Научная статья на тему 'Суверенность психологического пространства и гендерная идентичность подростков'

Суверенность психологического пространства и гендерная идентичность подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
662
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУВЕРЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГЕНДЕР / ПОДРОСТОК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Олейникова Екатерина Юрьевна

В статье рассматриваются понятия «суверенность психологического пространства», «гендерная идентичность» и их основные характеристики. Приведены результаты эмпирического исследования суверенности психологического пространства и гендерной идентичности подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Суверенность психологического пространства и гендерная идентичность подростков»

СУВЕРЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА И ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПОДРОСТКОВ Олейникова Е.Ю.

Олейникова Екатерина Юрьевна — магистрант, направление: психологическое консультирование, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул

Аннотация: в статье рассматриваются понятия «суверенность психологического пространства», «гендерная идентичность» и их основные характеристики. Приведены результаты эмпирического исследования суверенности психологического пространства и гендерной идентичности подростков.

Ключевые слова: суверенность психологического пространства, гендерная идентичность, гендер, подросток.

Современному человеку необходимо умение успешно адаптироваться в изменяющихся условиях. На наш взгляд, важными условиями успешной адаптации, сохранения личного и социального благополучия являются такие характеристики личности как суверенность психологического пространства и гендерная идентичность.

Опираясь на теорию С.К. Нартовой-Бочавер [3], мы понимаем под суверенностью психологического пространства - способность человека контролировать, защищать и развивать свое психологическое пространство, основанную на обобщенном опыте успешного автономного поведения. Суверенность психологического пространства состоит из шести измерений: физическое тело, территории, вещей, привычек, социальных связей, ценностей. Данный феномен проявляется на 4 уровнях [3,4]: сверхсуверенность (квазисуверенность) как явление сверхкомпенсации в ответ на избыточно депривационные воздействия извне; нормальная (умеренная) суверенность - это переживание субъектом аутентичности, уместности во времени и пространстве жизненных обстоятельств и причастности к ценностным основаниям своей жизни; депривированность означает, что проницаемость границ высока, человек способен следовать логике обстоятельств и воле других людей; травмированность (неподтвержденность) - это полное пренебрежение потребностями человека.

В свою очередь, Л.Н. Ожигова [4] под гендерной идентичностью понимает процесс и результат самосознания, рефлексии личности, связанной с осмыслением себя как представителя определенного биологического пола. Принадлежность к тому или иному гендеру проявляется на когнитивном (гендерное самосознание), эмоциональном (гендерная идентичность) и поведенческом (гендерные роли, особенности поведения) уровнях [1,5].

Актуальность темы исследования подчеркивает тот факт, что суверенность психологического пространства и гендерная идентичность окончательно формируются и наиболее ярко проявляются в подростковом возрасте. Именно поэтому, целью нашего исследования является изучение особенностей суверенности психологического пространства и гендерной идентичности у подростков.

Диагностический комплекс исследования состоит из опросника С.К. Нартовой-Бочавер «Суверенность психологического пространства»; методика С. Бем «Полоролевой опросник»; опросника Л. Н. Ожиговой «Я - женщина (мужчина)».

Выборку исследования составили 90 учащихся МБОУ «Гимназия №40» и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №53 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Барнаула в возрасте 13-15 лет.

В результате эмпирического исследования мы выяснили, что 73% испытуемых обладают сверхсуверенностью психологического пространства, это означает, что их личные границы отличается прочностью по отношению к внедрениям извне, они склонны активно их защищать. 16% испытуемых обладает квазисуверенностью психологического пространства, это свидетельствует о том, что они более, чем требует того ситуация, реагируют на внедрение в их психологическое пространство. Умеренным уровнем суверенности психологического пространства обладают 11% испытуемых, их реакция на внедрение в их личное пространство соответствует ситуации, способны адекватно контролировать, защищать и развивать свое психологическое пространство. Испытуемых с депривированным или травмированным уровнем суверенности психологического пространства не выявлено.

Анализ показателей по измерениям психологического пространства, который представлен в таблице 1, показал, что для испытуемых характерно проявлять сверхсуверенность в таких

измерениях как: суверенность ценностей (71%), суверенность социальных связей (70%), суверенность вещей (67%), суверенность привычек (63%), суверенность физического тела (57%). Значит, для данной выборки характерно: стойкое отстаивание свободы вкусов, интересов и мировоззрения; чрезвычайная важность права иметь друзей и знакомых, которых им хочется, но они могут не одобряться родителями; требование к неприкосновенности их личных вещей, собственности; устойчивое желание, чтобы их привычки, режим дня соблюдался ими, и возможно, им придерживались и окружающие; стремление к пониманию окружающими неприкосновенности их физического пространства (тела). Для 6% испытуемых характерно проявление квазисуверенности мира вещей, это означает, что данные подростки склонны чрезмерно, иногда неадекватно ситуации, требовать уважительного, неприкосновенного отношения к их личным вещам.

Таблица 1. Результаты по методике «Суверенность психологического пространства»: уровни суверенности в измерениях психологического пространства, общая выборка

Уровни суверенности Количество испытуемых, %

СФТ СТ СВ СП СС СЦ

Квазисуверенность 0 0 6 1 0 0

Сверхсуверенность 57 50 67 63 70 71

Умеренный уровень 43 50 27 36 30 29

Депривированность 0 0 0 0 0 0

Травмированность 0 0 0 0 0 0

Примечание: СФТ - суверенность физического тела; СТ - суверенность территории; СВ - суверенность мира вещей; СП - суверенность привычек; СС - суверенность социальных связей; СЦ - суверенность ценностей.

По результатам полоролевого опросника, можно сказать, что 86% испытуемых относятся к андрогинному типу - они, в зависимости от ситуации, склонны проявлять как традиционно женские, так и традиционно мужские качества. 8% испытуемых - фемининный тип, склонны проявлять традиционно женские качества и 6% - маскулинный тип - проявление традиционно мужских качеств.

Результаты опросника «Я - женщина (мужчина)» свидетельствуют о том, что 86% испытуемых слабо осознают свои гендерные характеристики, возможно, это связано с тем, что большая их часть андрогинны. 13% подростков, участвовавших в нашем исследовании, четко осознают гендерные характеристики и стереотипы, и всего лишь, 1% - считает, что они не подвержены гендерным стереотипам.

Таким образом, на основе полученных данных, можно сделать вывод, что большинству испытуемых свойственно проявление сверхсуверенности психологического пространства, особенно в суверенности ценностей, социальных связей, суверенности вещей, суверенности привычек, суверенности физического тела; также было выявлено характерное выражение квазисуверенности в мире вещей, что может означать компенсаторное повышение суверенности. В результате нашего исследования было определено, что для большинства подростков характерен андрогинный тип личности и слабое осознание своих гендерных характеристик. На основе этого можно заключить, что перспективами исследования могут быть - изучение причин сверхсуверенности психологического пространства, исследование гендерных представлений современных подростков.

Список литературы

1. Васюра С.А. Гендерная психология: учебное пособие / С.А. Васюра. Ижевск: Удмуртский университет, 2011. 156 С.

2. Нартова-Бочавер С.К. Психология суверенности: 10 лет спустя / С. К. Нартова-Бочавер. Москва: Смысл, 2017. 200 с.

3. Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии / С. К. Нартова-Бочавер. Санкт-Петербург: Питер, 2008. 400 с.

4. Ожигова Л.Н. Психология гендерной идентичности личности: монография / Л. Н. Ожигова. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2006. 275 с.

5. ОлейниковаЕ.Ю. К проблеме исследования гендерной идентичности / Е. Ю. Олейникова // Вопросы науки и образования. 2018. №8 (20). С. 176-178.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.