г., Голев Е. В., Ходакова Е. А.

Выбраны режимы электронно-лучевой, автоматической и ручной аргоно-дуговой сварки новых коррозионностойких сталей, имеющих различные методы упрочнения, присадочные материалы, исследованы технологические, механические свойства и структуры сварных соединений. Стали ВНС-72 и ВНС-73-Ш легированы совместно углеродом и азотом и имеют преимущество перед углеродсодержащими сталями по комплексу механических и коррозионных свойств. Сварные узлы из стали ВНС-72 применяются после полной термической обработки соединений. Сварка деталей из стали ВНС-73-Ш осуществляется как до проведения упрочняющей термообработки, так и в термически упрочненном состоянии. Сварка стали ВНС-63-Ш проводится в отожженном состоянии, сварные изделия помимо термической обработки подвергаются цементации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WELDING OF HIGH-STRENGTH CORROSION-RESISTANT STAINLESS STEELS

The modes of electron beam, automatic and manual argon-arc welding of new corrosion-resistant steels hardened by various processes and filler materials were chosen; processing characteristics, mechanical properties and structures of welded joints were investigated. VNS-72 and VNS-73-Sh steels alloyed with carbon and nitrogen are superior to carbon-bearing alloys in the complex of mechanical and corrosion properties. Welded joints from VNS-72 steel are applied after full heat treatment of joints. Welding of parts from VNS-73-Sh steel is carried out both prior to strengthening heat treatment and in heat-treated state. Welding of VNS-63-Sh steel is carried out in the annealed state; besides heat treatment, welded products are subjected to cementation.

Текст научной работы на тему «Сварка высокопрочных коррозионностойких сталей»

УДК 621.791

В.И. Лукин1, В.Г. Ковалъчук, Е.В. Голев1, Е.А. Ходакова1

СВАРКА ВЫСОКОПРОЧНЫХ КОРРОЗИОННОСТОЙКИХ СТАЛЕЙ

Выбраны режимы электронно-лучевой, автоматической и ручной аргоно-дуговой сварки новых коррозионностойких сталей, имеющих различные методы упрочнения, присадочные материалы, исследованы технологические, механические свойства и структуры сварных соединений.

Стали ВНС-72 и ВНС-13-Шлегированы совместно углеродом и азотом и имеют преимущество перед углеродсодержащими сталями по комплексу механических и коррозионных свойств. Сварные узлы из стали ВНС-72 применяются после полной термической обработки соединений. Сварка деталей из стали ВНС-13-Ш осуществляется как до проведения упрочняющей термообработки, так и в термически упрочненном состоянии. Сварка стали ВНС-63-Ш проводится в отожженном состоянии, сварные изделия помимо термической обработки подвергаются цементации.

Ключевые слова: аргоно-дуговая сварка, сварные соединения, термическая обработка, стойкость к образованию горячих трещин, прочность, ударная вязкость, коррозионная стойкость.

The modes of electron beam, automatic and manual argon-arc welding of new corrosion-resistant steels hardened by various processes and filler materials were chosen; processing characteristics, mechanical properties and structures of welded joints were investigated.

VNS-12 and VNS-13-Sh steels alloyed with carbon and nitrogen are superior to carbon-bearing alloys in the complex of mechanical and corrosion properties. Welded joints from VNS-12 steel are applied after full heat treatment of joints. Welding of parts from VNS-13-Sh steel is carried out both prior to strengthening heat treatment and in heat-treated state. Welding of VNS-63-Sh steel is carried out in the annealed state; besides heat treatment, welded products are subjected to cementation.

Keywords: argon-arc welding, welded joints, heat treatment, resistance to hot cracking, strength, fracture toughness, corrosion resistance.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов» Государственный научный центр Российской Федерации [Federal state unitary enterprise «Ail-Russian scientific research institute of aviation materials» State research center of the Russian Federation] E-mail: [email protected]

Введение

Высокопрочные стали применяют в конструкциях авиакосмической техники, где важно уменьшение массы. Основные требования, предъявляемые к сталям такого типа, сводятся к следующим: необходимая прочность, достаточная пластичность, хорошая ударная вязкость, повышенная длительная прочность, хорошая свариваемость, а для коррозионностойкой стали - высокая коррозионная стойкость [1-4].

Обладая высокой прочностью, удовлетворительной пластичностью и вязкостью, высокопрочная коррозионностойкая сталь ВНС-63-Ш является перспективным материалом для сварных конструкций, работающих в общеклиматических условиях. Однако сварка плавлением может оказывать значительное влияние на ее структуру и свойства.

Коррозионностойкие стали ВНС-72 и ВНС-13-Ш, легированные совместно углеродом и азотом, имеют преимущество перед углеродсодержащими сталями по комплексу механических и коррозионностойких свойств, поэтому являются перспективным материалом для высоконагруженных сварных конструкций.

Материалы и методы

Образцы для исследований изготавливали из прессованных прутков сечениями 150x150 мм (стали ВНС-72, ВНС-73-Ш) и 050 мм (сталь ВНС-63-Ш). Часть прутков ковали на сутунки, прокатывали на листы толщиной 16 и 3 мм. Лист толщиной 3 мм резали на заготовки для исследования стойкости к образованию горячих трещин и на «лапшу» для сварки. На заготовках толщиной 16 мм механически обрабатывали кромки под сварку (U-образная разделка), сваривали с использованием источника питания сварочной дуги Precision TIG 375 ручной аргоно-дуговой сваркой с присадочными материалами для исследования механических свойств, коррозионной стойкости и структуры. В качестве присадочных материалов для сварки стали ВНС-63-Ш использовали «лапшу» из основного материала [5-9], для стали ВНС-72 выбраны промышленные сварочные проволоки марок Св-06Х13Н6М4К8Б (ЭК43), Св-08Х14Н7КВМ и Св-09Х14Н8М2 (ЭП509), а также «лапша» из стали марки 15Х15Н4ГАМ (ВНС-72). Ручная аргоно-дуговая сварка стали ВНС-73-Ш осуществлялась с присадочным материалом марки 08Х14Н7КВМ. Электронно-лучевая сварка стали ВНС-73-Ш проводилась на установке ЭЛУ-20М, оснащенной системой программного управления основными параметрами сварки и энергетическим блоком SEO Tech 60/30 с мощностью 30 кВт при ускоряющем напряжении 60 кВ.

Испытания на стойкость к образованию горячих трещин проводили по методике ЛТП1-6, при которой деформация образцов в процессе сварки производится растяжением металла шва. В качестве критерия используется максимальная (критическая) скорость деформации VKp, при которой в образце не образуется трещина [10-16].

Результаты и обсуждение

Исследованы свариваемость стали ВНС-63-Ш применительно к изготовлению элементов легких опор, свойства сварных соединений при температурах -55, +20 и +300°С, проведены испытания на многоцикловую усталость (МнЦУ) сварных образцов после полной термообработки при температурах 20 и 300°С и термообработ-ки+цементации при температуре 300°С на базе 210 циклов.

По результатам испытания на МнЦУ на базе 2 107 циклов определены средние значения пределов выносливости сварных образцов при различных температурах

а Г =500 МПа, а 3°° =400 МПа (сварка+термообработка), а 3°° =440 МПа (свар-ка+термообработка+цементация).

При проведении исследований сварных образцов из стали ВНС-63-Ш получены следующие механические свойства сварных соединений:

- ав20с;=1505 МПа (ав2°°в =0,96ав20° ), KCUB2°°B=320 Дж/см2;

- аГ =1225 МПа (а™ =0,9 а3°° );

- а;5С5; =1595 МПа (а^ =0,99аf ), KCU^ =137 Дж/смв

Сварные соединения показали удовлетворительный уровень критической скорости деформации в процессе сварки стали ВНС-63-Ш в отожженом состоянии без присадочного материала - VKp=5,2 мм/мин.

Исследования структуры сварных соединений из стали ВНС-63-Ш показали, что микроструктура сварного шва отличается неоднородностью, в сварном шве зерно гораздо мельче, чем в околошовной зоне, термическая обработка существенно выравнивает структуру, но границы крупных зерен в зоне термического влияния сохраняются. Длительный нагрев при цементации приводит к некоторому росту зерна в середине сварного шва и выявляет границы крупных зерен в зоне термического влияния. Такая структура склонна к трещинообразованию (рис. 1). В связи с этим целесообразно за-

щищать от цементации зону сварного шва гальваническим никелем или медью толщиной от 30 до 60 мкм.

500 мкм

Сердцевина сварного шва после цементации и термической обработки

х500 х100

Цементованный слой сварных образцов

Рис.1. Микроструктура сварного шва стали ВНС-63-Ш

Испытания на стойкость к образованию горячих трещин сварных соединений из стали ВНС-72 в отожженом состоянии показали высокий уровень критической скорости деформации в процессе сварки с присадками:

Присадка Укр, мм/мин

Св-06Х13Н6М4К8Б (ЭК43)...................................7,2

Св-08Х14Н7КВМ...........................................6,8

Св-09Х14Н8М2 (ЭП509)..................................... 6,2

15Х15Н4АМ (ВНС-72).......................................6,2.

Ручную аргоно-дуговую сварку стали ВНС-72 осуществляли с промышленными присадочными материалами по различным технологическим вариантам сварки с присадкой из стали ВНС-72:

- послойное охлаждение в процессе сварки, имитирующее перерывы в работе;

- заполнение сварного шва с меньшим количеством слоев (4-5 слоев) и повышенным значением сварочного тока;

- подварка зоны сварного шва после механической разделки до половины высоты шва.

Сварные образцы термически обрабатывали по режиму основного материала: закалка+обработка холодом+низкий отпуск.

Испытания на растяжение при комнатной температуре сварных образцов из стали ВНС-72, выполненных с промышленными присадками марок 07Х14Н7КВМ, 06Х13Н6М4К8Б (ЭК43) и 09Х14Н8М2 (ЭП509), показали средние значения кратковременной прочности овсв=1135-1289 МПа (0,67-0,76ав). Применение присадки из стали ВНС-72, в том числе с подваркой по шву, позволило получить более высокую прочность сварных соединений - ов.Св=1476-1508 МПа (0,87-0,89ав). При сварке присадкой ВНС-72 с послойным охлаждением прочность снижается на 15%. Местом разрушения образцов при растяжении независимо от присадочного материала являлась зона сварного шва. Разрушенные образцы имели вязкие изломы.

Испытания на ударный изгиб сварных образцов с острым надрезом при комнатной температуре с вышеуказанными присадками показали высокие значения ударной

вязкости - КСУщ°в =55-122 Дж/см2. Испытания при температуре -70°С выявили снижение значений ударной вязкости по сравнению со значениями, полученными при +20°С -КСУШ™ =39-106 Дж/см2. Низкие значения ударной вязкости имеют место при использовании присадки из основного материала - стали ВНС-72. Разрушенные образцы после испытаний на ударный изгиб как при +20°С, так и при -70°С имели вязкие изломы с широкими боковыми участками среза.

Исследования структуры сварных соединений из стали ВНС-72 показали, что структура сварных швов после сварки без упрочняющей термообработки - аустенито-мартенситная. Количество мартенситной составляющей увеличивается при повышении содержания углерода в присадочном материале (рис. 2). В зоне подварки не выявлены дефекты в виде несплавления, трещин, выделений по границам кристаллитов; структура достаточно однородная, дисперсная. После упрочняющей термообработки структура сварных швов мартенситная с некоторым количеством аустенита. В нижней части сварных швов в состоянии без термической обработки при использовании присадки из стали ВНС-72 наблюдаются выделения карбидов по границам кристаллитов вследствие нагрева нижележащих слоев при сварке последующих. После термической обработки выделения отсутствуют. Структура околошовной зоны сварных швов без термической обработки разнозернистая, без дефектов в виде пор, трещин, оплавления зерен. После упрочняющей термообработки структура околошовной зоны дисперсная, однородная.

Ручную аргоно-дуговую сварку стали ВНС-73-Ш осуществляли в термически упрочненном состоянии с присадочным материалом марки 08Х14Н7КВМ. Исследования механических свойств сварных соединений показали, что среднее значение прочности сварных соединений без отпуска - о2°в=П93 МПа (0,8ав). Разрушение образцов происходит по сварному шву. Исследования ударной вязкости по зонам сварных соединений показали, что значения показателя максимальны в зоне металла шва

70° 2

(КСУ- =68 Дж/см ), а в зоне сплавления и в зоне карбидной сетки ударная вязкость в

-70° 2

2 раза ниже, чем в шве (КСУ =31-35 Дж/см ). Изломы ударных образцов по зоне шва

вязкие с большими участками среза, по зоне сплавления и карбидной сетке изломы менее вязкие, с большой зоной отрыва.

Присадка Св-06Х14Н8М2 (ЭП509) Присадка ВНС-72

Рис. 2. Микроструктуры (*200) сварных швов стали ВНС-72 без термической обработки с различными присадками

Проведение отпуска после сварки приводит к снижению уровня прочности до зна-

70° 2

чения 0,78ав и, соответственно, к повышению ударной вязкости шва (КСУ =83 Дж/см )

-70° 2

и зоны сплавления (КСУ =45 Дж/см ). В зоне выпадения карбидов ударная вязкость не изменяется. Участки среза в изломах ударных образцов по зоне шва и по линии сплавления увеличиваются, по карбидной сетке изломы не изменяются.

Исследования прочности сварных соединений стали ВНС-73-Ш, выполненных электронно-лучевой сваркой, показали более высокий уровень данного показателя (по сравнению с аргоно-дуговой сваркой) как при варианте сварки в термически упрочненном состоянии (ов20св =1420-1423 МПа, коэффициент ослабления сваркой К=0,95 без отпуска после сварки и с отпуском при 200°С), так и при варианте с упрочняющей термической обработкой после сварки (о2°в =1487 МПа, К=0,99).

Ударная вязкость по всем зонам сварных соединений, выполненных в термиче-

-70° 2

ски упрочненном состоянии без отпуска после сварки (КСУ =24-29 Дж/см ), равна ударной вязкости сварных соединений с упрочняющей термической обработкой после сварки (КСУ-70°=27 Дж/см2).

Отпуск сварных соединений, выполненных в термически упрочненном состоянии,

-70° 2

способствует повышению уровня ударной вязкости на -25% (КСУ"" =32-36 Дж/см2) -см. таблицу. Преимущественный характер разрушения - отрывом.

Механические свойства* сварных соединений стали В 1С-73-Ш, выполненных ЭЛС

Технологический вариант ав20с;, МПа К** Ударная вязкость КСУ -70°, Дж/см2

в шве в зоне сплавления в карбидной сетке

Сварка с последующей упрочняющей 1480-1490 0,99 20-34 - -

термообработкой 1487 27

Сварка стали в термически упрочненном

состоянии:

- без отпуска после сварки 1420-1430 0,95 25-29 21-25 24-32

1423 27 24 29

- с отпуском после сварки 1410-1430 0,95 31-39 31-43 32-33

1420 35 36 32

* В числителе - минимальные и максимальные значения, в знаменателе - средние. ** Коэффициент ослабления сваркой К=ов св/ов (ав=1500 МПа).

Исследовали структуру сварных соединений высокопрочной коррозионностой-кой стали ВНС-73-Ш, выполненных:

- электронно-лучевой сваркой (ЭЛС) в термически упрочненном состоянии без последующей термической обработки;

- электронно-лучевой сваркой с последующей термической обработкой;

- ручной аргоно-дуговой сваркой (АрДЭС) в термически упрочненном состоянии с присадкой 08Х14Н7КВМ без последующей термической обработки.

Дефекты в виде пор, трещин, несплавлений и т. д. не обнаружены.

Согласно структурной диаграмме Шеффлера структура сварных швов - аусте-нито-мартенситная. В зависимости от метода сварки и термической обработки количество мартенсита и аустенита может быть различным. Наибольшее количество мартенсита имеет место при ЭЛС стали с последующей термической обработкой, меньшее -при ЭЛС в термически упрочненном состоянии, наименьшее - при АрДЭС стали в термически упрочненном состоянии с присадкой 08Х14Н7КВМ.

Микроструктура сварных швов, выполненных ЭЛС, - дисперсная, боковые дендриты смыкаются в центре (рис. 3, а). Структура сварного шва, выполненного АрДЭС, - более крупная, наблюдается прорастание кристаллитов через слои кристаллизации (рис. 3, б).

Зона термического влияния хромоникелевых сталей при сварке без последующей термической обработки имеет сложное строение. Участки, примыкающие к сварному шву, нагреваемые от температуры плавления до 1100°С, находятся в аустенито-мартенситном состоянии, при котором возможно растворение или коагуляция карбидов, что может привести к разупрочнению соединения. Имеется зона с оплавленными зернами как при аргоно-дуговой, так и при электронно-лучевой сварке, что может вызвать охрупчивание этого участка (рис. 3, в, г).

При более низких температурах нагрева происходит образование карбидов в виде сетки по всей толщине сварного соединения на некотором расстоянии от линии сплавления, что может повысить твердость металла в этой зоне (рис. 1, д).

Термическая обработка выравнивает структуру по зонам сварного соединения, оплавленные зерна на линии сплавления и карбидная сетка в околошовной зоне отсутствуют.

Исследовали распределение микротвердости по зонам сварных соединений стали ВНС-73-Ш, выполненных АрДЭС. Установлено, что значения твердости металла шва при сварке термически упрочненной стали без последующей термообработки методом АрДЭС составляет 390-395 НУ, при ЭЛС: 420 НУ. Структура указанных зон -аустенито-мартенситная с различным соотношением аустенита и мартенсита. Наиболее высокие значения твердости металла шва, равные твердости основного металла

(450-480 НУ), соответствуют значениям для сварных соединений, выполненных ЭЛС с последующей упрочняющей термической обработкой, выравнивающей структуру всех зон соединения; структура - аустенито-мартенситная.

ЭЛС

а)

АрДЭС б)

г.

жт

Центр сварного шва

- -Г'

'- г; : я

тКЬ®

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-

ж

/V *

^ц, .-.-И

Зона сплавления

Зона выпадения карбидов

Рис. 3. Микроструктура (а-г - *200; д - *500) зон сварного соединения стали ВНС-73-Ш, выполненного в термически упрочненном состоянии без последующей термической обработки

Зоны термического влияния сварных соединений, выполненных в термически упрочненном состоянии, имеют некоторые повышенные и пониженные значения твердости, соответствующие структурным изменениям при сварочном нагреве основного

материала. В околошовной зоне на расстоянии 3-5 мм от линии сплавления наблюдается повышение твердости вследствие образования мартенситной структуры с выделениями карбидов по границам зерен. Далее твердость изменяется до уровня основного металла (450-470 НУ). Отпуск при температуре 200°С сварных соединений, выполненных на термоупрочненной стали, обуславливает некоторое снижение твердости.

Заключения

1. Проведены исследования партии сварных образцов из стали ВНС-63-Ш. Получены следующие механические свойства сварных соединений:

- 020 =1505 МПа (ов2°;в =0,9602°), ^1=320 Дж/см2;

- о™ =1225 МПа (оГ =0,9 оГ );

- о ;5С5В° =1595 МПа (о ;5С5В° =0,99 о ;55°), КСи;5с5в° =137 Дж/см2.

По результатам испытания на МнЦУ на базе 2 10 циклов определены средние значения пределов выносливости сварных образцов при различных температурах

о.210° =500 МПа, о?Г° =400 МПа (сварка+термообработка), о?Г° =440 МПа (свар-ка+термообработка+цементация).

2. Исследования структуры сварных соединений из стали ВНС-63-Ш показали, что микроструктура сварного шва отличается неоднородностью, в сварном шве зерно гораздо мельче, чем в околошовной зоне, термическая обработка существенно выравнивает структуру, но границы крупных зерен в зоне термического влияния сохраняются.

3. Длительный нагрев при цементации приводит к некоторому росту зерна в сердцевине сварного шва и выявляет границы крупных зерен в зоне термического влияния. Такая структура склонна к трещинообразованию. В связи с этим целесообразно защищать от цементации зону сварного шва гальваническим никелем или медью толщиной от 30 до 60 мкм.

4. Аргоно-дуговая сварка с промышленными сварочными проволоками с содержанием углерода 0,06-0,09% позволяет получить сварные соединения с прочностью (0,67-0,76)ав.

5. Аргоно-дуговая сварка с присадкой из стали ВНС-72 позволяет получить сварные соединения с прочностью (0,82-0,89) о;;0 , в том числе с подваркой по зоне шва, с удовлетворительной ударной вязкостью и высокой коррозионной стойкостью.

6. Исследования механических свойств сварных соединений стали ВНС-73-Ш показали, что среднее значение прочности сварных соединений без отпуска -о^ =1193 МПа (0,8ав). Разрушение образцов происходит по сварному шву. Исследования ударной вязкости по зонам сварных соединений показали, что значения показателя

70° 2

максимальны в зоне металла шва (КСУ' =68 Дж/см ), а в зоне сплавления и в зоне карбидной сетки ударная вязкость в 2 раза ниже, чем в шве (КСУ-70 =31-35 Дж/см2), отпуск после сварки приводит к снижению уровня прочности до значения 0,78ав и, соответственно - к повышению ударной вязкости шва (КСУ'70 =83 Дж/см2) и зоны сплавления

-70° 2

(КСУ =45 Дж/см ). В зоне выпадения карбидов ударная вязкость не изменяется. Участки среза в изломах ударных образцов по зоне шва и по линии сплавления увеличиваются, по карбидной сетке изломы не изменяются.

7. Исследования прочности сварных соединений стали ВНС-73-Ш, выполненных электронно-лучевой сваркой, показали более высокий уровень данного показателя по сравнению с аргоно-дуговой сваркой как при варианте сварки в термически упрочненном состоянии (о20в =1420-1423 МПа, К=0,95 без отпуска после сварки и с отпуском

200°С), так и при варианте с упрочняющей термической обработкой после сварки ( ов.0в =1487 МПа, K=0,99).

ЛИТЕРАТУРА

1. Каблов E.H. Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период

до 2030 года //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 7-17.

2. Каблов E.H. Современные материалы - основа инновационной модернизации России //Металлы Евра-

зии. 2012. №3. С. 10-15.

3. Панин В.Е., Каблов E.H., Плешанов B.C. и др. Влияние ультразвуковой ударной обработки на структу-

ру и сопротивление усталости сварных соединений высокопрочной стали ВКС-12 //Физическая мезо-механика. 2006. Т. 9. №2. С. 85-96.

4. Каблов E.H. Шестой технологический уклад //Наука и жизнь. 2010. №4. С. 2-7.

5. Тонышева O.A., Вознесенская Н.М., Шалькевич А.Б., Петраков А.Ф. Исследование влияния высокотемпературной термомеханической обработки на структуру, технологические, механические и коррозионные свойства высокопрочной коррозионностойкой стали переходного класса с повышенным содержанием азота //Авиационные материалы и технологии. 2012. №3. С. 31-36.

6. Орлов М.Р., Оспенникова О.Г., Громов В.И. Развитие механизмов водородной и бейнитной хрупкости

конструкционной стали в процессе эксплуатации крупногабаритных конструкций //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 88-93.

7. Тонышева O.A., Вознесенская Н.М. Перспективные высокопрочные коррозионностойкие стали, леги-

рованные азотом (сравнительный анализ) //Авиационные материалы и технологии. 2014. №3. С. 27-32.

8. Лукин В.И., Банас И.П., Ковальчук В.Г., Голев Е.В. Аргоно-дуговая сварка высокопрочной цементуе-

мой стали ВНС-63 //Труды ВИАМ. 2013. №8. Ст. 01 (viam-works.ru).

9. Жуков A.A., Навоев А.П. Определение модуля упругости цементованного слоя //Упрочняющие техно-

логии и покрытия. 2012. №5. С. 37-40.

10. Тарасенко Л.В., Пахомова С.А., Унчикова М.В., Герасимов С.А. Материаловедение. М.: ИНФРА-М. 2012. 474 с.

11. Лукин В.И., Вознесенская Н.М., Ковальчук В.Г. и др. Сварка высокопрочной коррозионно-стойкой стали ВНС-72 //Сварочное производство. 2012. №10. С. 31-35.

12. Подшипниковая сталь: пат. №2452790 Рос. Федерация; заявл.16.06.2012; опубл.10.06.2012.

13. Матюнин В.М. Металловедение в теплоэнергетике: Учебное пособие. М.: Издательский дом МЭИ. 2008. 328 с.

14. Лащенко Г.И. Тенденция развития технологий сварочного производства //Сварщик. 2011. №6. С. 6-11.

15. Миддельдорф К., Хофе Фон Д. Тенденции развития технологий соединения материалов //Автоматическая сварка. 2008. №11. С. 37-48.

16. Шмотин Ю.Н., Старков Р.Ю., Данилов Д.В., Оспенникова О.Г., Ломберг Б.С. Новые материалы для перспективного двигателя ОАО «НПО „САТУРН"» //Авиационные материалы и технологии. 2012. №2. С. 6-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.