УДК 159.922
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ» В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ (СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД)
Суркова Елена Германовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии, Московский гуманитарный университет, ул. Юности, д. 5, стр. 1, 111395 Москва, Россия; е-шаД: [email protected]
АННОТАЦИЯ
В статье анализируются работы российских и зарубежных психологов, касающиеся понятия личностного роста. Автор предлагает рассматривать личностный рост как внутри-личностные изменения, возникающие в системе в переходный период, когда на основе интериоризации изменений в межсистемных связях происходит перестройка связей внутрисистемных. В результате повышаются устойчивость, сложность, лабильность, информативность и энергоёмкость системы. Этот процесс происходит на определённой дистанции развития системы - от адаптивного функционирования с целью адекватного обстоятельствам удовлетворения основных потребностей к функционированию, цель которого - реализовать собственный личностный потенциал. Результаты исследования расширяют возможности взаимодействия академических и практических психологов в данной области.
Ключевые слова: социализация, личностный рост, индивидуация, развитие личности, творчество, самоактуализация, системный подход в психологии.
ВВЕДЕНИЕ
В психологической практике широко востребовано понятие личностного роста, предложенное психологами гуманистического направления. Об этом свидетельствуют распространённость термина в Интернете, а также финансовая успешность мероприятий, декларирующих цель личностного роста участников. Широкий круг людей ощущает потребность в изменении, совершенствовании собственной личности, устоявшимся названием которого является «личностный рост». Между тем практическая психология не даёт определённых ответов на вопросы, к чему стремятся и что получают люди, посещающие тренинги личностного роста, чем отличается стремление к личностному росту от стремления к творческой самореализации или личностному развитию, каковы критерии, механизм и, главное, научное содержание этого понятия.
Важно научно осмыслить понятие личностного роста, условия и механизмы этого процесса, а также разработать его теоретическую модель. Цель нашей статьи - проанализировать сущность понятия личностного роста в современной психологической науке в контексте системного подхода.
ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Существует множество терминов, описывающих прогрессивные изменения личности: «развитие личности», «личностный рост», «духовное развитие», «духовный рост» и т.п. Универсальным, безусловно, является понятие «развитие личности». На разных этапах жизненного пути в зависимости от уже достигнутого уровня и особенностей внешних обстоятельств развитие личности отличается своеобразием - в разной степени детерминируется внешними и внутренними условиями, осуществляется через деятельность, способствующую снижению или повышению напряжения, носит постепенный или скачко-
образный характер. Наличие множества определений, так или иначе описывающих этот процесс, среди которых и «личностный рост», подтверждает данный факт.
Термин «личностный рост» предложили А. Маслоу и К. Роджерс, считавшие критериями личностной зрелости целеустремлённость, внутреннюю целостностность, принятие себя и окружающих, умение творчески и конструктивно разрешать жизненные противоречия, успешно реализуя личностный потенциал [5, 13, 15, 16]. Но эти качества человек обретает на протяжении жизни благодаря неуправляемому внешними силами процессу -личностному росту, обеспечивающему в определённых обстоятельствах реализацию изначального «проекта». Такое движение к собственному идеалу обеспечивает свойственная человеку тенденция к самоактуализации. В дальнейшем понятие личностного роста и схожие термины использовались другими психологами, не все из которых соглашались с врождённостью тенденции к самоактуализации и даже с её наличием, но утверждавшими, что процесс развития личности может детерминироваться не социально или генетически, а самой личностью, приводя в этом случае к качественно иным результатам.
Однако существуют ещё, по крайней мере, две группы теорий личности, о которых стоит упомянуть. Речь идёт о теориях, в рамках которых понятие личностного роста не имеет смысла, так как развитие личности, по мнению их авторов, детерминируется внешними факторами, и теориях, в рамках которых это понятие может существовать, но не является центральным. Исследователи всех трёх групп, указывая на одно и то же направление развития личности - движение к личностной зрелости, протекающее благодаря двум внутриличностным процессам - интеграции и дифференциации [2, 4, 6, 13], предлагают различную оценку механизмов, движущих сил и критериев процесса.
Чтобы осмыслить место личностного роста в процессе движения человека к личностной зрелости, мы предположили, что в вышепреведённых группах теорий по существу описываются разные уровни развития личности. На первом, внешнедетерминированном, понятие личностного роста ещё не имеет смысла; на втором является центральным; на третьем -теряет свою центральную позицию. Мы исходили из следующих общих положений:
• Развитие - способ существования психического как системы. Её целостность и дифференцированность возникают, формируются и преобразуются в ходе развития индивида, которое, в свою очередь, выступает как полисистемный процесс [4].
• Психика человека - сложная, открытая, нелинейная, саморазвивающаяся, самоорганизующаяся, целеустремлённая система, где цель исполняет роль системообразующего фактора, обусловливающего весь ход развития системы [4].
• Развитие системы происходит на основе интериоризации изменений, возникающих в межсистемных связях, которые требуют перестройки связей внутрисистемных. В результате усложнения внутрисистемных и межсистемных связей повышаются устойчивость, сложность, лабильность, информативность и энергоёмкость системы, что позволяет ей изменить межсистемные связи и выйти на следующий системный уровень [4].
• Психическое развитие характеризуется сменностью детерминант, любой результат развития включается в совокупную детерминацию психического, выступая в роли внутреннего фактора, предпосылки или опосредствующего звена по отношению к последующему результату [4].
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В представлениях сторонников моделей, не предполагающих наличия понятия личностного роста, к которым можно отнести представителей психоанализа (З. Фрейд, Г. Салливан, Г. Мюррей), авторов теории социального научения, когнитивной и социально-когнитивной теорий (Ф. Скиннер, А. Бандура, Дж. Роттер, Дж. Келли, Л. Фистенгер, Мак-Леланд), некоторых отечественных психологов, трудившихся в первой половине ХХ столетия (Л.С. Выготский, А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев и др.), развитие личности по существу понимается как успешная социализация. Она рассматривается как способность удовлетворить свои потребности, не получив при этом наказания или получив
одобрение окружающих, снизить напряжение посредством точного прогноза внешних событий, минимизировать негативные подкрепления и максимизировать позитивные, как усвоение социальных норм и соответствующего поведения [6, 13]. Иллюстрацией сказанного может быть описание генитального типа личности по периодизации З. Фрейда, завершающего, по его мнению, процесс развития личности [13]. Независимо от того, как вопринимается данными авторами человеческая сущность - как изначально асоциальная или как нейтральный объект формирующих внешних влияний [13], развитие её поведения рассматривается как процесс, детерменированный биологическими и социальными силами и определяющийся тенденцией к снижению напряжения. Внутриличностные изменения, интересовавшие, в основном, сторонников психодинамического направления, и оцениваются как укрепление части личности, интегрирующей отдельные переживания в чувство собственной целостности. Фрейд называет её эго, Салливан - самодинамизмом [13].
Психологи, в теоретических положениях которых личностный рост и сходные понятия играют важную роль, так или иначе указывают на внутриличностные детерминанты как на ведущие с определённого времени факторы развития личности. По их мнению, зрелая личность - это личность развивающаяся, самоактуализирующаяся, реализующая свою уникальную природу. Главная сила, направляющая этот процесс, - осознанное или нет стремление к максимальному выражению своих способностей и возможностей, одним из вариантов описания которого является «тенденция самоактуализации» А. Мас-лоу. Это стремление - продукт врождённой или развившейся к определённому моменту внутриличностной структуры: «Я-концепция» у К. Роджерса, «Реальное Я» у К. Хорни, «Истинное Я» у Д. Уинникода [6, 13]. Развитие личности в таком контексте состоит в обретении этого «Истинного Я» и процессе его актуализации. В данном контексте можно рассматривать представления авторов теорий самоактуализации, работы теоретиков экзистенциальной психологии (О. Ранк, А. Ангьял, Д. Бейкан, Р. Мэй, В. Франкл, Г. Олпорт [13]), труды психологов, непосредственно не писавших о самоактуализации и личностном росте, но предполагавших преимущественно внутреннюю детерминированность процесса развития личности, связанную с «ощущением истинного Я» (Д. Уинникотт, К. Хорни, Х. Кохут, Ф. Перлз, А. Адлер), исследования ряда отечественных психологов (А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, Л.И. Анциферова, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др. [6]), указывающих, что на определённом уровне развития личности внутриличностные детерминанты становятся важнее внешних.
Среди перечисленных авторов есть как сторонники идей о творческой эволюции, направляемой врождённым автономным порывом саморазвивающейся личности или волей к самоутверждению и самосовершенствованию, так и психологи, не считающие способность к саморазвитию врождённой и обязательно присущей всем людям. Несмотря на принципиальность данного расхождения, слова А.Н. Леонтьева о направлении развития личности: «От "действовать, чтобы удовлетворять естественные потребности и влечения" к "удовлетворять свои потребности, чтобы действовать, осуществлять свою жизненную человеческую цель"» [7] отражают мнение как одних, так и других, и коренным образом отличают их от авторов предыдущей группы теорий личности.
Психологи данной группы констатируют, что существуют два уровня существования человека - биологический (оппортунистический, удовлетворяющий тенденции выживания) и человеческий (проприативный, осмысленный, субъектный), развитие и существование на котором в большей степени детерминируется самой личностью [1-3, 5-7, 13, 15, 16]. Развитие личности идёт от полностью детерминированного социальными и биологическими силами существования человека, к свободе от них, самодетерминации.
Если авторы теорий, которые мы отнесли к первой группе, рассматривали успешное функционирование, ограничивающееся адекватным удовлетворением психобиологических потребностей, как достаточное для социальной адаптации, и, более того, являющееся показателем зрелости личности, то авторы второй группы теорий считают его не реализующим человеческий потенциал, недостаточно зрелым, но являющимся результатом необходимого этапа развития личности. Развитие личности человека на проприативном,
человеческом уровне (Г. Олпорт, А. Маслоу, Д.А. Леонтьев [7, 13]) определяется осознанными и ответственными выборами, которые делает личность. Изменение личности, которое часть авторов данной группы теорий называет «личностным ростом», может возникать только на этом уровне, так как он детерминируется самой личностью - Я-концепцией (К. Роджерс), самостью (Г. Олпорт), «Реальным Я» (К. Хорни), «Истинным Я» (Д. Уинни-код) [6, 13]. Характерными особенностями личностного роста принято считать слеующие:
Это уникальный многоаспектный процесс, следующий своей внутренней логике, психологический смысл которого - обретение себя и своего жизненного пути, самоактуализация и развитие всех основных личностных атрибутов. Этот процесс ведёт личность к дальнейшему принятию, пониманию и вере в себя и свои возможности, свободе от искажающего влияния защит, независимости от внешних оценок, принятию своей свободы и ответственности за осуществление жизни, открытости новому опыту и продуктивной самореализации [5, 15, 16].
Личностный рост предполагает способность, сохраняя свою идентичность, развиваться посредством разрешения актуальных противоречий и проблем, а также путём творческй адаптивности - способности относиться к этому как к процессу творчества. Внешними показателями процесса могут быть развитие способности к адекватному восприятию окружающей действительности и окружения, способности к конструктивным социальным взаимоотношениям и творческой самореализации [5, 15, 16].
Основные разногласия авторов теорий, оставляющих приоритет за внутриличност-ными детерминантами развития личности, касаются размышлений об их природе [13].
Позволим себе тоже порассуждать на эту тему. Развитие данного процесса предполагает наличие цели, лежащей вне сегодняшних границ личности [9-13, 15, 16]. Личностный рост реализуется в контексте решения жизненных задач человека - профессиональном совершенствовании, творчестве, воспитании детей и т.п. Осознание актуального внешнего или внутреннего конфликта в той или иной области как неразрешимого на данном уровне развития может стать стимулом для внутриличностной работы особого рода - личностного роста. В процессе этой работы личность «вырастает над проблемой». Из непреодолимого препятствия конфликт становится вызовом, стимулом творческой самореализации [9-12]. Личностный рост - это процесс, происходящий в условиях, когда система, имеющая для этого необходимый ресурс, переживает изменения внутрисистемных связей, необходимые для перехода на более высокий уровень функционирования и организации новых межсистемных взаимодействий. При таком понимании процесса, как и утверждал К. Роджерс, важны не сами по себе действия человека, а стоящая за ними работа его личности [16].
Между тем существует группа теорий личности, в которых траектория развития личности рассматривается как движение к обретению глобального миропонимания, при котором сознание может расширяться за пределы «Я», и это позволяет реализоваться предельным человеческим способностям и потенциальным возможностям. Среди теоретиков данной группы К.Г. Юнг, предложивший понятие индивидуации - процесса интеграции эго и самости, где эго - центр сознания, а самость - ядро психики вообще, включая и сознание, и бессознательное, как индивидуальную, так и трансперсональную его части [14]. По мнению Э. Эриксона, последнее духовное приобретение человека - мудрость, родившаяся в столкновении интеграции и отчаяния и придающая знанию новую качественно иную целостность [13]. В данном контексте развивается и понимание направления развития личности трансперсональными психологами (У. Джеймс, С. Гроф, М. Уошберн, К. Вилбер, Р. Ассаджиоли, Маслоу [13]). Работы ряда отечественных психологов также касаются духовного уровня развития личности (В.А. Пономаренко, В.И. Слободчиков, В.В. Знаков [6, 8] и др.). Эти авторы рассматривают развитие личности в контексте движения к способности выйти за рамки своих личностных возможностей и смыслов (обретения трансперсональной мудрости [13], особых способностей [6], возможности интегрироваться с коллективным и личным бессознательным [13] и т.п.). Развитие не ограничивается ни процессом социализации, ни тенденцией к самоактуализации. Основываясь на предыдущих двух, оно разворачивает личность «от себя», от стремления к самореализации к стремлению служить универсальным ценностям.
Таблица исллюстрирует место личностного роста в контексте предложенных нами трёх уровней развития личности.
Таблица
Классификация известных теорий личности в контексте представлений их авторов о личностном росте
Цикл развития личности Теории, в которых не существует понятия личностного роста и близких ему теоретических конструктов Теории, в которых понятие личностного роста и родственные ему являются центральными конструктами Теории, в которых понятия личностного роста и родственные ему не являются центральными конструктами
Цель развития личности Социализация: Способность адекватным обстоятельствам способом взаимодействовать с социумом Самореализация: Способность в максимальной степени реализовать свой личностный потенциал Индивидуация: Способность максимальным образом служить общечеловеческим ценностям
Дистанция развития личности «Новорождённый солипсизм» - «Социализированная личность» «Социализированная личность» - «Полноценно функционирующая личность» «Полноценно функционирующая личность» - «Духовная личность»
Сфера, в которой могут происходить наиболее интенсивные изменения, рост Социально- психологический рост Личностный рост Духовный рост
Вероятный период наиболее интенсивных изменений Детский и подростковый возраст Начиная с подросткового возраста Начиная со зрелого возраста
Интеграция В контексте развития сознания - способности к самоорганизации и самоконтролю В контексте интеграции сознания и бессознательного В контексте интеграции сознания с коллективным и индивидуальным бессознательным
Дифференциация В контексте осознания своей отдельности, наличия собственной воли, собственного места в системе социальных отношений В контексте расширения и углубления сфер жизненных интересов и направлений самореализации В контексте ощущения трансцендентности
Авторы теорий личности Б.Г. Ананьев, A. Бандура, B.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, Дж. Келли, A.Ф. Лазурский, Мак-Леланд, B.Н. Мясищев, Г. Мюррей, Ж. Пиаже, Дж. Роттер, Салливан, Ф. Скиннер, Л. Фистенгер, З. Фрейд, Д.Б. Эльконин К.А. Абульханова, А. Адлер, А. Ангьял, Л.И. Анциферова, А.Г. Асмолов, Д. Бейкан, Л.И. Божович, А.В. Бру-шлинский, Дж. Бьюджен-таль, Х. Кохут, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу, С. Мадди, Р. Мэй, В.Г. Олпорт, Д. Петровский, Ф. Перлз, О. Ранк, А.А. Реан, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, Уинникотт, Э. Фром, Д. Фиске, К. Хорни, Д.Н. Узнадзе, Э. Шостром Р. Ассаджиоли, Б.С. Братусь, К. Вилбер, С. Гроф, Н.Я. Грот, У. Джеймс, A. Маслоу, B.А. Понома-ренко, В.И. Слободчиков, М. Уошберн, Э. Эриксон, К.Г. Юнг
ВЫВОДЫ
Таким образом, можно выделить три уровня развития личности, различающихся по критериям личностной зрелости, где новообразования низшего уровня детерминируют развитие личности на следующем.
Социальный, личностный и духовный рост - специфические изменения личности, возникающие на разных уровнях развития системы в переходный для неё период - перестройки внутрисистемных связей для последующего изменения и перестройки межсистемных.
Личностный рост - процесс, происходящий на дистанции развития личности от адаптивного функционирования с целью адекватного удовлетворения основных потребностей к функционированию, направленному на реализацию собственного личностного потенциала, возникающий в системе в переходный период, когда на основе интериоризации изменений в межсистемных связях происходит перестройка внутрисистемных. В результате повышаются устойчивость, сложность, лабильность, информативность и энергоёмкость системы, необходимые для выхода на новый системный уровень и реорганизации межсистемных связей.
ЛИТЕРАТУРА
[1]. Агапов В.С. Современные исследования самосознания и Я-концепции субъекта в контексте идей С.Л. Рубинштейна //Акмеология. 2012. № 1 (41). С.133-143.
[2]. Агапов В.С. Концепция Я и самореализация субъекта: проблемное поле научных исследо-ваний//Акмеология. 2012. № 3 (43). С. 26-31.
[3].Агапов В.С. Системное изучение Я-концепции субъекта в Российской психологии //Акмеология. 2013. № 1. С. 27-30.
[4]. Барабанщиков В. А. Системная организация и развитие психики. Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 1. С. 29-46.
[5]. Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии / Психологические проблемы самореализации личности. - СПб., 1997. С. 38-46.
[6]. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. 2-е изд. исравл. и допол. - СПб.: Питер, 2009.
[7]. Леонтьев Д.А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному // Вопросы психологии. 2011. № 1. С. 3-27.
[8]. В.Н. Маркин. Духовность как основание развития профессионала // Акмеология. 2010. № 3 (35). С. 46-47.
[9]. Суркова Е.Г. Творческая парадигма процесса совладания с трудными жизненными ситуациями // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 3. С. 222-228.
[10]. Суркова Е. Г., Власова Н. Н. Успешность совладающего поведения подростков, предпочитающих творческие стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 2. С. 222-228.
[11]. Суркова Е.Г. Представления о личностном росте в современной психологии, духовных практиках и народных традициях// Актуальные проблемы психологических исследований: Сборник статей / Сост. И.А. Новак. - М: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013. С. 30-52.
[12]. Суркова Е.Г. Особенности личности лиц позднего зрелого возраста, реализующих себя в научном творчестве // Известия Смоленского государственного университета. 2013. № 2. С. 392-405.
[13]. Фрейджер Р, Фейдимен Дж. Теории личности и личностный рост. - М.: ОЛМА ПРЕСС, 2004.
[14] Jung C.G. Die Beziehungen zwischen dem Ich und dem Unbewussten. S. 172-173; Collected Works, vol. 7, par. 360.
[15]. Maslow A. H. A theory of metamotivation: The biological rooting of the value-life. Journal of Humanistic Psychology, 1967. № 7. P. 93-127.
[16]. Rogers C. On Becoming a Person: A Therapists View of Psychotherapy. Boston. 1961.
THE ESSENCE OF THE CONCEPT OF «PERSONAL GROWTH» IN MODERN PSYCHOLOGY (SYSTEM APPROACH)
E. G. Surkova, Candidate of Psychology, Associate Professor, Associate Professor of General Psychology and History of Psychology, Moscow University of Humanities, Unosti street, 5, Bldg 1, Moscow 111395, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT
The article contains the analysis of works of the Russian and foreign psychologists regarding the notion of personal growth in order to comprehend its essence in the context of the system approach to the study of personality development. The author proposes to consider personal growth as intrapersonal changes that occur in the system during the transitional period, when on the basis of interiorization changes in intersystem connections, reorganization of the system comes into being. As a result, stability, complexity, lability, information, and power intensity of the system increase. This process occurs at a certain distance of development of the system -from adaptive functioning order adequate to the circumstances of basic needs to the operation, the aim of which is to implement your own personal potential. The Results of the research have a theoretical and practical significance, and also expand the possibilities of interaction between academic and practical psychologists in this area.
Keywords: socialization, personal growth, individuation, personal development, creativity; self actualization, system approach in psychology.
REFERENCES
[1]. Agapov V.S. Covremennye issledovanija samosoznanija i Ja-koncepcii subjekta v kontekste idej S.L. Rubinshtejna // Akmeologija. 2012. № 1 (41). S.133-143.
[2]. Agapov V.S. Koncepcija Ja i samorealizacija sub#ekta: problemnoe pole nauchnyh issledovanij// Akmeologija. № 3 (43). 2012. S. 26-31.
[3]. Agapov V.S. Sistemnoe izuchenie Ja-koncepcii sub#ekta v Rossijskoj psihologii // Akmeologija. 2013. № 1. S. 27-30.
[4]. Barabanshhikov V. A. Sistemnaja organizacija i razvitie psihiki // Psihologicheskij zhurnal. 2003. Vol. 24. № 1. S. 29-46.
[5]. Bratchenko S.L., Mironova M.R. Lichnostnyj rost i ego kriterii. Psihologicheskie problemy samorealizacii lichnosti. SPb., 1997. S. 38-46.
[6]. Kulikov L.V. Psihologija lichnosti v trudah otechestvennyh psihologov. Hrestomatija. 2-e izd. ispravl. i dopol. SPb.: Piter, 2009.
[7]. Leont'ev D.A. Novye orientiry ponimanija lichnosti v psihologii: ot neobhodimogo k vozmozhnomu // Voprosy psihologii. 2011. № 1. S. 3-27.
[8]. V.N. Markin. Duhovnost' kak osnovanie razvitija professionala // Akmeologija. 2010. № 3 (35). S. 46-47.
[9]. Surkova E.G. Tvorcheskaja paradigma processa sovladanija s trudnymi zhiznennymi situacija-mi // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2011. № 3. S. 222-228.
[10]. Surkova E. G., Vlasova N. N. Uspeshnost' sovladajushhego povedenija podrostkov, predpochitajushhih tvorcheskie strategii preodolenija trudnyh zhiznennyh situacij // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2012. № 2. S. 222-228.
[11]. Surkova E.G. Predstavlenija o lichnostnom roste v sovremennoj psihologii, duhovnyh praktikah i narodnyh tradicijah. Aktual'nye problemy psihologicheskih issledovanij: Sbornik statej / Sost. I.A. Novak. M., 2013. S. 30-52.
[12]. Surkova E.G. Osobennosti lichnosti lic pozdnego zrelogo vozrasta, realizujushhih sebja v nauchnom tvorchestve. Smolensk: Izvestija smolenskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. № 2. S. 392-405.
[13]. Frejdzher R, Fejdimen Dzh. Teorii lichnosti i lichnostnyj rost. M., 2004.
[14]. Jung C.G. Die Beziehungen zwischen dem Ich und dem Unbewussten, S. 172-173; Collected Works, vol. 7. S. 360.
[15]. Maslow A. H. A theory of metamotivation: The biological rooting of the value-life // Journal of Humanistic Psychology. 1967. № 7. S. 93-127.
[16]. Rogers C. On Becoming a Person: A Therapists View of Psychotherapy. Boston, 1961.