менеджеры, экономисты), предоставление справок о наличии профессионального опыта (трудовая деятельность, профессиональное обучение, производственная практика). Правда, за обучение плата очень высокая, к примеру, оплата за обучение в семестр составляет 1.470,00 - 2.000,00 евро и зачастую перенимается предприятиями. В эту сумму входят: учебные материалы, очные занятия, поддержка преподавателей, плата за экзамены. Какие же преимущества имеет такая форма обучения? Во-первых, государственное признание полученных дипломов, во- вторых, обучающая система (сочетание самостоятельного обучения и посещение занятий), в-третьих, прямой контакт к преподавателям, благодаря маленьким учебным группам, в-четвертых, дальнейшие возможности для карьерного роста. От такой формы обучения и предприятия имеют свою выгоду, поэтому они заинтересованы в таких кадрах. Для предприятий это привлечение будущего поколения руководящих кадров, т.е. заблаговременное привлечение мотивированных и гибких сотрудников, формирование у них чувства единства с предприятием, сокращение расходов, так как нет необходимости в кропотливом и дорогостоящем найме сотрудников и трате времени на обучение, а также трансфер знаний: дуальное обучение прекрасно совмещает теорию и практику, интенсифицирует их взаимодействие, улучшенное кадровое планирование влечет за собой параллельное привлечение учащихся на предприятие, целевое профессиональное обучение, специализированное и научное ноу-хау создают идеальное сочетание успешного применение на предприятии. Таковые основные направления и содержание профессиональной квалификации в рамках дуальной системы высшего образования в Германии [4,152].
Список использованной литературы:
1. В. Харитонова - Школа центр повышения квалификации педагога Текст. / В. Харитонова // Народное образование. - 2007. - № 1. - С. 119.
2. Б. Л. Вульфсон - Сравнительная педагогика: история и современные проблемы Текст. / Б. Л. Вульфсон. М. : УРАО, 2003. - 232 с.
3. О. О. Мартыненко - Подготовка специалистов XXI века: партнерство вузов и бизнес-сообщества как условие качества и конкурентоспособности российского образования Текст.// Качество. Инновации. Образование. 2007. - № 5. - С. 8.
4. О. Д. Федотова - Теоретико-методологическое развитие педагогики Германии и ФРГ (конец XIX в. 90-е гг. XX века) Текст. / О. Д. Федотова // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 2. - С. 152.
© Н.Ф.Турсынбай, 2015
УДК 372.8
М.В. Филатова
Аспирант 1 года обучения ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет ХМАО - Югры» Кафедра теории и методики профессионального образования г. Сургут, ХМАО - Югра, Российская федерация е-тай: [email protected]
СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ
Аннотация
В данной статье рассмотрены ключевые понятия «проект», «компетенция», «компетентность», «художественная компетенция», «проектная компетенция». Анализ научной литературы и педагогических исследований позволил сформулировать определение художественно-проектной компетенции, выявить ее структурно-содержательные компоненты.
Ключевые слова
Проект, компетенция, компетентностный подход, художественно-проектная компетенция.
В соответствии с современными нормативными документами в сфере образования, а именно Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (с изменениями и дополнениями) и Федеральный государственный образовательный стандарта (полного) общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413), каждый выпускник должен обладать определенными компетенциями для полноценного становления личности в современных социально-экономических условиях.
Необходимость развития ключевых компетенций, то есть универсальных способностей и умений, помогающих человеку ориентироваться в незнакомых ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленных целей, продиктована запросами современного общества, характеризующегося динамизмом и информационной насыщенностью. Овладение различного рода компетенциями позволяет учащемуся взаимодействовать с окружающим миром, развивать свои способности, самореализовываться, быть успешным в обществе, и, как следствие, повышает интерес к обучению, что в свою очередь способствует повышению качества образования. Обучение, основанное на компетентностном подходе, ориентировано не на увеличение объема информированности воспитанника, а на формирование умения применять имеющиеся знания на практике, самостоятельно принимать эффективное решение в конкретной ситуации.
Исследователи в области компетентностного подхода в образовании (И.А. Зимняя, А.Г. Каспржак, А.В. Хуторской, М.А. Чошанов, С.Е. Шишов, Б.Д. Эльконин и др.) отмечают, что отличие компетентного специалиста от квалифицированного в том, что первый не только обладает определенным уровнем знаний, умений, навыков, но способен реализовать и реализует их в работе. Компетентностный подход рассматривается некоторыми авторами как новая образовательная парадигма (И.А. Зимняя, A.A. Вербицкий), что предполагает изменение базовых установок на взаимодействие педагогов и обучающихся.
В связи с развитием рекламы и других средств массовой информации, графический дизайн является перспективным направлением деятельности, так как остро стоит потребность в грамотно выполненном дизайне, средствами компьютерной графики. Для качественного создания дизайн-решений необходимо внимательно подходить к каждому этапу, начиная от идеи и концепции и заканчивая готовым для реализации дизайн-проектом. Специалист данного направления должен сочетать в себе профессиональные компетенции в области художественных дисциплин, проектирования, дизайна и современных программных продуктов.
Для рассмотрения сущности художественно-проектной компетенции в исследовании были раскрыты исходные понятия «компетенция», «компетентность», «художественная компетенция», «проектная компетенция».
Анализ педагогической литературы показал, что существует целый ряд определений понятия «компетенция». Рассмотрим некоторые из них.
И.А. Зимняя трактует «компетентность» как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека.
А.В. Хуторской рассматривает понятие «компетенция» как совокупность качеств, которые требуются для функционирования в конкретной области деятельности.
Акцентируя различия между понятиями «компетентность» и «компетенция», нами выявлено, что компетентность — это система знаний и умений, обеспечивающих готовность осуществлять профессиональную деятельность, а компетенция - это интегративная целостность знаний, умений и личностных качеств, обеспечивающих успешное выполнение профессиональной деятельности в определенной области.
Рассматривая «проектную компетенцию» определим понятие «проект».
С точки зрения учебного процесса проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности,
направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта [3].
Н.В. Матяш, Ю.А. Володина рассматривают понятие «проектная компетентность» как интегративную характеристику субъекта деятельности, выражающаяся в способности и готовности человека к самостоятельной теоретической и практической деятельности по разработке и реализации проектов в различных сферах социальной практики на основе принципов природо- и культуросообразности [4].
В.П. Фалько в свой работе рассматривает «проектную компетенцию» как умение проектировать материально-пространственную среду для развивающихся процессов труда, быта и общественной жизнедеятельности по законам целесообразности и красоты. Для чего необходимо владеть проектно-творческим мастерством, знанием основных композиционных понятий, владение методами дизайн-проектирования и владением информационными компьютерными технологиями.
В.П. Фалько рассматривает «художественную компетенцию» как умение вырабатывать свое аналитическое, эстетическое и практическое отношение к культурным и художественным ценностям произведений изобразительного искусства, а также осознание роли художественно-изобразительного творчества в освоении предметной составляющей (дизайн) [5]. Для освоения этой компетенции необходимо владение методами подачи изобразительных объектов (рисунок, живопись), пространственным мышлением, способностью воспроизводить объекты художественными средствами.
На сегодняшний день, имеются ряд монографий, докторских и кандидатских работ посвященных развитию художественной и проектной компетенции учащихся старших классов, но проблема проектно-исследовательских умения не так широко освещена.
В.П. Фалько в своей диссертационной работе «Формирование художественно-проектной компетенции педагога профессионального обучения в области дизайна» рассматривает художественно-проектную компетенцию как способность специалиста применять знания, умения и личностные качества, обеспечивающие готовность и успешность выполнения художественно-проектной деятельности, осознание ее социальной значимости и личной ответственности за результаты этой деятельности.
А.В. Деревицкая в своей диссертационной работе рассматривает проблемы развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа в условиях гуманноориентированного образования.
Исходя из этой работы, художественно-проектной компетенция - это интегративное качество личности, которое проявляется в готовности эффективно осуществлять художественное проектирование на основе владения современными технологиями и средствами дизайна.
Анализируя различные варианты определений «компетенция», «художественная компетенция», «проектная компетенция», «художественно-проектной компетенция» мы даем свое определение художественно-проектной компетенция - это интегративная способность учащихся проектировать предметно-пространственную среду от художественно-проектной концепции до готового дизайн-проекта, средствами подачи графических объектов и их визуализацей.
Раскроем ключевые понятия, выявленного нами определения художественно-проектной компетенции.
Под предметно-пространственной средой мы понимаем совокупность природных, искусственных средовых пространств и их предметного наполнения, находящаяся в постоянном взаимодействии с человеком и его запросами.
В художественном проектировании, как и в любом виде проектной деятельности существуют этапы работы: подготовительный (концепция), конструкторский (эскизный проект), технологический (рабочий проект), заключительный (изготовление дизайн-продукта по рабочему макету).
Под художественно-проектной концепцией мы понимаем предпроектное исследование, которое раскрывает проектный замысел будущего дизайн-проекта, излагающий идею решения актуальной научно-обоснованной задачи и указывающий пути достижения дизайнерской цели. Концепция может выполняться выполняется в виде чертежей, макетов и пояснительных документов. С помощью художественно-проектной концепции мы можем увидеть дизайн-проект в целом, но без частных подробностей.
Под готовым дизайн-проектом понимается завершенная графическая работа, соответствующая поставленной творческой задаче, законам композиционного решения, функциональному назначению и содержанию отображаемой информации.
Графика имеет разнообразные формы и виды. К произведениям графического искусства относятся станковые рисунки, гравюры, литографии, плакаты, газетные карикатуры, торговая реклама и др. Каждая разновидность графического рисунка по технике исполнения имеет свои особенности и художественную выразительность. Подача графических объектов может различными средствами: линейная, пятновая, линейно-пятновая, точечная графика, стилизация.
Целью графического дизайна является визуализация информации, предназначенной для массового распространения посредством полиграфии, кино, телевидения, а также создание графических элементов предметной среды и изделий.
Художественно-проектная компетенция рассматривается нами как составляющая профессиональной компетентности дизайнера. Исследователями определялись педагогические условия эффективного формирования как профессиональной компетентности в целом, так и отдельных ее составляющих.
Опираясь на работы М.Б. Есаулова, Г.С. Сухобская, И.А. Зимняя, можно сказать, что процесс формирования профессиональной компетентности начиняется в школе, закрепляется в высшем (среднем) учебном заведении и активно продолжается в дальнейшей профессиональной деятельности, мы рассматриваем художественно-проектную компетентность, как составляющую будущей профессиональной компетентности, включающую ряд готовностей к основным этапам художественно-проектной дизайнерской деятельности.
В соответствии с вышесказанным, художественно-проектную компетенцию возможно представить в виде совокупности ряда готовностей:
• готовность к анализу проектных условий и формированию проектной задачи (проектного задания);
• готовность к предпроектному исследованию;
• готовность к планированию работы над дизайн-проектом;
• готовность к формированию художественно-проектной концепции дизайн-проекта;
• готовность к выполнению визуализации художественно-проектной концепции дизайн-проекта;
• готовность к разработке и оформлению конструкторско-технологической части проекта;
• готовность к анализу результатов дизайн-проектного решения, проектной деятельности;
• готовность к дизайнерскому сопровождению практической реализации дизайн-проекта.
С целью структурирования содержания понятия художественно-проектной компетенция были определены следующие взаимосвязанные компоненты художественно-проектной компетенции: гносеологический, аксиологический и праксиологический.
Раскроем содержание компонентов художественно-проектной компетенции.
Гносеологический компонент включает в себя группу знаний, которые обеспечивают подготовленность к выполнению практических задач в сфере дизайна.
Гносеологический компонент художественно-проектной компетенции включает в себя:
1.Знания художественных дисциплин (основы цветоведения, композиции, рисунка, типографики).
2.Знания истории дизайна (становление дизайна, виды и направления дизайнерского деятельности, основные стилевые направления в дизайне).
З.Знание основных компонентов графического дизайна (логотип, фирменный стиль, бренд и его элементы, анатомия брендбука, верстка и дизайн полиграфических изданий, основы создания иллюстраций).
4.Знания современных компьютерных технологий (основы компьютерной графики, виды и особенности компьютерной графики, применение компьютерной графики в разных областях дизайна).
5.Знания основ дизайн-проектирования (концепция, реализация и изготовление дизайн-продуктов).
б.Знания полиграфического оборудования (способы и технологии создания дизайн проектов).
Аксиологический компонент художественно-проектной компетенции образуют ценности принимающие форму мотивации и устойчивого интереса к художественному проектированию, мотивы учебной и профессиональной деятельности дизайнера, профессионально важные качества личности, готовность к самообразованию.
В результате образовательного процесса у учащихся должно быть сформировано некоторое целостное профессиональное качество, позволяющее им успешно выполнять художественные и проектно-творческие задачи, взаимодействовать с другими людьми. Это качество может быть определено как целостная профессиональная компетентность учащихся старших классов, которая проявляется в действиях, деятельности, поведении, поступках человека.
Ценностное самоопределение личности учащихся в дизайнерской деятельности проходит несколько этапов, для каждого из которых характерны свои особенности. В этом смысле для нашего исследования являются важными ряд основных положений концепции ориентации личности в мире ценностей А.В. Кирьяковой, которая утверждает, что процесс ориентации имеет следующие стадии:
- познание мира ценностей общества;
- осознание себя в этом мире (самосознание), осуществляемое на основе присвоенных личностью ценностей;
- построение жизненной перспективы в освоенной системе.
Праксиологический компонент художественно-проектной компетенции включает личный опыт художественно-проектной деятельности учащихся, формирующий его художественно-проектные умения, способствующие эффективному применению в художественном проектировании, с использование информационных технологий. Обучение не может быть успешным, если оно не развивает определенную систему умений таких как: умение корпоративного взаимодействия; коммуникативные; информационные, к которым относятся умения освоения новых информационных и компьютерных программ; организационные; технологические; проективные; поисковые; аналитические.
Вследствие действия восприятия, воображения, абстрактного и логического мышления, воли, творчества, ответственного отношения и других качеств личности происходит реализация выявленных компонентов.
Каждый компонент содержания интегрально способствует развитию художественно-проектной компетенции учащихся старших классов в области дизайна. Все эти компоненты взаимосвязаны и изменение одного компонента может повлиять на всю структуру.
Список использованной литературы:
1. Деревицкая, А. В. Развитие художественно-проектной компетенции студентов колледжа в условиях гуманноориентированного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Деревицкая Анна Владимировна.- Челябинск, 2013, 26 с.
2. Зимняя, И. А. Ключевые компетности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] / И. А. Зимняя. - Режим доступа: http:// old.vvsu.ru
3. Куприянов, Б. В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические словия» / Б. В.Куприянов, С. А. Дынина // Вестник Костромского гос. ун-та им. А.Н. Некрасова. - 2001. - № 2. - С. 101-104.
4. Матяш, Н. В., Володина Ю. А. Методика оценки проектной компетентности студентов [Электронный ресурс] / Н. В. Матяш, Ю. А. Володина. - Режим доступа: http://www. psystudy.ru
5. Фалько, В. П. Формирование художественно-проектной компетенции педагога профессионального обучения в области дизайна : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Фалько Вера Павловна.- Екатеринбург, 2009.- 199 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1599
© М.В. Филатова, 2015
УДК 378.1; 371.3
Ю. О.Филиппова
студент 4 курса факультета физической культуры, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,
г. Новокузнецк, Российская Федерация
НЕКОТОРЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ КАЧЕСТВА МОДЕЛИРОВАНИЯ ПОРТФОЛИО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Аннотация
В статье отражена возможность определения педагогических условий оптимизации качества моделирования портфолио обучающегося, способствующего повышению уровня его культуры самостоятельной работы, определяющей перспективность и практику продуктивного самовыражения и самореализации личности в различных направлениях антропологически обусловленного знания.
Ключевые слова
Гуманизм, культура самостоятельной работы, моделирование, нормальное распределение способностей, педагогическая методология, педагогически условия, портфолио, научно-практические
конференции обучающихся.
В структуре профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов по физической культуре немаловажное значение уделяется общепедагогической и специально-методической подготовкам студентов педагогов по физической культуре к выявлению противоречий развития личности и их своевременному, качественному решению. Одной их инновационных форм самодетерминации и рефлексии, самореализации и саморазвития, социализации и самоутверждения личности обучающегося является портфолио обучающегося, которое они составляют с первого класса начальной школы.
Уточним понятие «портфолио обучающегося», «оптимизация качества моделирования портфолио обучающегося», «педагогические условия», «педагогические условия оптимизации качества моделирования портфолио обучающегося».
Портфолио обучающегося - продукт формирования и сформированности рефлексии и культуры самостоятельной работы обучающегося, включенного в поиск оптимальных условий развития и саморазвития в учреждениях общего и дополнительного образования детей и юношества, реализующих программы по формированию и развитию креативных способностей, по принятию норм культуры и этики в мультикультурном пространстве в ресурсах декоративно-прикладного искусства и народного творчества, спорта и научного самовыражения и самореализации обучающегося, определяющего для себя перспективность и многообразие форм и методов решения выявляемых и уточняемых противоречий, системно сводимых нами к модели «хочу - могу - надо - есть», предопределяющих возможность и качество создаваемых и оцениваемых продуктов деятельности и общения, результаты сравнения и оценки которых (награды, поощрения, благодарности, грамоты, сертификаты, дипломы, медали, кубки и пр.) и содержит описываемый нами продукт в многообразии слайдов и визуальных подтверждений с описанием особенностей получения, создания и последующей возможной практикой определения иерархически детерминируемых и реализуемых условий развития и становления личности в модели продуктивного самовыражения и самореализации обучающегося.
Культура самостоятельной работы обучающегося - продукт педагогической практики учителей, педагогов, родителей, тренеров, воспитателей и других педагогических работников и заинтересованных лиц, создаваемый в ресурсах определения потребностей и возможностей продуктивной постановки и решения задачи развития и самореализации личности в мультикультуре, определяющийся через стадии или виды продуктивного становления и самовыражения, саморазвития и самоутверждения, которые сводятся к нескольким (чаще четырем) уровням сформированности описываемого продукта, определяемого в данной ситуации через педагогический процесс верификации качества определения и решения мультисредовых (мультикультурных) и внутриличностных противоречий.