УДК 378.147: 37.04 doi: 10.20310/1810-231X-2017-16-4-36-45
СУЩНОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ХОДЕ ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ВУЗЕ
Шаршов Игорь Алексеевич, Королёва Анна Валерьевна
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Россия, г. Тамбов, e -mail: [email protected] Борзых Ирина Николаевна Администрация Тамбовского района, Россия, Тамбовская область
Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ-ОГОН, проект № 15-36-01032
В статье представлено содержание технологии профессионального воспитания личности в ходе организации студенческого самоуправления в вузе. Охарактеризованы этапы технологии (диагностико-проектирующий, конструктивно-реализующий, рефлексивно-коррекционный), проанализированы цель, задачи и результаты каждого этапа в соответствии с разработанными критериями профессионального воспитания личности в контексте студенческого самоуправления. Подробно освещены используемые в технологии формы и методы организации студенческого самоуправления в вузе. Представлены результаты проведенного эксперимента, сводная таблица определения уровней сформированности критериев рассматриваемого явления и уровня профессионального воспитания личности в целом, данные статистического анализа результатов опытно-экспериментальной работы. Сделано заключение об эффективности предложенной технологии профессионального воспитания будущих государственных служащих в ходе организации студенческого самоуправления в вузе и положительном влиянии выявленных педагогических условий.
Ключевые слова: профессиональное воспитание, студенческое самоуправление, педагогическая технология, педагогические условия, критерии и уровни
Вопросы воспитания
Разработанная нами технология профессионального воспитания личности в ходе организации студенческого самоуправления в вузе ставит своей целью создание условий для развития у будущих специалистов потребности в профессионально-личностных качествах, повышения их уровня теоретико-технологической подготовки к профессиональной деятельности, а также для реализации творческой активности при выполнении своей будущей профессиональной деятельности. Студенческое самоуправление (ССУ), как отмечалось нами ранее, как социальный институт обладает значительным воспитательным потенциалом в условиях высших учебных заведений, реализуя особую форму управления, предполагающую активное участие студентов в подготовке, принятии и реализации управленческих решений, касающихся как жизнедеятельности высшего учебного заведения, так и будущей профессиональной деятельности; приобретение и развитие про-
фессионально-личностных качеств; активное включение в профессиональное сообщество и оказание студентам содействия в конструировании профессиональной биографии [1; 2].
Целостность и взаимосвязь критериев и показателей сформированности рассматриваемой характеристики обеспечит сконструированной технологии структурное и содержательное единство, которое реализуется посредством гибкого использования разнообразных форм и методов совместной деятельности студентов и преподавателей [3]. В ходе профессионального воспитания происходит рост профессионально-личностных качеств, которые в конечном итоге обеспечивают профессиональное воспитание студента и приводят к самореализации личности в профессиональной деятельности.
Проектируя технологию профессионального воспитания в процессе получения студентами высшего образования, мы учитывали тот факт, что изменение уровня профес-
сионального воспитания может происходить как стихийно, так и целенаправленно.
Первый вариант осуществляется путем приобретения отдельных знаний, умений и навыков при участии студентов в различных вузовских мероприятиях. Такое же неявное, опосредованное воздействие на профессиональное воспитание оказывает личный опыт студентов, приобретенный в результате разрешения различных нестандартных моментов, анализа профессиональных ситуаций и их интерпретации средствами массовой информации, прохождения производственных практик, общения с друзьями, коллегами и т. д. Профессиональное воспитание в этом случае осуществляется вне нашего вмешательства, поскольку обучение в вузе создает предпосылки для профессионального воспитания в ходе изучения дисциплин предметной подготовки. Тем не менее, студенты контрольной группы, не «подвергающиеся» воздействию разработанной нами технологии, демонстрировали изменение уровня профессионального воспитания не настолько существенно, как в экспериментальной группе.
Второй вариант, который мы и будем рассматривать в данной статье, характеризует профессиональное воспитание как основную цель студенческого самоуправления. Отметим, что сущность педагогической технологии подразумевает процессуальность, так как в большинстве определений технология отождествляется с реализацией совокупности последовательных действий для достижения определенного результата, т. е. процессом. Поэтому технология профессионального воспитания в ходе организации студенческого самоуправления (как и любой процесс) должна подчиняться
Рефлексия и
Целью первого - диагностико-проекти-рующего этапа - является анализ исходного уровня профессионального воспитания студен-
свойству дискретности, т. е. пошаговости, поэтапности [4; 5].
Таким образом, технология профессионального воспитания личности в ходе организации студенческого самоуправления предусматривает последовательное развитие профессионально-личностных качеств и повышение уровней их сформированности и состоит из следующих этапов:
- диагностико-проектирующего;
- конструктивно-реализующего;
- рефлексивно-коррекционного.
В результате последовательного осуществления всех этапов технологии предполагается положительное изменение уровня профессионального воспитания каждого студента, участвующего в студенческом самоуправлении, что наглядно показывает разработанная нами модель профессионального воспитания. При реализации ранее выявленных педагогических условий [6] возникали некоторые трудности, обусловленные организационно-педагогическими и личностными причинами, поэтому вполне возможно достижение не столь высоких прогнозируемых результатов при однократном прохождении всех этапов технологии. Следовательно, возможно повторное прохождение одних и тех же этапов, но с более высоким «исходным» состоянием (уровень исследуемого профессионального воспитания студента каждый раз будет изменяться на некоторую величину). Таким образом, процессу профессионального воспитания присуща цикличность, а порядок чередования этапов технологии выглядит следующим образом (рис. 1):
тов (на примере будущих государственных служащих Тамбовского филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и
коррекция Конструирование
и реализация
Рис. 1. Последовательность этапов технологии
государственной службы при Президенте Российской Федерации») и составление программы действий эффективного профессионального воспитания в процессе участия в студенческом самоуправлении.
В начальный период (диагностический) данного этапа осуществлялось определение уровня профессионального воспитания студентов в соответствии с выделенными критериями (организационно-деятельностный, социально-коммуникативный, ценностные качества профессионального сообщества). Используя схему констатирующего эксперимента, мы применяли соответствующие психолого-педагогические методики, тесты и другие диагностические материалы и получили необходимые сведения о начальном уровне профессиональной воспитанности студентов [7].
Полученный нами в ходе диагностирующего этапа разброс количественных и качественных характеристик уровня профессиональной воспитанности студентов заслуживает особого внимания при проектировании и реализации технологии. Нами были выявлены, проанализированы (совместно со студентами) и учтены в дальнейшем основные причины невысоких показателей уровня профессионального воспитания студентов: отношение к воспитанию в школе как к второстепенному явлению, не говоря уж о профессиональном воспитании; значительный дефицит квалифицированных педагогов, занимающихся воспитанием в классическом понимании понятия.
Проведенный анализ позволил перейти к проектирующей части первого этапа технологии. Разработать совокупность методов и средств для осуществления профессионального воспитания студентов в рамках студенческого самоуправления нам помогло использование локальных актов (по отдельным событиям), разработанных в первые годы организации внеучебной деятельности.
Учитывая возможность вариативности организации профессионального воспитания, мы посчитали, что разработанная нами технология не может быть ограничена временными и пространственными рамками, и сочли необходимым использовать в совокупности мероприятия в академии, межвузовские, городские, областные, межрегиональные, международные и мероприятия, самостоятельно организованные студентами специальности «Государственное и муниципальное управление».
Для повышения эффективности разработанной технологии формирования профессионального воспитания студентов (возможности быстрой ее вариативности в зависимости от профиля получаемой специальности) мы условно разделили данный этап на три стадии и определили цели и содержание каждой из них.
На I стадии было установлено оптимальное соотношение между различными формами внеучебной деятельности студентов на весь период обучения, т. е. 1-5 курс, в том числе приблизительное распределение по курсам вовлечения студентов в студенческое самоуправление: доля внеаудиторных занятий должна составлять не менее 10 % самостоятельной работы; верхняя временная граница таких занятий для каждого конкретного студента не фиксирована, так как участие в общевузовских конкурсах, конференциях, международных проектах определяется в большей степени желанием студента, которое стимулируется разнообразием форм таких занятий.
Основная цель II стадии диагностико-проектируюшего этапа заключалась в структурировании содержательной части и тематическом наполнении технологии, систематизации качеств, уже имеющихся у студентов, а также формировании профессиональной ориентации студентов на вновь приобретаемые качества.
III стадия была посвящена изучению мотивации студентов при знакомстве с правовыми, нормативно-техническими и организационными основами студенческого самоуправления. Вопросы подобного характера направлены на осмысление и последующее изменение уже существующей иерархии ценностей студентов, что существенно влияет на поведение личности, мотивы ее поступков и корректировку потребностей. На уже сформированные исторические ценности накладывались последовательно политико-правовые: конституционный и служебный долг, понимание правовых и политических событий, понимание места и роли государственной службы в возрождении России и т. д.
Развитие мотивации студентов к студенческому самоуправлению осуществлялось по схеме «З-А-Р-Я», предложенной И. А. Зимней: сначала занимаем студентов, затем проявляется их активность, наступает разрядка, и в результате формируется «Я» студента - в нашем случае, профессиональная воспитан-
ность как будущего государственного служащего.
В первое время обучения в вузе студенты вместе с консультантом - заместителем начальника УМО по воспитательной работе (а позднее - самостоятельно) составляли личные листы и Правила самоуправления. В ходе этого тренинга выявлялись лидеры, у которых еще в школьные годы сформировались соответствующие мотивы, интересы, желания, стремления. Как правило, их еще недостаточно на данном этапе, поэтому консультант (а позднее - актив ССУ) организует соответствующие коллективные мероприятия по выявлению лидеров коллектива. По итогам мероприятий проводится анализ результативности как в форме устного обсуждения, так и посредством анкетирования студентов.
Следующий тренинг посвящен проведению собрания в группе: студенты учатся составлять план собрания, готовят выступающих, разрабатывают повестку дня, учатся принимать решения, составляют протокол, затем проводят реальное собрание группы, где определяется актив группы, студенческий совет самоуправления группы, которому делегируются полномочия по развитию самоуправления в группе. Далее сфера деятельности студентов расширяется: проводится тренинг по проведению студенческой конференции (аналогичная схема). На конференции выбирается Студенческий совет самоуправления вуза, ему делегируются соответствующие полномочия и объявляется о начале предвыборной компании по выборам Председателя студенческого самоуправления (он же и Председатель Студенческого совета).
Далее Студенческий совет проводит работу по активизации остальных студентов, развитии их мотивации к студенческому самоуправлению. Перспективная цель - охват всего студенческого состава вуза. Студенческий совет использует различные методы и приемы развития мотивации студентов: административные методы (дисциплина, чувство долга, стремление студента трудится в группе, вузе, городе, области и т. д.); социально-психологические методы (формирование коллектива, личный пример, удовлетворение культурных и духовных потребностей, установление социальных норм поведения и социальное стимулирование коллектива, социальная защита студентов, вознаграждение за результаты деятельности, например, путевки,
объявление благодарностей, вручение почетных грамот, фотография на доске почета, вручение дипломов, публикации о студентах, участвующих в студенческом самоуправлении в областной общественно-политической газете «Тамбовская жизнь» и др.).
Только в случае мотивированной, осознанной деятельности студентов в рамках ССУ реализация сформированных профессионально-личностных качеств приносит пользу обществу, личности, повышает уровень ее профессиональной воспитанности.
Приобретаемые профессионально-личностные качества положены в основу Программы воспитательной деятельности в академии, Плана работы студенческого Совета вуза и формируются в ходе реализации следующих направлений: учебно-воспитательного, научно-исследовательского, граж-данско-патриотического, культурно-массового, социально-педагогического, спортивно-оздоровительного, организационно-хозяйственного и информационного. При этом реализуются обязательные заседания комиссий, проводятся мероприятия, разрабатываются положения, осуществляется взаимодействие с различными учреждениями и службами г. Тамбова и области, организуются экскурсионные поездки, встречи с журналистами, экологические акции, разрабатываются социально-значимые проекты. Качества, которые формируются у студентов в вузе, определялись профилем получаемой специальности.
Основная цель конструктивно-реализующего этапа - осуществление разработанной технологии на практике. Конструктивная часть данного этапа включала в себя поиск и набор оптимальных педагогических средств (разработки и планирования студенческого самоуправления в условиях вуза с учетом специфики подготовки студентов) для интересного, познавательного, результативного сотрудничества преподавателя и студентов, направленного на повышение уровня профессионального воспитания последних.
Для достижения поставленной цели реа-лизовывались различные виды внеучебной деятельности: как фронтальные занятия (практикумы), так и групповые и индивидуальные формы работы с привлечением нестандартных, игровых элементов (имитационные упражнения, анализ конкретных ситуаций, ролевые, деловые игры и т. д.).
Виды занятий, приемы, методы, средства, совокупность заданий и упражнений, исполь-
зуемые в данной технологии, просты в выполнении и хорошо известны (например, беседа, дискуссия, игра, соревнование, метод демонстраций, метод мозгового штурма и т. д.) [8]. Их сочетание и содержание также можно модифицировать, так как предлагаемое наполнение носит рекомендательный характер. Выбор остается за самими «воспитателями» и студентами. При конструировании технологии мы ориентировались на профессиональные предпочтения, педагогический опыт и мастерство, стиль профессиональной деятельности, эрудированность и изобретательность «воспитателя» и студентов [9].
Определяющими факторами выбора форм работы является разнообразие используемых педагогических средств и увеличение доли инновационных проектов. Последнее способствует тому, что процесс формирования профессиональных качеств даст более значимый результат, будет инициировать активность студентов, коррелируя с условием поискового, развивающего воспитания. Кроме того, являясь составной частью воспитания личности в целом, профессиональное воспитание будет стимулировать развитие способности мыслить, анализировать, видеть проблемы, формировать готовность к самостоятельному поиску решения профессиональных и личностных задач, к оригинальному, нестандартному видению предметов и явлений, к творческому преобразованию действительности [10].
Основные формы и методы работы студенческого самоуправления, предложенных нами для наполнения технологии профессионального воспитания студентов в контексте ССУ, рассмотрены нами в докладе «Формы и методы организации студенческого самоуправления в вузе в контексте профессионального воспитания» на XIII Международной научно-практической конференции «Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста» (Тамбов, 2017). С целью развития у студентов профессионально-личностных качеств студенческий Совет применяет различные формы: экскурсии-наблюдения, тренинги, беседы-дискуссии, анализ конкретных ситуаций (решение профессиональных задач), использование примера (государственных служащих), самостоятельное выполнение поставленных задач, консультации.
Экскурсии-наблюдения заключаются в том, что студенты наблюдают (изучают, учат-
ся) за тем, как специалисты государственной службы работают с поступающими документами, как планируют и организуют свою деятельность, осуществляют контроль и самоконтроль, общаются, проявляют коммуникативный контроль, патриотические ценности, этические правила, как формируются традиции коллектива. Такое наблюдение проводили со студентами в структурных подразделениях вуза (отделе кадров, учебном отделе, воспитательном, на кафедрах), в администрации г. Тамбова и области, а так же в областной общественно-политической газете «Тамбовская жизнь», областной научной библиотеке им. А. С. Пушкина, общественных организациях и др. Кроме того, студенты знакомились с планами работы организации, с документами о контроле за деятельностью. Во время экскурсий студенты видели особенности профессионального общения, изучали примеры деловой коммуникации.
Полезно использовать и «внешние» экскурсии по городам России, где студенты учатся решать проблемы своего города не только в своем вузе, но и находясь за пределами города, области. Будущие государственные служащие учатся готовить документы для поездок, планировать свои маршруты, общаться между собой и другими делегациями, тем самым развивая необходимые профессионально-личностные качества.
Тренинги необходимо использовать на протяжении всего срока обучения студентов в вузе, участия в студенческом самоуправлении. Начиная от тренинга установления контактов и определения актива ССУ, тренингов общения, где студенты учатся открыто высказывать свои мысли, отстаивать свои позиции, задавать вопросы, характеризующие способность видеть и решать проблему до профессионально-ориентированных игр с разными функциональными ролями.
Важно уделять внимание тренингам, посвященным планированию и организации деятельности, организации контроля и самоконтроля с использованием метода «мозгового штурма». Он полезен тем, что развивает способность к самоорганизации, самоуправлению, умению работать в коллективе и др. «Мозговой штурм» призван высвободить творческую энергию студентов-участников ССУ, сдерживаемую в обычных условиях.
Беседы-дискуссии призваны активизировать процессы глубокого понимания того, чем
предстоит заниматься студентам в ССУ с целью своего профессионального воспитания как будущего государственного служащего. При всем богатстве и разнообразии содержания беседы имеют своим основным назначением привлечение самих студентов к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе формирование у них адекватного отношения к окружающей действительности, к своим политическим, гражданским, нравственным и профессиональным обязанностям. Убеждающий смысл обсуждаемых в ходе беседы проблем будет значительно выше, если он находит опору в личном опыте студента, в его делах, поступках, действиях. В основу бесед кладутся факты, раскрывающие социальное, нравственное или этическое содержание сторон общественной жизни («Личности в государственной службе», «Место и роль России в мировом историческом прошлом», «Политико-правовые ценности как компонент патриотических ценностей», «Знания без нравственности ничего не значат» и др.). В качестве таких фактов нередко выступала деятельность известных государственных деятелей.
Анализ конкретных ситуаций используется активом ССУ для стимулирования познавательной активности студентов во внеучебной деятельности. Для достижения поставленных задач подбираются ситуации, побуждающие студентов к их решению. Анализируя предложенную конкретную ситуацию, будущие специалисты государственной службы должны определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, сформулировать свое отношение к ней, предложить алгоритм выхода из сложившихся условий. Коллективное обсуждение вариантов решения одной и той же ситуации существенно углубляет опыт студентов: каждый из них имеет возможность ознакомиться с вариантами решения, послушать и взвесить множество оценок, дополнений, изменений. Для примера студентам могут быть предложены следующие ситуации-проблемы: приглашение принять участие в массовых мероприятиях (посвященных Великой Победе, в научной конференции, в «Кроссе нации», субботнике и т. д.); анализ организованного мероприятия (праздника Посвящение в студенты, встречи с ветеранами ВОВ, международного Дня студента, Студенческой весны, конкурса на лучшую студенческую группу и др.); анализ планов работы Студенческих советов других
учебных заведений; выявление достоинств и недостатков контроля и самоконтроля организаций; анализ традиций различных коллективов - структурных подразделений администрации Тамбовской области и т. д.
Использование примера государственного служащего. Студенты являются частыми гостями администрации г. Тамбова и Тамбовской области, где будущие государственные служащие наблюдают, как проявляются профессионально-личностные качества у уже состоявшихся государственных служащих, участвуя во встречах, круглых столах, торжественных церемониях. Формирующееся сознание студента постоянно ищет опору в реально действующих, конкретных образцах, какими являются представители власти области, олицетворяющие усваиваемые ими идеи и идеалы. Но подражание не есть слепое копирование: оно формирует у студентов действия нового типа, как совпадающие в общих чертах с идеалом, так и оригинальные, сходные по ведущей идее примера. Путем подражания у молодого человека формируются социально-нравственные цели личностного поведения, общественно сложившиеся способы деятельности. В студенческие годы подражание становится более сознательным и критичным.
Самостоятельное выполнение задач будущими государственными служащими. Студенты самостоятельно выполняют поставленные задачи, где основным условием является проявление сформированных организацион-но-деятельностных, социально-коммуникативных качеств и традиций государственной службы. На этом этапе студенты самостоятельно разрабатывают Положение о студенческом самоуправлении, проводят подготовку собрания группы, конференции вуза, выборов председателей комиссий студенческого самоуправления, председателя Студенческого совета. Они составляют планы работы групп, Студенческого совета, работают с документацией, осуществляют контроль за исполнением плана и т. д. Календарный план Студенческого совета, составленный участниками студенческого самоуправления, предполагает максимальное вовлечение студентов в профессиональное воспитание.
Реализация плана невозможна без общения. Участникам ССУ приходится общаться как на уровне группы, так и на уровне вуза, города, области, ЦФО, РФ. Студенты, владеющие коммуникативным контролем и де-
ловой коммуникацией, быстрее выходят на более высокие уровни. Они избираются на должность председателей комиссий ССУ и решают другие задачи. Например, ответственные за социально-педагогическую деятельность в студенческих группах решают, кто из группы примет участие в разработке проекта (уровень группы). Председатель Социально-педагогической комиссии ССУ вуза принимает заявки, проводит организацию конкурсного отбора проектов, докладывает решение Конкурсной комиссии на заседании Студенческого совета (уровень ССУ); выступает на организационном совещании администрации вуза (уровень вуза) и отправляется с конкурсантом в командировку на конкурс, где представляет вуз, город и область, поддерживая своим выступлением конкурсанта (уровень ЦФО).
Особо важным для органов студенческого самоуправления является их участие в разработке и реализации проектов. Участвуя в проектах, студенты учатся изучать общественное мнение, формулировать актуальность социальной проблемы, изучать возможности социальной группы, определять цели и задачи, составлять план и график, определять обязанности и распределять их, выявлять ресурсы и источники их получения, составлять бюджет, разрабатывать системы оценок проекта, организовывать обучение членов команды проекта, формировать общественное мнение, составлять предложения по проекту, находить деловых партнеров, проводить официальные переговоры, получать необходимые ресурсы, проводить плановые мероприятия, оценивать и контролировать выполнение плана, вносить корректировку по ходу реализации проекта, анализировать результаты работы над проектом, информировать общественность [11].
Основной задачей педагогов в процессе профессионального воспитания студентов в ходе студенческого самоуправления является организация самостоятельной деятельности, самоуправляемой структуры. Педагоги, передав организационные полномочия активу ССУ, выступают в роли консультантов, партнеров, экспертов.
Целью рефлексивно-коррекционного этапа технологии является оценка и осмысление реализации процесса профессионального воспитания будущего государственного служащего и модификация технологии. Данный этап подразумевает демонстрацию каждым
студентом своих результатов, достигнутых по итогам профессионального воспитания в ходе организации ССУ, их коллективное обсуждение, анализ, критику, сравнение с аналогичными достижениями других ребят - участников ССУ. Использование рефлексивных заданий было направлено на выявление сформированных профессионально-личностных качеств, оценку результатов профессионального воспитания, в целом. При этом рефлексивно-коррекционный этап является регулятором развития тех компонентов, уровень которых у студентов повысился незначительно или остался прежним. Сделанные выводы, полученная оценка достигнутых результатов позволили произвести корректировку в следующих циклах на соответствующих этапах процесса профессионального воспитания:
а) программы воспитательной деятельности в академии на весь цикл обучения. Планировать, организовывать и проводить те мероприятия, которые в большей мере способствуют развитию тех профессионально-личностных качеств, по которым средние показатели ниже остальных;
б) календарного плана работы ССУ вуза;
в) соотношения участия студентов младших и старших курсов и педагогов в реализации технологии профессионального воспитания. Требуется более активное участие самих студентов-участников ССУ (особенно младших курсов), более частое использование коллективных и групповых методов профессионального воспитания;
г) тренировочных заданий. Целесообразно предусматривать дифференцированные и разноуровневые задания, охватывающие различные профессионально-личностные качества.
Следует отметить, что практическое осуществление разработанной нами технологии выявило ряд трудностей. На первых встречах приходилось преодолевать некий школьный стереотип «что такое воспитание» и расширять границы применимости личностных качеств, используя профессионально ориентируемые формы работы, позволяющие активизировать мотивы понимания предназначения формируемых профессионально-личностных качеств [12].
Во-вторых, существующее классическое воспитание построено на поэтапной регламентации и контроле воспитательной деятельности, поэтому немногие студенты положительно восприняли предоставляемую само-
стоятельность в рамках студенческого самоуправления. Студентам пришлось привыкнуть к тому, что в большинстве заданий указывалось лишь направление, основная цель, а выбор формы предоставления задания, средств реализации задуманного в итоге оставался за самим исполнителем.
В-третьих, особую растерянность вызывало у студентов значительное количество событий, направлений на развитие формируемых качеств, что требовало некоторое время на их адаптацию. При этом большая часть заданий являлась не просто определенной формой контроля, а представляла собой интересную задачу, требующую не только исполнительских умений, но и ситуативного поведения.
Однако обозначенные трудности не являлись непреодолимыми, и прохождение всех этапов технологии профессионального воспитания в ходе студенческого самоуправления позволило их постепенно разрешить.
Для оценки эффективности технологии профессионального воспитания студентов -будущих государственных служащих в ходе организации ССУ и выявления эффективности педагогических условий проведен сравнительный анализ показателей экспериментальной и контрольной групп (по 64 человека в каждой). Количественные результаты обобщены в таблице 1 в сравнении с данными констатирующего эксперимента.
Таблица 1
Сравнение уровней профессионального воспитания студентов до и после эксперимента (%)
Название Констатирующий эксперимент Формирующий эксперимент
Экспериментальная группа Контрольная группа
Н С В Н С В Н С В
Организационно-деятельностный 88,00 12,00 0,00 39,06 56,25 4,69 60,94 39,06 0,00
Социально-коммуникативный 49,00 43,50 7,50 37,50 51,57 10,93 51,56 40,62 7,82
Ценностные качества профессионального сообщества 82,00 18,00 0,00 57,81 37,50 4,69 71,87 28,13 0,00
Профессиональное воспитание 71,50 28,50 0,00 18,75 78,13 3,12 57,81 42,19 0,00
Для проверки успешности технологии мы провели статистическую обработку данных, изучив корреляции между показателями критериев профессионального воспитания. Проведенный анализ показал, что в процессе формирующего эксперимента при переходе на более высокий уровень профессионального воспитания повышается целостность данного процесса, между его показателями растет число и теснота связей, и обратно: развитие показателей профессионального воспитания (соответствующих профессионально-личностных качеств) при соблюдении выделенных педагогических условий способствует повышению его уровня, обеспечивает эффективность осуществления данного процесса, что говорит, в конечном итоге, об успешности эксперимента.
Достоверность различий между данными по экспериментальной и контрольной груп-
2
X
пам подтверждена с помощью - критерия
Пирсона. На уровне значимости а = 0,05, при
количестве степеней свободы = 26, расчет-.2
расч составляет 137,04; таб-2 равно 15,379.
ное значение
X
личное, в свою очередь,
Следовательно Храсч > Хтабл. Тем самым, с высокой степенью достоверности можно утверждать, что характеристики экспериментальной и контрольной группы статистически различаются.
Таким образом, качественный и статистический анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал положительную динамику данных по уровням профессионального воспитания студентов, участвующих в формирующем эксперименте. Можно сделать объективное заключение об эффективности предложенной технологии профессионального воспитания будущих государственных служащих в ходе организации студенческого самоуправления в вузе и положительном влиянии выявленных педагогических условий.
Литература
1. Шаршов И. А. Профессионально-творческое саморазвитие субъектов образовательного процесса в вузе: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Белгород, 2005.
2. Шаршов И. А., Борзых И. Н. Интеграль-ная модель профессионального воспитания лич-ности в
контексте студенческого самоуправления в вузе // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус.
2015. № 2 (26). С. 26-31.
3. Шаршов И. А., Старцев М. В., Королева А. В. Системно-квалиметрический подход к исследованию и оценке педагогических процессов и явлений // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2011. № 11 (103). С. 110-116.
4. Виленский М. Я., Образцов П. И., Уман А. И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе. М., 2004.
5. Резник С. Д., Вдовина О. А. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности. М., 2010.
6. Шаршов И. А., Борзых И. Н. Педагогические условия повышения эффективности профессионального воспитания учащихся в ходе организации студенческого самоуправления // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2016. Т. 21. № 12 (164). С. 50-58.
7. Шаршов И. А., Борзых И. Н. Квалимет-рический инструментарий и процедура оценивания профессионального воспитания личности в ходе организации студенческого самоуправления в вузе // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус.
2016. Т.15. № 2. С. 79-86.
8. Педагогика профессионального образования / под ред. В. А. Сластенина. М., 2006.
9. Зеер Э. Ф., Шахматова О. П. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста. Екатеринбург, 1999.
10. Гойхман О. Я. Организация и проведение мероприятий. М., 2008.
11. Гражданское образование и социальное проектирование. М., 2003.
12. Технология профессионально-личностного развития будущего учителя, его готовности к организации воспитательного процесса в образовательном учреждении / под ред. В. А. Сластенина. М., 2003.
References
1. Sharshov I. А. Professional'no-tvorcheskoye samorazvitiye sub"yektov obrazovatel'nogo protsessa v vuze [Professional and creative self-development of subjects of educational process at higher education institution]: avtoref. dis. ... dokt. ped. nauk. Belgorod, 2005.
2. Sharshov I. А., Borzykh I. N. Integral'naya model' professional'nogo vospitaniya lichnosti v kontekste studencheskogo samoupravleniya v vuze [Integrated model of professional education of the personality in the context of student government at higher education institution] // Psikhologo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus. 2015. № 2 (26). S. 26-31.
3. Sharshov I. A., Startsev M. V., Koroleva A. V. Sistemno-kvalimetricheskij podkhod k issledovaniyu i otsenke pedagogicheskikh protsessov i yavlenij [System and qualimetrical approach to a research and assessment of pedagogical processes and phenomena] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. 2011. № 11 (103). S. 110-116.
4. Vilenskij M. Ya., Obraztsov P. I., Uman A. I. Tekhnologii professional'no-orientirovannogo obuche-niya v vysshej shkole [Technologies of the professional focused training at the higher school]. M., 2004.
5. Reznik S. D., Vdovina O. A. Prepodavatel' vuza: tekhnologii i organizatsiya deyatel'nosti [Teacher of higher education institution: technologies and organization of activity]. M., 2010. 389 s.
6. Sharshov I. A., Borzykh I. N. Pedago-gicheskiye usloviya povysheniya effektivnosti professional'nogo vospitaniya uchashchikhsya v khode organizatsii studencheskogo samoupravleniya [Pedagogical conditions of increase in efficiency of professional education of pupils during the organization of student government] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. 2016. T. 21. № 12 (164). S. 50-58.
7. Sharshov I. A., Borzykh I. N. Kvalimet-richeskij instrumentarij i protsedura otsenivaniya professional'nogo vospitaniya lichnosti v khode organizatsii studencheskogo samoupravleniya v vuze [Qualimetrical tools and the procedure of estimation of professional education of the personality during the organization of student government at higher education institution] // Psikhologo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus. 2016. T.15. № 2. S. 79-86.
8. Pedagogika professional'nogo obrazovaniya [Pedagogics of professional education] / pod red. V. A. Slastenina. M., 2006.
9. Zeer E. F., Shakhmatova O. P. Lichnostno orientirovannye tekhnologii professional'nogo razvitiya spetsialista [Personally focused technologies of professional development of the expert]. Ekaterinburg, 1999.
10. Gojkhman O. Ya. Organizatsiya i provedeniye meropriyatij [Organization and carrying out of events]. M., 2008.
11. Grazhdanskoye obrazovaniye i sotsial'noye proektirovaniye [Civic education and social design]. M., 2003.
12. Tekhnologiya professional'no-lichnostnogo razvitiya budushchego uchitelya, ego gotovnosti k organizatsii vospitatel'nogo protsessa v obrazovatel'nom uchrezhdenii [Technology of professional and personal development of future teacher, his readiness for the organization of educational process at educational institution] / pod red. V. A. Slastenina. M., 2003.
* * *
ESSENCE OF TECHNOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION OF THE PERSONALITY DURING THE ORGANIZATION OF STUDENT GOVERNMENT AT HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Sharshov Igor Alekseevich, Korolyova Anna Valeryevna
Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Russia, Tambov, e-mail: [email protected] Borzykh Irina Nikolaevna Administration of the Tambov District, Russia, the Tambov Region
Work is performed with assistance of the grant of the Russian Federal Property Fund-Department of Humanities and Social Sciences, the project № 15-36-01032
In article authors presented the content of technology of professional education of the personality during the organization of student government at higher education institution, characterized the technology stages (diagnostic-projecting, constructive realizing reflexive and correctional), analyzed the purpose, tasks and results of each stage according to the developed criteria of professional education of the personality in the context of student government, presented in detail the forms and methods of the organization of student government used in technology at higher education institution, presented results of the made experiment, the summary table of determination of levels of formation of criteria of the considered phenomenon and level of professional education of the personality in general, data of the statistical analysis of results of skilled and experimental work and made the conclusion about efficiency of the offered technology of professional education of future civil officers during the organization of student government at higher education institution and positive influence of the revealed pedagogical conditions.
Key words: professional education, student government, pedagogical technology, pedagogical conditions, criteria and levels
Об авторах:
Шаршов Игорь Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор, начальник управления фундаментальной и прикладной науки Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов
Королева Анна Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов
Борзых Ирина Николаевна, кандидат педагогических наук, заместитель главы администрации Тамбовского района Тамбовской области, г. Тамбов
About the authors:
Sharshov Igor Alekseevich, Doctor of Pedagogics, Professor, Head of the Fundamental and Applied Science Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov
Korolyova Anna Valeryevna, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Pedagogics and Educational Technologies Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov
Borzykh Irina Nikolaevna, Candidate of Pedagogics, Deputy Head of Administration of the Tambov District of the Tambov Region, Tambov