не все в порядке. Практически все российское научно-педагогическое сообщество высказало недовольство относительно изменений некоторых образовательных стандартов, в частности относительного нового Закона «Об образовании». Таким образом, в той сфере, которая наряду с правоохранительными структурами призвана противостоять экстремизму, наблюдаются серьезные проблемы, поэтому, на наш взгляд, чтобы решить проблему молодежного экстремизма, необходимо серьезно реформировать не толь-
ко систему МВД, но и всю современную систему образования. Все государственные решения должны быть в первую очередь направлены на повышение престижа работы в системе образования и, как следствие, на повышение требований к педагогам разных уровней. Вообще, развитие социального института образования, совершенствование (а не деградация, как это происходит сейчас) его структурных подразделений — основной метод борьбы с молодежным экстремизмом.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Вступительное слово на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел : б февраля 2009 года, Москва // Президент России : офиц. сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.archive.kremlin.ru/text/appears/2009/02/212563.shtml. — Загл. с экрана.
2. Горбунов А. Экстремизм и особенности его проявления в отечественной политической теории и практике / А. Горбунов, Б. Кретов // Вестн. Рос. нации. — 2010. — № 4 — 5. — С. 259 — 283.
3. Криминология : учебник / ред. В. Н. Бурлаков, В. П. Сальников. — СПб. : МВД России. - 1998. - С. 576.
4. Левикова С. И. Молодежная субкультура / С. И. Левикова. — М. : ФИАР-ПРЕСС, 2004. - 608 с.
5. Распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1716-р «Об утверждении Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации» // Собрание законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 52 (Ч. III). - Ст. 5622.
Поступила 13.07.11.
СВАДЕБНАЯ ОБРЯДНОСТЬ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ РАКУРСЕ
В. М. Сидоркина, Е. М. Голованова
В статье раскрываются сущность и роль свадебной обрядности в современном обществе и отношение к ней молодежи.
Обряды и ритуалы в современном обществе имеют хотя и меньшее по сравнению с предшествующими (включая и социалистический) периодами истории, но немаловажное значение. Однако в современной социологии нет исследований, посвященных этому феномену. Традиционно эти проблемы рассматриваются в ракурсе философских и культурологических подходов [1—2; 4], где главной проблемой выступает смысловое, архетипическое содержание самих обрядов,
но вне исследовательского поля остаются вопросы их роли в современном обществе и восприятия их современниками, особенно молодежью, которой в этих обрядах отводится главная роль.
В. И. Даль понятие «обряд» определяет как введенный законом или обычаем порядок в чем-либо. В современной научной литературе это определение варьируется в зависимости от контекста и парадигмальной потребности. В частности, одно из последних и
© В. М. Сидоркина, Е. М. Голованова, 2011
Серия «Социологические науки»-
253
достаточно удачных определений трактует его следующим образом: «Обряд — это совокупность условных, традиционных действий, способ передачи в символической форме определенных социальных отношений, совместное проявление переживаний людей» [3, с. 14]. Они делятся на церков-| ные, праздничные и бытовые, но все обладают мощной энергетикой воздействия на эмоциональное состояние людей, на психику. Яркая и выразительная символика, эстетические элементы, настроенность на один общий характер переживаний, делает обряды непреходящей ценностью, сохраняемой и развиваемой одновременно.
Обряды представляют собой значимую часть культуры общества, так как выполняют определенные, необходимые для существования народа социальные функции. Во-первых, обряды выступают связующим звеном в культурно-исторической связи поколений, преемственности опыта. Во-вторых, они являются действенным механизмом социального регулирования, установления групповой солидарности. Также это эффективная форма усвоения этнических ценностей и норм, этносоциальной идентификации, так как обряды всегда имеют определенную этническую окраску. Более того, значительная часть бытовых и праздничных обрядов имеет еще и локальный местный колорит.
Свадьба — один из праздничных обрядов. Современная свадебная обрядность имеет эклектический характер. В ней сосуществуют элементы традиционной русской (и не только русской: часто встречающийся ведущий-тамада — образ из кавказской традиции, бывают и вкрапления мордовских, татарских традиций) свадебной обрядности, советские наслоения, постоянно вводятся новые фрагменты. Из традиционных осталась трехчастная структура: досвадебный, свадебный и послесвадебный этапы. Досвадебный элемент обряда потерял и этическую, и символическую, и эстетически-игровую составляющие. Вместо ритуалов традиционного сватовства между родственниками молодых идет преимущественно деловой разговор. Поскольку таких встреч несколько, иногда их слегка приближают к традиции, называя «сговор», «запой», «помолвка», особенно если активную роль в этих мероприятиях играют родственники из деревни, еще помнящие смысл и форму этих элементов обряда. Второй, собственно свадебный, этап отличается многообразием элементов. Из традиционных можно назвать «выкуп невесты»; обсыпание молодых, выходящих из загса, зерном или монетами; использование
для проезда молодых конной упряжки, обыгрывание каравая хлеба и др. Из советских времен — посещение Вечного огня и других исторических памятных мест, ритуалы, производимые в загсе, поздравления и напутственные документы, которые вручают в некоторых городах. К новейшим элементам можно отнести фейерверки и разнообразные игры, состязания, шоу, предлагаемые организаторами свадеб. Разумеется, это неполный перечень мероприятий и ритуалов, тем более что отдельные элементы неустойчивы и присутствуют не на всех свадьбах. Третий этап — послесвадебный — это второй день. В свадьбах, насыщенных ритуалами, он является самым обрядовым. Наиболее часто используемыми элементами выступают «поиски ярочки» и проход ряженых. Все элементы свадебного обряда, как идущие из глубины веков, так и создаваемые современными институтами (государственные органы, институт организаторов обрядовых церемоний) насыщены смыслами и символами. Но сложность и глубина этих смыслов уже не воспринимается современной молодежью в полном объеме.
В марте-апреле 2011 г. было проведено комплексное исследование, включающее экспертный и пилотажный опросы студентов трех факультетов (выборочная совокупность = 100) Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. В качестве экспертов (16 чел.) выступали профессиональные организаторы свадеб, срок работы которых в этой сфере составлял не менее трех лет. Исследование выявило ряд социальных аспектов свадебной обрядности и отношения к ней. Выяснилось, что готовый сценарий (иногда не один) свадебных мероприятий имеет каждый организатор, но нередко эти мероприятия охватывают ту часть, которая ограничивается банкетным залом начиная с встречи молодых после загса и до завершения банкета. Однако организаторы нередко подсказывают и другие элементы торжества, а иногда и участвуют в них. Сценарий согласовывается с заказчиками, причем как вступающие в брак, так и родители могут от чего-то отказаться или, наоборот, попросить включить что-то дополнительно. На вопрос: «Кто в этом выборе играет ведущую роль?» — эксперты единодушно ранжировали по степени убывания: родители невесты, родители жениха, невеста (редко), а жених, «как правило, относится к этим обрядам скептически».
Размышляя об изменениях, происшедших в проведении свадебного обряда, эксперты высказали следующие соображения.
254
ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | Л» 3
Теряется, а возможно, и совсем утрачено первоначальное значение различных элементов обряда. Причем это касается не только старинных обрядов, но и советских, например, посещения свадебным кортежем Вечного огня и других памятных мест. «Свадебные обряды потеряли свой смысл и стали лишь частью шоу-программы. Никто не задумывается об их первоначальном смысле», «сейчас на свадьбах преобладают различные клубные развлечения».
Это мнение подтверждают и результаты опроса студентов. Более 90 % из них холосты, но бывали хотя бы единожды на чьей-то свадьбе; 85 % опрошенных предполагают в будущем пройти этот обряд и в целом относятся к нему положительно. Что в этом обряде нравится? «Много интересного и разнообразного, весело, конкурсы разные». Больше всего мужской части студенчества нравится выкуп невесты, особенно если он интересно и многоэтапно организован: «Это та часть свадьбы, где можно импровизировать, показать изобретательность». Почти все студенты отметили как наиболее понравившийся ритуал регистрацию брака: «Волнительно, все почувствовали волнение». А среди особо не понравившихся — поздравления новобрачных гостями: «Длинно, скучно, одни говорят — остальные томятся, после 3—4-го поздравляющего вообще никто не слушает», длинные проезды, различные смешные конкурсы: «Конкурсы выставляют нередко в смешном виде, это не всем по вкусу». Итак, всем нравится именно ритуальная сторона бракосочетания: обмен кольцами, напутственные слова, подписи. Причем завораживает строгость, значимость этих ритуалов. Меньше или совсем не нравятся те элементы, которые снижают эмоциональную планку торжества.
«Свадьба — дорогое удовольствие», — отметил один из экспертов. Выяснилось, что влияние финансовой состовляющей на характер свадебного обряда заметно не столько в содержательной стороне, сколько в качественной. На богатой свадьбе дороже и стильнее одежда новобрачных, а иногда и других участников мероприятия. Дороже кольца, разнообразнее праздничное меню, длиннее и красивее свадебный кортеж, красивее фейерверк. Общий сценарий торжества включает почти тот же набор мероприятий. Безусловно, это усредненный образ, и индивидуальные предпочтения могут быть различными при разных финансовых возможностях.
Ни один эксперт не вспомнил безалкогольную свадьбу. При этом 65 % респонден-
тов считают, что без алкоголя на свадьбе «будет скучно... не обязательно напиваться, немного выпив, чувствуешь себя свободнее, легче общаться». Противниками спиртного на свадьое являются 5 % опрошенных, 30 % не определились: «Подожду, когда надо будет решать по поводу своей свадьбы».
Эксперты отметили еще одну наметившуюся тенденцию. Уже с конца 1990-х гг. стала расти доля молодых людей, ограничивающихся сокращенным, включающим только необходимые мероприятия, ритуалом в загсе и скромным застольем только с близкими родственниками либо отказывающихся от застолья. Причем это связано не только с финансовыми проблемами. Основной мотив такого подхода к свадебному торжеству: «А кому и зачем нужно это бессмысленное мотовство? Нам не нужно. Оно ничего не добавляет к сути акта бракосочетания, но требует огромных затрат денег, времени, сил. Лучше распорядиться всем этим с большей;; пользой». По мнению экспертов, раньше такую позицию имели преимущественно те, кто вступал в брак после 30 лет, даже если этот брак был первым. Сказывались уже некоторый жизненный опыт и меньшая зависимость от родителей, которые, как правило, выступают главными инициаторами пышных свадеб.
В настоящее время растет число таких свадеб, инициированных и 20 — 25-летними молодыми людьми. Это подтвердил и опрос студентов. Многолюдные и продолжительные свадьбы импонируют 72 % студентов, непродолжительное свадебное застолье в кругу семьи поддержали 12 %. Зато 16 % респондентов хотели бы видеть собственную свадьбу необычной, нетрадиционной. Определенную роль в формировании такого рода предпочтений сыграли массмедиа, показывая варианты свадеб под куполом парашюта, в аквалангах, на мотоциклах и т. д. Возможно, сказались и возраст респондентов (21—23 года), тяга к романтичному, необычному. В Саранске уже проводились подобные свадьбы. Как правило, они организуются сторонниками какого-либо спортивного увлечения — страйкбола, байка и др. Церемония бракосочетания без отрыва от любимого спорта, в кругу единомышленников представляется естественной. Ритуальная сторона таких свадеб строится на импровизации и далека от каких-либо традиций.
Таким образом, свадебная обрядность в современном обществе трансформируется. После распада советского строя были утрачены многие атрибуты свадьбы, с ним связанные: безалкогольные свадьбы, чествова-
Серия 4Социологические науки»
255
ние в трудовых коллективах, поздравления известных, почетных граждан. Зато все больше и больше тех, кто сочетает свадьбу с венчанием в церкви. Постепенно слабеют и и трансформируются национальные традиции. Теряют смысл и изменяются старинные народные ритуалы. На их основе организаторы свадеб пытаются создавать новые элементы свадебного обряда. У этой трансформации серьезные причины, воплощенные в демократизации и большей свободе нравов, обессмысливающей подчеркивание, напри-
мер, «невинности» невесты или ее переход в семью мужа; в растущем рационализме населения; многовариантности форм и сценариев , являющихся следствием информационного потока, и др. Исследование показало, что свадебная обрядность востребована, что в ее элементах, ритуалах вступающие в брак и их родственники видят символы благополучия и стабильности молодой семьи, но наряду с серьезным и значимым большую роль играет праздничный, развлекательный характер свадебных мероприятий.
БИБЛИОГРАФИЧЕСИЙ СПИСОК
1. Байбурин А. К. Ритуал : между биологическим и социальным / А. К. Байбурин. — СПб.: Наука, 1992. - 126 с.
2. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов / А. К. Байбурин. — СПб. : Наука, 1993. — 237 с.
3. Гостиев К. И. Народные традиции и обычаи осетин. Пути их совершенствования : монография. — 2-е изд., перераб. и доп. / К. И. Гостиев. — Владикавказ : Изд-во ФГОУ В ПО «Горский госагроуниверситет», 2010. — 160 с.
4. Ионин Л. Г. Социология культуры / Л. Г. Ионин. — М. : Логос, 1998. — 280 с.
Поступила 13.07.11.
ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОГО ОТЦА У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Н. А. Вишнякова, Н. А. Помелова
В данной статье подведены итоги исследования образа современного идеального отца в сознании студенческой молодежи. Сделаны выводы о том, какими качествами и чертами характера должен обладать мужчина, чтобы в глазах общества быть идеальным отцом.
На протяжении столетий люди не устают обсуждать и определять роль и место мужчины и женщины в человеческом обществе. Сложившийся к XIX в. патриархат был заметно разрушен в XX в. различными феминистическими движениями. Отцы хотели быть отцами, воплощающими себя в детях, но не могли. Это привело к тому, что сегодня в значительной мере занижено значение отца в доме и в обществе [1]. Многие зарубежные и отечественные исследования убедительно показывают доминирующее материнское влияние на детей. Иными словами, по-прежнему актуален тезис М. Мид: «Отец —
это биологическая необходимость, но социальная случайность» [Цит. по: 4, с. 83]. На наш взгляд, роль отца в семье и в нашем обществе является слишком важной, чтобы не обращать внимания на проблему отцовства, которая является неотъемлемой частью общей проблемы института семьи в России. Формирование образов идеальной семьи, отца и матери происходит у человека по мере взросления. Под образом идеального отца мы будем понимать формируемое сознанием человека представление об образце личных качеств, способностей мужчины, у которого есть дети, наиболее совершенное выпол-
© Н. А. Вишнякова, Н. А. Помелова, 2011
ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | 3