^ЖаучнО-Технические>ведомости>СПбГПу2-2'>2
УДК 351.711
М.А. Аташикова, В.В. Домаков
СУЩНОСТЬ, СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ (РАСПОРЯЖЕНИЯ) И ПОЛЬЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Активно проводимая в РФ стабилизация общественных отношений на очередном витке их развития привела к модернизации экономики, что предопределило специфическое смысловое наполнение сущности, стратегии и тактики «управления» и «распоряжения» федеральной собственностью в субъектах РФ.
Применительно к стабильной направленности социально-экономической сферы понятие «управлять» объектами федеральной собственности всегда означало «править, давая ход, направление; распоряжаться ...» [7, с. 313], а «распоряжаться» - «править, управлять, быть начальником чего, принимать меры, отдавать приказания, заведовать, надзирать» [6, с. 501].
Попытки уточнить смысловое наполнение понятия «управлять» делались постоянно. Так, например, Н.П. Бусленко, В.В. Калашников и И.Н. Коваленко считали, что «управление является процессом переработки информации» [3, с. 15], В.В. Глухов полагал, что «управление -это целенаправленное информационное воздействие одной системы на другую с целью изменения ее поведения в определенном направлении» [5, с. 13], а В.В. Ермилов и В.В. Матвеев рассматривали управление как «упорядоченные действия, направленные на достижение целей в соответствии с располагаемыми ресурсами» [16, с. 11] и т. д. и т. п. Обобщением этих представлений можно считать определение В.С. Пугачева, который писал: «Управление представляет собой такую организацию того или иного процесса, которая обеспечивает достижение определенных целей» [24, с. 15]. Следует отметить, что перечисленные дефиниции понятия «управление» не позволяли, тем не менее, отличить его от такого понятия, как, например, «регулирование».
Не стала исключением и попытка изменить смысловое наполнение понятия «распоряжать-
ся». С легкой руки В.В. Чубарова оно перестало быть синонимом слова «управлять» и стало буквально означать «определять юридическую судьбу объекта собственности: продавать, дарить, сдавать в аренду, отдавать в залог и т. п.» [19, с. 416], что обычно в общепринятом понимании всегда было связано с таким понятием как «владеть», т. е. обладать, иметь в своей собственности, которое и позволяло определять его юридическую судьбу.
Такое смысловое наполнение понятий «управление» и «распоряжение» применительно к специфическому использованию объектов федеральной собственности именно в форме «управление и распоряжение».
Применительно к стабильной направленности социально-экономической сферы существующая в настоящее время интерпретация стратегии «управления и распоряжения» объектов федеральной собственности по аналогии с военным искусством оказалась тесно связана с представлением (не всегда явно сформулированным) о строго иерархическом строении [17, с. 99-102] такого «управления и распоряжения».
В настоящее время иерархическая структура «управления и распоряжения» федеральной собственностью в субъекте РФ представляет собой такое выделение элементов, при котором существующие отношения между ними являются отношениями подчинения. Подчиненные звенья в строгой иерархии не имеют в процессе функционирования целей, отличных от целей управляющего звена. В связи с этим реализация стратегии связывается с достижением главных целей, обеспечивающих осуществление миссии именно такой организации.
С учетом этого различные авторы определяли стратегию весьма неодинаково. Так, например, В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова находят, что «стратегия - это генеральная программа
4
^еоретическиеосновыэкономикииуправлени^^
действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения» [21, с. 6]; М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури полагают, что «стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей» [22, с. 257.], а Дж. Глинн, В. Маркова, Д. Перкинс считают, что «стратегию можно рассматривать как основное связующее звено между тем, что организация хочет достичь - ее целями, и линией поведения, выбранной для достижения этих целей» [4, с. 4]. В результате при указанной стабильной направленности социально-экономической сферы стратегия «управления и распоряжения» федеральной собственностью в субъекте РФ сегодня включает в себя следующие элементы [20, с. 121-122]: «1) систему целей; 2) приоритеты в распределении ресурсов; 3) правила осуществления тех или иных управленческих действий».
В таком представлении главным признаком, характеризующим указанную стратегию, стало положение в иерархии лица, принимающего решение: стратегические решения принимаются самым верхним звеном иерархии. Это положение стало дополняться еще и другим признаком, который называют «масштабностью целей», -стратегия обеспечивает достижение общесистемных (глобальных) целей, что может быть подтверждено мнением В.В. Ковалева и В.В. Па-трова, которые пишут: «Стратегия управления заключается в выборе и обосновании политики эффективного размещения финансовых средств коммерческой организации ...» [18]. Отсюда следует, что стратегия «управления и распоряжения» федеральной собственностью на территории субъекта РФ определяет долгосрочные цели и задачи по приватизации объектов собственности, являющиеся основными, существенными для рассматриваемой схемы, что позволяет определить ее еще одним признаком - временным интервалом.
С учетом изложенного применительно к рассматриваемой стабильной направленности
социально-экономической сферы «в самом общем виде стратегия может быть определена как эффективная деловая концепция, дополненная набором реальных действий, который способен привести эту деловую концепцию к достижению реального конкурентного преимущества, способного сохраняться длительное время» [26, с. 18]. Отсюда следует, что и для стратегии «управления и распоряжения» федеральной собственностью в субъекте РФ, как отмечают классики менеджмента [2, с. 124; 22, с. 256-257], характерны: а) охват высших звеньев руководства; б) глобальность целей; в) долгосрочность.
Кроме того, в указанных условиях попытка, все-таки, учесть также и влияние фактически меняющейся среды хозяйствования привела к необходимости рассмотрения в определении стратегии «управления и распоряжения» федеральной собственностью в субъекте РФ еще одного обстоятельства: каждому звену «управления и распоряжения» стала предоставляться возможность реализации целенаправленного поведения с возможностью определять свои цели и добиваться их реализации, преследуя собственные интересы на множестве сложных взаимодействий со средой и другими элементами. Иначе говоря, при таком «управлении и распоряжении» объектами федеральной собственности в условиях наличия свободы выбора в каждом элементе полное подчинение одних звеньев другим является скорее исключением, чем правилом: здесь подчинение стало вытесняться более гибкими формами обмена и согласования деятельности элементов.
С учетом изложенного каждое звено стало приобретать и реализовывать свои собственные коренные интересы, для удовлетворения которых оно самостоятельно (без согласования с другими) стало «управлять и распоряжаться» ресурсами. Обладая целенаправленным поведением, каждое такое звено стало иметь возможность определять цели своего функционирования, способы выполнения намеченных задач, средства приспособления к окружающей среде и потому стало выступать носителем стратегии по отношению к самому себе.
Наличие в каждом звене «управления и распоряжения» объектами федеральной собствен-
ности своей собственной стратегии привело к тому, что стратегия в целом стала реализовы-ваться за счет формирования и реализации глобальных целей и коренных интересов. Если под целью понимать желаемое состояние объектов федеральной собственности в субъекте РФ, то необходим носитель этого «желания», который, очевидно, одновременно выступает и носителем коренных интересов. Носителем коренных интересов и соответствующих им глобальных целей, безусловно, выступает собственник - РФ. При наличии целенаправленного поведения в каждом звене «управления и распоряжения» объектами федеральной собственности, основанного на разделенном распорядительстве, существует возможность расхождения интересов и, соответственно, целей собственника - носителя коренных интересов и отдельных распорядителей - наемных работников. Поскольку долго-срочность глобальных целей соответствует природе интересов собственника - РФ, но не распорядителя, который, в силу своей временности пребывания на посту, объективно в большей степени заинтересован в достижении ближайших (сиюминутных) целей, поскольку сама выработка стратегии, попадая в область ответственности отдельных распорядителей, чья функция выгоды оказывается не связанной с коренными интересами собственника в целом, может быть не выгодной для тех, кто имеет ресурсы для ее разработки и реализации, то стратегия такого «управления и распоряжения» объектами федеральной собственности становится по существу стратегией одного или нескольких ее распорядителей. Отсюда следует, что при стабильной направленности социально-экономической сферы необходим дополнительный механизм увязки (согласования) функций «выгоды» всех звеньев такого «управления и распоряжения» объектами федеральной собственности и интересов собственника - РФ, обеспечивающий реализацию функции хозяйственного объекта в целом.
Такое определение стратегии в рамках стабильной направленности социально-экономической сферы, безусловно, сказалось и на понимании тактики, которая также стала базироваться на (не всегда явно сформулированном)
представлении о строго иерархическом строении «управления и распоряжения» объектами федеральной собственности, при этом главным признаком разделения решений на стратегические и тактические стало служить именно положение в иерархии лица, принимающего решения: если стратегические решения принимались верхним звеном иерархии, то, естественно, тактические решения принимаются в каждом отдельном звене.
Указанный признак «распределения ролей» в иерархии оказался тесно связан и с другим указанным выше признаком разделения решений -масштабностью целей, в соответствии с которым в отличие от стратегии, обеспечивающей достижение общесистемных (глобальных) целей, тактика стала рассматриваться как совокупность средств и приемов для достижения только намеченной цели [23, с. 786] как составной части стратегии. Разъясняя эту позицию, В.В. Ковалев и В.В. Патров пишут «Тактика управления заключается в конкретизации поставленных целей в виде системы планов и их ресурсного обеспечения по различным параметрам (временному, материально-техническому, информационному, кадровому и т. д.)» [18, с. 180]. Отсюда следует, что тактика определяет краткосрочные цели и задачи, а в целом для нее характерны: а) охват низших звеньев руководства; б) частность целей; в) их краткосрочность.
Переход каждого звена «управления и распоряжения» объектами федеральной собственности в субъекте РФ к указанному выше целенаправленному поведению с возможностью самому определять свои цели и добиваться их реализации делает его при стабильной направленности социально-экономической сферы одновременно носителем и стратегии, и тактики.
С учетом этого реализуемые в настоящее время стратегия и тактика «управления и распоряжения» объектами федеральной собственности в субъекте РФ, направленные на перевод федеральной собственности в частную и весьма специфическую «оптимизацию» объема государственного имущества с намерением оставить «у государства исключительно то имущество, которое необходимо им для исполнения закрепленных за ними публичных полномочий,
в частности оказания публичных услуг гражданам» [25], оказались весьма «сырыми», ибо отдают в частные руки большую часть того, что могло бы просто наполнить бюджет РФ.
При ориентации на реальную меняющуюся среду хозяйствования каждый объект федеральной собственности в субъекте РФ должен быть нацелен на обеспечение максимальной эффективности от своего использования. Изменение мотивов и установок использования объектов федеральной собственности в этих условиях, а также попытки сделать внешне прозрачными отношения между собственниками и несобственниками настоятельно потребовали, прежде всего, уточнения понятия «использование», под которым следует понимать управление (распоряжение) и пользование объектами федеральной собственности в субъекте РФ. Оно может быть всесторонне рассмотрено в рамках структурно-системного метода [8-12], который ориентирован на диалектическое выявление совокупности противоречий на параметрическом уровне, а также внутренних статических и внутренних и внешних динамических противоречий, которые позволят уточнить сущность, стратегию и тактику использования объектов федеральной собственности в субъекте РФ.
Устранение противоречий на параметрическом уровне можно, прежде всего, связать с переходом от используемого сегодня смыслового наполнения применяемых ныне соответственно понятий «управление», «распоряжение» и «пользование» к общепринятому их пониманию [7, с. 313; 6, с. 501], сущность которых требует специального пояснения.
В этом плане рассмотрение на параметрическом уровне управления (распоряжения) как такового, показывает, что в организации процесса управления большую, а во многих случаях и решающую роль играет получение информации о результатах управления. При наличии этой информации решение об управляющих действиях существенно зависит именно от результатов управления. Иными словами, первичный элемент - управляющее действие зависит от вторичного элемента - вызываемого управляющим действием поведения объекта управления. Получается как бы замкнутый круг: причина, вызывающая изменение состояния объекта
управления, ставится в зависимость от того, какой результат она вызывает. Такая связь причины и следствия называется обратной связью, а принцип управления с использованием информации о результатах управления называется принципом обратной связи. Отсюда следует, что сущность любого управления (распоряжения) состоит в выявлении рассогласования между управляющим воздействием и полученным результатом и изменении этого рассогласования в ту или иную сторону для достижения поставленной цели и сформулированных для ее достижения задач [14, с. 140], а применительно к объектам федеральной собственности, находящимся в субъекте РФ, - в создании условий для извлечения из них максимально полезных свойств, при этом сущность регулирования, как частного случая управления, будет заключаться в выявлении рассогласования между регулирующим воздействием и полученным результатом и устранении этого рассогласования для поддержания процесса или явления в заданных границах.
В меняющихся условиях хозяйствования, когда извлечь максимально полезные свойства из объекта собственности не удается, используют понятие «пользоваться», которое, по мнению В.И. Даля, означает «приносить пользу, быть полезну» [6, с. 220]. Применительно же к условиям рынка такая «польза» в общем случае оказалась также связана с понятиями «корыстование, . либо выгода» [6, с. 220], которые выражаются в денежном исчислении.
На следующем в рамках структурно-системного метода морфологическом уровне все многообразие противоречий возникновения, использования и развития «управления», «распоряжения» и «пользования» объектами федеральной собственности естественным образом можно разделить на внутренние и внешние.
Отнесем к числу внутренних статических противоречий управления (распоряжения) и пользования, прежде всего, те, которые проявляются, например, между объективно существующими их функциональной и организационной структурами. Такого рода внутренние противоречия возникают, например, в результате:
- неполноты, неопределенности и несвоевременности информации;
^ЖаучнО-ТехническиеведомостиСПбГПу2-2
- несоответствия сформулированных целей выбранной среде хозяйствования;
- несоответствия поставленных задач сложившимся условиям хозяйствования;
- отказа от прогнозирования последствий от использования построенной функциональной и организационной структур;
- несовершенства планирования (распределения имеющихся знаний, сил и средств по поставленным задачам) и т. д.
Наконец, в рамках структурно-системного метода системный уровень представления управления (распоряжения) и пользования объектами федеральной собственности естественно связать с выявлением именно в динамике внутренних, присущих ему противоречий, что, безусловно, следует из существа «системного подхода».
До настоящего времени понятие «система» в науке использовалось весьма широко, но в основном для представления материальных объектов в качестве «структурно упорядоченного образования» [1, с. 124-125], с которым связывались представления об отдельных целостных объектах внутри структурных уровней, а также различные аспекты, уровни, «срезы» этих материальных объектов. Однако поскольку устанавливающим в представлении понятия «система» является именно «взаимодействие элементов», специально включенное по этой причине Л. фон Берталанфи в ее дефиницию, то как раз оно и определяет диалектику внутренних противоречий взаимодействующих между собой взаимосвязанных элементов и групп элементов внутри системы.
Наконец, последний при ориентации на меняющуюся среду хозяйствования системный уровень представления управления (распоряжения) объектами федеральной собственности следует связать с выявлением в динамике внешних, присущих ему уже как целостному объекту, противоречий, которые проявляются во взаимодействии этого целостного объекта с другими целостными объектами, при этом его взаимодействие со средой, которую можно включить в число указанных других целостных объектов, также приводит к появлению внешних противоречий, преодоление которых становится необходимым условием гармонии его существова-
ния, использования и развития; при этом возникающие такого рода внешние противоречия приобретают характер внутренних противоречий системы более высокого уровня. Отсюда четко следует, что внешние динамические противоречия, вызванные множеством внешних возмущений, выполняют роль своего рода пусковой причины и оказывают существенное воздействие на внутренние статические и динамические противоречия.
Выявление и устранение всего набора противоречий в управлении (распоряжении) и пользовании федеральной собственностью в субъекте РФ при ориентации на меняющуюся среду хозяйствования позволяет уточнить стратегию и тактику их применения.
В этом случае при ориентации на меняющуюся среду хозяйствования под стратегией управления (распоряжения) и пользования объектами федеральной собственности в субъекте РФ будем понимать их «лучшее расположение, т. е. размещение, распределение, назначение [6, с. 500], и употребление, т. е. потребление, обращение в дело, . издержание на потребу» [7, с. 313], а употребляя понятие «тактика управления (распоряжения) и пользования» объектами федеральной собственности в субъекте РФ, будем иметь в виду «искусство, уменье располагать, т. е. размещать, распределять, назначать» [7, с. 500] эти объекты федеральной собственности.
В то же время, если вспомнить, что в меняющейся среде хозяйствования объекты федеральной собственности РФ и объекты частной собственности с их «социальным фактором» равноправны перед наполнением бюджета РФ, то стратегия управления (распоряжения) и пользования объектами федеральной собственности в субъекте РФ будет состоять в таком их использовании, чтобы бюджет РФ был максимальным [15]. На этом стратегическом уровне максимальное наполнение бюджета может быть достигнуто за счет оптимального соответствия между средой хозяйствования и возможностями объектов федеральной собственности, а также оптимального соответствия публичной собственности, которая в рамках ч. 1 ст. 244 ГК РФ может стать законным правопреемником феде-
4
Теоретические основы экономики и управления
ральной собственности, и частной собственности. В рамках такой стратегии тактика управления (распоряжения) и пользования объектами федеральной собственности будет заключаться в дополнительной максимизации наполнения бюджета РФ за счет создания при управлении (распоряжении) условий для максимального извлечения полезных свойств из объектов федеральной собственности, а при пользовании -в бесплатном для граждан РФ извлечении из них полезных свойств социально-культурно-бытового назначения, историко-культурного назначения и т. п. и в платном пользовании данными объектами для иностранных государств, их граждан, а также лиц без гражданства.
Таким образом, сущность управления (распоряжения) и пользования федеральной собственностью в субъекте РФ в меняющихся условиях хозяйствования определяется общепринятым их смысловым наполнением, стратегия -установлением для максимального наполнения бюджета РФ оптимального соответствия между средой хозяйствования и возможностями объектов частной и публичной собственности, а тактика - дополнительной максимизацией наполнения бюджета РФ от управления (распоряжения) и платном пользовании объектами федеральной собственности для иностранных государств, их граждан, а также лиц без гражданства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев, П.В. Диалектический материализм: (Общие теоретические принципы) [Текст] : учеб. пособие для филос. фак-тов ун-тов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: Высш. шк., 1987. - 335 с.
2. Борманн, Д. Менеджмент: предпринимательская деятельность в рыночной экономике [Текст] / Д. Борманн, Л. Воротина, Р. Федерманн. - Гамбург: S+W Steuer-und Wirtschaftsvertag, 1992. - 906 с.
3. Бусленко, Н.П. Лекции по теории сложных систем [Текст] / Н.П. Бусленко, В.В. Калашников, И.Н. Коваленко. - М.: Сов. радио, 1973. - 440 с.
4. Глинн, Дж. Стратегия бизнеса [Текст] / Дж. Глинн, В. Маркова, Д. Перкинс. - 2-е изд. - Новосибирск: ИЭиООП СО РАН, Canterbury Business School, 1996.
5. Глухов, В.В. Менеджмент [Текст]: учебник для вузов / В.В. Глухов. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2006. -608 с.
6. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В.И. Даль. - В 4 т. - М.: Ол-ма-Пресс, 2003. - Т. 3. - 576 с.
7. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В.И. Даль. - В 4 т. - М.: Ол-ма-Пресс, 2003. - Т. 4. - 576 с.
8. Домаков, В.В. Диалектика на этапе реформирования российской экономики [Текст] / В.В. Дома-ков. - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. - 208 с.
9. Домаков, В.В. Антропологические аспекты проблемы управления социально-экономическим развитием в условиях глобализации и реформирования [Текст] / В.В. Домаков. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2005. - 377 с.
10. Домаков, В.В. Методология комплексирова-ния информационно-технических средств загори-
зонтной радиолокации [Текст] / В.В. Домаков. -СПб.: Изд-во ВАС, 2005. - 365 с.
11. Домаков, В.В. Структурно-системное ком-плексирование информационно-технических средств загоризонтной радиолокации СВЧ-диапазона [Текст] / В.В. Домаков // Высокие технологии, фундаментальные и прикладные исследования, образование. Т. 2: Исследование, разработка и применение высоких технологий в промышленности: сб. тр. Первой междунар. науч.-практ. конф. / под ред. А.П. Кудино-ва, Г.Г. Матвиенко, В.Ф. Самохина. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2005. - 240 с. - С. 51-57.
12. Домаков, В.В. Онтология истории методов государственного управления в России [Текст] / В.В. Домаков. - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2008. - 267 с.
13. Домаков, В.В. Оценка продуктивности приватизации объектов государственной и муниципальной собственности и перспективы экономико-хре-матистической приватизации // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия «Экономические науки». -2009. - № 6/2(90). - С. 21-28.
14. Домаков, В.В. Экономико-хрематистическая теория обеспечения жизнедеятельности общества и его предприимчивой части в моделях социально-экономической сферы. Кн. 1. Моделирование, аксиоматика и методы обеспечения жизнедеятельности общества и его предприимчивой части [Текст] / В.В. Домаков. - СПб.: Стратегия будущего, 2011. -172 с.
15. Домаков, В.В. Теория права на основе сущностного признака общественных отношений - собственности (на примере Российской Федерации) [Текст] / В.В. Домаков. - СПб.: Стратегия будущего, 2011. - 356 с.
^ЖауЧН0-ТеХНИЧе£КИеВеД0М2£ТИ«СПбГП|У.2-2..2212..ЭК2Н0МИЧе£КИе«НаУКИ
16. Ермилов, В.В. Теория управления [Текст] : учеб. пособие / В.В. Ермилов, В.В. Матвеев. - СПб.: СПбГПУ, 2005. - 290 с.
17. Жамебекова, Р.Л. Системный анализ стратегии хозяйственной системы [Текст] / Р.Л. Жамебекова // Экономическая кибернетика: системный анализ в экономике и управлении: сб. науч. тр. / под ред. Д.В. Соколова и Н.Н. Погостинской. - Вып. 1. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. - 174 с.
18. Ковалев, В.В. Как читать баланс [Текст] / В.В. Ковалев, В.В. Патров. - 3-е изд. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 448 с.
19. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) [Текст] / рук. авт. кол. и отв. ред. д-р юрид. наук, проф. О.Н. Садиков. - М.: Юрид. фирма КОНТРАКТ; Ин-фра-М, 1997. - ХХ11. - 778 с.
20. Макаренко, М.В. Производственный менеджмент [Текст] : учеб. пособие для вузов / М.В. Макаренко, О.М. Махалина. - М.: Приор, 1998. - 384 с.
21. Маркова, В.Д. Стратегический менеджмент [Текст] : курс лекций / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. - М.: Инфра-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999. - 288 с.
22. Мескон, М.Х. Основы менеджмента [Текст] : пер. с англ. / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. -М., 1992. - 702 с.
23. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. - М.: Русский язык, 1991. - 916 с.
24. Основы автоматического управления [Текст] / под ред. В.С. Пугачева. - М.: Гос. изд-во физ.-мат. лит., 1963. - 646 с.
25. Плескачевский, В.С. Об основных направлениях повышения эффективности использования государственного имущества [Текст] / В.С. Плескачев-ский // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. - 2008. - № 1 (34).
26. Семь нот менеджмента [Текст]. - М.: Эксперт, 1997.