СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5/2019
сосредоточиться также на том, чтобы не оттолкнуть текущих клиентов. Никогда не стоит подвергать основной бизнес риску. Следует сосредоточиться на сдержанности. Для участия в выставке необходимо развивать новую привлекательность вдоль единственной линии разлома. Если добавить несколько новых направлений можно перепутать свое основное послание, подвергнуть риску свои отношения с основными клиентами.
Необходимо продолжать обслуживать существующий рынок с той же строгостью, что и раньше. Выделяют три основных способа поиска новых клиентов. Во-первых, посещение новой выставки, где есть возможность познакомиться с клиентами. Это работает, если имеется событие, которое предназначено специально для ваших новых клиентов, но не для ваших текущих. Хорошим примером является переход от В2В к В2С. Во-вторых, организация отдельных выставочных стендов для разных частей бизнеса, текущей и новой. Это хорошо работает в том случае, когда в компании имеется кадровый резерв для обслуживания новых клиентов. В-третьих, наименее идеальный, но и наименее дорогой вариант - взять две команды, создать два комплекта маркетинговых материалов, два шаблона продаж на одном стенде. Ведь чем больше вы отличаетесь, тем лучше.
Подводя итог, стоит отметить, что выставки играют жизненно важную роль в развитии бизнеса. Такие события являются невероятно ценным инструментом развития рынка, позволяющим проникать на новые рынки и открывать новых клиентов на существующих рынках. Главная задача компании на выставке -набрать обороты, повысить узнаваемость и завоевать доверие новых покупателей - без угрозы для основного бизнеса. Если следовать советам, изложенным в данной статье, можно получить все шансы эффективно организовать выставку, быстро и успешно распространить продукт компании за счет проникновение на новые рынке, а также повышения узнаваемости на старых, а также получить высокую конверсию клиентов после проведения подобного маркетингового мероприятия.
Список использованной литературы:
1. Бест Р. Маркетинг потребителя. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008 - 760 с.
2. Данилец А.В Теория и практика политического PR.// Маркетинг и менеджмент. № 2 2010 С.76 - 81
3. Романцов А.Н. ЕуеШ>маркетинг. Сущность и особенности организации. М.: Издательство: Дашков и Ко, 2009 - 116 с.
© Михайлова В.М., 2019
УДК 33
А.А. Морозов
Магистрант 2 курса ВятГУ г. Киров, РФ E-mail: [email protected] Научный руководитель: И.П. Лаптева канд. экон. наук, доцент ВятГУ г. Киров, РФ E-mail: [email protected]
СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация
Статья посвящена определению и изучению содержания терминов «организационно-экономический механизм» и «конкурентоспособность предприятия». Рассмотрены основные подходы к определению термина «организационно-экономический механизм». Предложено авторское определение термина «организационно-экономический механизм повышения конкурентоспособности предприятия».
-( )-
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5/2019
Ключевые слова:
организационно-экономический механизм, конкуренция, повышение конкурентоспособности,
конкурентоспособность предприятия.
Сегодняшняя экономическая ситуация складывается таким образом, что проблема совершенствования механизмов повышения конкурентоспособности является для предприятий весьма актуальной. Чтобы деятельность предприятия на рынке была максимально эффективной, необходимо постоянно выигрывать в конкурентной борьбе. Достичь этого позволяют организационно-экономические механизмы повышения конкурентоспособности предприятия.
Перед изучением природы экономических механизмов повышения конкурентоспособности необходимо выявить сущность термина «конкурентоспособность предприятия».
В научной экономической литературе, как отечественной, так и зарубежной, используется множество различных трактовок понятия «конкурентоспособность предприятия». Между тем, данный термин является одним из важнейших в деятельности предприятий и рыночных отношений.
Изучением вопроса сущности конкурентоспособности предприятия, а также ее особенностей и факторов в разное время занимались такие ученые, как Ф. Котлер, А. Смит, Ж.-Ж. Ламбен, Р.А. Фатхутдинов, Г.Л. Азоев, Т.М. Каретникова, И.А. Спиридонов, И.П. Данилова и другие.
Так, А. Смит предлагает следующую формулировку: «конкурентоспособность - это, прежде всего, способность производить тот или иной товар с наименьшими издержками и соответственно предлагать его рынку по наименьшей цене» [1]. В свою очередь, Р.А. Фатхутдинов определяет конкурентоспособность как «.. .состояние (в статике) или способность (в динамике) субъекта со своим объектом быть лидером, успешно конкурировать со своими конкурентами на конкретном рынке в конкретное время по достижению одной и той же цели» [2].
Ж.-Ж. Ламбен отождествлял конкурентоспособность предприятия со способностью фирмы удовлетворять нужды потребителей лучше, чем это делают ее конкуренты [3].
Принимая во внимание приведенные понятия, сформулируем следующее определение конкурентоспособности предприятия: это комплексная величина, отражающая способность предприятия адаптироваться к изменениям рыночной конъюнктуры как в определенный момент времени, так и на длительном временном промежутке, и позволяющая определить место предприятия среди конкурентов за счет отличающих рыночных преимуществ.
В условиях рыночной экономики усиление конкурентной борьбы между предприятиями делает необходимым изучение показателя конкурентоспособности предприятия и применение различных механизмов стимулирования его повышения. Взаимосвязь прямо пропорциональна: использование механизмов повышения конкурентоспособности и их постоянное совершенствование влечёт за собой улучшение позиций предприятия на рынке и, соответственно, делает её деятельность более эффективной.
Изучением проблематики и сущности организационно-экономических механизмов занимались следующие авторы: Г. В. Астапова, А.М. Букреев, А.Г. Гончарук, Л. Е. Довгань, Т.А. Кравцова, Ю. Лысенко, В.О. Федорович и др. Однако стоит отметить и тот факт, что на сегодняшний день отсутствует общепринятый термин «организационно-экономический механизм».
Ниже приведены основные подходы к определению понятия «организационно-экономический механизм» (см. табл.1).
Таблица 1
Основные подходы к определению понятия «организационно-экономический механизм»
Автор Определение
А.М. Букреев Совокупность организационных и экономических форм и методов, увязанных на микро- и макроуровнях в единый порядок какого-либо вида деятельности [4].
Л.Е. Довгань Совокупность организационных и экономических рычагов (каждому из которых свойственны собственные формы управленческого влияния), которые осуществляют влияние на экономические и организационные параметры системы управления предприятием, что способствует формированию и повышению организационно-экономического потенциала, получению конкурентных преимуществ и эффективности деятельности предприятия в целом [5].
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5/2019
Г.В. Астапова Система элементов организационного и экономического воздействия на экономический процесс [6].
А.Г. Гончарук Система методов, операций, рычагов, организационных структур и их взаимосвязей, определяющих содержание процесса управления [7].
Современный экономический словарь Совокупность методов и средств воздействия на экономические процессы, их регулирования [8].
Принимая во внимание вышеперечисленные определения, выделяются следующие особенности понятия «организационно-экономический механизм».
1. Организационно-экономический механизм - это целая система (совокупность) различных методов и инструментов.
2. Организационно-экономический механизм обладает сложной структурой их взаимосвязанных между собой подструктур, каждая из которых служит цели повышения эффективности деятельности предприятия.
3. Организационно-экономический механизм может являть собой как совокупность действий локального характера для предприятия, так и масштабную систему организационно-экономических методов ее деятельности.
4. Организационно-экономический механизм неотрывен от управленческой системы предприятия. Эффективное применение организационно-экономических механизмов возможно лишь во взаимодействии с системой управления организацией.
Наиболее полным и обобщающим определением организационно-экономического механизма видится трактовка, предложенная Л.Е. Довгань.
Объединив предложенные определения терминов «конкурентоспособность предприятия» и «организационно-экономический механизм» (Л.Е. Довгань), сформулируем следующее определение организационно-экономического механизма повышения конкурентоспособности предприятия: это совокупность организационных и экономических инструментов влияния на способность предприятия адаптироваться к изменениям рыночной конъюнктуры, позволяющих занимать более выгодное положение на рынке за счет отличающих конкурентных преимуществ.
Предложенное определение позволяет глубже понять сущность термина и далее может быть использовано в экономической литературе. Список использованной литературы:
1. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М. 1962 г.
2. Фатхутдинов Р. А. Сущность конкурентоспособности // Современная конкуренция. 2009. №3. - С. 100102.
3. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Перев. с англ. под ред. В. Б. Колчанова. - СПб.: Питер, 2007 - 800 е.: ил. - (Серия «Классика МВА»).
4. Букреев А.М. Организационно-экономический механизм антикризисного управления: теория и практика. Воронеж: Издательство ВГТУ: 2000 - 164 с.
5. Довгань Л. Е. Формирование организационно-экономического механизма эффективного управления предприятием / Л. Е. Довгань // Экономический вестник НТУУ «КПИ». - Киев, 2012. - № 9. - Режим доступа: М1р://есопоту .kpi.ua/ru/node/376
6. Астапова Г. В. Организационно-экономический механизм корпоративного управления в современных условиях реформирования экономики Украины / Г. В. Астапова, Е. А. Астапова, Д. П. Дойко. - Донецк: Дон-ГУЭТ им. М. Туган-Барановского, 2001. - 526 с.
7. Гончарук А.Г. Формирование общего механизма управления эффективностью предприятия/А.Г. Гончарук//Экономика промышленности. - 2009. №2. - С.164-175.
8. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь. - 6-е изд., перераб. и доп. - М." (ИНФРА-М, 2011)
© Морозов А.А., 2019