The essence, structure and features of public management Semyonov P. (Russian Federation) Сущность, структура и отличительные особенности публичного управления Семёнов П. П. (Российская Федерация)
Семёнов Павел Павлович /Semyonov Pavel — аспирант, кафедра управления, экономический факультет, Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск
Аннотация: в статье рассматриваются сущность публичного управления, роль в системе государственного управления.
Abstract: the article considers the essence of public administration and its role in the system of public management.
Ключевые слова: публичное управление, общественное управление, система публичного управления. Keywords: public administration, public management, public administration system.
Общество поддерживает стабильность своей жизнедеятельности двумя основными средствами: властным управлением и нормативным регулированием. В современных условиях формирования гражданского общества помимо государственной власти функционируют органы местного самоуправления (ОМСУ), институты прямой демократии, политические партии и общественные организации (объединения), которые выполняют возложенные на них публичные функции [4].
Употребление понятий «публичные функции», «публичное управление» становится заметным в отечественной научной литературе. Вместе с тем, требует уточнения сущность и содержание публичного управления, поскольку до настоящего времени в некоторых публикациях это понятие отождествляется с государственным (муниципальным) управлением (ГМУ).
Выделяют общественное управление и публичное управление [1].
- общественное управление - это процесс волевого воздействия субъекта на объект с заранее заданной, осознанной общественно значимой целью, которое поддерживает или изменяет положение, поведение, свойства объекта и его связи с субъектом в общественном коллективе;
- публичное управление - это социальная деятельность определенных органов и должностных лиц нормотворческая, распорядительная, контрольная, организационная и иная деятельность.
Территориальные коллективы имеют «общий» публичный характер, их существование связано с теми или иными сторонами жизнеобеспечения данного коллектива людей живущих в нем. Это территориальные публичные коллективы. Власть, существующая в публичных территориальных коллективах, - это публичная власть, а управление в них - публичное управление.
Другие авторы, например Ю. А. Тихомиров, не определяя сущность данного понятия, рассматривают особенности публичного права и публично -правового регулирования [2]. Власть, как основное средство социального регулирования общественных отношений, направляет деятельность различных субъектов на достижение общих целей; с помощью нормативного регулирования упорядочиваются отношения между ними. Таким образом, категория «публичное управление» неразрывно связана с категорией «публичная власть», которую необходимо рассматривать, по мнению автора, как:
- способ формирования органов власти;
- форма осуществления политической деятельности;
- критерий разграничения методов правового регулирования (публично-правовой, частноправовой).
На микроуровне власть представляет собой специфический тип коммуникации внутри формальной организации, которому индивид (социальные группы), как участник организации, согласен дать право определять то, что он должен делать по отношению к организации. Власть необходимо рассматривать в двух аспектах:
- субъективный аспект (индивид соглашается признать данный тип коммуникации (порядка));
- объективный аспект (особенностями коммуникации побуждают человека признать ее властью).
Субъектами публичного управления, или «носителями» публичного управления, являются
юридические лица публичного права, отличающиеся следующими признаками:
- организационной обособленностью;
- обладание правом действовать от собственного имени через свои органы;
- наличие собственного имущества (государственного, муниципального);
- способность быть истцом и ответчиком в суде.
38
В Европейской хартии местного самоуправления в качестве субъекта права называется социальный коллектив - местное сообщество, связанный фактом совместного проживания и вытекающими из этого факта общими интересами. При определении местного самоуправления в Хартии внимание обращается не только на право (правоспособность), но и на реальную способность (дееспособность) указанных субъектов регламентировать и управлять значительной частью публичных дел, действуя в рамках закона и под собственную ответственность.
Признавая важным ориентацию в государственном управлении и местном самоуправлении на принципы публичного управления, автор настоящего исследования считает необходимым при формировании концепции публичного управления исходить из конституционно (публично) закрепленных прав и обязанностей гражданина и государства.
Сфера публичных отношений между гражданином и государством определяется, прежде всего, выполнением ими своих обязанностей, что гарантирует обеспечение прав. Права гражданина при этом реализуются за счет оказания государством соответствующих услуг - публичных услуг. Граждане в свою очередь принимают непосредственное участие в процессах идентификации и формализации требований к количеству и качеству услуг [3].
Таким образом, публичное управление целесообразно рассматривать как совокупность целей, принципов, механизмов в сфере публичных отношений между обществом и государством по реализации прав и обязанностей граждан, а также между государством и мировым сообществом.
В развитых странах формируется особый тип СПУ, которая непрерывно трансформируется и непрерывно развивается на основе постоянного обучения и развития интеллектуальных ресурсов субъекта и объекта публичного управления.
Литература
1. ЧиркинВ. Е. Система государственного и муниципального управления. М.: Юрист, 2005. 384 с.
2. Чиркин В. Е. Публичное управление. М.: Юрист, 2004. 480 с.
3. Чиркин В. Е. Об изучении основ публичного управления // Конституционное и муниципальное право, 2005. № 3. С. 6-8.
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.
Forms and methods of efficiency evaluation of investment projects in socially
important sectors Khulukshinov D. (Russian Federation) Виды эффективности и методы оценки инвестиционных проектов в социально
значимых отраслях Хулукшинов Д. Е. (Российская Федерация)
Хулукшинов Денис Егорович /Khulukshinov Denis — аспирант, кафедра финансов и кредита, экономический факультет, Российский университет дружбы народов, г. Москва
Аннотация: в статье рассматриваются показатели эффективности инвестиционных проектов и методы их оценки. Особое внимание уделяется проектам социальной направленности. Abstract: the article deals with performance indicators of investment projects and their evaluation methods. Particular attention is paid to projects of social orientation.
Ключевые слова: инвестиционный проект, социальная эффективность, финансово-экономическая оценка, социально значимые проекты, здравоохранение.
Keywords: the investment project, the social efficiency of financial and economic evaluation, social projects, health care.
Финансово-экономическая оценка инвестиционных проектов применяется для обоснования и выбора возможных вариантов вложения средств в операции с реальными активами. В основе принятия решений инвестиционного характера лежит оценка экономической эффективности инвестиций.