Научная статья на тему 'Сущность жизни и смерти как состояния бытийности и небытия'

Сущность жизни и смерти как состояния бытийности и небытия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4653
332
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЬ / СМЕРТЬ / БЕССМЕРТИЕ / БЫТИЕ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / СТРАХ СМЕРТИ / РОЖДЕНИЕ / УМИРАНИЕ / LIFE / DEATH / IMMORTALITY / BEING / MEANING OF LIFE / FEAR OF DEATH / BIRTH AND DYING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Разинкова О. И., Некрасова Н. А.

В статье автор отвечает на следующие вопросы: почему смерть - это естественная составляющая жизни и в то же время зло бытия; в чем непостижимость и тайна смерти; почему существует страх смер- ти; в чем различие вечности и бесконечности; в чем действительный трагизм смерти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE OF LIFE AND DEATH AS A STATE EXISTENCE AND NONEXISTENCE

The article answers the following questions: why death is a natural part of life, and at the same time, being evil, what is the incomprehensibility of the mystery of death, why is there a fear of death, what time presence of eternity and infi nity, what is the actual tragedy of death.

Текст научной работы на тему «Сущность жизни и смерти как состояния бытийности и небытия»

УДК 378.147+372.854

UDC 378.147+372.854

О.И. РАЗИНКОВА

аспирант кафедры философии и культурологии Московского государственного университета путей сообщения

E-mail:Oksana_gst@mail.ru H.A. НЕКРАСОВА

доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии и культурологии Московского государственного университета путей сообщения E-mail: sinekrasov@mail.ru

O.I. RAZINKOVA

graduate student of philosophy and cultural studies, Moscow State Railway University E-mail: Oksana_gst@mail.ru N.A. NEKRASOVA

doctor of Philosophy, Professor, head of the philosophy and cultural studies , Moscow State Railway University E-mail: sinekrasov@mail.ru

СУЩНОСТЬ ЖИЗНИ И СМЕРТИ КАК СОСТОЯНИЯ БЫТИИНОСТИ И НЕБЫТИЯ ESSENCE OF LIFE AND DEATH AS A STATE EXISTENCE AND NONEXISTENCE

В статье автор отвечает на следующие вопросы: почему смерть - это естественная составляющая жизни и в то же время зло бытия; в чем непостижимость и тайна смерти; почему существует страх смерти; в чем различие вечности и бесконечности; в чем действительный трагизм смерти.

Ключевые слова: жизнь, смерть, бессмертие, бытие, смысл жизни, страх смерти, рождение, умирание.

The article answers the following questions: why death is a natural part of life, and at the same time, being evil, what is the incomprehensibility of the mystery of death, why is there a fear of death, what time presence of eternity and infinity, what is the actual tragedy of death.

Keywords: life, death, immortality, being, the meaning of life, fear of death, birth and dying.

Смерть и жизнь - фундаментальные понятия человеческого бытия. Это одновременно все и ничто. Смерть отнимает у человека жизнь, но и жизнь возникает из ничего. Мы боимся смерти, но не боимся быть не рожденными вовсе. А. Шопенгауэр писал следующее: «печалиться о времени, когда нас больше не будет, так же нелепо, как если бы мы печалились о времени, когда нас еще не было, ибо все равно, относится ли время, которое не наполняет нашего бытия, к тому, которое его наполняет, - как будущее или как прошедшее». [11,с.673] Мы не знаем, что будет после смерти, но мы и не знаем, что было до рождения.

С первого дня своего рождения человек пребывает в процессе умирания. Так как каждый год, месяц, неделя, час, минута, секунда приближают его к смерти. М.Ю. Келигов так характеризует смерть как логическое завершение жизненного пути: «В смерти заключено не только отрицание жизни, но и ее дополнение ... ко -нец жизни есть конец «умирания»» [5,с.164]. Монтень говорил по этому поводу так: «Ваше бытие, которым вы наслаждаетесь, одной своей половиной принадлежит жизни, другой - смерти. В день своего рождения вы в такой же мере начинаете жить, как и умирать». [6,с.98] Смерть - это естественная составляющая жизни. Л.Бурдо пишет об этом следующее: «Необходимо, чтобы все конечное имело и конец, чтобы все начавшее быть, и переставало быть. Рождение и смерть - два взаимно-соответствующие термина». [2,с.31] Такой подход к смерти как закону, как необходимому элементу существования живого, которое, чтобы быть, должно

умереть, есть атрибут преимущественно позитивистской картины мира.

Но если смерть так естественна, тогда почему многие люди боятся думать, говорить о смерти, полагая, что таким образом они отдаляют её от себя. Вплоть до XIX века отношение к смерти было как к естественному неизбежному явлению. Она не воспринималась как драма или трагедия, уход человека из жизни не воспринимался как полный разрыв. Ф. Арьес назвал этот период «смерть прирученная», считая такое отношение «нормальным, в отличие от современного - которое характеризуется как «дикое» (или как её назвал Ф.Арьес «перевернутая»). [1] Таким образом, при разрыве естественного единства жизни и смерти происходит усиление страха смерти. Многие ученые считают, что страх смерти изначально заложен в природе человека, в его органической или психической структуре. Как пишет И. Ялом, «отрицание смерти на любом уровне есть отрицание собственной природы, ведущее ко все большему сужению поля сознания и опыта». [12,с.39] Страх смерти - это прежде всего страх изменений, страх потерять близких, родных, страх за то, что исчезнет «моё собственное «Я». Смерть - это такое изменение, которое навсегда уничтожает и саму возможность изменений, и изменяющуюся субстанцию, то есть саму сущность подверженного изменениям бытия. Страх смерти через страх изменений напрямую связан с отношением человека к собственной жизни. Вытеснение смерти ведет к оскудению жизни, притуплению чувствительности к происходящему и, в конечном счете, лишает человека радости бытия.

© О.И. Разинкова, Н.А. Некрасова © O.I. Razinkova, N.A. Nekrasova

09.00.00 - ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ 09.00.00 - РИ1Ь080РИ1СЛ1,

Человек боится не только потерять всё, что у него есть здесь и сейчас, но прежде всего это боязнь неизбежности, бесконечной непознаваемости, непостижимости. Он осознает фундаментальное значение конечности своего бытия. Такое осознание смерти может оказать на человека неоднозначное влияние: с одной стороны, вселить ужас перед небытием и конечностью. Разрушительное действие, которое оказывает на человека смерть, по словам В.В. Варавы, проявляется следующим образом: «Убежденность в полном уничтожении человека после смерти лишает человека всякого достоинства, что открывает дорогу к цинизму, жестокости, мизантропии. Если моя жизнь не имеет ни цены, ни достоинства, тогда и жизнь других людей тоже их не имеет». [3,с.47] Ведь получается, что мы живем, чтобы умереть. С другой стороны, осознание смерти придает жизни смысл, делает ее более полной и содержательной. Ф.Франкл по этому поводу писал следующее: «... конечность должна являться тем, что придает человеческому существованию смысл, а не тем, что лишает его этого смысла. Перед лицом смерти, как абсолютного и неизбежного конца, ожидающего нас в будущем, и как предела наших возможностей, мы обязаны максимально использовать отведенное нам время жизни, мы не имеем права упускать ни одной из возможностей, сумма которых в результате сделает нашу жизнь действительно полной смысла». [10, с. 191]

Смысл жизни - абсолютное и безусловное начало, охватывающее бытие человека в целом. Человек долгое время может заботиться только о преувеличении своего богатства, о карьере, об удовольствиях, но факт приближения смерти неустраним и влечет за собой поиск смысла жизни. Вопрос в том, когда возникает эта потребность поиска смысла жизни - глубинная, мировоззренческая потребность. Умение находить, понимать и переживать смысл своего бытия является основой духовного бытия человека. Таким образом, проблема смысла жизни относится к категории так называемых «вечных» вопросов нравственности. Осознавая конечность своего земного существования и задаваясь вопросом о смысле жизни, человек начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти. И вполне понятно, что тема эта, быть может, наиважнейшая для каждого человека, занимает центральное место во всей культуре человечества.

История мировой культуры раскрывает извечную связь поисков смысла человеческой жизни с попытками разгадать таинство небытия, а также со стремлением жить вечно и если не материально, то хотя бы духовно, нравственно победить смерть.

Именно поэтому философы прошлого с большой готовностью рассматривали категорию бессмертия (жизнь после физической смерти).

В мировой философской традиции существуют три основных типа представлений о жизни после смерти. Первый тип отображает смерть как продолжение этой, земной жизни, в которой человек занят своими повседневными делами. Данное представление отражено в характере захоронения и предметах, которые кладут в

могилу с умершим. Второе знаковое представление о посмертном существовании предполагает, что будущая жизнь проходит в особом, другом мире, который расположен либо под землей, либо над землей (на небе) и ничего общего с этой жизнью не имеет. В зависимости от своей жизни на земле, усопшие пребывают в блаженстве за свою праведную жизнь, либо обречены на вечные мучения за совершенные ими злодеяния. В этой концепции загробный мир делится на ад и рай. Третье философское представление - это представление о переселение души умершего человека в другое живое существо. В этом случае присутствует идея загробного воздаяния, но в некотором видоизмененном виде. За праведную жизнь душа умершего переселяется в тело богатого и знатного человека, за неправедную - в тело нищего или даже в животное.

Философы всегда были уверены, что говорят, в общем-то, не о бессмертии, а скорее всего о жизни иного содержания. «Верно, - писал Л.Фейербах, - что почти у большинства народов имеется... вера в бессмертие; важно, однако, так же как и при рассмотрении веры в бога, распознать, что эта вера в действительности собою выражает. Все люди верят в бессмертие. Это означает: верующие в бессмертие не считают, что со смертью человека наступает конец его существования... Умерший для живого не превратился в ничто, не абсолютно уничтожен; он как бы изменил лишь форму своего существования; он лишь превратился из телесного существа в духовное, то есть из подлинного существа в существо представляемое.» [4,с.98] Таким образом, живое существо не находит в смерти абсолютного уничтожения, а продолжает существовать в целом природы и вместе с ним. Смерть не может уничтожить большего, чем дано было рождением. Конец личности так же реален, как реально было ее начало, и в том самом смысле, в каком нас не было до рождения, нас не будет и после смерти. Истинное основание для бессмертия мы находим в словах Теофраста Парацельса: «Душа во мне сделалась из чего-то, поэтому она и не обратится в ничто, ибо она произошла из чего-то». [11,с.97]

Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что смерть разъединяет две противоположности: физическую очевидность тела, доступную ощущению, и неуловимую тайну, благодаря которой тело только и может быть «присутствием». Смертью просто-напросто оканчивается существование эмпирической промежуточности. Можно ли такой кризис почувствовать «на собственной шкуре», можно ли его испытать? В своей работе В.В. Варава пишет про непостижимость и непознаваемость смерти следующее: «Человек приобретает опыт смерти в сам невозвратимый момент умирания, в первый и последний раз в жизни. У других (еще живущих) нет ни малейшего шанса вторгнуться в этот опыт. Более того, этот опыт именно опыт умирающего-в-смертъ и он не соизмерим ни с одним из состояний живущих-в-жизни». [3,с.234]. Нам приходится умирать, но мы не испытываем чувство смерти; самость смерти, последнее пограничное событие, является объектом нового и внезапно обрывающегося опыта. Таким об-

разом понятие смерти-бессмертия относится к разделу явлений, которые невозможно ни доказать, ни опровергнуть. Поэтому проблема смерти очень сложная, и однозначных и простых подходов к ее решению найти очень сложно.

Кардинальное отличие от позитивистского подхода к определению жизни и смерти мы находим в русской философской традиции. И если в первом случае смерть - это обратная сторона жизни, с которой она неразрывно связана и которая ей предшествует, то во втором рассматривается трагичность смерти, её неприемлемость как естественного события. С точки зрения неприятия смерти наибольший интерес представляет мировоззрение Н.Ф. Федорова, впервые решительно выступившего против смертнической парадигмы. Естественным отношением к смерти, по мнению Федорова, является ее восприятие как чего-то ненормального, ошибочного. «Смертность, - подчеркивал он, - сделалась всеобщим органическим пороком, уродством, которое мы уже не замечаем, и не считаем ни за порок, ни за уродство». [9,с. 250-25]. Федоров подчеркивал необходимость правильного отношения к смерти - борьбы, борьбы того же порядка, что и преодоление прочих несовершенств человеческой жизни. «Смерть, - утверждал он, - есть свойство, состояние, обусловленное причинами, но не качество, без коего человек перестает быть тем, что он есть и чем должен быть». [9 с.258] Вл. Соловьев, продолжая мысль Федорова пишет: «Если чем естественно нам тяготиться, если чем основательно быть недовольным в данной действительности, то, конечно, этим заключительным явлением всего нашего видимого существования, этим его наглядным итогом, сводящимся на нет». [8,с.103]

Н.А. Бердяев считает, что смерть и смертность -источник бессмыслицы этого мира и всего в нем происходящего. И если выше мы отмечали, что понятие смерти, осознание конечности и единственности человеческого личного бытия способствует прояснению нравственного смысла и ценности человеческой жизни, то в русской философии смерть не столько отбирает у жизни смысл, делая ее конечной внезапно и непредсказуемо, сколько выявляет бессмысленность человеческого существования.

Смысл жизни обретается не через осознание своей смертности, а через примирение со страхом смерти, который должен восприниматься позитивно. Страх смерти не нужно принимать как природную составляющую человека, со страхом необходимо бороться. Страх смерти также неестественен, как сама смерть. Если мы будем бояться смерти, то и жизнь будет бессмысленна. Позитивный аспект страха смерти как явления, имеющего «духовную глубину» и «онтологическую значимость», достаточно полно раскрыт В.Ш. Сабировым. «Страх смерти - одно из самых мучительных душевно-духовных страданий личности. В нем сконцентрирован трагический пафос жизни человека как разумного существа. Страх смерти составляет предельное испытание духовной стойкости и достоинства человека» [7,с.102] Страх смерти, являясь нравственной доминантой, од-

них сбивает с жизненного пути, других заставляет смириться с несправедливостью уничтожения, третьих побуждает нравственно преобразиться. В соотношении жизни и смерти, смерть интерпретируется как явление, отравляющее жизнь, в свете смерти жизнь становится вопиющей неправдой.

Бессмертие в русской философской мысли рассматривается не как личное бессмертие, а достижение всеобщего воскрешения. Самая главная идея «философии общего дела» Федорова - это долг сынов воскресить своих отцов, в конечном счете - все ушедшие поколения. Стремление к воскрешению всех умерших провозглашается «общим делом» всех живущих, их непременным долгом перед «отцами». Притом, речь идет не просто о духовном воскрешении, а о воскрешении физическом, телесно-вещественном. Воскрешение умерших представляется Федорову не как сверхъестественно-мистический акт, а как результат развития науки и ее практического применения. Наука, как он считает, позволит собрать рассеянные частицы разложившихся тел и воссоздать из них тела оживших отцов и матерей. Учение Федорова касается высших целей и предельных эволюционно-онтологических задач.

Необходимо отметить, что главное для русской философской мысли - важно не игнорировать, а думать о смерти, бороться со страхом смерти, только тогда можно достигнуть духовно нравственной высоты и преодолеть тот трагизм, которым наполняет смерть жизнь.

Как в западной, так и в русской философии, на тему смерти написано огромное количество работ, но ни одна из них не может ответить достоверно, что же такое смерть? Видимо, это и есть ее главная тайна, она не поддается исследованию, ее невозможно понять, но вместе с тем это то, что каждому рано или поздно придется для себя открыть. Для человека важно знать о неизбежности смерти, потому что отношение к смерти определяет отношение к жизни. По мнению автора, смерть в действительности можно рассмотреть в соотношении только с каким-либо феноменом жизни, ибо она имеет отношение практически к любой проблеме, которую традиционно принято соотносить с жизнью. Поэтому смерть невозможно противопоставлять ни жизни как таковой, ни идее бытия, ни сравнивать ее с небытием. Пытаясь познать смерть посредством естественно-научной, материальной или метафизической схемы, мы не можем определить ни ее причину, ни ее начало, ни ее конец. В силу этого смерть представляется парадигмальной сущностью живого. Небытие получает приоритет над бытием, подрывая онтологические основания. Логика смерти как объекта исследования не выстраивается. Да и сама природа жизни и смерти представляется человеку нелогичной. Противопоставив эти категории, мы выводим «формулу»: жизнь есть «не-смерть». И если в смерти как в «не-жизни» все люди и все «Я» индивидов равны, как гласит русская пословица «Смерть всех уравняет», то жизнь как «не-смерть» стирает эту грань равенства. Единственное равенство жизни - в факте явления человека в мир бытия. Но возможно, жизнь в теле обрывается посредством чего-то не соотносящего с тем,

09.00.00 - ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ 09.00.00 - PHILOSOPHICAL SCIENCES

что данную жизнь детерминировало. Несомненно, это иное присутствует тем или иным образом в индивиде в процессе его жизнедеятельности. Это значит, что жизнь и смерть не противопоставляются без соответствующей на это причины. Момент противопоставления и есть сам процесс умирания как таковой. Но если есть что-то, что запускает механизм жизни, то должно существовать нечто, подавляющее развитие активизации смерти. Данное нечто может быть положенным только за пределы жизни и смерти. Поэтому бессмертие можно определить не как уход от смерти, а как проникновение за

пределы смерти. Но за эту грань невозможно проникнуть, мы можем лишь предполагать, что нас там ждет либо какая-то другая жизнь, или же смерть - это некий вечный сон. К сожалению, никто и ничто не могут нам приоткрыть завесу над этой тайной. Мы до последнего мгновения жизни остаемся в неведении, думая временами, что там ничего нет, но при этом, очень часто надеясь на какую-то другую потустороннюю жизнь или успешное воскресенье, позволяющие одержать победу над полной смертью.

Библиографический список

1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Издательская группа «Прогресс» «Прогресс-Академия», 1992.

2. Бурдо Л. Вопрос о смерти и его различные решения .М.- Петербург: Издание А.С. Суворина, 1911. С.301.

3. ВараваВ.В. Дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.05. Тула: РГБ, 2006. (Из фондов Российской Государственной Библиотеки).

4. Вопрос о бессмертии с точки зрения антропологии / «Мир философии». М., Политиздат, 1991. с.98-99.

5. Келигов М.Ю. Смерть как жизнеорганизующий феномен (о духовной ценности смерти). // Известия высших учебных заведений Северо-Кавказского региона. Общественные науки. 1993. №4. С. 162-164.

6. МонтеньМ. Опыты: В 3-х кн.: Т.1. М.: Голос, 1992, С.98

7. Сабиров В.Ш. Критический анализ философско-этических оснований современной танатологии. // Философские науки. 1995. №3. С. 100-107.

8. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия. Соч.: в 2. т. М.: Мысль, 1988. Т. 1.

9. ФедоровН.Ф. Собр. соч.: В 4 т. Т. 1, М., 1995-1999, 250-251.

10. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

11. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М.: Наука, 1993. С.672.

12. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Независимая фирма «Класс», 1999. С. 39.

References

1. Ares F. The man in the face of death. Moscow: Publishing group "Progress" - "Progress Academy," 1992 .

2. Bourdeau L. The question of death and its various solutions. M. - Petersburg: Publishing AS Suvorina, 1911. P.301.

3. Varava V.V. Dis. ... Dr. Philosophy. Sciences: 09.00.05. Tula: RSL 2006. - (From the collection of the Russian State Library).

4. The question of immortality from the perspective of anthropology / "World Philosophy". M., Politizdat, 1991, p.98-99

5. Keligov M. Death as zhizneorganizuyuschy phenomenon (on the spiritual value of Death) / M. Keligov / / Proceedings of the institutions of higher education Seva - ro-Caucasus region. Social Sciences. 1993. № 4. P. 162-164.

6. Montaigne M. Experiments: In a 3-Prince.: Vol.1. Moscow: The Voice, 1992, c.98 .

7. Sabirs V.S. A critical analysis of the philosophical and ethical foundations of temporary - thanatology / VS Sabir / / Philosophy. - 1995. - № 3. - S. 100-107.

8. SolovyovB.C. Justification of the Good. Moral Philosophy. Op.: 2. t - M: Thought, 1988. - T. 1.

9. FedorovN.F. Coll. Op.: 4 volumes, Volume 1, Moscow, 1995-1999, 250-251.

10. Frankl V. Man's Search for Meaning. Moscow: Progress Publishers, 1990.

11. Schopenhauer A. The World as Will and Representation. Nauka, 1993.s.672.

12. Yalom I. Existential psychotherapy. M.: Independent firm "Class" in 1999. s. 39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.