Научная статья на тему 'Сущность, структура и критериальные характеристики мотивационно-ценностного отношения будущего специалиста к профессиональной деятельности'

Сущность, структура и критериальные характеристики мотивационно-ценностного отношения будущего специалиста к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
359
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ходусов А. Н., Мокроусова Л. В.

В статье раскрываются характеристики мотивационно-ценностной сферы, структура ценностных ориентаций, а также анализируются критериальные характеристики мотивационно-ценностного отношения будущих специалистов к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ходусов А. Н., Мокроусова Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность, структура и критериальные характеристики мотивационно-ценностного отношения будущего специалиста к профессиональной деятельности»

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И КРИТЕРИАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Ходусов А.Н.*, Мокроусова Л.В.4

Курский государственный университет, г. Курск

В статье раскрываются характеристики мотивационно-ценностной сферы, структура ценностных ориентации, а также анализируются критериальные характеристики мотивационно-ценностного отношения будущих специалистов к профессиональной деятельности.

В педагогике и психологии профессионального образования одним из основных факторов, детерминирующих развитие личности, выступает процесс обучения индивидов, в особенности - освоение ими профессии.

Роль системообразующего фактора в процессе обучения индивидов играют ценности субъекта и его мотивация к учению как особому виду деятельности. Но здесь необходимо также учитывать и то, что мотивация является средством реализации основных жизненных и профессиональных ценностей индивидов.

Ценностно-мотивационная сфера личности - это также система, и поэтому ее нужно рассматривать в нескольких взаимосвязанных ипостасях:

- как некоторую относительно самостоятельную единицу, обладающую качественной определенностью;

- как элемент некоторой макросистемы, в которую это явление (событие, процесс) необходимо включено и законам которой оно подчиняется;

- как интеграцию ряда микросистем, имеющих свои специфические закономерности, которые также проявляются в изучаемом явлении, событии или процессе [5].

Здесь также следует сказать еще об одной важной характеристике цен -ностно-мотивационной сферы: наличие динамики развития ценностно-мотивационной сферы личности в зависимости от этапов ее профессионализации. На каждой ступени обучения различные мотивы побуждают человека к освоению знаний, т.е. мотив позволяет личности реализовать те потребности и ценности, которые он имел на данный период. Но в процессе дальнейшей профессионализации возникает новая ситуация, появляются новые потреб-

* Профессор кафедры Педагогики, доктор педагогических наук.

* Старший преподаватель кафедры Методики преподавания технологии.

ности и ценности. Несомненно, ранее приобретенные знания, умения, навыки, достигнутые ценности и мотивы не исчезают, они включаются в системную детерминацию и будут выступать в роли внутренних факторов или предпосылок, т.е. детерминант для следующей стадии. В процессе профессионализации формы активности личности изменяются, она включается во взаимодействие и общение с другим кругом людей, переходит в другую социальную группу, в результате этого изменяются ее ценности и образ жизни. Вся совокупность этих обстоятельств и создает новую ситуацию или, как отмечал Б.Ф. Ломов, «системная детерминация изменяется, происходит рекомбинация детерминант, появляется возможность перехода к новой стадии» [4].

В то же время следует учитывать, что учебная мотивация, выступающая объектом многих исследований, может быть представлена структурой внутренних (направленных на процесс и результат) и внешних (направленных на избегание наказания и на награду) мотивов и что ценностные ориентации, выступают в качестве внешних и внутренних мотивов в структуре учебной мотивации студентов. Данное положение подтверждается результатами исследования В.Т. Лисовского [2], в котором ценности, определяемые как жизненные цели: 1) овладеть обширными знаниями; 2) иметь свою семью; 3) быть политически активным; 4) выполнять интересную работу; 5) внести свой личный вклад в дело уменьшения нуж-Кды во всем мире; 6) что-нибудь сделать для сохранения природы, мира; 7) заработать много денег, могут быть интерпретированы так: ценности-мотивы № 1, № 4 - это внутренние мотивы; № 2, № 3, № 7 - узколичные внешние; № 5, № 6 -внешние широкие социальные мотивы.

Кроме того, анализ современных социологических опросов студентов показывает, что могут быть выделены пять обобщенных групп таких ценностей, фокусирующихся вокруг: 1) «образования» - как процесса, так и результата; 2) «саморазвития», «самоактуализации»; 3) «служения другим людям», «обществу»; 4) «будущей профессии», «профессиональной деятельности»; 5) «вознаграждения», «денег», «выгоды». Очевидно, что широкий социальный мотив (номер 3), и узколичностные мотивы (номера 2, 4, 5) могут рассматриваться как внешние по отношению к учебной деятельности, тогда как мотив номер 1 является внутренним, наиболее значимым для продуктивности, качества учебной деятельности студента. Соответственно, ценностно-мотивационная сфера учебной деятельности студента сама по себе уже представляет сложный комплексный объект мониторинга, в процессе последующего проведения которого должно отслеживаться «дыхание» и изменение всех пяти его компонентов, что должно быть учтено и при исследовании структуры и содержания мотивационно-ценностного отношения [6].

Принятые студентом ценностные ориентации становятся внутренними побудителями общественно значимых действий, важнейшим из которых

является профессионально-педагогическое самоопределение. Качественное изменение ценностных ориентаций происходит значительно интенсивнее, если целенаправленно их формировать в процессе подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности в единстве структурных компонентов (потребности, интересы, мотивы, цели, выбор, объективные ценности) [2].

В структуре ценностных ориентаций выделяются три подсистемы:

- когнитивная - ценностное представление человека (знания о предметах, явлениях, процессах, мировоззрение, представление о совей жизни);

- эмотивная - относительно устойчивые чувства человека к объектам, выражающиеся в эмоциональной оценке (эмоционально-ценностные отношения к миру, своим связям, чувствам);

- поведенческая - предрасположенность к тому или иному типу социального поведения; общая направленность деятельности человека относительно объектов и явлений социальной значимости, путь достижения жизненных планов.

Безусловно, механизм действия и развития ценностных ориентаций связан с разрешением противоречий в мотивационной, потребностной и других сферах личности. При этом процесс интериоризации ценностей может быть представлен в виде цепочки: включение в воспитательный процесс ценностных объектов - предъявление ценностей личности / воспитанникам -обеспечение связи «субъект-объект» - вызов эмоционально положительной реакции - фиксирование этой реакции - генерализация отношения - осознание ценности - коррекция ценностного отношения на основе имеющихся представлений об идеальном уровне ценностей [1].

Совокупность представленных здесь положений позволяет нам в структуре мотивационно-ценностного отношения будущего специалиста к профессиональной деятельности выделить следующие компоненты: когнитивный, эмоциональный и поведенческий, связанные с познанием ценностей, их осмыслением и интериоризацией, преобразованием их в мотивы, побуждающие активность личности, с последующей экстериоризаци-ей в форме активного отношения к внешнему миру.

Таким образом, сущность и структура мотивационно-ценностного отношения будущего специалиста к профессиональной деятельности может быть описана как некая эмпирическая реальность, связывающая внутренний и внешний планы бытия личности и непосредственно связанная с самореализацией личности.

Мотивационно-ценностное отношение будущего специалиста к профессиональной деятельности - целостное, многоуровневое и многокомпонентное образование в структуре сознания личности будущего специалиста, включающее в себя взаимосвязанные и взаимообусловливающие друг

друга компоненты: когнитивный (осознание социальной и личностной значимости профессии, ее ценностей, содержания), эмоционально-ценностный (интерес к профессии и желание заниматься ею, удовлетворенность профессиональным выбором, эмоциональное переживание ценностей профессиональной деятельности, их интериоризация), содержательно-дея-телъностный (осознание содержания профессиональной деятельности, усвоение системы принципов, способов организации и т строения этой деятельности) и деятельно-практический (процессуальный) (целеустремленность, настойчивость, активность в освоении профессии, профессиональная саморефлексия).

Ведущей характеристикой мотивационно-ценносгного отношения к профессиональной деятельности как качества личности будущего специалиста выступает направленность качества (шкала ценностей), которая представлена в виде блока цели качества и его критериев. Мы выделяем три критерия: осознанность ценностей; отношение к ценностям; действия по выбору ценностей и реализация их в качестве личных целей деятельности. Специалист, у которого сформировано данное качество, дифференцирует профессиональные ценности из многообразия общекультурных ценностей; принимает эти ценности в качестве общей и личной цели профессиональной деятельности, оценивает свои дела и поступки с точки зрения их вклада в утверждение этих ценностей в жизнедеятельность людей, общества и себя лично.

Будущий специалист понимает значение и необходимость волевого усилия для утверждения ценностей. Он самостоятельно использует ценности как систему социальных и психолого-педагогических координат дельности.

При этом будущий специалист обладает самостоятельностью и интенсивностью действий в выборе, формировании, постановке целей из Множества ценностей и нахождении средств их достижения. Он реализует полный объем содержания деятельности в ее инвариантной и вариативной части ради достижения целей.

Следующей, не менее важной характеристикой мотивационно-ценност-ного отношения будущего специалиста к профессиональной дельности как качества личности выступает содержание качества, предоставленное в виде блока содержания качества и его критериев. Критериями являются: осознание роли профессиональной деятельности в социально-личностном преобразовании; отношение к профессии; уровень (качество) профессиональной подготовки.

Признаками выбранных критериев являются: знание о структуре деятельности вообще и о структуре профессиональной деятельности в частности; знание принципов и закономерностей развития личности; стремление к профессиональному росту, наличие мотивации к разным видам повышения квалификации; сформированность образа профессиональной деятельности и образа профессионала.

Отношение к профессии проявляется в творческом отношении к ней; в удовлетворенности выбором профессии; в осознании социальной и личностной значимости профессии; в положительном отношении к профессии; в наличии интереса к профессии и желания заниматься ею.

Сформированность третьего критерия предполагает теоретическую готовность учителя к осуществлению педагогической деятельности, выраженную в сформированное™ аналитических, прогностических, проективных и рефлексивных умений; практическую готовность, заключающуюся в сформированное™ организаторских и коммуникативных способностей личности; методологическую готовность специалиста; индивидуальный стиль профессиональной деятельности; результативность, эффективность, труда.

Важной характеристикой мотивационно-ценностного отношения будущего специалиста к профессиональной деятельности как качеству личности выступает также способ проявления направленности и содержания качества. Эта характеристика представлена в виде блока способов деятельности (операциональный блок) личности с указанием критериев данной характеристики. Здесь мы выделяем также три критерия: осознание системы принципов, способов организации и построения как теоретической, так и практической деятельности; отношение к способам деятельности в целом; реализация способов деятельности.

Данная характеристика свидетельствует о наличии у будущего специалиста рефлексивного сознания. Он понимает мировоззренческие, гуманистические функции методологии, педагогики и психологии в обще образовании, а также философию как систему знаний, содержащую значительный образовательный потенциал в силу своей ориентированности человека. У него сформирована установка на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности, а также потребность воспроизводить практику образования в понятийно-терминологической системе педагогики психологии. Будущему специалисту присуще критическое отношение к положениям, аргументам, лежащим в плоскости обыденного педагогического сознания, у него сформирована установка на моделирование предметной деятельности, включенность в которую обеспечивает у студентов проектируемых психологических новообразований.

У будущего специалиста развита способность к рефлексии (размышление, самонаблюдение, самопознание, форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и законов, т.е. философская общенаучная рефлексия и внутренняя рефлексия, связанная с методикой и логикой осуществления профессиональной деятельности).

Будущий специалист реализует на профессиональном уровне личные виды мышления: 1) мышление интуитивное, характеризующееся быстротой протекания, минимальной осознанностью; 2) мышление наглядно-действенное, отличающееся тем, что решение задачи осуществляется с помощью

реального физического преобразования ситуации, опробывания свойств объектов; 3) мышление наглядно-образное, связанное с представлением ситуаций и изменений с постановкой цели, выработкой планов, проектов и часто развертывающееся в условиях дефицита времен 4) мышление словесно-логическое, обеспечивающее использование понятий, логических конструкций; 5) мышление творческое, создающее субъективно новый продукт и новообразования в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации оценок, смыслов; 6) мышление теоретическое, направленное на открытие законов, свойств объектов.

Будущий специалист не только видит и понимает объективные закономерности взаимосвязей и причинную обусловленность всех явлений педагогической действительности, что ценно само по себе, но, главное, он дифференцирует на научно-теоретическом уровне многообразие условий педагогического процесса, которые а известной мере детерминируй дальнейшее эволюционное преобразование педагогической деятельности на фоне развивающейся личности школьника.

В соответствии с выделенными критериями и показателями сформированное™ мотивационно-ценностного отношения студентов к профессиональной деятельности, определяются следующие уровни мотивационно-ценностного отношения - адаптивный, репродуктивный, эвристический и креативный. Каждый уровень мотивационно-ценностного отношения будущего специалиста к профессиональной деятельности характеризуйся определенной степенью проявления названных показателей.

Выделение таких уровней служит основой для дифференциации и индивидуализации профессионального образования будущих специалистов, оценки эффективности формирования мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности.

Список литературы:

1. Асташова H.A. Педагогическая аксиология как наука о ценностях системы образования // Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: Материалы Международной научно-практической конференции: в 4-х кн. Ч. 1. - М., 2000. — С. 45-49.

2. Ахияров К.Ш. Формирование ценностных ориентаций будущих учителей // Педагогика. - 2002. - № 3. - С. 50-54.

3. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности / Под ред. A.A. Бода-лева. - М.: Наука, 1988. - 191 с.

4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. Ред. Ю.М. Забродин. - М.: Наука, 1984. - 444 с.

5. Ломов Б.Ф. Системный подход к проблеме детерминации в психологии // Психологический журнал. - 1988. - № 4. - С. 19-33.

6. Хузиахметов А. Ценностный потенциал педагогического воздействия // Высшее образование в России. - 2004. - № 12. - С. 108-112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.