Разов Павел Викторович - кандидат социологических наук, докторант кафедры социологии ФГКВОУ ВПО «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва.
E-mail: [email protected]
СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, УВОЛЕННЫХ В ЗАПАС (НА ПРИМЕРЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН)
Современные условия декларированного построения в нашей стране гражданского общества вынуждают уделять большее внимание социальной защите граждан и, особенно, тех, кто завершил службу в рядах вооруженных сил. Данное положение делает актуальным изучение опыта социальной защиты и социальной адаптации, уволенных в запас военнослужащих зарубежных стран с целью повышения ее результативности. Прежде всего, дадим интерпретацию базовым категориям данной статьи:
1. социальная адаптация военнослужащих, уволенных в запас, представляет собой позитивную эволюцию адекватности ответов социального субъекта на вызовы и тренды окружающей среды, которая заключается в успешном усвоении уволенными в запас военнослужащими социальных норм и ролей в новой для них системе общественных отношений.
2. в свою очередь социальная защита данной специфической категории граждан, как правило, рассматривается в двух смысловых контекстах, а именно как:
• система государственных и общественных институтов, которые «заставляют» работать законы по обеспечению правовых гарантий;
• процесс обеспечения экономических, политических, социальных и иных прав, свобод и интересов, уволенных в запас военнослужащих.
В рамках данной статьи следует в первую очередь обратить внимание на общие аспекты опыта социальной защиты и социальной адаптации военнослужащих, уволенных в запас в практике зарубежных государств. Так в настоящее время системы и механизмы социальной защиты данной категории граждан в различных странах мира все более явственно выступают в виде особого социально-политического института, функционирование которого направленно на ком-
пенсацию ограничений и тягот военной службы сформированной и закрепленной в соответствующих нормативно-правовых актах системой социальноэкономических льгот и гарантий.
Именно поэтому сущность социальной защиты и социальной адаптации, уволенных в запас военнослужащих заключается в создании благоприятных условий, предохраняющих их от воздействия неблагоприятных факторов, связанных с их профессиональной деятельностью, или компенсирующих влияние этих факторов, в том числе и после окончания срока несения службы. Другими словами граждане, поступающие на военную службу, принимают на себя ряд обязательств по выполнению ее требований, при этом предполагая наличие к себе особого отношения, в связи с ограничением своих возможностей, в том числе и после увольнения в запас. Данное положение ставит перед государством и военным руководством всех стран необходимость предоставления военнослужащим и членам их семей, как вовремя несения службы, так и после увольнения, такого же уровня социально-бытового, материального и иного обеспечения, как и обычным гражданам.
Обратим внимание, что в мировом сообществе накоплен значительный потенциал создания и функционирования развитой системы по социальной защите и адаптации военнослужащих, уволенных в запас, и членов их семей, который подкреплен соответствующим законодательным обеспечением: различными законами о военной службе, указами по вооруженным силам, воинскими уставами и регулярно обновляемыми инструкциями для видов вооруженных сил. Финансовой основой социальной защиты и социальной адаптации, уволенных в запас военнослужащих иностранных государств является военный бюджет.
При этом в системе социальной защиты военнослужащих многих зарубежных стран можно выделить несколько базовых элементов:
• прямые регулярные выплаты;
• специальные и наградные выплаты;
• компенсационные пособия и доплаты;
• льготы по линии социального обеспечения;
• прочие льготы;
• права на пенсию, денежную компенсацию в случае потери кормиль-
ца;
• трудоустройство военнослужащих и членов их семей и прочее.
Таким образом, можно утверждать, что в практике социальной защиты и социальной адаптации, уволенных в запас военнослужащих зарубежных стран есть общие принципы и механизмы реализации. Вместе с тем, в каждой отдельной стране существуют специфические особенности их претворения в жизнь, что требует более детального рассмотрения.
Прежде всего, обратимся к рассмотрению заявленной проблематики в практике Соединенных Штатов Америки, где Конгресс и Администрация придают первостепенное значение вопросам социальной защиты военнослужащих и ветеранов вооруженных сил. Следует отметить, что законодательством США определено, что американские граждане, прослужившие на действительной военной службе 180 и более дней, и уволенные не по причине недостойного поведения, подпадают под категорию «ветеран» и получают право на пользование определенными льготами. В состав базовых льгот, предусмотренных американским законодательством для ветеранов вооруженных сил, принято включать такие, как: выплата пособий по инвалидности, оказание помощи в профессиональной и психотерапевтической реабилитации, оказание помощи в получении образования и трудоустройстве, в случае необходимости, выплата пособий по безработице и предоставление ссуд, а также некоторые другие услуги.
Обратим внимание, что содержание социальной защиты и адаптации включает в себя комплекс специально разработанных программ по обеспечению социально-бытовых потребностей военнослужащих, уволенных в запас, их пенсионному и жилищному обеспечению, организации и проведению досуга, оказанию необходимой помощи членам их семей, а также психологической и профессиональной адаптации.
В структуре американских органов исполнительной власти проблемами социальной защиты и социальной адаптации военнослужащих как действующих, так и находящихся в запасе, занимается:
• Министерство обороны, которое согласно действующему законодательству, ежегодно представляет Президенту доклад о мерах по улучшению социальной защиты и результатах, полученных в ходе сравнения уровня денежного довольствия военнослужащих со ставками заработной платы гражданских служащих с соответствующими рекомендациями по пересмотру основных видов довольствия.
• Министерство по делам ветеранов, которое ведает делами по установлению льгот, назначению пособий и пенсий, защите прав бывших военнослужащих, участников боевых действий, ветеранов, находящихся на действительной военной службе, а также другими проблемами социальной защиты военнослужащих вооруженных сил вне рамок соответствующих специализированных служб Министерства обороны.
• В Сенате США социальной защитой военнослужащих занимаются комитет по вооруженным силам и комитет по делам ветеранов, который включает в себя отделы, решающие вопросы компенсаций, пенсий и страхования, вопросы образования и переквалификации, профессиональной подготовки и занятости, а также социальных гарантий и защиты здоровья военнослужащих, уволенных в запас, и членов их семей.
• Отдельные вопросы социальной защиты американских военнослужащих решает Министерство здравоохранения и социального обеспечения.
• Наряду с государственными структурами, проблемами социальной защиты и социальной адаптации ветеранов вооруженных сил США активно занимаются многочисленные общественные организации, ассоциации и фонды, в число которых входят: «Национальная ассоциация вдов военнослужащих», «Ассоциация офицеров в отставке», ассоциация «Парализованные ветераны Америки», организация «Ветераны зарубежных войн Соединенных Штатов» и некоторые другие. В круг задач, решаемых данными организациями, входит защита прав военнослужащих, уволенных в запас, и членов их семей [4].
Следует заметить, что государственным органам США вменяется в обязанность осуществлять социальную защиту и социальную адаптацию военнослужащих, как во время прохождения службы, так и после их увольнения из вооруженных сил. В соответствии с американским законодательством, военнослужащие, уволенные в запас, пользуются преимуществом при найме на государственную службу, где приоритетом при приеме на работу в правительственные организации пользуются участники боевых действий, а также те, кто имеет правительственные награды или получившие инвалидность за время несения службы. Вместе с тем военным законодательством США определен порядок внеочередного трудоустройства и членов семей военнослужащих, уволенных в запас, где срок предоставления работы не должен превышать 6 месяцев. Кроме того, у данного контингента есть преимущество при получении работы с неполным рабо-
чим днем, по совместительству или сезонной работы, чему способствует деятельность более 65 специализированных центров по трудоустройству.
Следует заметить, что предпринятые Конгрессом США дополнительные меры социальной защиты в отношении ветеранов предусматривают такие мероприятия, как:
> выплату единовременного денежного пособия по увольнению в запас, в размере от 30 до 100 тыс. долларов в зависимости от звания и выслуги лет;
> бесплатное проживание ветеранов и их семей в государственных жилых домах в течение 6 месяцев, с последующей оплатой переезда в любой американский город по выбору;
> бесплатное медицинское обслуживание данной категории лиц на срок до 120 дней, а также бесплатное лечение в течение 1 года заболеваний, приобретенных во время несения воинской службы;
> выплату пособия по безработице в течение 26 недель;
> сохранение за ветеранами права покупать в военных магазинах товары [3].
Интерес представляют программы, обеспечивающие безболезненность сокращения вооруженных сил, разработанные в 1992 в США, а именно: «Специальное вознаграждение при увольнении» и «Поощрительные выплаты при добровольном увольнении», распространяемые на ветеранов отдельных недефицитных специальностей, имеющих выслугу от 6 до 20 лет, и уволившихся из вооруженных сил на добровольной основе. При этом каждый имел право самостоятельно решать, в какой из программ он будет участвовать, в зависимости от разработанных ею мер социальной защиты. Так первой программой предусмотрена единовременная денежная выплата в размере 15% основного годового дохода с учетом умножения на количество прослуженных лет. Вторая программа предполагает ежегодные платежи в размере 2,5 % годовой суммы дохода, умноженного на количество прослуженных лет, а денежные выплаты осуществляются в течение удвоенного срока прослуженных лет, где в случае смерти получателя выплаты производятся его вдове.
Схожие системы социальной защиты и социальной адаптации военнослужащих, уволенных в запас, и по своей сути направленные на формирование благоприятных предпосылок для успешного приспособления к новым средовым условиям гражданской жизни, функционируют и в других зарубежных государст-
вах. Так, в Федеративной Республике Германии нормативно-правовое регулирование социальной защиты и социальной адаптации данной категории граждан в ФРГ осуществляется на базе:
• Конституции ФРГ;
• ФЗ «О воинской повинности» (1986 г.);
• ФЗ «О правовом положении военнослужащих бундесвера» (1975 г.);
• ФЗ «О статусе военнослужащего»;
• ФЗ «Об оплате государственных служащих»;
• федеральной программы «Общегосударственная деятельность».
Основываясь на анализе данных актов, можно утверждать, что государство
Г ермания в полной мере осознает и берет на себя обязанность социальной защиты и социальной адаптации военнослужащих, членов их семей и военных пенсионеров. В частности, решение, входящих в данную область вопросов:
> относится к непосредственной компетенции Министерства обороны ФРГ, в состав центрального аппарата которого, наряду с правовым, бюджетным и другими отделами, входят социальные отделы, выполняющие функции социальной и правовой защиты военнослужащих.
> частью вопросов социальной защиты и социальной адаптации военнослужащих, уволенных в запас, в соответствии с выделенным функционалом, также занимаются Министерство труда и социальных отношений, Министерство по делам семьи и пожилых граждан, Министерство здравоохранения.
Следует учитывать тот факт, что вопросами социальной защиты и социальной адаптации данной категории граждан в ФРГ занимаются и общественные организации, в частности, Союз военнослужащих бундесвера, деятельность которого направлена на отстаивание духовных, социальных и профессиональных интересов его членов.
В свою очередь пенсионное обеспечение немецких военнослужащих регулируется соответствующим ФЗ «О пенсиях государственных служащих», размер которого зависит от ранее занимаемой должности и выслуги лет. Уточняя данное положение, необходимо отметить, что право на пенсию в размере 35% денежного содержания офицер бундесвера получает после 10 лет службы, тогда как максимальный размер пенсии в 75% достигается после 35 лет несения службы. Интерес представляет положение закона, устанавливающее денежное обеспечение военнослужащих бундесвера при увольнении - отдельно для профессионалов,
военнослужащих, проходящих службу по контракту, и по воинской повинности [2].
Денежная компенсация в зависимости от выслуги лет выплачивается за тот промежуток времени, в течение которого уволенный в запас военнослужащий может оставаться без работы, и составляет от 6 до 36 месяцев. Согласно законодательству ФРГ сумма денежной компенсации определяется с учетом зональнотерриториальных надбавок и осуществляется в размере 75% последнего месячного оклада, тогда как сумма единовременного пособия по материальной помощи военнослужащим, уволенным в запас, определяется в зависимости от срока службы без обложения ее налогом. Важен тот факт, что увольнение в запас по собственному желанию военнослужащего не дает ему права на пенсионное обеспечение, за исключением случаев увольнения по болезни при выслуге от десяти лет. В случае наличия стажа военной службы менее десяти лет, возможно назначение пенсионного обеспечения лишь в случае, если болезнь военнослужащего вызвана в результате осуществления профессиональных обязанностей, что приравнивает размер пенсии к такой же, что и при увольнении по возрасту. В свою очередь профессионалам может быть назначено пенсионное обеспечение по инвалидности, при ее наступлении вследствие несчастного случая, связанного с выполнением служебных обязанностей. Помимо пенсии, военнослужащие, которые уволены по достижению предельного возраста, имеют право на единовременное пособие, тогда как военнослужащий-профессионал, уволенный без права
на пенсию за выслугу лет или по инвалидности, имеет право на выходное посо-
бие.
Переходя к рассмотрению структуры и содержания социальной защиты и социальной адаптации, уволенных в запас военнослужащих Великобритании автор отмечает тот факт, что вопросами социальной защиты, как военнослужащих, так и ветеранов занимается ряд министерств, в числе которых необходимо выделить:
• Министерство обороны;
• Министерство здравоохранения;
• Министерство социальной защиты.
Справедливо заметить, что значительная часть средств, выделяемых правительством Великобритании на социальные нужды вооруженных сил, расходуется на решение проблем увольняемых уволенных в запас военнослужащих. Данное
обстоятельство обусловлено тем фактом, что в Великобритании реинтеграцию бывших военнослужащих в новые средовые условия гражданского общества принято рассматривать не как разовый акт, а как комплекс мероприятий по пенсионному обеспечению, переподготовке и профессиональной переориентации военнослужащих и членов их семей. Другими словами, социальная защита и социальная адаптация данной категории граждан рассматривается правительством Великобритании как долговременная политика по регулированию непрерывного процесса взаимодействия военной и гражданской сфер жизни общества.
Для Великобритании весьма обыденна практика публикации специализированной литературы и материалов в военных СМИ, касающихся проблем сокращения армии и увольнение в запас. В частности, для данной категории граждан Министерство обороны Великобритании публикует: еженедельный список вакансий и новых курсов переподготовки, ежеквартальный справочник для военнослужащих, увольняемых в запас, по трудоустройству и региональным возможностям и ежегодный справочник по темам переквалификации.
В рамках данной статьи интересен тот факт, что пенсионное обеспечение данной категории граждан, как и их денежное содержание во время прохождения военной службы, является одним из наиболее высоких в странах НАТО. Однако обратим внимание на то положение, что правом на пенсию обладают те военнослужащие, кто имеет выслугу не 16 лет, где норма пенсии определяется в твердой сумме, согласно воинскому званию и стажу военной службы. Следует заметить, что кроме пенсионного обеспечения военнослужащим, уволенным в запас назначается выходное пособие, размер которого также обусловлен выслугой лет
[5].
Обращаясь к содержанию социальной защиты и социальной адаптации, уволенных в запас военнослужащих во Франции, обратим внимание, что правовое регулирование в данной области осуществляется на основе:
^ Конституции Французской республики;
^ Закона «Об общем статусе военнослужащих» (1972 г.);
^ «Кодексом о воинской повинности» (1971 г.).
Вместе с тем в структуру органов Франции, решающих вопросы организации социальной защиты и социальной адаптации военнослужащих, уволенных в запас, включены:
• Министерство обороны;
• Министерство труда, занятости и профессиональной подготовки;
• Министерство ветеранов войны;
• Министерство социальных отношений, здравоохранения и городских
дел;
• Органом, который непосредственно занимается социальной защитой военнослужащих, является Высший военный совет военной администрации, в компетенцию которого входит решение вопросов, связанных с обеспечением благоприятных условий жизни, социальным обеспечением, устройством на работу военнослужащих, уволенных в запас.
Следует заметить, что увольнение французских военнослужащих из вооруженных сил осуществляется согласно соответствующему декрету Правительства на основании возраста, по состоянию здоровья, выслуги лет, личного желания, за совершение дисциплинарных поступков или в связи с бесперспективностью. Для военнослужащих в связи с увольнением в запас установлены три вида пенсий: по выслуге лет (прослужившие в ВС не менее 15 лет), инвалидности (утратили трудоспособность на 10-100%) и в случае потери кормильца (получают иждивенцы погибшего), размер которых составляет не ниже 50% основного оклада. Если военнослужащий, уволенный из вооруженных сил, имеет на воспитании детей, не достигших совершеннолетнего возраста, то государством выплачивается надбавка в размере 10% начисленной пенсии на троих детей и по 5% каждому следующему ребенку, которая индексируется в зависимости от роста инфляции [1].
Таким образом, рассмотрев сущность, структуру и содержание социальной защиты и социальной адаптации, уволенных в запас военнослужащих некоторых зарубежных стран, можно утверждать, что в мировом сообществе накоплен значительный потенциал создания и функционирования развитой системы по социальной защите и адаптации данной категории граждан. Данное обстоятельство представляет автору значимым в российской практике решения данного вопроса, где в условиях существования ряда проблем социального обеспечения военнослужащих, уволенных в запас и нагнетания социальной напряженности, представлена возможность апробации зарубежного опыта интеграции бывших военнослужащих в условия гражданской жизни.
1. Долматов А. С. Финансово-экономическое обеспечение военнослужащих Франции // Зарубежное военное обозрение. 2004. № 3.
2. Микрюков А.В. Правовое и финансово-экономическое обеспечение социальной защиты военнослужащих ФРГ // Зарубежное военное обозрение. 1999. № 11.
3. Обертенюк В.Г. Социальная адаптация военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, в современных условиях: социологический анализ: дис. ... канд. соц. наук: Ростов-н/Д, 2006.
4. Структура и механизм системы социальной защиты военнослужащих и ветеранов вооруженных сил США. М.: Изд-во ВС РФ, 1993.
5. Шигов М.А. Опыт социальной адаптации уволенных в запас военнослужащих некоторых стран НАТО // Зарубежное военное обозрение. 2005. № 3.