Научная статья на тему 'Сущностная характеристика человеческого капитала'

Сущностная характеристика человеческого капитала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
290
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / HUMAN POTENTIAL / СУЩНОСТЬ / ESSENCE / ХАРАКТЕРИСТИКА / CHARACTERISTICS / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ / STAGES OF FORMATION / КАТЕГОРИИ / CATE GORIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черняева Екатерина Александровна

В статье анализируются труды ведущих экономистов, исследовавших понятие «человеческий капитал». Рассматриваются различные подходы к определению места и роли человеческого капитала в экономике. Проведен анализ имеющихся представлений о сущности и основных характеристи ках человеческого потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERIZING THE ESSENCE OF HUMAN RESOURCE

The author analyses works by outstanding economists who explored the concept “human resource”. The article discusses various approaches to defining the place and role of the human resource in the economy. The author analyses the existing notions about the essence and the basic characteristics of human potential.

Текст научной работы на тему «Сущностная характеристика человеческого капитала»

СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

CHARACTERiZiNG THE ESSENCE OF HUMAN RESOURCE

Tm\

УДК 330 : 331.101.262

ЧЕРНяЕВА Екатерина Александровна

аспирантка Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, [email protected]

CHERNYAEVA Ekaterina Alexandrovna

Post-graduate student of Saint-Petersburg State University of Film and Television, ea.chernyaeva@ gmail.com

Аннотация.

В статье анализируются труды ведущих экономистов, исследовавших понятие «человеческий капитал». Рассматриваются различные подходы к определению места и роли человеческого капитала в экономике. Проведен анализ имеющихся представлений о сущности и основных характеристиках человеческого потенциала.

Ключевые слова: человеческий потенциал, сущность, характеристика, этапы формирования, категории.

Abstract.

The author analyses works by outstanding economists who explored the concept "human resource". The article discusses various approaches to defining the place and role of the human resource in the economy. The author analyses the existing notions about the essence and the basic characteristics of human potential.

Key words: human potential, essence, characteristics, stages of formation, categories.

В середине 50-х гг. XX в. экономисты и ученые считали основополагающими и влияющими на развитие страны экономические факторы. Однако в процессе прогресса и многочисленных исследований экономисты пришли к единому мнению, что ключевая фигура в развитии экономики - человек. Быстрый рост технологического и информационного прогресса общества, формирование инновационной экономики привели к преобразованию всех сторон жизнедеятельности, к формированию нового образа жизни людей.

Тенденции общественного развития в настоящее время показывают изменение места и роли человека в экономике, интеллект выделя-

ется как фактор прогресса, в результате появляется понятие «человеческий капитал». Именно благодаря данному понятию, по мнению западных исследований, можно наблюдать динамику роста качества жизни общества.

Несмотря на уже сложившееся понимание термина «человеческий капитал», автор видит целесообразность в более глубоком исследовании данного вопроса. Изучая научные труды и публикации, посвященные изучению человеческого капитала, можно сделать вывод, что не существует однозначного определения данного термина, так как в научной литературе ему присваиваются разные характеристики и описываются разноплановые составляющие. Ис-

следованию сущностной характеристики человеческого капитала посвящено множество работ зарубежных и отечественных экономистов У. Петти, А. Смита, А. Маршалла, Т. Шульца, Г-С. Беккера, Р. Солоу, А. И. Добрынина, С. А. Дятлова, М. М. Критского, И.Т. Ко-рогодина и др.

Автор считает, что начать исследование необходимо с рассмотрения принятых определений термина «человеческий капитал», которые наиболее часто можно встретить в научной литературе.

Уильям Петти, один из основоположников классической политической экономии в Англии, в своем труде «Политическая арифметика» отдельно выделяет идею о ценности человека как экономического ресурса [1]. По его мнению, богатство общества зависит от рода занятий и способности человека к труду, к тому же прослеживается мысль о том, что вложения в образование выгодны, так как благодаря им повышается производительность труда экономически активного человека.

Теодор Шульц (1902-1998), лауреат Нобелевской премии по экономике, в одной из своих основных работ «Теория человеческого капитала» утверждал, что данный вид капитала может накапливаться и воспроизводиться. При этом предполагается, что вложения средств в человеческий капитал производятся для получения в будущем больших доходов. Инвестиции в создание и развитие этого вида капитала являются важным составляющим для семьи и всего общества. Ученый одним из первых ввел понятие человеческого капитала как производительного фактора и внес большой вклад для понимания роли человеческого капитала как главного двигателя и фундамента индустриальной и постиндустриальной экономик [2].

Гари-Стэнли Беккер (1930), американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике (1992), определил человеческий капитал как совокупность навыков, знаний и умений человека, исследовал структуру распределения личных доходов, возрастную их динамику, неравенство в оплате мужского и женского труда и т. д. К тому же, ученый оценил экономическую эффективность образования, в

частности, для самого работника. Ученый считал целесообразным работнику вкладываться самостоятельно в повышение своей квалификации, тем самым увеличивая свою производительность. Беккер продвигал идею, что вложения в отдельного человека прибыльнее, чем вложения в основной капитал [3].

Помимо зарубежных экономистов, изучением понятия и теории человеческого капитала занималась и отечественная наука. Мнение автора наиболее близко понятиям А. И. Добрынина, С. А. Дятлова, М. М. Критского, И. Т. Коро-година, С. М. Климова. Рассмотрим подробнее их исследования и разработки.

В своих исследованиях А. И. Добрынин отмечает, что в структуре производительных сил человека необходимо различать две стороны: рабочую силу (способность к труду) и потребительскую силу (способность к потреблению). Он понимает под человеческим капиталом имеющийся у человека запас не только здоровья, знаний, навыков, но и способностей, мотиваций, которые содействуют росту его производительности труда и влияют на рост доходов.

С. А. Дятлов считает, что важнейшими свойствами, которыми обладает личность, является способность к труду и к потреблению, входящие в структуру производительных сил человека.

М. М. Критский, выдающийся экономист России, первым в стране опубликовал монографию по исследуемой автором теме, что послужило новым толчком в развитии данного направления. По его мнению, человеческий капитал воплощает в себе потребительскую и производственную силы и в процессе развития проявляется как итог исторического движения общества к его современному состоянию.

И. Т. Корогодин считает, что суть капитала выражается через его накопление. Все накопленные средства - информационные, материальные, денежные - являются капиталом, благодаря которому человек рассчитывает извлечь доход. Именно поэтому человеческий капитал представляет собой не врожденные, а приобретенные свойства человека. Он не рождается с уже готовым капиталом, воспитание, образование, информационное поле человека - все это

54

петербургский экономический журнал • № 2 • 2014

влияет на процесс жизнедеятельности каждого индивидуума. В данном случае, врожденные свойства могут выступать лишь в качестве фактора, способствующего плодотворному формированию человеческого капитала [4].

С. М. Климов определяет человеческий капитал как совокупность интеллектуальных и творческих способностей, знаний, умений и практических навыков, накопленных в про-

цессе образования и практической деятельности человека. Им были выделено несколько основных компонентов человеческого капитала, таких как интеллектуальные ресурсы личности, его жизненные ресурсы, психологический, физический и социальный потенциал.

Приведенный выше теоретический материал можно представить наглядно в виде таблицы 1.

Таблица 1

Сравнение различных подходов к определению понятия «человеческий капитал»

№ п/п Автор Главная идея

1 У Петти Идея о ценности человека как экономического ресурса, Богатство общества зависит от рода занятий и способности человека к труду; вложения в образование выгодны - повышается производительность труда

2 Т. Шульц Человеческий капитал может накапливаться и воспроизводиться. При этом предполагается, что вложения средств в человеческий капитал производятся для получения в будущем больших доходов. Инвестиции на создание и развитие человеческого капитала являются важным составляющим для семьи и для всего общества

3 Г-С. Беккер Перенес понятие человеческого капитала на микроуровень, определил, что это совокупность навыков, знаний, умений человека, оценил экономическую эффективность образования для самого работника. Вложения в человека выгоднее вложений в основной капитал

5 А. И. Добрынин, С. А. Дятлов Выделили рабочую силу (или способность к труду) и потребительскую силу (способность к потреблению). Запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций влияет на рост производительности труда и доходов

6 М. М. Критский Человеческий капитал - конкретная форма жизнедеятельности, она как итог исторического движения общества

7 С. М. Климов Человеческий капитал как совокупность интеллектуальных и творческих способностей, знаний, умений и практических навыков, накопленных в процессе образования и профессиональной деятельности

8 И. Т. Корогодин Суть капитала - его накопление. Человек не рождается с уже готовым капиталом, он создается в процессе жизнедеятельности каждого индивидуума, врожденные свойства могут выступать лишь в качестве фактора, способствующего плодотворному формированию человеческого капитала

По мнению автора, по данным таблицы 1 можно проследить множество дополняющих друг друга определений исследуемой экономической категории, ориентированных на описание основных свойств и сущностных характеристик капитала. Так, ряд экономистов -представителей школы классической политической экономии, таких как Т. Шульц, Г. Беккер и др. в своих трудах соотносят капитал со стои-

мостью, приносящей прибавочную стоимость, опираясь при этом на концепцию создания прибавочного продукта, а также на особенности производственных отношений людей в процессе общественного производства. М. М. Критский, В. Н. Костюк и С. М. Климов считают главными составляющими индивидуальные качества, приобретенные свойства человека, интеллектуальный и творческий потенциал.

На основании вышеизложенного, можно выделить этапы формирования категории «человеческий капитал», которые позволят нам проследить процесс эволюции исследуемого понятия в экономике. На первом этапе состав человеческого капитала включал только образование. На втором этапе в него постепенно включили воспитание, образование, знания (науку), здоровье, информационное обслужи-

Автор согласен с мнением специалистов в том, что понятие человеческого капитала стало всеобъемлющим, представляющим из себя не только научные знания, которым обладает человек, но и захватывающие его внутренние качества и даже уровень комфорта и безопасности. Необходимо особо отметить выводы И. Т. Корогодина и С. М. Климова, которые считают основными компонентами человеческого капитала индивидуальные качества, приобретенные свойства человека, интеллектуальный и творческий потенциал.

Как представляется, человеческий капитал в широком понимании формируется за счет направления инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения в целом и в обеспечение комфортности и эффективности интеллектуального и управленческого труда.

Человеческий капитал, являясь частью совокупного капитала, представляет собой накопленные затраты на общее образование, специальную подготовку, здравоохранение,

вание, культуру и искусство. На третьем этапе развития были добавлены инвестиции в составляющие, обеспечивающие безопасность людей, подготовку эффективной элиты, формирование и развитие гражданского общества, повышение эффективности институционального обслуживания, инвестиции в повышение качества жизни населения и в приток капитала извне в данную страну или регион [5].

перемещение рабочей силы. Виды «человеческого капитала» экономисты классифицируют по видам затрат, инвестиций в человеческий капитал. В связи с этим И. В. Ильинский выделяет следующие составляющие:

а) капитал образования;

б)капитал здоровья;

в) капитал культуры.

Автор раскрывает приведенные выше типы человеческого капитала. Основным типом является капитал образования. Как и другие типы капитала, образование представляет собой единовременные затраты ресурсов, направленные на увеличение производительности в будущем [6]. Но в отличие от инвестиций в другие формы капитала инвестиции в образование имеют частный характер, они индивидуальны. Эта связь и делает капитал человеческим. Исследователи человеческого капитала исходят из представления, что при вложении средств в подготовку и образование учащиеся и их родители ведут себя раци-

Таблица 2

Составляющие развития человеческого капитала

Первый этап Второй этап Третий этап

Образование Образование. Образование.

Наука. Наука.

Культура и искусство. Культура и искусство.

Воспитание. Воспитание.

Здравоохранение. Здравоохранение.

Информационное обслуживание Информационное обслуживание. Институциональное обслуживание. Экономическая свобода. Безопасность. Подготовка элиты

56

петербургский экономический журнал • № 2 • 2014

онально, взвешивая соответствующие выгоды и издержки.

Капитал здоровья выражается через инвестиции в человека для формирования, поддержания и улучшения его здоровья и работоспособности в течение всего периода времени. Инвестиции в здоровье, его охрана, способствующие сокращению заболеваний и смертности, направлены на продление трудоспособной жизни человека, следовательно, и времени функционирования человеческого капитала.

Капитал культуры - это языковая и культурная осведомленность человека, богатство в форме знаний или идей, которые узаконивают статусы и власть, поддерживают установленный социальный порядок, существующую в обществе иерархию. Культурный капитал индивида характеризуется несколькими показателями: интеллектуальная культура (интеллектуальный капитал), образовательная культура (образовательный капитал), морально-нравственная культура (морально-нравственный капитал), символическая культура (символический капитал), социальная культура (социальный капитал).

Следовательно, степень отдачи от применения человеческого капитала зависит от индивидуальных интересов человека, от его решений, материальной и моральной заин-

тересованности, мировоззрений, от общего уровня его культуры.

В заключение отметим, что в настоящее время, с точки зрения экономической основы формирования человеческого капитала, предприятия, осознающие ценность человеческого фактора и относящиеся к нему как к капиталу и как к ресурсу, работающему на повышение экономической стоимости, являются наиболее перспективными и более конкурентоспособными. Таким образом, происходит обмен между человеком, предлагающим свой труд, свои навыки, профессионализм, то есть свой капитал, и предпринимателем, приобретающим этот капитал в актив своего предприятия. Можно сделать вывод, что человеческий капитал - фактор конкурентоспособности, экономического роста и эффективности, так как помимо того, что благодаря человеку рабочий процесс происходит вообще, сильная, целеустремленная команда, объединенная единой идеей и нацеленная на результат, работает на прирост стоимости компании. Лояльность клиентов, торговая марка, инновационные подходы, корпоративный климат - все эти факторы являются составляющими процесса увеличения стоимости предприятия и недостижимы никаким другим путем, кроме как вложениями человеческого капитала.

Список литературы

1. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: ЭКСМО, 2007.

2. Теория национальной экономики: Учеб. пособие / Под ред. И. М. Лемешевского. Мн.: Плюсминус, 2001.

3. Schultz T. Investment in Human Capital: The Role of Education and of Research. N.Y., 1999. URL: http://www.hks.harvard.edu/var/ezp_site/storage/fckeditor/file/pdfs/centers-programs/centers/cid/publications/faculty/wp/029.pdf (дата обращения: 10.01.2014).

4. Беккер Г. Нобелевская лекция. Экономический способ смотреть на жизнь, 1992. URL: http://www.nobelprize.org/nobel_prizes/economic-sciences/laureates/1992/beck-er-lecture.pdf (дата обращения: 09.01.2014).

5. Корогодин И. Т. Общая экономическая теория. Воронеж: ИВГУ 2003.

6. Жак Фиценс. Человеческий капитал: как измерить и увеличить его стоимость: Пер. с англ. // Технологии корпоративного управления. 2008. № 10.

7. Ильинский И. В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном производстве. СПб.: СПбУЭФ, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.