Научная статья на тему 'Сущностные изменения современного человека как основная причина культурноцивилизационного кризиса'

Сущностные изменения современного человека как основная причина культурноцивилизационного кризиса Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
382
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / КРИЗИС / ВЕЩЬ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ТЕХНИКА / ОБЛАДАНИЕ / БЫТИЕ / ПОДЛИННОСТЬ / КУЛЬТУРА / ЭТИКА / ЛИЧНОСТЬ / MAN / CRISIS / THING / MORAL VALUES / CIVILIZATION / TECHNICS / POSSESSION / EXISTENCE / GENUINENESS / CULTURE / ETHICS / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Розанова Анастасия Анатольевна

Кризис культуры является традиционной культурологической и философской темой. Во-первых, человеческому обществу как живой системе свойственны кризисные состояния. Они являются необходимыми условиями его развития. Во-вторых, человек является творением и творцом куль­туры и поэтому современные проблемы культуры и цивилизации связаны с негативными измене­ниями, происходящими в человеческой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culture crisis is a traditional culturological and philosophic theme. Firstly crisis states are characteristic to a human society like any live system. They are a necessary condition of its development. Secondly a man is a creation and a creator of culture. Therefore current problems of culture and civilization are connected with negative changes taking place in the essence of a man's personality.

Текст научной работы на тему «Сущностные изменения современного человека как основная причина культурноцивилизационного кризиса»

16. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Благовещенск: РИО БГК им. Бодуэна де Куртене, 1999. С. 44.

17. Перетц В.Н. Кукольный театр на Руси. Исторический очерк. М.: Самовар, 1991. С. 12—13, 81.

18. Московские ведомости. 1755. 19 марта. № 23; 30 апреля № 35; 11 мая № 38.

19. ПогоняйлоА.Г. Философия заводной игрушки или апология механицизма. СПб., 1998. С. 25.

20. Васильев Б. Взрослые игры // Культура. 1997. № 49.

21. Лотман Ю.М. Куклы в системе культуры // укарт. 1994. № 5. С. 53.

22. БодрийярЖ. Система вещей. М, 1995. С. 23.

23. БодринярЖ. Злой демон образов // Искусство кино. 1992. № 10. С. 69.

24. Образцов С.В. Моя профессия. М.: Искусство, 1981. С. 236.

26. Гсдымин А. Кукольных дел вселенная // Салон. 1996. С. 73—77, Уварова И. Их величества куклы // Красота. 1996. Сентябрь-октябрь. С. 28-30.

27. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.,1995. С. 168.

28. ШафранюкВ.А. Кукольное пространственно-временное искусство. М.: Стелс, 2001. С. 128.

29. Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. С. 269-322.

УДК 171

СУЩНОСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА КАК ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО КРИЗИСА

Розанова Анастасия Анатольевна, кандидат философских наук, доцент кафедры технологий в сервисе и туризме, [email protected],

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва

Culture crisis is a traditional culturological and philosophic theme. Firstly crisis states are characteristic to a human society like any live system. They are a necessary condition of its development. Secondly a man is a creation and a creator of culture. Therefore current problems of culture and civilization are connected with negative changes taking place in the essence of a man's personality.

Кризис культуры является традиционной культурологической и философской темой. Во-первых, человеческому обществу как живой системе свойственны кризисные состояния. Они являются необходимыми условиями его развития. Во-вторых, человек является творением и творцом культуры и поэтому современные проблемы культуры и цивилизации связаны с негативными изменениями, происходящими в человеческой личности.

Keywords: man, crisis, thing, moral values, civilization, technics, possession, existence, genuineness, culture, ethics, personality

Ключевые слова: человек, кризис, вещь, нравственные ценности, цивилизация, техника, обладание, бытие, подлинность, культура, этика, личность

С конца XIX века в философии и культурологии активно изучается тема кризиса культуры. Это связано с тем, что достижения материально-технического прогресса достигли небывалых высот, человек стал жить в большом комфорте и обладать большой массой вещей и технологий. Однако эти процессы привели к многочисленным проблемам: экологическим, политическим, социальным и культурным. Сейчас перед человечеством

встает вопрос не о дальнейшем процветании, а скорее, о выживании. Цивилизация стремится захватить и переработать все большее количество природного пространства. Изменениям подверглась не только окружающая среда, но и природа человека, его телесность, душевно-психические и духовные характеристики.

Изменение в сущности современного человека связано, в первую очередь, со смещением ценностных оснований. Современный человек

в большей степени стремится обладать, чем созидать и творить. Чтобы жить, необходимо обладать вещами — это нормальная функция человеческой жизни, которая, однако, не исчерпывает ее глубинной сущности1. Подлинное бытие, в понимании Э. Фромма [13, 14], есть способ полноценного существования, при котором человек не воспринимает обладание вещами в качестве главной цели и смысла своей жизни. Однако в настоящий момент мы наблюдаем, что именно обладание становится центральным модусом человеческой жизни. Мир воспринимается людьми по большей части как объект обладания. Обладание и бытие — суть потенциальные возможности человеческой природы, но биологическая потребность в самосохранении приводит к тому, что стремление к обладанию чаще берет верх и человек демонстрирует агрессию, которая выливается в экспансию по отношению к природному миру и к миру созданных им вещей.

Русский философ М.О. Гершензон [3] также считает, что разрушение природных объектов и извлечение из них необходимых свойств для создания вещей — это изначально присущее сущности человека свойство. В природе изначально заложено подобное разрушение и присвоение жизненных сил. Первоначальный и простейший вид такой разрушительной деятельности — питание, которое свойственно всему живому миру. Человек должен удовлетворять свои естественные потребности. В этом акте он переживает некоторое единение с «жертвою», взятой им в качестве удовлетворения своей потребности в пище. Это чувство особенно сильно в первобытном человеке, потому что он еще знает каждое создание как единственную и самобытную личность и испытывает сильнейшее чувство вины за убийство живого. Примером этому являются известные современной антропологии различные ритуалы «задабривания» и «извинения», присутствующие в первобытных общества. С ходом истории человек ставит между собой и природой посредника — орудие (свое собственное продолжение), разрушать и присваивать природные объекты

1 Этот вопрос требует самостоятельного рассмотрения, которое выходит за рамки нашей статьи, скажем только, что с точки зрения современных эволюционных теорий смыслы человеческого существования рассматриваются как вписанные в единый универсальный процесс космогенеза, антропогенеза. См., например, русский космизм: Ю. Федоров «Сумма антропологии», Н.Н. Моисеев «Универсальный эволюционизм» и др.

становится намного легче физически, и чувство вины переживается в гораздо меньшей степени. Особенность человеческого потребления заключается в том, что естественное чувство голода имеет свой предел — сытость, а современный человек утратил это чувство. Он хочет владеть миром. Возомнив себя «царем природы», человек утратил естественную и столь необходимую с ней связь, он отчуждается от мира, становится неспособным понять и принять его во всей полноте самоценных и самодостаточных сущностей.

В качестве обладающего и присваивающего человек создает цивилизацию, что способствует рождению нового человеческого существа. Это потребитель, стремящийся создать и присвоить как можно большее количество природных и сотворенных вещей. «Иметь» становится главной направленностью человеческой жизни. Человек полностью идентифицирует себя с тем, что имеет: «я есть то, чем я обладаю». Доминанта обладания распространяется и на человеческие отношения. В обществе потребителей люди начинают восприниматься как вещи, а их отношения друг с другом принимают характер купли-продажи. Люди — это такой же товар, как все остальное. Э. Фромм пишет: «Успех зависит от того, как человеку удается себя преподнести, насколько красива его «упаковка», насколько он «жизнерадостен», «здоров», «агрессивен», «честолюбив», он зависит от происхождения, от принадлежности к клубу. Успех зависит от того, как человек продает свою личность. Люди не имеют собственного «Я» — я такой, какой вам нужен» [13, с. 170].

Современный исследователь культуры А.М. Павленко понимает «бытие» и «обладание» как бытие подлинного, или естественного, и псевдобытие [11]. Естественное бытие — это союз равных сущностей творца и вещи, им созданной, их взаимодополнение и сосуществование. В естественном бытии раскрывается подлинность вещи, ее «тайна», которая заключается не в утилитарности, а в смысловом контексте и ценностной наполненности самого существования вещи, в ее «сотворенности». Человек в этом смысле мыслится не как обладатель, хозяин, а как «творец». В процессе создания вещи передается часть творческого потенциала человека, и она становится «наполненной», обогащенной человеческими ценностями. Гипертрофированное стремление к обладанию приводит к обладанию ча-

стичному, неполному, поскольку ограничено целью материальной, потребительской. Непризнание активности, самоценности за миром вещей в их подлинности приводит к тому, что вещи «закрываются» от человека, что делает не подлинным и неглубоким существование самого человека.

Неподлинность или закрытость вещи, или бытия — это неверное понимание или вообще непонимание глубинного значения не только вещи, но, в конечном счете, бытия в целом. А. Павленко пишет: «В основе цивилизации лежит обращение человека с вещью как с неподлинным. Вещь цивилизируется, огораживается. Угнетенность существования есть норма. Человек становится мерой всем вещам. Но, придав вещи собственную меру, «новый человек»2, (обладающий) выбирает в вещи не вещь ради нее самой, а ради самого себя и тем самым замыкает свой выбор не на вещи, а на себе самом. Сущность вещи укрывается от человека в забвении ее подлинности, ее собственного смысла. Не имея основы внутри себя, он компенсирует ее захватом все большего количества вещей, усиливая собственную «духовную разжиженность» [12, с. 58]. Такое взаимоотношение человека и вещи закрывает от человека и его собственную природу в качестве производящего вещь, в качестве ее творца. В погоне за иллюзорными благами цивилизации человек утрачивает способность и необходимость творить, а также воспринимать мир на «единой волне» гармонического союза с созданными им самим сущностями.

Мы являемся свидетелями и непосредственными участниками конца традиционного человека, того, кого мы привыкли называть личностью. В общем смысле личность — это живой человек со свойственной ему свободой и ответственностью. Известный культуролог В.А. Кутырев [6, 7, 8, 9] подчеркивает, что человек культуры, человек-личность сам определяет содержание своего поведения, он имеет возможность выбора, но соотносит его с заповедями религии, нормами морали, а потом и письменными законами. Он обладает сложным внутренним миром, тем, что принято называть душой, ее стремлением к высшему, «сверхопытному» — духом. Именно этот тип человека создал всю ту совокупность феноменов, которые мы привыкли называть «культурой»,

2 Новый человек в понимании автора есть характеристика человека с измененной ценностной ориентацией, это продукт цивилизации.

или духовной культурой. Однако современное состояние культуры все более четко обозначается как начало конца носителя культуры.

К началу XXI века появляется новая модификация «нового человека» — актор, в котором в качестве основания заложено целесообразное действие. По В.А. Кутыреву, актор — носитель рациональности как последовательного стремления к сознательно и заранее поставленной цели. Он «разумный эгоист», для которого чувства, общение, переживание теряют самостоятельную ценность. «Его жизнедеятельность постепенно редуцируется просто к деятельности, активность возбуждается не столько непосредственными его потребностями, сколько теми, что навязаны ему в социальных отношениях и восприняты умом. Если говорить в терминах этики, — это человек без ценностей» [7, с. 10]. Выражаясь современным языком, у этого человека элиминируется этическое измерение, превращая его в объект пиара, политтехноло-гий, психотехники и т. д.

По мнению В.А. Кутырева, наши перспективы выглядят следующим образом: XIX век говорит нам: «Бог умер! Да здравствует Человек!»; XX век утверждает: «Умер человек. Да здравствует наука!»; XXI век кричит: «Рождение нового сверхинтеллекта. Да здравствует Компьютер!». Далее В.А. Кутырев отмечает, что современному человеку уже не нужна естественная природа. Постепенно ему становится ненужным и социум, другие реальные люди, он их не понимает. Этому активно способствует возможность виртуального общения. Одиночество становится естественным состоянием современного человека. Создавая иллюзию «включенности» в другое бытие, по сути, он не нуждается ни в ком и сам никому не нужен. Человек удовлетворен своим сознанием. Часто это сочетается с прямым физическим вырождением: худосочие, атрофия органов восприятия, врожденные телесные дефекты. Человек разрушается как живое, чувствующее и любящее существо. Потребность в любви и заботе трансформируется в «отношения». Духовная составляющая («Бог в Другом» по Соловьеву, «Ты» по М. Буберу»), заменяется очищенной неприкрытой сексуальностью. Еще недавно говорили о формировании всесторонне развитого гармонического человека. Нынешний человек — это робот и животное.

Изменение внутреннего мира человека влияет на изменение и окружающего культур-

ного и природного пространства. Все это выражается в небывалой величине экологического и морального кризиса [8, 9].

По мнению Кутырева, природа в своем естественном «натуральном» виде уже почти погибла, она превратилась в окружающую среду. Ее остатки пытаются сохранить в парках и заповедниках. С уничтожением природы идет уничтожение жизни, а следовательно, и человека. Корень зла ищут в избыточном потреблении. Но он глубже — в избыточном производстве, которое само развивается и «задает» потребление. Мир техники становится «первичным», причиной, а мир человека — «вторичным», следствием. Создатель производства и продуктов производственной деятельности становится заложником своих творений.

Этот тезис подтверждает современный немецкий исследователь культуры Г. Йонас [16]. Техника и пространство, являясь порождением человека, привели его к искусственному отделению от природы. Окружающая среда заполнена человеческим «городом»: «Всякое благо или зло... остается внутри человеческого анклава и не касается природы вещей» [5, с. 8]. Можно сказать, что именно в «городе» создается целостная и единственная сфера человеческой ответственности. Поэтому все обращение с внечеловеческим миром за пределами «города» этически нейтрально: «Этическая значимость относилась к непосредственному обращению человека с человеком, включая его обращение с самим собой.» [5, с. 8].

Современный немецкий мыслитель указывает, что в состоянии окружающего мира, да и самого внутреннего мира человека, виноват изменившийся характер человеческой деятельности. Если в ранние века деятельность человека была более гуманна к природе, то нынешнее вмешательство в окружающий мир Г. Йонас называет насильственным и насилующим. Человек своим вторжением в природу меняет ее облик, истощает ресурсы, загрязняет ее. О ранимости природы никто не догадывался, пока она, «изнасилованная» человеком, не заявила о себе. «На основе этих реальных последствий, — пишет Г. Йонас, — и выявляется, что природа человеческой деятельности изменилась» [5, с. 12].

Поскольку судьба человеческой жизни зависит от состояния природы, это делает заинтересованность в сохранении природы заинтересованностью моральной. Здесь уга-

дываются известные антропоцентристские мотивы — сохранять природу не ради нее самой, но опять-таки ради человека, как собственной цели бытия, в котором так славно все устроено: природа для потребностей человека и отношение к ней диктуется этой целесообразностью и прагматизмом. Однако современные мыслители говорят о том, что человеку необходимо выйти за рамки антропоцентризма и соотносить свою деятельность с логикой подлинно универсальной этики. Осознание своих деяний и ответственность за них должны стать неотъемлемой частью жизни человека. Подчеркнем, что «обязанность знать» становится и собственной частью (!) этики, расширяющей свою контролирующую, ценно стно - ориентирую -щую регулятивную функцию.

Катастрофические последствия техногенной деятельности вынуждают пересмотреть характер прежней нравственной ответственности. Напомним, что всегда имеет место разрыв между «должным» и «сущим», а также между нравственными абсолютами, высшими ценностями, существующими как идеальные абстракции «должного», и реальными нормами морали, ориентированными на «ближнего», на конкретно-исторические реалии, в том числе и технические. Прежняя этика как универсальный регулятор человеческих взаимоотношений сохраняет значение предписаний справедливости, милосердия, честности по отношению и к ближнему, и к дальнему. Но «изменившийся характер и масштаб деятельности» меняет человеческие отношения, рождая на фоне могущества ощущение слабости и беззащитности перед собственными созданиями. И природный мир оказался, по сути, беззащитным перед напором техногенных факторов. Красногривый жеребенок С. Есенина не мог обогнать стального коня — паровоз. Агрессивное поведение человека, осваивающего на основе передовых высокоэффективных технологий живую плоть планеты, не сдерживали и более или менее демократические режимы, а уж откровенно тоталитарные и вовсе осуществляли бесконтрольный диктат над природой. В марте 1926 года на 1-ом съезде писателей Сибири с трибуны прозвучали следующие призывы: «Пусть рыхлая зеленая грудь Сибири будет одета цементной бронью городов, вооружена каменными жерлами фабричных труб, скована тугими обручами железных дорог. Пусть выжжена, вырублена будет тайга.».

Развитие изощренных социально-политических форм насилия, жестокая экспансия природных ресурсов, новых пространств, водоемов, воздушного океана показывает, что этика конца Х!Х века, несущая в себе ядро общечеловеческих ценностей, оказалась недостаточно универсальной, чтобы обеспечить моральное регулирование современного куль-турно-цивилизационного процесса.

Т. Имамичи [4], современный японский философ, указывает на новый тип кризиса человеческой нравственности в технологической цивилизации. Технологические образования обладают коммуникационной системой, основным элементом которой являются буквы алфавита и числа. Человеческие отношения автоматизируются с помощью этих элементов и уже нет места для личных отношений, благодарности. И снова на первый план выступает принцип потребления, потому что в повседневной жизни человеческие профессии все чаще заменяются машинами, ручной труд и ремесло отмирает как пережиток прошлого. Собственно «человеческое» мешает, тормозит процесс постоянного производства и потребления. Не нужно думать, нужно покупать. Человек привыкает к таким отношениям, и если так будет продолжаться и дальше, возможно, с течением времени придет поколение, не знакомое с чувством благодарности.

Таким образом, мы перестаем быть хозяевами техники и становимся ее рабами; она поворачивается к нам другим лицом — богини-разрушительницы. По мнению Т. Имамичи, современный мир рождает новые представления о метафизике, которую лучше назвать ме-татехникой. Техника окружила человека, стала естественной средой обитания человеческого существа. Если в древности техника понималась как прагматическое знание и мастерство «техне», то, перерастая в технологию, она стала способом существования человека. Более того, техника пытается отделиться от него, пугая создателя своей независимостью. Человек уже не создает мир, а тиражирует и выпускает вещи. Постоянное стремление создать искусственный интеллект, робота-ребенка и т. д., все больше отгораживает человека от самого себя и мира.

Т. Имамичи отмечает, что «механистическое окружение, технологическое единообразие как новый способ коллективной идентификации — это искусство уничтожения личностных характеристик, по сути, отчуждение от человека

его собственной природы» [4, с. 77]. Имамичи в понятиях современной онтологической этики (М. Бахтин, М. Бубер, Э. Левинас, Г. Батищев) считает, что Я и Другой должны быть в отношении «лицом к лицу» [1, 2, 10]. И в порядке бытия в отношении «лицом к лицу» с каждым Другим, Я должен соотнести Другого со мной, Я должен сказать, повернуть Его лицо ко мне, и Другой должен повернуть свое лицо ко мне и тогда возможно узнавание себя в Другом, мира в себе и себя в мире.

В качестве вывода следует отметить, что кризисное изменение человека и как следствие этого изменение культуры происходит вследствие следующих причин:

1) гипертрофируется материальная сторона человеческого бытия и творчества. Наблюдается явное несоответствие развития прогресса материального и духовно-нравственного, интересы производства становятся гораздо важнее духовных проблем и потребностей человека. Его стремление к красоте и истине как к смыслам духовного бытия зачастую подменяют повторяющимся клише массовой культуры, которая не требует усилий со стороны индивида, создавая иллюзию «наполненной» жизни. Проявление индивидуальности поглощается волной стереотипности и массовости (массовая поп-культура тотально доминирует в современном обществе);

2) деформировано воспроизводство духовных ценностей, их современное артикулирование. Одной из причин этого является то, что практически весь процесс воспитания человеческой личности передан от семьи к государству. Только через межличностные отношения, семейные традиции, передачу опыта «от отца к сыну» возможна трансляция «забытых», старомодных, но столь необходимых сейчас ценностей;

3) в обществе, науке, СМИ наблюдается избегание этического толкования насущных проблем, подменяя его специфическим профессиональным дискурсом, псевдоаналитическими программами, бесчисленными шоу на темы «поесть, попить»;

4) человек уже не всегда индивидуальность, но всегда работник, носитель определенного социального статуса и соответствующих ему атрибутов. Таким образом, Человек давно уже не является мерой вещей, скорее именно вещами оценивают человека.

Возможны ли пути выхода из культурно-цивилизационного кризиса? Современная этика говорит о том, что это возможно. Теоретические разработки в этом направлении идут очень активно. Мы остановимся очень кратко на некоторых идеях современной этической мысли, потому что эта тема требует отдельного исследования.

В первую очередь следует отметить идею личной, индивидуальной ответственности. Именно исходя из этого возможна переоценка смысла деятельности человека, переосмысление традиционной антропоцентрической системы ценностей. Например, в этике вводится понятие «экологического императива», который подразумевает самоограничение человека в использовании окружающей среды. Этот императив подразумевает создание новой нравственной парадигмы, которая должна стать нравственным регулятивом отношений людей между собой и человека с природой.

Еще один важный этический принцип — диалогичность. Он предполагает не субъект-

но-объектные связи, а субъектно-субъектные отношения. Диалог в этом смысле возможен не только между людьми (хотя и этом отношении он тоже необходим), но и между человеком и природой, своего рода онто-коммуни-кация [1]. Это возможно только тогда, когда человек перестанет мыслить себя «мерой вещей», а почувствует себя частью великого и прекрасного мира.

Новую актуальность приобретает и принцип «благоговения перед жизнью» А. Швейцера [15]. Это этика безграничной ответственности за все живое. В этом смысле «добрым» может быть только то, что способствует сохранению жизни, а «злым» является все то, что разрушает ее. Исходя из этого принципа, человек не сможет молчаливо соглашаться с истязанием окружающей среды. Ответственность за мир переходит на уровень индивидуальной этики.

Каждый из этих императивов представляет интерес сам по себе, но настоящую полноту они могут обрести в единстве, направляющем вектор этического движения человека и культуры.

Литература

1. Батищев Г. Найти и обрести. Особенности культуры глубинного общения // Вопросы философии. 1995. № 3.

2. БуберМ. «Я и Ты» // Два образа веры. М., 1985.

3. Гершензон О.М. Тройственный образ совершенства. Томск: Изд-во «Водолей», 1994. 64 с.

4. Имамичи Т. Моральный кризис и мататехнические проблемы // Вопросы философии. 1995. № 3. С. 75—84

5. Йонас Г. Изменившийся характер человеческой деятельности // Человек. 1999. № 2. С. 8.

6. Кутырев В.А. Человек XXI века: уходящая натура // Человек. 2001. № 1. С. 9.

7. Кутырев В.А. Разум против человека (Философия выживания в эпоху постмодернизма). М: ЧеРо, 1999. 230 с.

8. Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Н. Новгород, 1994. 199 с.

9. Кутырев В.А. Культура и технология: борьба миров. М.: Прогресс-Традиция, 1995. 238 с.

10. Левинас Э. Время и Другой. Гуманизм другого человека. М., 1998.

11. Павленко А.Н. Бытие у твоего порога. Кентавр // Человек. 1993. № 1.

12. Павленко А.Н. Бытие у твоего порога. Предвыбор // Человек. 1993. № 4. С. 58.

13. Фромм Э. Иметь или быть. М.: Прогресс, 1986.

14. Фромм Э. Психоанализ и этика. М: АКТ-ЛТД, 1998.

15. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М: Прогресс, 1992.

16. Hans Jonas. Das Prinzip Verantwortung: Versuch einer Ethik fur die technologische Zivilisation. Frankfurt am Main. 1979.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.