В. А. Баученков. Сущностные характеристики интеллектуально-информационного капитала УДК 330.14.014
СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОГО КАПИТАЛА
В. А. Баученков
аспирант кафедры «Экономическая теория и управление персоналом», Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс, Орел E-mail: econte@ostu.ru
Введение. Современный этап развития экономики предполагает, что во всех сферах хозяйственной деятельности человека информация и знания образуют новый «специфический» ресурс - интеллектуально-информационный капитал, который в соединении с высококачественной рабочей силой служит источником роста производительности и конкурентоспособности, как на микро-, так и на макроуровне. Методы. Развитие методологии исследования интеллектуально-информационного капитала предполагает применение методов комплексного и системного подхода, отражающего многоуровневый анализ исследуемого предмета. В частности, предлагается рассмотрение проблем формирования интеллектуально-информационного капитала на индивидуальном и корпоративном уровнях. Результаты. Интеллектуально-информационный капитал представляет собой совокупность возобновляемых в процессе накопления знаний информационных ресурсов, обладающих потребительной и коммерческой ценностью, выступающих одновременно как капитализируемый запас и поток, приносящих в процессе своего вовлечения в экономический оборот доход субъекту экономической деятельности. Способность экономики к эффективному воспроизводству интеллектуально-информационного капитала определяется, в первую очередь, повышением образовательно-квалификационного уровня трудовых ресурсов, ростом инвестиционных расходов, направляемых на данные цели, созданием профессиональных и социальных условий для наиболее полной реализации творческого потенциала, включая адекватность доходов индивидуума, необходимых для поддержания воспроизводственных процессов на данном уровне. Решающим фактором воспроизводства корпоративного интеллектуально-информационного капитала является формирование качественной системы управления капиталом предприятия (организации), ориентированной на развитие его специфических форм, применение технологий работы со знаниями, обеспечивающих возможности объединения накопленного компаниями практического опыта и технологий. Ключевые слова: информационное общество, информация, интеллектуально-информационный капитал, воспроизводство капитала, творческий потенциал, структурный капитал, организационный капитал.
Введение
Современный этап социально-экономического развития общества все чаще отождествляется с понятием «информационное общество». Сегодня процессы производства, распространения и потребления информации оказывают огромное влияние на все сферы хозяйственной
деятельности. Информация превращается в специфический экономический ресурс, обеспечивающий эффективное использование природных ресурсов, труда и капитала, раскрывающий новые возможности для производственной, экономической и финансовой деятельности.
В развитии концепции информационного общества длительное время доминировал технический подход (Ф. Махлуп, И. Масуда, Д. Белл, Х. Кибиридж, М. Кастельс и др.). Разумеется, технологизацию информационных процессов обусловили объективные причины, поскольку именно появление современных средств накопления, кодирования и передачи информации существенно расширило интерес ученых в данной области, предопределив основное направление исследований.
В то же время следует отметить, что информационный бум, обусловивший место информации в ряду факторов производства, выявил существенную проблему, связанную с развитием экономических отношений, определяющих меру участия человека в информационных процессах. Так, уже в работах Э. Тоффлера, М. Маклюэна, У. Мартина отмечается, что развитие информационной сферы оказывает существенное влияние на формирование социально-экономической основы современного общества. С нашей точки зрения, именно этот аспект должен найти свое отражение в дальнейших экономических исследованиях.
В современной экономике информация является не только специфическим ресурсом, но и воплощается в относительно новых функциональных формах капитала, таких как интеллектуальный капитал, информационный капитал, бренд-капитал и другие, которые выражаются в нематериальных активах, определяя эффективность экономического развития как на микро-, так и на макроуровне [1, с. 70].
Развитие специфических форм капитала в современной экономике требует, в свою очередь, качественного анализа процессов его формирования, распределения и использования. Объективной необходимостью в данных условиях является развитие методологии воспроизводства интеллектуально-информационного капитала, обеспечивающего не только
© Баученков В. А., 2013
накопление знаний и информации, но и регулирование социально-экономических отношений в процессе их трансформации в капитальные ресурсы общества.
Методы
Категория «капитал» была, есть и будет ключевой категорией экономической теории, рассмотрение которой предполагает наличие многоаспектного анализа, основанного на использовании совокупности методов и инструментов, предлагаемых различными направлениями экономической мысли [1, с. 47]. Основу данной методологии, на наш взгляд, составляет применение методов комплексного и системного подхода, поскольку именно они в сочетании с методологией диалектического анализа предоставляют необходимый для исследования инструментарий.
Информационные ресурсы не существуют сами по себе. В них в разных формах представлена информация, которой обладали люди, создававшие их. Существует два источника такой информации: рассеянные в обществе знания, которыми обладают отдельные люди, и знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе, конкретных средствах труда, товарах, технологиях. По сути, это овеществленные знания, которые в процессе своей коммерциализации приобретают не только потребительную, но и коммерческую ценность, обусловленную величиной потенциальных доходов собственников данных ресурсов.
Таким образом, интеллектуально-информационный капитал (ИИК), с нашей точки зрения, представляет собой совокупность возобновляемых в процессе накопления знаний информационных ресурсов, обладающих потребительной и коммерческой ценностью, выступающих одновременно как капитализируемый запас и поток, приносящих в процессе своего вовлечения в экономический оборот доход субъекту экономической деятельности. При этом под экономическим субъектом может пониматься как отдельный индивид или их совокупность, так и организация, предприятие, государство.
Как экономическая категория интеллектуально-информационный капитал представляет собой отношения между экономическими субъектами по поводу рационального использования совокупности накопленных интеллектуальных активов, закрепляемых правом интеллектуальной собственности, а также специфических информационных ресурсов невещественного свойства, воспроизводящихся в рамках экономической системы, участвующей в создании конкретных полезностей (товаров, услуг) или хозяйственных условий и формирующей не-
обходимый доход на основе обособленного экономического интереса.
С нашей точки зрения, данное определение выражает сущностные характеристики интеллектуально-информационного капитала, как капитала-функции, так и капитала-собственности, которые в реальной экономике зачастую противоречивы и разнонаправлены.
Следует отметить тот факт, что, несмотря на видимую поверхностно целевую разнона-правленность, существенна общая задача - невозможно получение дохода без эффективной отдачи производства, которую в современной экономике нельзя представить без осуществления процесса расширенного воспроизводства.
В современных условиях и на ближайшее будущее ИИК выступает как единственный фактор, развитие которого имеет достаточно обширный потенциал как по качественно-количественным параметрам, так и по временным. Уникальность данного ресурса заключается в том, что его ценность увеличивается и накапливается по мере использования («возрастающий эффект масштаба»), а сам он способен многократно использоваться без уменьшения своей полезности.
Следует признать, что специфика интеллектуально-информационного капитала как особой формы капитала предъявляет определенные методические требования к анализу условий и факторов его воспроизводства.
С одной стороны, интеллектуально-информационный капитал по форме воспроизводства «проходит» те же классические стадии экономического оборота, что и материальные формы капитала. И в том, и в другом случае мы имеем дело с долгосрочным расходованием средств (инвестированием) с целью создания некоторых факторов, могущих в перспективе принести отдачу от вложенных средств. Применение интеллектуально-информационного капитала, так же как и использование вещественного, приносит эффект, превышающий объем затрат на его создание.
Однако сама структура ИИК предполагает многоуровневый подход к анализу воспроизводственных процессов.
Так, С. А. Дятлов отмечал, что в современных условиях комплекс производительных способностей и потребностей человека, характерных для постиндустриальной стадии развития общества и функционирующих в форме человеческого капитала, постепенно трансформируется в комплекс информационных способностей и потребностей с преимущественно информационной экономикой и функционирующих в форме человеческих информационных ресурсов [2, с. 500].
Индивидуальным интеллектуально-информационным капиталом в современных условиях
могут обладать люди любых профессий. Но посвятить себя научной или какой-либо другой интеллектуальной деятельности они решают только тогда, когда могут ожидать от этого выгоду, как денежную, так и морально-психологическую, превосходящую выгоду простых носителей рабочей силы.
Следует отметить, что процесс формирования индивидуального интеллектуально-информационного капитала должен определяться, в первую очередь, совокупностью следующих условий и факторов:
1) способности человека к творческой деятельности, как и живой труд вообще, служат необходимым условием производительного использования капитала, формируя в данной системе капитала некий интеллектуально-информационный центр, охватывающий постепенно всю совокупность факторов производства, распределения, обмена и потребления;
2) накопление ИИК осуществляется в процессе обучения и/или накопления работником хозяйственного опыта. Если данный процесс осуществляется непрерывно, то по мере использования интеллектуально-информационного капитала его качественные и количественные (качество, объем, ценность) характеристики улучшаются и увеличиваются;
3) цикл инвестирования средств растягивается на весь период активной жизни человека (непрерывное образование, обмен знаниями и информацией, совершенствование своих способностей). С другой стороны, интеллектуально-информационный капитал подвержен моральному износу, который определяется в первую очередь степенью устаревания знаний;
4) индивидуальный интеллектуально-информационный капитал нельзя приобрести путем простой покупки, например, услуг образования. Содержание инвестиционного процесса - это не просто вложение средств и ресурсов (семьей, фирмой, государством), а осознанная и целенаправленная деятельность самого носителя этих качеств. ИИК создается как в общественном секторе экономики посредством рыночного механизма, так и в личном, в том смысле, что затраты труда и усилий по саморазвитию и самосовершенствованию играют решающую роль в этом процессе. Но эти затраты неизбежно включаются затем в общественные затраты, как движение всего воспроизводственного процесса, ибо накопленный запас знаний, умений и иных производственных качеств человека может быть реализован и может получить оценку только в обществе посредством активной деятельности их обладателя;
5) как правило, доход от использования интеллектуально-информационного капитала принимает специфический вид интеллектуаль-
но-информационной ренты, распределяемой на потребление (воспроизводственная функция) и непосредственный доход;
6) не всякие инвестиции в человека могут быть признаны вложениями в интеллектуально-информационный капитал, а лишь те, которые общественно целесообразны и экономически эффективны;
7) отдача от инвестиций в ИИК непосредственно зависит от продолжительности трудоспособного периода его носителя. Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу;
8) использование индивидуального интеллектуально-информационного капитала всегда контролируется самим индивидом независимо от источника инвестиций на его развитие. То есть функционирование ИИК, степень отдачи от его применения обусловлены свободным волеизъявлением субъекта, его индивидуальными интересами и предпочтениями, его материальной и моральной заинтересованностью, ответственностью, мировоззрением и общим уровнем культуры, в том числе и экономической;
9) по сравнению с инвестициями в иные различные формы капитала инвестиции в интеллектуальный капитал являются наиболее выгодными как с точки зрения отдельного индивида, так и точки зрения всего общества. Так, Дж. Гэлбрейт отмечал, что «доллар, вложенный в интеллект человека, часто приносит больший прирост национального дохода, чем доллар, вложенный в железные дороги, плотины, машины и другие капитальные блага. Образование становится высокопроизводительной формой капитальных вложений» [3, с. 49].
Организационной формой формирования интеллектуально-информационного капитала в общественном воспроизводственном процессе выступает предприятие (организация).
Анализируя стоимость любого бизнеса, можно выделить три основные составляющие, генерирующие стоимость: материальная составляющая (материальные активы); финансовая составляющая (финансовые активы); неосязаемая (интеллектуальная) составляющая (неосязаемые активы).
В декабре 2007 г. принято Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), согласно которому были выделены условия принятия к бухгалтерскому учету нематериальных активов. К нематериальным активам относятся, например, произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин; изобретения; полезные модели; селекционные достижения; секреты производства (ноу-хау); товарные знаки и знаки обслужива-
ния. В составе нематериальных активов учитывается также деловая репутация, возникшая в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части).
Однако, с нашей точки зрения, современное понятие нематериальных активов должно трактоваться несколько шире, а структура современного предприятия (организации) может принимать следующий вид (рисунок).
Основные формы капитала современной организации
При анализе основных структурных элементов капитала любой организации (компании, фирмы) в качестве основных его составляющих можно выделить следующие формы: материальный капитал, человеческий капитал, структурный капитал, клиентский капитал.
Среди всех ресурсов в современных условиях наиболее значимым является структурный капитал, позволяющий комбинировать финансы, материальные и интеллектуальные ресурсы для получения прибыли. Структурный капитал включает в себя не только накапливаемые, возобновляемые и ликвидные информационные ресурсы (информационный капитал), но и способность компании к организационному воплощению бизнес-идей в реальные бизнес-процессы (организационный капитал).
Организационный капитал является специфическим для конкретной организации, отражая накопленные ею суммарные знания и человеческий капитал.
Характерной особенностью структуры капитала современной организации выступает преобладающее значение информационно-интеллектуального капитала, воплощающего в себе нематериальные активы, созданные человеческими умами и информационными технологиями, где знание хранится, преобразуется и используется.
При этом в структуре непосредственно информационного капитала, при самом общем подходе, представляется целесообразным выделять три следующие важнейшие составные части:
- непосредственно информационный продукт;
- средства хранения, тиражирования, распространения информации;
- фактические и потенциальные производители информационного продукта, то есть непосредственные разработчики информации (человеческий капитал).
В структуре информационно-интеллектуального капитала источники и разработчики информации являются фундаментальной, базовой составляющей.
Под «человеческим капиталом» подразумеваются совокупные знания, навыки и творческие способности сотрудников предприятия, менталитет персонала, традиции самой фирмы, архитектуры и взаимосвязи внутри фирмы. Базой формирования человеческого капитала организации выступают индивидуальные качества персонала. Именно на этой основе и благодаря ей формируются структурный и клиентский капитал, подтверждаемый современными формами в виде патентов, лицензий, ноу-хау, моделей, программ и т. п.
Не менее важной формой капитала современной организации является клиентский капитал. Именно на этот вид активов возлагается задача обработки релевантной информации, позволяющей правильно прогнозировать будущий платежеспособный спрос и подстраивать под него организационную и финансовую структуру любых организаций, ориентированных на получение прибыли.
Как уже отмечалось выше, люди являются важнейшим источником знаний, формирующих нематериальные активы современной компании. Создаваемые человеческим ресурсом знания и навыки трансформируются в капитал компании посредством технологий. Причем речь идет не только о коммуникативных и информационных технологиях, но и о технологиях работы со знаниями.
Выделяют три класса технологий работы со знаниями: технологии, направленные на создание знаний путем обработки и анализа информации; технологии, направленные на открытие и исследование знаний путем извлечения знаний из новых источников знаний; технологии, направленные на распространение знаний в рамках системы или сети [4].
Результаты
Таким образом, процесс эффективного формирования интеллектуально-информационного капитала определяется условиями, способствующими, во-первых, развитию индивидуального интеллектуально-информационного капитала и, во-вторых, качественному воспроизводству интеллектуально-информационного капитала фирмы.
Решение первой задачи определяется, в первую очередь, повышением образовательно-
квалификационного уровня трудовых ресурсов, ростом инвестиционных расходов, направляемых на данные цели, созданием профессиональных и социальных условий для наиболее полной реализации творческого потенциала, включая адекватность доходов индивидуума, необходимых для поддержания воспроизводственных процессов на данном уровне. Немаловажным фактором является также расширение информационного поля, предоставляющего условия для включения экономических субъектов в коммуникативный процесс, в целях приращения знаний и последующего их использования в процессе своей экономической деятельности.
Реализация второй задачи предполагает формирование качественной системы управления капиталом предприятия (организации), ориентированной на развитие его специфических форм, применение технологий работы со знаниями, обеспечивающих возможности объединения накопленного компаниями практического опыта и технологий, системное объединение участников сотрудничества, гибкость бизнеса и восприимчивость к запросам клиентов, снижение издержек и повышение конкурентоспособности компании.
Современная парадигма информационного общества должна опираться, прежде всего, на создание эффективной системы свободного взаимодействия всех заинтересованных субъектов в информационном пространстве. Данная система, в свою очередь, должна предполагать социальный контроль и управление по рыночной схеме на основе совместно выработанных правил и законов информационного обмена, преследующих, главным образом, реализацию общественных интересов и целей.
Список литературы
1. Трубина И. О., Трубин А. Е. Инновационное воспроизводство основного капитала в процессе эволюции его сущности и структуры в экономике знаний. Орел : ОрелГТУ, 2010. 204 с.
2. Дятлов С. А. Предмет и метод теории информационной экономики // Экономическая теория на пороге XXI века - 2. М. : Юрист, 1998. 506 с.
3. Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества / под ред. акад. Н. Н. Иноземцева. М. : Прогресс. 1979. 406 с.
4. Уорнер М., Витцель М. Виртуальные организации. Новая форма ведения бизнеса в XXI веке. М. : Добрая книга, 2005. 296 с.
The Essential Characteristics of Intellectually-information Capital V. A. Bauchenkov
Postgraduate Student, Department «Economic Theory and Personnel Management», State University Education Science Production Complex (State University - ESPC), 29, Naugorskoe shosse, Orel, 302020 Russia E-mail: econte@ostu.ru
Introduction. Modern stage of development of the economy suggests that in all spheres of human activity information and knowledge form the new «specific» resource - intellectual-information capital, which in conjunction with the high-quality labor force, is the source of produc-
tivity growth and competitiveness, both at the micro and macro level. Methods. Development of methodology of research of intellectual-informational capital involves the application of methods of complex and system approach, reflecting the multi-level analysis of the investigated object. In particular, it is proposed consideration of problems of formation of the intellectual-information capital at the individual and corporate levels. Results. Intellectual and information-in capital represents the complex of regenerative in the process of accumulation of knowledge information resources, with consumer and commercial value, acting simultaneously as capitalized stock and flow, generating in the process of its involvement in the economic turnover of income subject of economic activity. The ability of the economy to effective reproduction of intellectual-information capital is determined primarily by the increase of the educational-qualification level of labour resources, growth of investment expenditures, allocated for these purposes, the creation of professional and social conditions for realization of creative potential, including the adequacy of income of the individual is required to maintain reproduction processes on this level. The decisive factor in the reproduction of the corporate intellectual-information capital is the formation of the quality management system of the enterprise (organization) focused on the development of specific forms, the application of technologies of work with knowledge, providing the possibility of combining the accumulated companies practices and technologies.
Key words: information society, information, intellectual and information capital, reproduction of capital, creativity, structural capital, organizational capital.
References
1. Trubina I. O., Trubin A. E. Innovative reproduction of capital in the process of evolution of its nature and structure of the knowledge economy. Orel, Orel GTU, 2010. 204 p. (in Russian).
2. Dyatlov S. A. Subject and method of the theory of the information economy. Economic theory on the threshold
of XXI century - 2. Moscow, Lawyer, 1998. 506 p. (in Russian).
3. Galbraith J. Economic theory and the goals of the society. Ed. by Acad. N. N. Inozemtsev. Moscow, Progress, 1979. 406 p. (in Russian).
4. Warner M., Witzel M. Virtual organizations. A new form of doing business in the XXI century. Moscow, Good book, 2005. 296 p. (in Russian).