Научная статья на тему 'Сущность понятия «Экологическая образовательная среда»'

Сущность понятия «Экологическая образовательная среда» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3521
513
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДА / ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЕNVIRONMENT / EDUCATION / ECOLOGICAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухамедшина Лилия Мансуровна

В статье раскрывается сущность понятия «экологическая образовательная среда». Представлены основные модели, параметры и особенности современной образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухамедшина Лилия Мансуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Essence of the Ecological and Educational Environment Concept

The article reveals the essence of «the ecological and educational environment» concept. The basic models, parameters and peculiarities of the modern educational environment are presented.

Текст научной работы на тему «Сущность понятия «Экологическая образовательная среда»»

УДК 502:37.03 ББК 74.100.5

Мухамедшина Лилия Мансуровна

соискатель

кафедра дошкольной и социальной педагогики

Набережночелнинский Государственный Педагогический Институт

г. Набережные Челны Mukhamedshina Liliya Mansurovna Applicant for a Degree Chair of Preschool and Social Pedagogy Naberezhnye Chelny State Pedagogical Institute Naberezhnye Chelny Сущность понятия «экологическая образовательная среда»

The Essence of “the Ecological and Educational Environment” Concept

В статье раскрывается сущность понятия «экологическая образовательная среда». Представлены основные модели, параметры и особенности современной образовательной среды.

The article reveals the essence of «the ecological and educational environment» concept. The basic models, parameters and peculiarities of the modern educational environment are presented.

Ключевые слова: среда, образование, экологическая образовательная

среда.

Key words: еnvironment, education, ecological and educational environment.

Понятие образовательной среды разрабатывается на протяжении последних десятилетий учеными, как в нашей стране, так и за рубежом.

Несмотря на необычайно широкое употребление понятие «среда» не имеет четкого и однозначного определения в мире науки. В самом общем смысле «среда» понимается как окружение. Наряду с термином «среда» активно используется еще целый ряд терминов, таких как «среда человека», «среда людей», «человеческая среда», «окружающая среда», «жизненная среда», «человеческое окружение». В различных науках среда понимается по-разному и представлено как окружение, особого рода информационная целостность, включающая социальные и материальные компоненты (Н.Я. Крижановская), «социальная ситуация развития», представляющая собой образ жизни, влияющий на формирование и функционирование человек в обществе, его способности, интересы, сознание (Л.С. Выготский, Л.И. Божович), совокупность культурных ценностей, виды деятельности, вещные и субъектные элементы (В.Н. Борисова, В.А. Петровский)[3]. Среда любого образовательного

учреждения представляет собой пересечение взаимодействующих субкультур (разновозрастных, разнопрофильных, разносоциальных и т. д.) как структурных единиц культуры, следовательно, она может быть рассмотрена как поликультурная. Чаще всего под окружающей человека средой подразумевается та или иная совокупность условий и влияний, окружающих человека. Как отмечает Г. П. Щедровицкий, во взаимоотношении организма со средой «два члена отношения уже не равноправны»; субъект является первичным и исходным; среда задается по отношению к нему, как нечто имеющее ту или иную значимость для организма [4].

Существуют различные взгляды на содержание термина «образование». Так, например, В. В. Рубцовым смысл образования определяется как «трансляция социального опыта во времени истории и воспроизводство устойчивых форм общественной жизни в пространстве культуры». И. Я. Лернер констатирует: «Образование, четкого определения которого в литературе нет, но которое вместе с тем многообразно, представляет собой явление деятельности по определению и формированию образа человека и его места в мире (имеются многие другие близкие определения)». Данное понимание сущности образования точно соответствует семантике этого слова. Слово „образование^ охватывает такие семантические поля: а) процесс создания, порождения чего-то нового, б) формирование чего-либо согласно заданному образцу, в) нечто структурно сложное. Анализируя использование термина «образование» Э. Н. Гусинский говорит о «следующих основных общеупотребительных значениях этого слова:

— образование как достояние личности, система представлений и понятий, располагающаяся в субъективном пространстве психики человека и направляющая его поведение;

— образование как процесс приобщения личности к культуре, становление и развитие образования как достояния личности, с одной стороны, и всего культурного окружения, с другой;

— образование как специальный социальный институт (система образования), одна из составляющих культурного окружения личности,

разрабатывающая и применяющая на практике систему мер, организующих и направляющих образование как процесс приобщения личности к культуре[1].

Различные значения слава «образование» рассматриваются также И. В. Богдановым:

— отпечаток на человеке следов обучающих и воспитательных технологий, практик и ситуаций, через которые он прошел в ходе своей жизни;

— образование как особую сферу, существующую в обществе наряду с

другими сферами: хозяйства, проектирования и тому подобными, и

обеспечивающую воспроизводство этого общества, подготовку новых его членов. Такое принципиально иное представление идет не от человека, а от общественной системы;

— образование как особый метод в педагогической работе (например, в отличие от технологизированной подготовки);

— образование как особый исторический тип культурного содержания.

Термин «образовательная среда» прочно вошел в обиход российских

психологов в конце ХХ века под влиянием идей экологической психологии. Под экологией Э. Геккель понимал науку, занимающуюся исследованием взаимоотношений растений, животных, их сообществ с окружающей средой. Позднее, в связи с проблемой деградации и разрушения среды обитания человека, содержание понятия «экология» расширилось. На место растений, животных, их сообществ стали ставить и человека, человеческое общество. А.В. Миронов определяет экологию как науку, исследующую взаимоотношения живых организмов, включая и человека, их сообщество и человеческое общество с окружающей средой [2]. На современном этапе экология всё чаще трактуется как наука, способная решить не только биологические, но и некоторые социальные проблемы. Экологическая психология определяется как формирующаяся в настоящее время междисциплинарная область знаний о психологических аспектах взаимоотношения человека и окружающей среды (пространственно-географической, социальной, культурной), органично

включённой в жизнедеятельность человека и служащей важным фактором регуляции его поведения и социального взаимодействия[4]. Большой вклад в

разработку идей экологической психологии внесли С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, И.Д. Зверев.

В современном мире все яснее осознается, что образование личности, в частности экологическое, не следует отождествлять с освоением специальных учебных программ под руководством педагогов. Экологическое образование — это итог действия широкого спектра разнородных факторов. В наше время образование уже не связывается только с деятельностью специальных социальных институтов: детских садов, школ, колледжей или университетов. Уже само понятие «образовательная среда» подчеркивает факт множественности воздействий на личность и объемлет широкий спектр факторов, определяющих воспитание, обучение и развитие личности. Экологическая образовательная среда представляет собой комплекс влияний и условий формирования экологической культуры подрастающей личности. Воспитание и развитие происходят не только под воздействием направленных усилий педагога и зависят не только от индивидуально-психологических особенностей ребенка. Они существенным образом детерминированы социокультурными условиями, предметно-пространственным окружением, характером межличностного взаимодействия и другими средовыми факторами. Изучение образовательной среды осуществляется с позиций, связанных с современным пониманием образования как особой сферы социальной жизни, а среды как фактора образования.

В качестве структурных единиц образовательной среды Г. А. Ковалевым выделяются: 1) физическое окружение, 2) человеческие факторы и 3)

программа обучения. К «физическому окружению» им отнесены: архитектура здания, размер и пространственная структура помещений, легкость их пространственной трансформации при возникшей необходимости, возможность и широта пространственных перемещений в них детей и т. п. К «человеческим факторам» отнесены: степень скученности детей, личностные особенности, изменение персонального и межличностного пространства в зависимости от условий конкретной организации, распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности воспитанников и педагогов. К

«программе обучения» отнесены такие факторы, как структура деятельности, стиль преподавания и характер контроля, кооперативные или же конкурентные формы обучения, содержание программ обучения.

В трудах российского психолога В.И. Панова систематизированы основные модели образовательной среды, разработанные российскими учеными:

1 Эколого-личностная модель образовательной среды разработана В.А. Ясвиным. По его утверждению, термином «образовательная среда» следует обозначать «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении». Для того чтобы образовательная среда обладала развивающим эффектом, она должна быть способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса (детей и педагогов). Этот комплекс, по мнению В.А. Ясвина, включает три структурных компонента:

- пространственно-предметный - помещения для занятий и вспомогательных служб, здание в целом, прилегающая территория и т.п.;

- социальный — характер взаимоотношений всех субъектов образовательной деятельности (детей, педагогов, родителей, администраторов и др.);

- психодидактический — содержание и методы обучения, обусловленные психологическими целями построения образовательного процесса.

2 Коммуникативно-ориентированная модель образовательной среды разработана В.В.Рубцовым. Образовательная среда понимается им как форма сотрудничества (коммуникативного взаимодействия), которое создает особые виды общности между учащимися и педагогами, а также между самими учащимися. Исходным основанием такого подхода к образовательной среде является понимание того, что необходимым условием развития ребенка является его участие в совместной деятельности, разделенной со взрослым или с другими участниками образовательного процесса. В.В. Рубцов определяет образовательную среду как «сложившуюся полиструктурную систему прямых

и косвенных воспитательно-обучающих воздействий, реализующих явно или неявно представленные педагогические установки учителей, характеризующие цели, задачи, методы, средства и формы образовательного процесса в данной школе». Н.И.Поливанова и И.В. Ермакова выделили следующие структурные компоненты образовательной среды: внутренняя направленность

образовательного учреждения, психологический климат, социальнопсихологическая структура коллектива, психологическая организация передачи знаний, психологические характеристики детей и т.д.;

3 Антрополого-психологическая модель образовательной среды

предложена В.И.Слободчиковым. В качестве базового понятия у В.И. Слободчикова, как и у В.В. Рубцова, выступает совместная деятельность субъектов образовательного процесса. В.И. Слободчиков подчеркивает относительность и опосредующий характер образовательной среды, ее изначальную незаданность. В качестве основных параметров образовательной среды он предлагает рассматривать ее насыщенность (ресурсный потенциал) и структурированность (способ ее организации). В зависимости от типа связей и отношений, структурирующих данную образовательную среду, автор выделяет три разных принципа ее организации: единообразие, разнообразие и

вариативность. Образовательная среда, по В.И. Слободчикову, представляет собой не данность совокупности влияний и условий (как это представлено, например, у В.А. Ясвина и С.Д. Дерябо), а динамическое образование, являющееся системным продуктом взаимодействия образовательного пространства, управления образованием, места образования и самого ребёнка;

4 Психодидактическая модель образовательной среды предложена коллективом авторов: В.П.Лебедевой, В.А.Орловым, В.А.Ясвиным и др. Авторы, исходя из концепции личностно-ориентированного образования, подчеркивают все возрастающую в современных условиях роль дифференциации и индивидуализации образования, однако понимают эту роль несколько иначе, чем это было принято традиционно. Авторы предлагают ориентировать образование на признание за ребёнком приоритета его индивидуальности, в то время как при традиционном обучении ребёнок

становился личностью в результате специальной организации обучения и воспитания, при целенаправленных педагогических воздействиях. Речь идет о подчеркивании его значимости как субъекта познания, о погружении его в образовательную среду, специально смоделированную образовательным учреждением. Построение этой среды производится авторами в соответствии с познавательными интересами детей, с учетом возможностей педагогического коллектива образовательного учреждения, структуры региональной образовательной системы, традиций и особенностей социокультурной среды. В этой модели само понятие «образовательная среда» ограничено рамками образовательного учреждения;

5 Экопсихологический подход к разработке модели образовательной среды предложен психологом В.И. Пановым. Исходным основанием модели экопсихологической образовательной среды у Панова служит представление о том, что психическое развитие человека в ходе его обучения следует рассматривать в контексте системы «человек — окружающая среда». Согласно такому подходу под образовательной средой понимается система педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность как для раскрытия еще не проявившихся интересов и способностей, так и для развития уже проявившихся способностей и личности детей, в соответствии с присущими каждому индивиду природными задатками и требованиями возрастной социализации. В качестве основных структурных компонентов образовательной среды Панов выделяет: деятельностный

(технологический), коммуникативный и пространственно-предметный. «Деятельностный компонент», с точки зрения автора, представляет собой «пространство» (совокупность) различных видов деятельности, необходимых для обучения и развития детей. «Коммуникативный компонент» представляет собой пространство межличностного взаимодействия в непосредственной или предметно-опосредованной форме и способов взаимодействия детей с данной образовательной средой и другими ее субъектами. Пространственнопредметный компонент — пространственно-предметные средства,

совокупность которых обеспечивает возможность требуемых пространственных действий и поведения субъектов образовательной среды.

Образовательная среда — часть социокультурного пространства, в котором взаимодействуют различные образовательные системы, процессы и явления, субъекты и предметы с целью развития и создания условий для саморазвития личности (А.В. Иванов); локальная же образовательная среда — это функциональное и пространственное объединение субъектов образования, между которыми устанавливаются тесные разноплановые групповые взаимосвязи (В.А. Ясвин). С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин выделяют пять «базовых» параметров образовательной среды: широта, интенсивность, модальность, степень осознаваемости и устойчивость; а также шесть параметров «второго порядка»: эмоциональность, обобщенность, доминантность, когерентность, принципиальность, активность. Модальность образовательной среды показывает общую направленность педагогического процесса, а остальные параметры отражают уровень организации различных условий личностного развития всех субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей). Широта образовательной среды является ее структурносодержательной характеристикой, показывающей, какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данную образовательную среду. Интенсивность образовательной среды является ее структурно-динамической характеристикой, показывающей степень насыщенности образовательной среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления. Степень осознаваемости образовательной среды является показателем сознательной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса. Обобщенность образовательной среды характеризует степень координации деятельности всех субъектов данной образовательной среды. Эмоциональность образовательной среды характеризует соотношение в ней эмоционального и рационального компонентов. Доминантность образовательной среды характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса. Доминантность описывает образовательную среду

по критерию «значимое — незначимое». Это показатель иерархического положения данной образовательной среды по отношению к другим источникам влияния на личность: чем большую роль играет определенная образовательная среда в развитии человека, чем более высокое, «центральное» место она в этом смысле занимает — тем более она доминантна. Когерентность (согласованность) образовательной среды показывает степень согласованности влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания этой личности. Когерентность характеризует образовательную среду по критерию «гармоничное — негармоничное». Это показатель степени согласованности всех локальных образовательных сред, функциональным субъектом которых является данная личность. Иными словами, когерентность показывает, является ли данная образовательная среда чем-то обособленным в среде обитания личности, или она тесно с ней связана, глубоко интегрирована в нее. Социальная активность образовательной среды является показателем ее социально ориентированного созидательного потенциала и экспансии данной образовательной среды в среду обитания. Мобильность образовательной среды является показателем ее способности к органичным эволюционным изменениям в контексте взаимоотношений со средой обитания. Устойчивость образовательной среды характеризует ее стабильность во времени.

А.И. Савенков выделяет особенности современной образовательной среды: интенсивное развитие средств коммуникации, стирание экономических границ, новое соотношение рабочего времени и досуга, изменения в характере труда, женское лидерство, культурный национализм, поляризации общества, быстрое старение населения, триумф личности и др.

Для того чтобы определить структуру оптимальной образовательной среды, в которой может развиваться и комфортно себя чувствовать здоровый и гармоничный человек, необходимо провести оптимальный отбор стимулов по количеству и качеству. Недостаток импульсов обедняет и ограничивает развитие ребенка, а перенасыщенная среда с хаотической организацией стимулов дезориентирует его. Понятие образовательной среды позволяет расширить и углубить представления о возможностях образования, его

взаимосвязях и взаимовлиянии с явлениями повседневной жизни человека, учитывая не только рациональные, осознаваемые факторы влияния («образовательная среда прямого воздействия»), но и неосознаваемые («образовательная среда косвенного воздействия»), влияющие посредством подсознания (например, атмосфера образовательного учреждения).

С точки зрения И. В. Гришиной, образовательная среда рассматривается как пространство коммуникаций, которое вовлекает субъекта в процессы освоения, потребления, обмена и распространения культурных ценностей. Одновременно образовательная среда создается самим индивидом, так как каждый человек развивается в соответствии со своими индивидуальными задатками, интересами, жизненным опытом. Он строит свое уникальное пространство вхождения в культуру, свое видение ценностей, приоритетов познания и способов саморазвития. Следовательно, существенно расширяется представление об образовательной среде как педагогически осознанной возможности, потенциальности развития ребенка, определяющих выбор необходимых и достаточных условий для оформления (опредмечивания) процесса развития в социальном и пространственно-предметном окружении.

Таким образом, под экологической образовательной средой понимается система влияний и условий формирования экологической культуры личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

Библиографический список

1. Гусинский, Н.Э., Турчаникова, Ю.И. Введение в философию образования [текст]/Н.Э. Гусинский, Ю.И. Турчаникова. - М.:Логос: 2003.- 248с.

2. Миронов, А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах [текст] / А.В. Миронов. - М.: Педагогическое сообщество России.-2002. -360с.

3. Садретдинова, А.И. Педагогическое проектирование образовательной среды формирования культуры безопасности жизнедеятельности у дошкольников Автореферат дисс. на соискание учёной степени канд. пед. наук [текст]/ А.И. Садретдинова. -Екатеринбург: 2009. - 24с.

4. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [текст]/ В.А. Ясвин. - М.:Смысл: 2001. - 365с.

5. Ясвин, В.А. Психология отношения к природе [текст]/ В.А. Ясвин. - М.: Смысл: 2000. - 456с.

Bibliography

1. Gusinsky, N.E., Turchanikova, Yu.I. Introduction into Educational Philosophy [Text] / N.E. Gusinsky, Yu.I. Turchanikova. - M.: Logos, 2003. - 248 p.

2. Mironov, A.V.Techniques of the Outworld Studying at Primary School [Text] / A.V. Mironov. - М: Pedagogical Community of Russia, 2002. - 360 p.

3. Sadretdinova, A.I. Рedagogical Designing of the Educational Environment of the Preschool Children’ Health and Safety Culture Forming: Synopsis of Diss. ... Cand. of Ped. [Text] / A.I. Sadretdinova. - Yekaterinburg, 2009. - 24 p.

4. Yasvin, V.A. The Educational Environment: From Modeling to Designing [Text] / V.A. Yasvin. - M.: Smysl, 2001. - 365 p.

5. Yasvin, V.A. Psychology of Attitude to Nature [Text] / V.A. Yasvin. - М: Smysl, 2000. - 456 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.