Научная статья на тему 'Сущность подготовки менеджеров с дополнительными направлениями профессиональной деятельности'

Сущность подготовки менеджеров с дополнительными направлениями профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1096
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖЕР / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОТНОШЕНИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / MANAGER / PROFESSIONAL ACTIVITY / RELATIONS / SUPPLEMENTARY DIRECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савицкий С. К., Сафаргалиев Э. Р., Сафаргалиева Д. Ф.

Целью исследования является выявление компонентов структуры современной подготовки менеджеров с дополнительными направлениями. В статье отмечается, что основополагающим признаком профессиональной деятельности является ее социальный характер, который обуславливается развитием межличностных отношений в ходе управленческого труда, а также отражением этих отношений личностью самого менеджера. Определяется модель успешного менеджера, обобщаются его профессиональные и нравственные характеристики. Рассматривается ведущая роль отношений, складывающихся в процессе профессиональной деятельности менеджера. По результатам проведенного исследования раскрывается сущность производственного менеджмента, который способствует вхождению менеджера в мир профессий, требующих от его профессиональной подготовки дополнительных направлений. Результаты статьи представляют интерес для специалистов в области теории и методики профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE OF THE TRAINING OF MANAGERS WITH ADDITIONAL DIRECTIONS OF PROFESSIONAL ACTIVITIES

The aim of the research is identification of components of the structure of modern preparation of managers with the additional directions. The basic feature of the professional activity is social character. It is caused by development of the interpersonal relations during administrative work. Also reflection of these relations by the identity of the manager. The authors has presented the model of a successful manager and generalized his professional and moral characteristics. The authors has considered the leading role of the relations developing in the course of professional activity of the manager. According to the survey reveals the essence of production management, which facilitates the entry of the manager in the world of professions. This world demands from the manager of vocational training of the additional directions. Results of the article are of interest for specialists in the field of theory and methodology of professional education.

Текст научной работы на тему «Сущность подготовки менеджеров с дополнительными направлениями профессиональной деятельности»

УДК 378 СУЩНОСТЬ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Савицкий С.К., Сафаргалиев Э.Р., Сафаргалиева Д.Ф.

Целью исследования является выявление компонентов структуры современной подготовки менеджеров с дополнительными направлениями. В статье отмечается, что основополагающим признаком профессиональной деятельности является ее социальный характер, который обуславливается развитием межличностных отношений в ходе управленческого труда, а также отражением этих отношений личностью самого менеджера. Определяется модель успешного менеджера, обобщаются его профессиональные и нравственные характеристики. Рассматривается ведущая роль отношений, складывающихся в процессе профессиональной деятельности менеджера. По результатам проведенного исследования раскрывается сущность производственного менеджмента, который способствует вхождению менеджера в мир профессий, требующих от его профессиональной подготовки дополнительных направлений. Результаты статьи представляют интерес для специалистов в области теории и методики профессионального образования.

Ключевые слова: менеджер; профессиональная деятельность;

отношения; дополнительное направление.

ESSENCE OF THE TRAINING OF MANAGERS WITH ADDITIONAL DIRECTIONS OF PROFESSIONAL ACTIVITIES

Savitskiy S.K., Safargaliev E.R., Safargalieva D.F.

The aim of the research is identification of components of the structure of modern preparation of managers with the additional directions. The basic feature of the professional activity is social character. It is caused by development of the interpersonal relations during administrative work. Also reflection of these relations by the identity of the manager. The authors has presented the model of a successful manager and generalized his professional and moral characteristics. The authors has considered the leading role of the relations developing in the course of professional activity of the manager. According to the survey reveals the essence of production management, which facilitates the entry of the manager in the world of professions. This world demands from the manager of vocational training of the additional directions. Results of the article are of interest for specialists in the field of theory and methodology of professional education.

Keywords: manager, professional activity, relations, supplementary direction.

Успешность профессиональной деятельности обусловлена высоким уровнем развития профессионально-значимых качеств личности будущего менеджера. Эти качества способствуют систематическому поиску нерешенных актуальных задач; выявлению новых путей решения возникающих проблем; умению усматривать в массе фактов наиболее существенные; способности отказаться от сложившегося стереотипа в мышлении и деятельности; быстрому переходу от репродуктивной деятельности к творческой и наоборот; способности отказаться от сделанного, если оно не является оптимальным для решения профессиональной задачи; непрерывному совершенствованию стиля, методов и приемов своей деятельности.

Профессиональная деятельность будущих менеджеров включает в себя следующие этапы: вхождение в профессиональную деятельность, аналитикопоисковый и интеграционный этапы, утверждение стиля профессиональной деятельности.

Стиль профессиональной деятельности имеет двойственный характер. С одной стороны стиль обусловлен особенностями профессиональной деятельности, с другой - личностными качествами менеджера.

Основополагающим признаком профессиональной деятельности менеджера является её социальный характер, обусловленный, с одной стороны, развитием межличностных отношений в ходе управленческого труда, а с другой - субъективным отражением этих отношений личностью отдельного менеджера. Следует отметить, что в системе социальных связей и отношений менеджера ведущую роль играют отношения, складывающие в процессе его профессиональной деятельности. Это обусловлено тем, что деятельность менеджера является ведущим способом его социального существования. Сегодня среди многих видов деятельности в качестве наиболее значимой можно выделить профессиональную деятельность.

Не любая деятельность может быть названа профессиональной, а только та, которая занимает определенное, важное место в системе общественного разделения труда. Соответственно такая деятельность требует от менеджера для своего осуществления высокого уровня развития его природных качеств. Поэтому, чтобы стать профессионалом, в какой либо сфере деятельности, менеджер должен предварительно пройти достаточно продолжительную подготовку. В этих целях в каждой стране существует система профессионального обучения, включающая средние и высшие ступени профессионального образования.

Деятельность менеджера представляет собой общественно необходимое занятие, связанное с осуществлением сложных и ответственных служебных функций.

Центральный вопрос, на который пытается найти ответ любой профессионал, - это вопрос о том, насколько успех его профессиональной деятельности зависит от него самого. Обусловлен данный вопрос тем, что профессия - это устойчивое социальное образование. Оно выражается в системе

определенных способов и норм деятельности, которые имеют свои исторические корни, закреплены в определенных средствах деятельности и получили признание в общественном сознании. Например, в социальных отношениях менеджер обязан соблюдать определенные правила

профессиональной этики и профессионального общения. В итоге, профессия представляет свои, достаточно жесткие требования к поведению, деятельности и отношению менеджера.

Свое непосредственное выражение эти ограничения находят в требованиях, предъявляемых к каждому менеджеру в виде профессиограммы. Профессиограмма - это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности менеджера, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт. Профессиограмма - это, по сути, обобщенная психологическая модель успешного менеджера. Наличие ее позволяет еще до начала подготовки менеджера с достаточной степенью достоверности определить его способность к осуществлению данного вида деятельности.

Профессиограмма раскрывает требуемую степень «профессионализма» менеджера. При этом под профессионализмом понимается определенная совокупность (набор) личностных характеристик, обеспечивающих успешность выполнения труда [3].

По мнению социальных педагогов, профессионализм в сфере управленческих профессий, к которым относится и профессия менеджера, есть категория человеческого бытия, представляющая собой системную совокупность его личностных, мировоззренческих, деловых, профессиональных и нравственных качеств. Профессионализм - это структурная реорганизация менеджеров.

Базисными основаниями профессионализма в сфере управленческих профессий являются:

- принятие на себя ответственности за управленческое решение;

- высокая организованность;

- личная заинтересованность;

- самокритичность;

- социализированность мотивов принятия решений.

В труде менеджер реализует не только свои профессиональные мотивы, но и более широкие побуждения, связанные с самовыражением, саморазвитием, общественным признанием и другими социальными притязаниями.

Педагогами совместно с психологами разработана целостная система представления мотивационной сферы профессиональной деятельности [3]. Так, на их взгляд, мотивация к профессиональной деятельности включает такие структурные элементы, такие как:

- профессиональное призвание - влечение к какой-либо профессии, опирающееся на знание о ее предназначении;

- профессиональные намерения - осознанное отношение к определенному виду профессиональной деятельности;

- ценностные ориентации в профессиональной деятельности -выработанные обществом и принятые личностью основания для оценки назначения труда, его сторон, системы духовных ценностей, профессиональных менталитетов, правил профессиональной этики;

- мотивы профессиональной деятельности - внутренние побуждения, определяющие направленность активности человека в профессиональном поведении в целом и ориентации человека на разные стороны самой профессиональной деятельности;

- профессиональные притязания - стремление достичь результата определенного уровня профессиональной деятельности, который выбирает сам человек, зная свои предыдущие результаты;

- профессиональные ожидания - мысленные представления о своих возможных успехах, об отношениях с коллегами.

Все указанные побуждения к профессиональной деятельности находятся в сложном отношении между собой, что и обусловливает противоречивость профессиональных устремлений менеджера. Например, могут иметь место высокие притязания при недостаточной мотивации и искаженных ценностных ориентациях.

Наряду с содержательными характеристиками профессиональные мотивы обладают и определенными динамическими параметрами. Можно назвать следующие свойства:

- устойчивость как длительность сохранения мотивов через некоторое время и в разных ситуациях, в том числе в сложных и производственных условиях;

- интенсивность как сила выраженности побуждений;

- длительность как распространяемость на большие промежутки времени;

- переключаемость как легкость перехода от одного побуждения к другому;

- широта как распространенность на разное количество объектов, сторон труда;

- эмоциональная окраска положительной или отрицательной модальности.

Представления о мотивационной основе профессионального развития позволяют менеджеру задуматься над тем, что побуждает его к труду такого рода, ради чего он стремится работать лучше, реалистичны ли его цели, подлинными ли ценностями и смыслами он руководствуется.

Мотивационная сфера профессиональной деятельности не одинакова на различных стадиях профессионализации менеджера.

Так, на стадии выбора профессии складываются интерес к содержанию будущей деятельности, понимание ее значимости, происходит осознание

профессионального признания, возникают стремления войти в определенную профессиональную общность и определенные профессиональные ожидания.

На стадии профессионального обучения начинается адаптация как приспособление личности менеджера к профессии, происходит уточнение своих профессиональных притязаний, возможно охлаждение интереса к избранной профессии, намечается принятие роли профессионала.

На стадии практического овладения профессией углубляется адаптация, идет корректировка профессиональных мотивов и целей, упрочиваются мотивы овладения высокими нормами и образцами профессионального мастерства, появляется первая удовлетворенность трудом, возникают мотивы самореализации личности в труде, возрастает число побуждений в мотивационной сфере, усложняется их иерархия.

На стадии расцвета профессиональной деятельности укрепляются мотивы индивидуального вклада в профессию и профессионального творчества, усиливается смыслотворчество в профессии как поиск все новых смыслов профессии для себя, упрочивается преобладание конструктивной мотивационной тенденции, ориентирующей менеджера на созидание.

На стадии ухода из профессии может наблюдаться мотив самореализации личности в новых формах деятельности, либо проявляются защитная мотивация избегания неприятностей, противопоставление профессиональным интересам, регресс.

Источником изменений в мотивационной сфере являются перестраивание общественных отношений, условий профессионального труда, логика саморазвития, неравномерность развития и рассогласование между уровнями профессиональной деятельности и профессионального общения.

Второй составной частью профессионализма менеджера с дополнительными направлениями выступает операциональная сфера его психики, обеспечивающая исполнительную часть профессиональной деятельности и во многом влияющая на качество получаемого результата.

К основным составляющим операциональной сферы профессионализма менеджера относятся профессиональные способности, профессиональное сознание, профессиональное мышление и профессиональное мастерство.

Профессиональные способности - это индивидуально-психологические свойства личности менеджера, отличающие его от других и отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности, являющиеся условием ее успешного выполнения [3]. Как правило, выделяют общечеловеческие способности, а также общие профессиональные и специальные способности.

Общечеловеческие способности - это психологические свойства, необходимые для включения менеджера в любую профессиональную деятельность [8]. Общие профессиональные способности предполагают со стороны субъекта успешность осуществления конкретных видов деятельности.

Специальные профессиональные способности определяются конкретными условиями труда.

Профессиональные способности во многом соотносимы с профессиональными знаниями и умениями, так как реальное выполнение труда невозможно без определенного запаса профессиональных эталонов. Однако при этом необходимо четко понимать, что профессиональные способности - это свойства менеджера, исполняющего деятельность, а профессиональные умения

- это характеристика выполнения деятельности им своей профессиональной деятельности. Тем самым способности - это то, что характеризует личность менеджера, а умения - это одна из сторон самой деятельности. При этом способности личности менеджера реализуются в определенных умениях и навыках профессиональной деятельности.

Наряду с профессиональными способностями в качестве составного элемента профессионализма может быть рассмотрено профессиональное сознание и самосознание личности менеджера как процесс оперирования образами профессиональной деятельности при ее осуществлении. При этом важным показателем развития личности менеджера как профессионала

выступает профессиональное самосознание. Как правило, оно включает следующие действия:

- осознание менеджером норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для осознания своих качеств;

- осознание этих качеств у других менеджеров, сравнение себя с неким абстрактным или конкретным коллегой;

- учет оценки себя как профессионала со стороны коллег;

- самооценивание менеджеров своих отдельных сторон, понимание себя, своего профессионального поведения.

По мере роста профессионализма, как правило, происходит расширение самосознания за счет включения новых признаков развивающейся профессии, преодоления стереотипов образа профессионала, целостного видения себя в контексте всей профессиональной деятельности. Это, в свою очередь, предъявляет новые требования к современному менеджеру.

Еще одним компонентом операциональной сферы профессионализма менеджера принято считать профессиональное мышление - преобладающее использование принятых именно в данной профессиональной области приемов решения проблемных задач, способов анализа проблемных ситуаций.

Профессиональное мышление менеджера отличается высокой степенью сложности. Это связано с необходимостью преодоления факторов постоянной включенности в управленческие связи, новизны и нестандартности деятельности.

Следующим компонентом операциональной сферы профессионализма менеджера является профессиональное мастерство.

Профессиональное мастерство связано с такой профессиональной подготовленностью, которая позволяет наилучшим образом использовать способы, приемы, средства и психологический потенциал личности менеджера для достижения целей [1].

Профессиональное мастерство - это высокий уровень сформированности умений, позволяющих менеджеру продуктивно и качественно решать управленческие и производственные задачи. Это понятие - одно из важнейших условий эффективной профессиональной деятельности, фактор психологической устойчивости, смелых и инициативных решений, благоразумного поведения.

Таким образом, каждая задача предполагает умение, необходимое для ее решения, а каждое умение предназначается для решения соответствующей задачи или класса задач. Высокий уровень сформированности умений в конкретном виде трудовой деятельности свидетельствует о достижении менеджером профессионального мастерства.

Умение - это успешное решение задач на основе приобретаемых знаний и развития физических и психических свойств и качеств личности [6]. Умение представляет собой сложное психическое образование. Из указанного выше понятия можно видеть, как четко вырисовываются две главных психологопедагогических составляющих структуры умений. Умелое действие - это всегда действие со знанием дела. При этом имеются в виду не только знания о том, как выполнять то или иное действие, но и знания основных особенностей производственного процесса в целом: особенностей педагогического процесса, законов, причин и условий, определяющих этот процесс; психологии людей, приемов и способов воздействия на них; организации собственного профессионального труда. Таким образом, умение формируется на основе широкого круга знаний о трудовом процессе, средствах и условиях трудовой деятельности. Чем глубже и основательнее менеджер понимает все то, что связано с его работой, тем успешнее он решает стоящие перед ним задачи. Чем сложнее задачи и условия, в которых они выполняются, тем больше знаний нужно менеджеру, тем глубже они должны быть, тем лучше он должен ими владеть.

Однако жизнь показывает, что для профессионального развития личности менеджера таких знаний явно недостаточно. Основу прогрессивного развития образуют так называемые рефлексивные знания. Они - плод раздумий самого менеджера, результат самостоятельного осмысливания действительности, своих промахов и ошибок, своего «Я» в системе социальных, профессиональных отношений, своей оригинальной интерпретации событий.

Отношения между стандартными и рефлексивными знаниями очень сложны [5]. Как утверждают социальные педагоги, есть основания полагать, что способность к формированию и использованию рефлексивных знаний может быть названа скорее мудростью, нежели образованностью. Именно рефлексивные знания составляют основу формирования индивидуальной концепции личности менеджера - собственного видения мира, способов решения жизненных и профессионально-значимых проблем, принципов действия в тех или иных ситуациях. От продуктивности рефлексивных знаний, индивидуальной концепции личности зависит развитие профессионального мастерства менеджера, формирование необходимых умений.

Другой главной составляющей умений является уровень развития психолого-педагогических свойств и качеств личности менеджера.

Если менеджер не проявляет большого интереса к своему делу, если не получает удовлетворения от результатов собственного труда, вряд ли можно рассчитывать на то, что он будет активно, глубоко вникать во все сложности своей профессии. Таким образом, умения могут формироваться при наличии положительной мотивации, направленности на осуществление профессиональной деятельности.

В пополнении знаний, правильной ориентации в обстановке, приобретении опыта в целом играют важную роль коммуникативные свойства и качества личности. Умение познавать людей, устанавливать психологический контакт и доверительные отношения, оказывать на них соответствующее влияние - составная часть профессионального мастерства менеджера.

Ведущим компонентом в структуре психолого-педагогических свойств и качеств личности менеджера, определяющим профессиональное мастерство, являются интеллектуальные качества: особенности восприятия, памяти,

мышления, воображения [4]. Особое место в интеллектуальной сфере личности менеджера занимает творчество, которое проявляется в практическом мышлении. В понимании психологии творчества обращают внимание на два аспекта. Один связан с интеллектуальной активностью, другой - с интуицией. Оба они являются неотъемлемой частью профессионального мастерства, условием формирования умений. Интуиция связана со способностью быстро разбирается в сложной ситуации, и почти мгновенно находить правильное решение. В сложных делах, требующих не одного дня на их решение, интуиция аккумулируется по мере интенсивного накопления и анализа информации. Интуиция развивается в процессе деятельности, выступая как некоторый «спрессованный опыт».

Уровень развития знаний и качеств личности менеджера, отвечающих требованиям и объективным условиям профессиональной деятельности, выступает в структуре профессионального мастерства в виде психологопедагогических подготовленности менеджера.

И еще об одной психолого-педагогической составляющей профессионального мастерства менеджера. Это - навыки [5]. Большинство навыков приобретается на практике, отдельные - могут формироваться в высших учебных заведениях при решении частных задач.

Навыки освобождают менеджера от излишне осознанно контролируемых действий, ускоряя тем самым процесс мышления, экономя время и физические силы. Навыки позволяют успешно действовать в сложной, опасной обстановке.

Профессиональные умения и профессиональные навыки развиваются в неразрывной связи. С одной стороны, овладение определенным кругом навыков необходимо для формирования умений, с другой - менеджер, обладающий умением, может быстрее овладеть и новыми навыками [7].

В качестве интегральной характеристики профессионализма менеджера может быть рассмотрена результативность его труда, то есть достижение достаточно высокого профессионально-значимого результата. При этом наряду с объективными показателями эффективности труда необходимо учитывать и производственные показатели эффективности профессиональной деятельности.

Представленный анализ раскрывает понятие «профессиональная деятельность» как ведущего способа производственного существования менеджера; предлагает через научную категорию «профессионализм» раскрытие структуры профессиональной деятельности; дает характеристику компонентов этой структуры; обобщает личностные, мировоззренческие, профессиональные и нравственные характеристики менеджера.

Раскрытие содержания социального характера профессиональной деятельности менеджера осуществляется на основе специфических принципов. Специфическими для профессиональной деятельности менеджера являются следующие принципы:

- принцип моделируемости, позволяющий рассматривать принципиальные возможности моделирования любых аспектов деятельности менеджера, а также его поведение в производственных условиях;

- принцип целенаправленности, выражающийся в профессиональной тенденции, направленной на достижение полезного результата деятельности;

- принцип целеобусловленности, отражающий профессиональную целесообразность осуществления профессиональной деятельности и оценку реальной эффективности;

- принцип управляемости, предполагающий изменение способов функционирования под влиянием управляющих воздействий по результатам производственных последствий, а также набор профессиональных качеств, навыков, умений, характеризующий индивидуальный стиль деятельности;

- принцип относительности, орентирующий иерархичность профессиональной деятельности, ограничение деятельности определенными

производственными рамками, которые способствуют выделению стратегически правильных действий менеджера;

- принцип оперативности, заключающийся в своевременности осуществления профессиональной деятельности менеджера, т.е. в реальном масштабе времени.

Конкретизация функций менеджера позволяет обратиться к анализу тех качеств личности, которые обеспечивают их реализацию. Эти качества будем называть профессионально-ориентированными, они делятся на профессионально-важные (ПВК) и профессионально-значимые (ПЗК). Разделение профессионально - ориентированных качеств личности на две группы не является случайным, так как эти качества по-разному влияют на выполнение профессиональных функций.

Наиболее содержательное определение профессионально-важных качеств дается В.Д.Шадриковым, который понимает под ними «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. К профессионально важным качествам относятся и способности, но они не исчерпывают всего объема ПВК» [10, с. 20]. Исходя из определения, главным критерием выделения ПВК является отношение индивидуальных качеств менеджера к деятельности. Если здесь иметь в виду только профессиональную деятельность, то это сильно сужает наше представление о профессионально-важных качествах личности менеджера. Если деятельность рассматривать широко, как различные формы профессиональной активности, то определение ПВК, предложенное В.Д. Шадриковым, полностью соответствует содержанию понятия «профессионально-важные качества личности менеджера».

Таким образом, под профессионально важными качествами личности менеджера следует понимать интегральные системные качества, влияющие на эффективность деятельности индивида по поиску и выбору профессии, по освоению профессиональной деятельности в ходе обучения, на

результативность социальной и профессиональной адаптации, а также - на эффективность выполнения профессиональной деятельности, построение профессиональной карьеры и других форм профессиональной активности менеджера. Содержательная характеристика ПВК дает возможность подойти к анализу личности менеджера с дополнительными направлениями как субъекта различных форм профессиональной активности и профессионализации в целом. Сущностными характеристиками этих форм являются профессиональные опыт, одаренность, способности.

Профессиональный опыт - это система профессиональных знаний, умений и привычек. Профессиональные знания включают всю усвоенную менеджером профессионально необходимую информацию, которая используется при решении всего многообразия задач, стоящих перед ним. Усвоенные человеком профессиональные умения - познавательные, сенсомоторные, трудовые и иные действия, обеспечивающие эффективную реализацию функций менеджера. Профессиональные привычки - действия менеджера, ставшие потребностью. Профессиональная одаренность - это система общих, особенных и специальных способностей, которые определяют эффективность выполнения профессиональной деятельности, уровень профессионального развития менеджера. Профессиональные способности совместно с профессиональными умениями и привычками составляют основу для формирования профессионально важных качеств менеджера. Развитие профессиональной одаренности осуществляется в направлении изменения структуры взаимосвязей между способностями, возникновения новых и инволюции старых способностей.

В характеристике становления менеджера используются различные критерии его способностей: производительность, качество и надежность профессиональная пригодность, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство, удовлетворенность трудом и профессией и ряд других. Главное требование предлагаемое к критериям профессиональных

способностей менеджера заключается в том, что они должны быть диахроническими, т.е. сквозными, и «работать» на всех стадиях его становления. Диахроничность этих способностей реализуется на основе их конкретизации на каждой стадии становления менеджера в соответствии с конкретной ситуацией профессионального развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наиболее сложным понятием в характеристике критериев профессиональных способностей является критерий профессиональной зрелости, который был предложен Д. Сьюпером. Профессиональная зрелость свидетельствует о сформированности личностного контура регулирования в процессе профессионального развития, о степени осознания личностью менеджера своих возможностей и потребностей, требований, которые ей предъявляются. Профессиональная зрелость является ведущим показателем становления субъекта профессионального пути.

Таким образом, из вышесказанного фиксируется концепция профессионализации менеджера как динамичное целое его профессионального образования и профессиональной деятельности, включающее в себя: требования, предъявляемые к менеджеру, о которых говорилось выше; конкретную деятельность менеджера в рамках объективно-необходимых структур деятельности, и наконец, самого субъекта деятельности с целым набором социальных, интеллектуальных, психологических и физиологических характеристик, которые претерпевают существенные изменения в процессе профессионализации менеджера. При этом ни один из элементов данной системы не является инвариантным, а находится в постоянном движении. Постоянно изменяется и характер взаимодействий этих элементов. Необходимо подчеркнуть также, что вся эта система взаимодействий в совокупности представляет собой продукт понимаемых в широком смысле социальнодеятельностных условий, следовательно, является, в сущности, динамической схемой жизнедеятельности менеджера в целом.

Динамичная картина профессионализации менеджера и его социального характера, была бы неполной, без рассмотрения закономерностей его развития [9]. Можно выделить следующие закономерности профессионализации менеджера на современном этапе:

- ускоренное развитие интеллектуальных возможностей в

образовательном процессе будущих менеджеров;

- характер деятельности менеджера в равной мере обусловлен степенью его профессионализации и социальными мотивами, приоритетами и ценностями профессионального труда, так как процесс деятельности всегда несет в себе многие признаки субъекта профессиональной деятельности: отношение к профессиональному труду; его целям и средствам, уровень профессиональной компетентности - степень знаний, навыков и умений.

Перечисленные признаки отражают уровень профессионализации субъекта деятельности. Но было бы не совсем верным утверждать, что характер деятельности прямо детерминирован только уровнем профессионализации субъекта, так как, например, феномены отношений личности обусловлены в основном только социальными факторами. Вот почему, возникает необходимость использовать категорию социальной профессионализации.

Менеджер, попадая в новую нормативную социальную среду, вынужден соотносить свой потенциал профессиональной деятельности с требованиями, которые предъявляются к этой деятельности (профессиональная адаптация). Профессиональное становление менеджера в самом общем виде имеет дискретно-ступенчатый характер. Но на каждой стадии его развития имеют место адаптационные процессы. Они, в первую очередь, должны оптимизировать взаимодействие в звене «требования - деятельность». Другими словами, каждый менеджер, попадая в новую ценностно-нормативную среду, вынужден соотносить свой потенциал профессиональной деятельности с требованиями, которые предъявляются для ведения этой деятельности.

Очевидно, что в этих условиях многие менеджеры чувствуют себя не вполне уверенно при выполнении различных деятельностных функций.

Менеджер выполняет определенные функции в производственной практике под доминирующим влиянием комплекса мотивов, которые и привносят субъектный характер в любой процесс деятельности. Каждый менеджер на индивидуальном уровне оценивает свою деятельность и имеет к ней в большей или меньшей степени определенные претензии. В связи с этим эффективность деятельности менеджера во многом зависит от его отношения к труду и тех ценностей, которыми он руководствуется, участвуя в производственном процессе.

Очевидно, что все выделенные закономерности оказывают существенное влияние на процесс профессионализации менеджера. Но необходимо подчеркнуть, что наиболее эффективную объективизацию эти закономерности получают тогда, когда они проходят через конкретную профессиональную деятельность менеджера, не вступая в противоречия ни с уровнем компетентности менеджера, ни с требованиями, к ней предъявляемыми, ни с объективными производственными условиями этой деятельности.

И еще об одной стороне понимания сущности характера профессиональной деятельности менеджера. Профессиональную деятельность менеджера необходимо рассматривать с учетом андрогогического подхода, который на основе всесторонней диагностики проблем и затруднений в профессиональной деятельности, способствует развитию глубинных качеств личности менеджера, формированию, в конечном итоге, инвариантного блока профессиональной компетентности.

Взаимодействия менеджера с другими участниками производственного процесса всегда приводят к возникновению затруднений, связанных с выявлением «внутренних» предпосылок каждого участника совместной деятельности. Такие затруднения принято называть психологическими. Стремление к преодолению затруднений приводит к появлению мыслительной

задачи по согласованию «внутренних» предпосылок деятельности каждого участника производственного процесса. Процесс такого согласования опирается на механизмы взаимного познания человека человеком, которое осложнено тем, что психика человека не поддается объективному выявлению и изучению. Поэтому все в понимании человека человеком построено на субъективных механизмах восприятия другого.

Помимо субъективных факторов, связанных с сознанием каждого отдельного человека, возникает множество трудностей, обусловленных влиянием психологических факторов малых групп. Кроме общественного мнения в каждой группе действуют факторы коллективного настроения, традиций, внутригрупповых отношений и межгруппового взаимодействия. Все вместе это образует социально-психологический контекст, в котором и реализуется деятельность менеджера и всех других участников производственного процесса. Воздействие каждого из этих факторов способно вызвать множество затруднений в деятельности менеджера, тем более, что они действуют не поодиночке, а все сразу. Поэтому менеджеру необходимо выделить наиболее профессионально-значимый фактор и в дальнейшем учитывать его в своей практической деятельности.

Одной из главных задач в деятельности менеджера по достижению производственных целей является выполнение требований руководящих документов в этой области [2]. От него требуется только перевести эти общие задачи на язык данной конкретной производственной ситуации и уже с учетом реалий построить свою профессиональную деятельность. Тем самым профессиональные затруднения в деятельности менеджера связаны с необходимостью согласования нормативно-заданных целей производственного процесса с реальными интересами и устремлениями всех участников производственного процесса.

Поскольку цели воспитания предполагают обеспечение готовности всех участников производственного процесса к включению во всю совокупность

производственных отношений и взаимодействий, то и затруднения данного типа могут возникать не только в сфере профессиональной деятельности. В любой из рассмотренных ранее сфер деятельности менеджера возникают затруднения, связанные с уточнением целей обучения и воспитания.

В этом случае многое, с одной стороны, зависит от того, каким образом и в каком виде в сознании менеджера представлен педагогический заказ на обучение и воспитание подчиненных.

Еще одна группа трудностей связана непосредственно с процессом достижения производственных целей.

Как видим, деятельность менеджера предполагает преодоление целого ряда профессиональных затруднений. Ориентиры такой работы менеджер найдет в сферах производственной деятельности.

Таким образом, представленный анализ характера профессиональной деятельности менеджера показывает всю сложность того, что принято называть «производственным менеджментом» и, в свою очередь, может в определенной степени способствовать вхождению менеджера в сложный мир профессии, требующих от его профессиональной подготовки дополнительных

направлений.

Список литературы

1. Андриади И.Л. Основы педагогического мастерства. М.: Академия, 1999. 156 с.

2. Климов Е.А. Психология профессионала. Избранные психологические труды. М.: Издательство Институт практической психологии, Воронеж, 1996. 400 с.

3. Климов Е.А. Психология профессиональной деятельности. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 304 с.

4. Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т.1. СПб.: Университетская книга, 2008. 447 с.

5. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М.: 1990. 192 с.

6. Мухаметзянова Г.В. Гуманистическая парадигма профессионального образования. М.: АПО, 1999. 440 с.

7. Образцов П.И. Дидактический комплекс информационного обеспечения учебной дисциплины в системе ДО // Открытое образование. 2001. №5. С. 39-44.

8. Осипова Е. Оценка персонала мотивирует к работе // Образование и бизнес. 2000. № 16 (40). С. 23-33.

9. Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов: под ред. С.В. Коршунова. М.: 2010. 212 с.

10. Шаталов В.Ф. Точка опоры. Организационные основы экспериментальных исследований. Минск: Изд-во Университетское, 1990. 224 с.

References

1. Andriadi I.L. Osnovy pedagogicheskogo masterstva [The foundations of pedagogical skills]. Moscow: Akademiya, 1999. 156 p.

2. Klimov E.A. Psikhologiya professionala. Izbrannye psikhologicheskie trudy [The psychology of a professional. Selected psychological works]. Moscow: Izdatel'stvo Institut prakticheskoy psikhologii, Voronezh, 1996. 400 p.

3. Klimov E.A. Psikhologiya professional'noy deyatel'nosti [The psychology of professional activity]. Moscow: Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2004. 304 p.

4. Kul'turologiya. ХХ vek. Entsiklopediya deyatel'nosti [Cultural studies. The twentieth century. Encyclopedia]. St. Petersburg: Universitetskaya kniga, 2008. 447 p.

5. Markova A.K., Matis T.A., Orlov A.B. Formirovanie motivatsii ucheniya [Forming of motivation to exercise]. Moscow: 1990. 192 p.

6. Mukhametzyanova G.V. Gumanisticheskaya paradigma professional'nogo obrazovaniya [The humanistic paradigm of professional education]. Moscow: APO, 1999. 440 p.

7. Obraztsov P.I. Otkrytoe obrazovanie, no. 5 (2001): 39-44.

8. Osipova E. Obrazovanie i biznes, no. 16 (2000): 23-33.

9. Proektirovanie osnovnykh obrazovatel'nykh programm vuza pri realizatsii urovnevoy podgotovki kadrov na osnove federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov [The design of the basic educational programs of universities in the implementation of the level of personnel training on the basis of Federal state educational standards]. pod red. S.V. Korshunova. Moscow: 2010. 212 p.

10. Shatalov V.F. Tochka opory. Organizatsionnye osnovy eksperimental'nykh issledovaniy [The point of support. Organizational basis of experimental research]. Minsk: Izd-vo Universitetskoe, 1990. 224 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Савицкий Сергей Константинович, кандидат педагогических наук, доцент Камская государственная инженерно-экономическая академия пр-кт Мира, д.68, г.Набережные Челны, 423800, Республика Татарстан e-mail: savitsky_s@mail. ru

Сафаргалиев Эрнст Раисович, старший преподаватель кафедры «Менеджмента»

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования « Университет управления «ТИСБИ»

ул. Татарстан, 10 (25/14), г. Набережные Челны, 423800, Республика Татарстан

e-mail: [email protected]

Сафаргалиева Диляра Фатыховна, старший преподаватель кафедры «Менеджмента»

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Университет управления «ТИСБИ»

ул. Татарстан, 10 (25/14), г. Набережные Челны, 423800, Республика Татарстан

e-mail: [email protected] DATA ABOUT THE AUTHORS

Savitskiy Sergey Konstantinovich, candidate of pedagogy, associate professor

Kama state engineering-economic academy

68, Mira street, Naberezhnye Chelny, 423800, Russia

e-mail: savitsky_s@mail. ru

Safargaliev Ernst Raisovich, Senior Lecturer, “Management” Faculty International Cooperation of the Academy of Management “TISBI”

10 (25/14), Tatarstan street, Naberezhnye Chelny, 423800, Russia e-mail: [email protected]

Safargalieva Dilyara Fatykhovna, Senior Lecturer, “Management” Faculty

International Cooperation of the Academy of Management “TISBI”

10 (25/14), Tatarstan street, Naberezhnye Chelny, 423800, Russia e-mail: [email protected]

Рецензент:

Мустафин А.Ф., преподаватель, кандидат педагогических наук, ЧОУ СПО «Колледж инноваций, менеджмента и бизнеса» г. Набережные Челны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.