профессионала, понимаемая нами как особое свойство человека систематически, эффективно и надежно выполнять сложную профессиональную деятельность с заданными показателями качества. Профессионализм - это форма проявления и развития индивидуальности человека.
Список литературы
1. Гуревич К.М. Овладение профессиональным мастерством как проблема дифференциальной психофизиологии // Психофизиологические вопросы становления профессионала. Выпуск 1. - М., 1974.
2. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. - М., 1987.
3. Климов Е.А. Психология профессионала. Избранные психологические труды. - Москва - Воронеж, 1996.
4. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. -Обнинск, 1993.
5. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1971.
6. Никифоров Г.С. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. - М., 1991.
7. Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии. 2001. № 1.
8. Шакуров Р.Х. Эмоция. Личность. Деятельность (механизмы психодинамики). Казань, 2001.
Плаксина Н.И.
СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО КОЛЛЕКТИВА КАФЕДРЫ ВУЗА
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: корпоративная культура, преподавательский коллектив, преподаватель вуза, культура преподавательского коллектива.
Аннотация: в работе рассмотрены вопросы корпоративной культуры преподавательского состава вуза, выявлены основные проблемы и пути их преодоления.
Keywords: corporate culture, teaching staff, high school teacher, teaching staff culture.
Abstract: The paper deals with the teaching staff of the university's corporate culture, the main problems and ways to overcome them.
Корпоративная культура преподавательского коллектива представляет собой сложное социальное, психологическое и акмеологическое явление, базирующееся на ряде присущих ему сущностных характеристик. Такие характеристики отражают аргументированные представления относительно структуры и содержания корпоративной культуры в целом, ее отдельных видов, а также выполняемых ею главных функций, определяемых целями и задачами решаемых преподавательским коллективом.
В качестве основных характеристик корпоративной культуры преподавательского коллектива могут рассматриваться:
- осознание своего места в коллективе (в одних случаях ценится сокрытие работником своих внутренних настроений, в других -поощряется, в одних случаях независимость и творчество выражается через сотрудничество, а в других через индивидуализм);
- коммуникационная система и язык общения (использование устной, невербальной, письменной коммуникации и ее открытость);
- внешний вид, одежда и представление себя на работе (требования к униформе и спецодежде, степень опрятности, применение косметики т.д.);
- осознание времени, отношение к нему и его использование (степень точности и относительности времени у сотрудников, соблюдение временного распорядка, способ использования времени);
- взаимоотношения между людьми (характер отношений по возрасту и полу, опыту и знаниям, рангу и субординации, степень формализации отношений, пути разрешения конфликтов);
- ценности (как набор ориентиров в том, что такое хорошо и плохо) и нормы (как набор предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения);
- вера во что-то и отношение к чему-то (вера в руководство, успех, в свои силы, во взаимопомощь, в этичное поведение, в справедливость и т.п.);
- процесс развития сотрудников;
- трудовая этика и мотивирование (отношение к работе и ответственность по работе, разделение и замещение работы, качество работы, оценка работы и вознаграждение, продвижение по службе и т.п.).
Одним из важных вопросов, рассматриваемых с позиций эффективного решения прикладных задач, связанных с исследованием и развитием корпоративной культуры преподавательского коллектива, является вопрос о ее структурном содержании в конкретных предметных проявлениях. Структура определяется как устойчивая взаимосвязь между составляющими элементами сложного объекта, а содержание раскрывает важнейшие характеристики и свойства объекта, а также существующие связи. Корпоративная культура преподавательского коллектива кафедры ВУЗа является сложным объектом. Ее свойства проявляются в деятельности, поведении, отношениях, общении, условиях работы, имидже и во многих других аспектах.
В настоящее время распространенным является качественное неструктурированное описание содержания корпоративной культуры. Согласно ему корпоративную культуру преподавательского коллектива кафедры ВУЗа можно представить как совокупность следующих элементов: философия кафедры как обособленного структурного подразделения, функциональное предназначение, деловое кредо, ценности, стиль поведения сотрудников, символы и ритуалы, стиль управления, профессиональная и деловая этика, ролевые модели, корпоративный дух и т.д.
Корпоративная культура преподавательского коллектива выполняет достаточно большое множество позитивных функций, которые условно можно разделить на следующие группы:
- функции воздействия на организационную эффективность социального субъекта (научное обеспечение управления, научная организация труда, оптимизация организационной среды);
- функции влияния, обеспечивающие эффективность управления и оптимизацию профессиональных взаимодействий (особенности делового общения, организационные программы, регламенты и планы, формы мотивации труда);
- функции согласования и оптимизации индивидуальных целей, интересов и ценностей субъектов деятельности с общей целью, интересами и ценностями организации (формирование общего культурного пространства, включающего ценности, принципы, цели и нормы, разделяемые всеми или абсолютным большинством сотрудников);
- функции ценностно-ориентационного единства в организации (показатель сплоченности, фиксирующей степень совпадения индивидуальных целей и ценностей с коллективными ценностями);
- функции формирования корпоративной мотивации (направленность на совпадение индивидуальных мотивов и целей персонала с корпоративными целями организации);
- функции диагностические и предсказательные (возможность оценки уровня и характера корпоративных отношений, качества корпоративного управления, возможность судить о тенденции изменения уровня и содержания корпоративности в организации);
- функции акмеологические (создание таких отношений в организации и морально-психологической атмосферы, которые стимулировали бы стремление сотрудников как к личному профессиональному росту, так и к продуктивному развитию всего коллектива).
Таким образом, корпоративная культура преподавательского коллектива кафедры ВУЗа в общем случае содержательно представляет собой регулятивные смысловые системы, определяющие добровольное принятие миссии, ценностей, традиций, норм и правил организации и регулирующие поведение ее сотрудников.
Список литературы
Управленческое консультирование / Под ред. Кубра М. - М.: Интерэксперт, 1992 г. - 319 с.
2. Мазур, И.И., Шапиро, В.Д., Ольдерогге, Н.Г. Корпоративный менеджмент: справочник для профессионалов. - М.: Высшая школа, 2003 г. - 1077 с.
3. Перелыгина, Е.Б. Психология имиджа. - М.: Аспект Пресс, 2002 г. - 223 с.
Пронин М.В., Королева О.В.
СЕМАНТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ,
СВЯЗАННЫХ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ У
ПОДРОСТКОВ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: девиантное поведение, делинквентное поведение, отклонение в поведении подростков, семантика, психология.
Аннотация: работа посвящена психологическим аспектам отклонений в поведении подростков, раскрыты их возможные причины и разработаны некоторые варианты минимизации данных отклонений.