корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
СУЩНОСТЬ, СОСТАВ И ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ЭЛЕМЕНТАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА
THE DEFINITION OF INTELLECTUAL CAPITAL, ITS STRUCTURE AND RELATIONSHIP
BETWEEN ITS ELEMENTS
В статье рассматривается природа подходов к определению понятия «интеллектуальный капитал», проводится контент-анализ определений. Раскрывается проблема недостаточной определенности интеллектуального капитала и необходимость прихода к единому определению. Автор соглашается с большинством исследователей темы интеллектуального капитала по поводу выделения в его составе человеческого, структурного и клиентского капиталов. Исследуется вопрос о корреляции составляющих интеллектуального капитала. Выдвигается гипотеза о том, что человеческий капитал является наиболее значимым элементом интеллектуального капитала.
The article examines the nature of approaches to the definition of "intellectual capital", it is conducted a content analysis of the definitions. The author considers on the problem of insufficient certainty of intellectual capital and the need to have the common definition. The author's opinion about intellectual capital structure coincides with the majority of researchers in the area of intellectual capital. Human, structural and relational capitals make up the totality of intellectual capital. The author draws our attention to the question of the correlation between components of intellectual capital. The author hypothesizes that human capital is the most important element of intellectual capital.
Ключевые слова: интеллектуальный капитал, нематериальные активы, человеческий капитал, структурный капитал, клиентский капитал.
Keywords: intellectual capital, intangible assets, human capital, structural capital, relational capital.
В последнее время все больше ученых обращаются к исследованию понятия интеллектуального капитала и определению его влияния на конкурентоспособность бизнеса.
Интеллектуальный капитал является одним из результатов развития предприятия. Для того чтобы удержаться на рынке в условиях жесточайшей конкуренции, предприятиям необходимо наращивать свой интеллектуальный капитал.
Впервые понятие «интеллектуальный капитал» (ИК) ввел Джон Кеннет Гэлбрейт в 1969 году, обозначив его как нечто большее по объему, чем чистый человеческий интеллект. Понятие было достаточно размытым, однако именно введение термина «интеллектуальный капитал» ознаменовало развитие дальнейших идей, концепции и теорий ИК.
Имеется и другая точка зрения по данному вопросу. Часть ученых считает, что проблема вычисления интеллектуального капитала существовала задолго до появления термина и исследований по этой
Хорольская О. В.
Khorolskaya O.V.
Введение
Вестник Научно-исследовательского центра ^ 4 2014
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования ^ '
Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК е-таП: ^ко^^^йт^^.^
теме. Например, Э. Брукинг отмечает, что ИК зародился еще с появлением первых отношений "продавец-клиент" [1].
В основе теории интеллектуального капитала лежит теория человеческого капитала. В 50-60-х годах XX века нобелевские лауреаты Т. В. Шульц и Г. Беккер исследовали инвестиции в человеческий капитал. Ученые рассматривали взаимосвязь между эффективностью работы предприятия и инвестициями в образование и обучение сотрудников. На основании данной взаимосвязи Т. В. Шульц и Г. Беккер сделали вывод о том, что отдача от инвестирования в нематериальные активы может быть выше, чем в материальные. Данная концепция до сих пор актуальна и используется в современных исследованиях [2].
Теория интеллектуального капитала начала активно развиваться в 1980-1990 гг., поскольку целый ряд ученых проводили исследования в сфере интеллектуального капитала: Н. Бонтис, Т. Стюарт, Л. Эдвиссон, К. Свейби, Э. Брукинг, Й. Руус, Б. Лев и др. Первым, подробно обосновавшим понятие интеллектуального капитала был Т. Стюарт в 1991 г. [3]
Подходы к трактовке интеллектуального капитала
Как свойственно для большинства новых концепций, до сих пор ученое сообщество сталкивается с проблемой отсутствия единого общепризнанного определения интеллектуального капитала. Некоторые определения понятия «интеллектуальный капитал» представлены в таблице 1:
Таблица 1
Определение интеллектуального капитала
Автор Определение ИК
Brooking, A. (1996) ИК - это объединенные нематериальные активы, которые позволяют компании функционировать [4].
Bontis, N. (1998) ИК - погоня за эффективным использованием знаний (готовой продукции), в отличие от информации (сырья) [5].
Stewart, T. (1999) ИК - это интеллектуальной материал (знания, информация, интеллектуальное пространство, опыт), который может быть использован для создания богатства организации [6].
Edvinsson, L. (2000) ИК, как дерево, плоды которого хороши настолько, насколько качественно прорастают его скрытые корни [7].
Petty R and Guthrie J (2000) ИК - инструмент для определения стоимости предприятия и экономического роста [8].
Sullivan P. (2000) ИК - знание, которое может быть использовано для получения прибыли [9].
Daun J. H. (2002) ИК - это структурированное знание и способности, которые
Вестник Научно-исследовательского центра ^ 4 2014
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК е-таШ ^^^^^йтк-^.^
основаны на связях, обладают потенциалом развития и создания стоимости [10].
Marr, B. (2004) ИК - группа активов знаний, которые относятся к организации и вносят наиболее значительный вклад в улучшение конкурентной позиции организации, добавляя значения для определенных ключевых заинтересованных сторон [11].
Roos, G., Pike, St., Fernstrom, L. (2005) ИК - это все не денежные и не физические ресурсы, которые полностью или частично контролируются организацией и способствуют созданию ее стоимости [12].
Armstrong, M. (2007) ИК является запасом и потоками знаний, которые доступны предприятию [13].
Анализ современной литературы во всех сферах науки показывает, что в ней отсутствует однозначное определение понятия «интеллектуальный капитал». Это происходит из-за того, что входящие в данное словосочетание термины «интеллект» и «капитал» имеют абсолютно разное значение. Объединение слов «интеллекта» и «капитала» в одно понятие напоминает искусственное словосочетание.[ 14]
Проанализировав 70 определений интеллектуального капитала, которые дают российские и зарубежные специалисты в данной области, в программе Simple Word Sorter ver. 1.0., получаем результаты, представленные на рисунке 1.
Рис. 1. Слова, встречающиеся в иностранной литературе по определению ИК
Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК е-таП: ^ко^^^йт^^.^
Номер 4, 2014
Наиболее часто встречающиеся существительные, использующиеся для определения интеллектуального капитала иностранными специалистами: «knowledge» (знание), «value» (стоимость), «employees» (работники), «company» (компания), «number» (количество), «market» (рынок), «intangible assets» (неосязаемые активы). Появление слов «знание», «работники», «компания» в определении интеллектуального капитала является весьма закономерным. Однако то, что слово «стоимость» встречается так часто в определении интеллектуального капитала, также не случайно. Это связано с популярной за рубежом концепцией Value based management (управлении, нацеленном на создание стоимости). В рамках концепции VBM главной целевой функцией компании является максимизация ее стоимости.
С точки зрения ученых, в области Value based management интеллектуальный капитал является одним из компонентов, влияющих на стоимость компании.
Lynn, B. связывает рост интереса к интеллектуальному капиталу с пониманием его воздействия на создание стоимости компании [15].
Слова, которые наиболее часто встречаются в российских определениях интеллектуального капитала, представлены на рисунке 2.
£¡1 Simple Word Sorter ver 1.0
Показать слова: □ Русские Английские Русские и Английские
Длинее 4 символов
Короче О /¿I символов
Повтор-ся более О раз О - показать все слова
Сортировать по алфавиту о Сортировать по количеству Без сортировки
[3- Открыть Файл (F3)
^ Вставить из буфера (F4)
Ц Сохранить отчет (F2)
Помощь (F1)
Выход из программы (F5)
знаний 12 ГИ
которые 11 г
компании 8 к
сов окупность 6
ресурсы 6
организации 6
интеллектуальны к 6
активов 6
способности 5
ресурсов 5
знания 5
также 4
стоимость 4
стоимости 4
создания 4
навыки 4
интеллектуальной 4
активы 4
соБств енность 3
природные 3
предпри яти я 3
полезные 3
отношения 3
нематериальны е 3
могут 3
капитала 3
информации 3
интеллектуальны е 3 т
т
Всего слов - 678, из ник показано - 328
Рис. 2. Слова, встречающиеся в российской литературе по определению ИК
Однако специфика русского языка заключается в изменении окончания слов из-за разницы падежей, поэтому картина наиболее употребляемых слов меняется после приведения данных к общему именительному падежу в программе Microsoft Excel 2010.
Вестник Научно-исследовательского центра ^ 4 2014
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования ^ '
Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК е-таП: ^ко^^^йт^^.^
Таблица 2
Существительные, встречающиеся в российской литературе по определению ИК в
именительном падеже
Слово Кол-во повторов в определении
знание 19
ресурс 11
актив 10
компания 10
организация 9
информация 8
совокупность 8
создание 8
способности 8
стоимость 8
нематериальность 7
Многие слова, использующиеся для определения интеллектуального капитала российскими авторами, совпадают со словами, которыми пользуются их иностранные коллеги.
Анализ трактовок, предложенных российскими учеными, показывает, что многие из них пытаются дать определение интеллектуального капитала как нематериального актива. Существует две основные позиции учёных по данному вопросу. В соответствии с первой категории «интеллектуальный капитал» и «нематериальные активы» являются взаимозаменяемыми, т.е. представляют собой равноценные понятия. Например, Б. Лев считает, что категории «интеллектуальный капитал» и «нематериальные активы», обозначая в принципе одно и то же, при этом чаще употребляются в разных сферах: интеллектуальный капитал - в менеджменте и экономике, а нематериальные активы - в бухгалтерском учете [16].
Вторая группа ученых считает, что категории «интеллектуальный капитал» и «нематериальные активы» стоит разделять. Некоторые трактуют «интеллектуальный капитал» шире, чем «нематериальные активы». Другие - наоборот.
Организация Экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) считает нематериальные активы более широкой категорией, чем интеллектуальный капитал. По мнению ОЭСР, интеллектуальный капитал отражает экономическую ценность человеческого и структурного капитала компании, не включающую в себя улучшение арендованного имущества, в отличие от нематериальных активов.
Вестник Научно-исследовательского центра ц 4 2014
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования ^ '
Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-maU: [email protected]
Starovic, D. and Marr, B. определяют интеллектуальный капитал как более широкое понятие, нежели нематериальные активы [17].
В Россию понятие «нематериальные активы» пришло в начале 1990-х годов. В российской практике бухгалтерского учета нематериальные активы впервые появились в Положении по бухгалтерскому учету и отчетности в 1992 году.
Появление словосочетания «нематериальные активы» связано с английским словом «intangibles». От латинского intangibilis. in- "не-, без-" + tangibilis - "осязать, трогать, прикасаться".
В данном вопросе автор придерживается мнения о том, что в качестве дословного перевода словосочетания «intangible asset» предпочтительнее употреблять категорию «неосязаемый актив», чем «нематериальный актив».
В российской практике исследований интеллектуального капитала большая часть ученых, так же как и их иностранные коллеги, редко разделяют понятия «неосязаемые активы», «нематериальные активы» и «интеллектуальный капитал». В связи с этим замена «неосязаемых активов» на «нематериальные» может быть уместна, если ученый под ними подразумевает одно и то же.
На основе контент-анализа определений интеллектуального капитала автор выделяет собственное определение: интеллектуальный капитал - это совокупность знаний работников, процессов на предприятии и связей с клиентами, направленных на повышение стоимости компании.
Подходы к составу интеллектуального капитала
Состав ИК или его структура также как и определение, представляется разными учеными по-разному. В таблице представлены мнения ученых по вопросу составляющих интеллектуального капитала.
Таблица 3
Состав интеллектуального капитала
Автор Состав ИК
Petty R., Gutrie J. (2000) Организационный капитал (каналы поставок и распределения продукции) + Человеческий капитал (внутренний - сотрудники компании, внешний -поставщики и потребители) [8].
Андриссен Д., Тиссен Р. (2004) Ценные ресурсы и приобретения + навыки и неформализованные знания + первичные процессы и процессы управления + технология и формализованные знания + общие моральные ценности и нормы [18].
Bueno, E., Salmador, M. P. and Rodri guez, 0.(2004) человеческий капитал +организационный капитал + клиентский капитал + социальный капитал + технологический капитал [19].
Вестник Научно-исследовательского центра ^ 4 2014
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК е-таШ ^^^^^йтк-^.^
Gupta, U.; Azzopardi, J. (2013).
5С= человеческий капитал +структурный капитал + клиентский капитал + организационная культура + креативность [20].
Некоторые ученые, проводящие исследования в области интеллектуального капитала, такие как Э. Брукинг, Т. Стюарт, Л. Эдвинссон, М. Мэлоун, К.-Э. Свейби и Н. Бонтис, определяют его как совокупность человеческого, структурного и клиентского капиталов. Количественный контент-анализ определений интеллектуального капитала показывает, что иностранные ученые часто употребляют слова «знания», «работники», «человеческий», «люди», «процессы», «предприятие» для определения ИК. Слова «клиенты», «поставщики» при подсчете не являются доминирующими, однако если сложить количество данных слов в связи с тем, что обе категории являются частью «клиентского капитала», получим их достаточно частое появление в определении интеллектуального капитала. На этом основании можно сделать вывод о том, что многие ученые делят интеллектуальный капитал на человеческий, организационный и клиентский.
Однако, сойдясь во мнении по поводу компонентов интеллектуального капитала, каждый из учёных вкладывает разное значение в его составляющие, благодаря чему, каждая структура является уникальной.
Человеческий капитал.
Bontis, N. and Fitz-Enz, J. считают, что "человеческий капитал воплощается в знаниях, таланте и опыте сотрудников" [21].
Chen J. et al (2004) пишут о человеческом капитале, как о важнейшем факторе создания стоимости компании [22].
«Человеческий капитал - это навыки, свойства и способности, которыми обладает индивид, позволяющие ему зарабатывать доход» [23].
Человеческий капитал предприятия может быть представлен в явной форме, но гораздо чаще в неявной. В связи с этим попытки многих исследователей доказать взаимосвязь между человеческим капиталом и экономической эффективностью предприятий и даже стран могут давать обратную зависимость.
Человеческий капитал:
1) способности;
2) знания (общие и специальные) и навыки;
3) профессиональный опыт и стаж работы;
4) состояние здоровья;
5) уровень культуры;
6) мотивация [24].
Автор считает, что в состав человеческого капитала стоит отдельным пунктом
добавить уровень образования, так как в современном мире именно он зачастую является определяющим фактором для найма сотрудника на работу и его успехов в рабочей деятельности.
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
Организационный (структурный) капитал
Организационный капитал - это конкурентная стратегия, информационные системы, патенты, политика, процессы и др., что является результатом продуктов или систем, созданных фирмой с течением времени [25].
Malhotra, Y. определяет структурный капитал как структуру, которая поддерживает человеческий капитал и включает в себя организационные процессы, процедуры, технологии, информационные ресурсы и права на интеллектуальную собственность [26].
Bontis, N. and Fitz-Enz, J. (2002) утверждают, что структурный капитал является основой кодифицирования, которая не существует в сознании сотрудников (например, базы данных) [21].
Организационный капитал - знания и опыт сотрудников, выраженные в материальной форме в качестве разработок, систем знаний и др.
Организационный капитал делят на инновационный и процессный. Инновационный капитал включает все то, что создает основу для новых разработок, улучшений деятельности предприятия, а также интеллектуальные активы (патенты и др.). Процессный капитал включает в себя формализованные внутри компании процессы обмена опытом между сотрудниками, использование информационных технологий. Ни процессный, ни инновационный капитал организации не могут качественно функционировать без высокого уровня человеческого капитала.
Предприятия могут повышать уровень организационного капитала за счет создания сетей коммуникаций и баз данных - обеспечивать сотрудникам доступ к «коллективному ноу-хау».
Среди инструментов развития организационного капитала компании - создание сетей коммуникаций и базы знаний, то есть использование программ, управляющих информацией и обеспечивающих каждому работнику организации доступ к коллективному ноу-хау. Благодаря таким программам и системам общего доступа, сотрудники могут потратить время уже не на поиск информации, а на решения о том, как ее использовать.
Santos-Rodrigues, H. et al. (2011) на основе исследований других ученых в области интеллектуального капитала решили, что структурный капитал состоит:
1) из структуры и форма организации технологии
2) патентов
3) корпоративной культуры
4) административных систем
5) методов и процедур
6) баз данных
7) системы связи
8) прав интеллектуальной собственности
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
9) информационных ресурсов
10)архивов
11) организационных процедур
12) систем программного обеспечения
13)стратегии
14) всего в организации, что поддерживает сотрудников [27].
Автор соглашается с данной точкой зрения, так как считает, что организационный капитал должен содержать в себе все объекты интеллектуальной собственности и процессы взаимодействия сотрудников предприятия. Данные требования к определению структуры организационного капитала находят отражение в работе Santos-Rodrigues et al. (2011).
Клиентский капитал.
Во второй половине XX века западноевропейские школы маркетинга начали уделять внимание взаимосвязи «компания-клиенты».
Само понятие «клиентский капитал» впервые ввел Х. Сент-Онж. По его определению, в клиентском капитале суммируются все взаимоотношения с клиентами, включающие в себя степень проникновения компании на рынок, степень распространения взаимосвязей и постоянство взаимоотношений организации со всеми ее клиентами [28].
Клиентский капитал является системой элементов, которые позволяют сформировать взаимовыгодные отношения компании с акционерами, клиентами, поставщиками и другими партнерами.[29]
Теория клиентского капитала получила свое развитие в работах таких зарубежных ученых, как Й. Руус, Ч. Амстронг, Х. Сент-Онж, Ж. Томас, Э. Пэйн., Г. Гетс, Дж. Вилануевал, Р. Раст, В. Цайтамл, К. Лемон, Д. Хассенс.
Lervick, E. к клиентскому капиталу относит:
1) доступность;
2) отношения с клиентами;
3) гибкость;
4) лояльность клиентов;
5) директ-маркетинг;
6) опросы клиентов;
7) имидж (бренд);
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
8) доля рынка [30].
Автор соглашается с данной структурой клиентского капитала.
Для повышения уровня клиентского капитала возможны следующие пути: увеличение численности клиентов, стимулирование продаж смежных товаров, повышение лояльности клиентов и др. [31].
Очевидно, что нет абсолютно линейной зависимости между элементами ИК. Тем не менее, низкое значение любого элемента интеллектуального капитала снижает стоимость других элементов, так как это ставит под угрозу функцию организации как единого целого. Например, Andriessen, D. (2001) говорит о том, что компанию делает успешной и уникальной именно сочетание нематериальных активов, а когда мы делим интеллектуальный капитал на человеческий, организационный и структурный, мы теряем корреляции и взаимодействие между данными категориями. Именно синергия нематериальных активов создает богатство предприятия, а не отдельные активы [32].
H. Darvish et al. (2013) в своей работе, при изучении влияния интеллектуального капитала на эффективность работы организации за счет организационной способности к обучению, вывели зависимость между компонентами интеллектуального капитала. Исследователи разобрали данную взаимосвязь на примере иранских компаний. Ученые пришли к следующему выводу: есть положительная корреляция только между человеческим и клиентским капиталами [28].
Li Ya-nan; Xiao Jian-hua; Cao Liu; Zhu Lin-lin в своем исследовании синергии элементов интеллектуального капитала в исследовательских организациях, показали, что повышение уровня человеческого капитала положительно влияет на степень синергии структурного и организационного капиталов [34].
Х. Сент-Онж утверждает, что развитие клиентского капитала невозможно без развития человеческого и структурного капиталов. По его мнению, является невозможным развитие каждого из элементов интеллектуального капитала по отдельности. Компания может достичь успеха в сфере ИК, только развивая все элементы ИК вместе [28].
В соответствии с контент-анализом определений интеллектуального капитала, проведенным автором в начале статьи, словосочетание «человеческий капитал» появляется чаще, чем «структурный капитал» или «клиентский капитал». На этом основании можно выдвинуть гипотезу о том, что человеческий капитал является наиболее значимым элементом ИК. Однако, данная гипотеза основана исключительно на анализе уже существующих определений интеллектуального капитала, ни одно из которых не является общепризнанным. Поэтому пока рано делать выводы о том, какой из элементов интеллектуального капитала является наиболее значимым и как они взаимосвязаны между собой.
В соответствии с данными в статье подходами к определению интеллектуального капитала можно вывести, что ИК - это совокупность знаний, навыков и способностей работников, процессов на
Взаимоотношения элементов интеллектуального капитала
Заключение
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
предприятии и связей с клиентами, которые могут быть использованы для создания будущей
стоимости компании.
На основании проведенного исследования теоретического материала по теме интеллектуального
капитала можно сделать следующие выводы:
1. Научному сообществу необходимо уточнить определение интеллектуального капитала, для того чтобы в будущем предприятия имели возможность прийти к единому стандарту в измерении интеллектуального капитала.
2. Интеллектуальный капитал стоит рассматривать как совокупность человеческого, структурного и клиентского капиталов.
3. Необходимо провести дополнительные эмпирические исследования в области взаимосвязи элементов интеллектуального капитала, так как пока не является до конца изученным, как количественное изменение одного из элементов может повлиять на другой.
Список литературы:
1. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
2. Лузин Н.А. Эволюция теории интеллектуального капитала // Челябинский гуманитарий. 2013. Вып. №2. С.21-28.
3. Stewart T. Brainpower. Fortune, 1991, June 3, pp. 42-60.
4. Brooking A. Intellectual Capital: Core Asset for the Third Millennium Enterprise. New York, International Thomson Business Press, 1996. 224 p.
5. Bontis N. Intellectual Capital: An Exploratory Study that Develops Measures and Model, Management Decision, 1998, vol. 36, no. 2, pp. 63-76.
6. Stewart T. Intellectual capital. The new wealth of organization Publishing, London, 1999. 320 p.
7. Edvinsson L. Some perspectives on intangibles and intellectual capital, Journal of Intellectual Capital, 2000, vol. 1, no. 1, pp. 12-16.
8. Petty R., Guthrie J. Intellectual Capital Literature Review: Measurement, Reporting and Management, Journal of Intellectual Capital, 2000, vol. 1, no. 2, pp. 155-176.
9. Sullivan P. Value-Driven Intellectual Capital. Chienchester, John Wiley and Sons, 2000.
10. Daun J. H. Intangible Assets. Bonn, Galileo Press, 2002, pp. 152-154
11. Marr B. Measuring and Benchmarking Intellectual Capital. Journal of Intellectual Capital, 2004, vol. 11, no. 6, pp. 559-570.
12. Roos G., Pike St., Fernstrom L. Managing Intellectual Capital in Practice. Burlington, Elsevier, 2005.
13. Armstrong M. Human Resource Management. Praha, Grada Publishing, 2007, 789 p.
14. Лебедев С.А. Логико-методологический анализ понятия «интеллектуальный капитал»// Вестник Московского университета. 2010. Серия 7. Вып. № 1. С. 15—25.
15. Lynn B. Intellectual Capital, CMA Magazine, 1998, vol. 72, no. 1, pp. 10-15.
16. Лев Б. Нематериальные активы: Управление, Измерение, Отчетность. М.: Квинта-Консалтинг. 2004, 240 с.
17. Starovic D. and Marr B. Understanding Corporate Value: Managing and Reporting Intellectual Capital. Cranfield, Cranfield School of Management, 2003, pp. 16-17.
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
18. Андриссен Д., Тиссен Р. Невесомое богатство. Как определить реальную стоимость вашей компании в будущем мире нематериальных активов. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес». 2004, 304 с.
19. Bueno E., Salmador M.P. and Rodriguez O. The Role of Social Capital in Today's Economy Empirical Evidence and Proposal of a New Model of Intellectual Capital. Journal of Intellectual Capital, 2004, vol. 5, no. 4, 2004, pp. 556-574.
20. Gupta U., Azzopardi J. The Five Cs of Intellectual Capital: Two Additional Dimensions of Assessment Proceedings of the International Conference on Intellectual Capital, Knowledge Management & Organizational Learning, 2013, pp.182-186.
21. Bontis N., Fitz-Enz, J. Intellectual capital ROI: A casual map of human capital antecedents and consequents. Journal of Intellectual Capital, 2002, vol. 3, no. 1, pp. 223-247.
22. Chen J., Zhaohui Z., Xie H. Y. Measuring intellectual capital: a new model and empirical study. Journal of intellectual capital, 2004, vol. 5, no.1, pp.195-212.
23. The Penguin Dictionary of Economics, Penguin Global, 7 edition, 2004, р. 36.
24. Устинова К. А Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов// Проблемы современной экономики, 2012. Вып. №3, C. 252 - 257.
25. Online Business Dictionary: structural capital. URL: http://www.businessdictionary.com/definition/structural-capital.html_ (дата обращения 07.12.2014)
26. Malhotra, Y. Measuring Knowledge Assets Of A Nation: Knowledge Systems For Development, Ad Hoc Group of Experts Meeting Knowledge Systems for Development United Nations Headquarters, New York, 4 - 5 September 2003, 48 p.
27. Santos-Rodrigues H., Figueroa P., Fernández-Jardón C. 2011. The Main Intellectual Capital Components That Are Relevant To The Product, Process And Management Firm Innovativeness. International Journal Of Transitions And Innovation Systems, 2011, vol. 1, pp. 271-301.
28. Saint-Onge H. The Coductive Organization. Oxford, Elsevier Inc, 2004, 249p.
29. Пронина И. В. Интеллектуальный капитал: сущность, структура, функции // Аналитика культурологии: научный журнал [электронный ресурс], 2008, Вып. № 2. URL: http://www.analiculturolog.ru/journal/archive/item/487-article_20-3.html (дата обращения:
30. Lervick E. Relational Capital: A study on its importance, quantification and its impact on business sectors and markets. University of Oslo/Autonomous University of Madrid Economics and Management of Innovation and Technology Policy, Madrid, 2006, 93 p.
31. Макаров А. Измерение и формирование клиентского капитала организации // Практический маркетинг, Вып. №1, 2005, С. 2-9.
32. Andriessen D. Weightless wealth: four modifications to standard IC theory, Journal of Intellectual Capital, 2001, vol. 2, no. 3, pp. 204-214.
33. Darvish H., Kafashzadeh A.R., Faradonbe M. M., Naderifar A. R., Nejatizadeh N. O. Management Science Letters, 2012, vol. 3, pp. 165-172.
34. Li Ya-nan; Xiao Jian-hua; Cao Liu; Zhu Lin-lin. Proceedings of the International Conference on Intellectual Capital, Knowledge Management & Organizational Learning, 2013, pp. 674-682.
References:
1. Brooking A. Intelekrual'nii capital [Intellectual capital]. Saint-Petersburg, Piter Publ., 2001. 288 p.
07.12.2014).
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
2. N. Luzin (2013) Evolutsiya teorii intellektual'nogo kapitala [Evolution of the theory of intellectual capital]. Cheljabinskijgumanitarij, 2013, no. 2, pp. 21-28.
3. Stewart T. Brainpower. Fortune, 1991, June 3, pp. 42-60.
4. Brooking A. Intellectual Capital: Core Asset for the Third Millennium Enterprise. New York, International Thomson Business Press, 1996. 224 p.
5. Bontis N. Intellectual Capital: An Exploratory Study that Develops Measures and Model, Management Decision, 1998, vol. 36, no. 2, pp. 63-76.
6. Stewart T. Intellectual capital. The new wealth of organization Publishing, London, 1999. 320 p.
7. Edvinsson L. Some perspectives on intangibles and intellectual capital, Journal of Intellectual Capital, 2000, vol. 1, no. 1, pp. 12-16.
8. Petty R., Guthrie J. Intellectual Capital Literature Review: Measurement, Reporting and Management, Journal of Intellectual Capital, 2000, vol. 1, no. 2, pp. 155-176.
9. Sullivan P. Value-Driven Intellectual Capital. Chienchester, John Wiley and Sons, 2000.
10. Daun J. H. Intangible Assets. Bonn, Galileo Press, 2002, pp. 152-154.
11. Marr B. Measuring and Benchmarking Intellectual Capital. Journal of Intellectual Capital, 2004, vol. 11, no. 6, pp. 559-570.
12. Roos G., Pike St., Fernstrom L. Managing Intellectual Capital in Practice. Burlington, Elsevier, 2005.
13. Armstrong M. Human Resource Management. Praha, Grada Publishing, 2007, 789 p.
14. Lebedev S. A. Logiko-metodologicheskii analiz ponyatiya "intellectual'nii kapital"[Logical and methodological analysis of the concept of "intellectual capital"]. Vestnik Moskovskogo Universiteta, 2010, no. 1, pp. 15-25.
15. Lynn B. Intellectual Capital, CMA Magazine, 1998, vol. 72, no. 1, pp. 10-15.
16. Lev B. Nematerial'nye aktivy: Upravlenie, Izmerenie, Otchetnost'. [Intangibles: Management, Measurement, Reporting]. Moscow, Kvinta-KonsaltingPubl., 2004. 240 p.
17. Starovic D. and Marr B. Understanding Corporate Value: Managing and Reporting Intellectual Capital. Cranfield, Cranfield School of Management, 2003, pp. 16-17.
18. Andriessen D., Thiessen R. Nevesomoye bogatstvo. Kak opredelit realnuyu stoimost vashey kompanii v budushchem mire nematerialnykh aktivov[Weightless wealth. How to determine the real value of your company in the future world of intangible assets]. Moscow, ZAO "Olimp-Business"Publ., 2004. 304 p.
19. Bueno E., Salmador M.P. and Rodriguez O. The Role of Social Capital in Today's Economy Empirical Evidence and Proposal of a New Model of Intellectual Capital. Journal of Intellectual Capital, 2004, vol. 5, no. 4, 2004, pp. 556-574.
20. Gupta U., Azzopardi J. The Five Cs of Intellectual Capital: Two Additional Dimensions of Assessment Proceedings of the International Conference on Intellectual Capital, Knowledge Management & Organizational Learning, 2013, pp.182-186.
21. Bontis N., Fitz-Enz, J. Intellectual capital ROI: A casual map of human capital antecedents and consequents. Journal of Intellectual Capital, 2002, vol. 3, no. 1, pp. 223-247.
22. Chen J., Zhaohui Z., Xie H. Y. Measuring intellectual capital: a new model and empirical study. Journal of intellectual capital, 2004, vol. 5, no.1, pp.195-212.
23. The Penguin Dictionary of Economics, Penguin Global, 7 edition, 2004, p. 36.
24. Ustinova K. Ekonomicheskie problem regionov i otraslevikh kompeksov [Economic problems of regions and industry clusters], Problemy sovremennoj jekonomiki, 2013, no. 3, pp. 252- 357.
Вестник Научно-исследовательского центра ^ 4 2014
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: ^^^^^йтк-^.^
25. Online Business Dictionary: structural capital. URL: http://www.businessdictionary.com/definition/structural-capital.html_(accessed 07.12.2014).
26. Malhotra, Y. Measuring Knowledge Assets Of A Nation: Knowledge Systems For Development, Ad Hoc Group of Experts Meeting Knowledge Systems for Development United Nations Headquarters, New York, 4 - 5 September 2003, 48 p.
27. Santos-Rodrigues H., Figueroa P., Fernández-Jardón C. 2011. The Main Intellectual Capital Components That Are Relevant To The Product, Process And Management Firm Innovativeness. International Journal Of Transitions And Innovation Systems, 2011, vol. 1, pp. 271-301.
28. Saint-Onge H. The Coductive Organization. Oxford, Elsevier Inc, 2004, 249p.
29. Pronina I. V. [Intellectual capital: nature, structure, functions]. Intellektualny kapital: sushchnost, struktura, funktsii. Analitika kul'turologii, 2008, no. 11. (In Russ.) Available at: http://www.analiculturolog.ru/journal/archive/item/487-article_20-3.html (accessed 07.12.2014).
30. Lervick E. Relational Capital: A study on its importance, quantification and its impact on business sectors and markets. University of Oslo/Autonomous University of Madrid Economics and Management of Innovation and Technology Policy, Madrid, 2006, 93 p.
31. Makarov A. Izmerenie i formirovanie klientskogo kapitala organizacii [Measurement and formation of the client company's capital]. Prakticheskij marketing, 2005, no. 1, pp. 2-9.
32. Andriessen D. Weightless wealth: four modifications to standard IC theory, Journal of Intellectual Capital, 2001, vol. 2, no. 3, pp. 204-214.
33. Darvish H., Kafashzadeh A.R., Faradonbe M. M., Naderifar A. R., Nejatizadeh N. O. Management Science Letters, 2012, vol. 3, pp. 165-172.
34. Li Ya-nan; Xiao Jian-hua; Cao Liu; Zhu Lin-lin. Proceedings of the International Conference on Intellectual Capital, Knowledge Management & Organizational Learning, 2013, pp. 674-682.