УДК 378:316.37 Зубенко Наталья Юрьевна
кандидат педагогических наук, руководитель научно-организационного отдела Института семьи и воспитания Российской академии образования
СУЩНОСТЬ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Zubenko Natalia Yurievna
PhD in Education Science, Head of Scientific-Organizational Department, Institute Of Family And Education, Russian Academy Of Education
THE ESSENCE OF THE MODEL OF WORLDVIEW DEVELOPMENT OF HIGHER SCHOOL STUDENTS FOR THE BENEFIT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT
Аннотация:
В статье представлена модель формирования мировоззрения личности студентов вуза в интересах устойчивого развития, включающая следующие взаимосвязанные компоненты: целевой, субъектный, содержательный, критериально-результативный. Автор раскрывает содержание критериев сформированности мировоззрения личности студента вуза (когнитивного, мотива-ционно-потребностного, деятельностного).
Ключевые слова:
мировоззрение, ценности, ценностные ориентации, модель, системно-деятельностный подход, критерии сформированности мировоззрения.
Summary:
The article presents a model of development of higher school students' worldview for the benefit of sustainable development. The model includes such interrelated components as: target, subjects, content, and criteria of result assessment. The author also discusses the criteria of university students' worldview maturity (cognitive, motivation, need, activity).
Keywords:
worldview, values, value orientations, model, systemic activity-based approach, criteria of worldview maturity.
На современном этапе развития отечественного высшего образования его основной особенностью является интеграция России в международное образовательное пространство, что предполагает переход на многоуровневую систему подготовки выпускников, которая позволит им обладать высоким творческим потенциалом, знаниями из различных областей наук, выявлять экологические и социально-экономические проблемы, находить эффективные пути их решения в интересах устойчивого развития.
В формировании мировоззрения личности в интересах устойчивого развития ведущую роль играют учреждения высшего профессионального образования. И, независимо от профессиональной принадлежности конкретного выпускника вуза, важным и определяющим фактором является его личностное восприятие окружающего мира и места человека в нем, отношение к окружающей действительности и самому себе.
Адаптация к новым социокультурным и экономическим условиям предполагает качественные изменения в образе жизни людей, что непосредственно отражается на их мировосприятии и в первую очередь на ценностных ориентациях студенческой молодежи как наиболее открытой и готовой к переменам части общества.
Научно-теоретическое обоснование исследуемой проблемы предполагает разработку модели формирования мировоззрения личности студентов вуза в интересах устойчивого развития, включающей взаимосвязанные компоненты данного процесса: целевой, субъектный, содержательный, критериально-результативный.
Методологически построение модели формирования мировоззрения личности студентов вуза в интересах устойчивого развития основано на системно-деятельностном подходе к воспитанию, под которым понимается взаимосвязь и обусловленность всех элементов воспитательного процесса и в целом построение воспитания на основе процесса познания природных и социальных явлений, а также активность, проявленная личностью по удовлетворению его потребности в саморазвитии, самореализации, в получении результатов (опыта) социализации [1, с. 110-114].
Разрабатываемая нами структурная модель формирования мировоззрения личности студентов вуза в интересах устойчивого развития включает следующие компоненты:
I. Целевой: цель формирования мировоззрения личности студентов вуза в интересах устойчивого развития - превращение мировоззренческих установок личности во внутренние стимулы и критерии, с опорой на которые личность (студент вуза) осуществляет свое поведение и деятельность в интересах устойчивого развития.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2014, № 18)
Достижению поставленной цели способствует ряд задач:
1) вооружение студентов знаниями об истинных, общечеловеческих, духовных, материальных ценностях;
2) вовлечение студентов в ценностно-ориентированную деятельность и общение в интересах устойчивого развития;
3) формирование потребности, стремления приобщаться к общечеловеческим ценностям;
4) формирование умений и навыков руководствоваться общечеловеческими и национальными ценностями в интересах устойчивого развития.
II. Субъектный: модель формирования мировоззрения личности студентов вуза в интересах устойчивого развития включает в себя взаимодействие следующих субъектов: преподавателей вузов, студентов, администрацию вуза и представителей общественности.
III. Содержательно-регулятивный: содержание процесса формирования мировоззрения личности студентов вуза в интересах устойчивого развития реализуется через направления в соответствии с идеями концепции образования в интересах устойчивого развития, направленными на устойчивое соразвитие социальной, экономической и экологической сфер жизни общества [2, с. 40], каждое из которых ориентировано на решение определенной задачи:
- «Планета», цель - формирование гуманного отношения к природе; бережного отношения к здоровью; знания и понимания смысла общечеловеческих ценностей;
- «Социум», цель - формирование умения оценивать себя и окружающих; создание условий для принятия учащимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения; формирование гражданской и патриотической направленности личности, ценностных отношений к нормам культурной жизни;
- «Экономика», цель - формирование личности, способной ориентироваться в рыночной среде и умеющей осуществлять свою деятельность экономически целесообразно.
Формирование мировоззрения личности студентов вузов в интересах устойчивого развития как целостный целенаправленный процесс по формированию личности подростка представлен рядом последовательных взаимосвязанных этапов (начальный, базовый, самоопределение), каждый из которых имеет свои особенности:
На первом этапе происходит воспитание отношения к Природе и Человеку как ценности. В ходе этапа студенты получают представления о Земле, Планете, Космосе; изучают сущность форм и функции культуры личности, идеи культуры мира, ценности, которые свойственны всему человечеству. У студентов развиваются инициатива, творческие способности, чувственное отношение к природе, человеку, обществу; формируется экологическая культура, понимание важности духовной культуры для развития личности. На данном этапе создаются условия для проявления заботы о природе, воспитывается чувство уверенности в своих силах и возможностях.
На втором этапе происходит осмысление Жизни как ценности и образа жизни, достойного человека. У студентов воспитывается умение бороться и выживать в экстремальных ситуациях; развиваются волевые качества подростка, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон, нравственное мышление студентов, чувство ответственности, совести, справедливости, толерантности, эмпатии; формируются способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости, способности выбора правильной жизненной позиции, умения оказывать помощь другому человеку в сложных жизненных ситуациях, слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы; создаются условия для проявления студентами собственных достижений в проявлении нравственных качеств.
На третьем этапе постигается ценность Общества; студенты направляют свои духовные усилия на постижение собственного Я как ценности. Студенты изучают правовые нормы государства, законы, и у них формируется ответственное отношение к ним. На этом этапе воспитываются культура проявления гражданской позиции, патриотизма, интерес к «внутреннему» миру; стремление совершенствовать себя, творить свой мир; происходит развитие желания студентов действовать сообразно полученным нравственным знаниям и коммуникативным способностям в реальных жизненных условиях; воспитание интереса студентов к самим себе.
IV. Критериально-результативный: эффективность формирования мировоззрения студентов вуза в интересах устойчивого развития устанавливается с помощью критериально-оценочного аппарата.
После определения теоретических положений формирования мировоззрения студентов вуза в интересах устойчивого развития нами были разработаны критерии, показатели и уровни сформированное™ мировоззрения студентов вуза в интересах устойчивого развития (когнитивный, мо-тивационно-потребностный и деятельностный) и предполагаемый результат: высокий уровень сформированности мировоззрения личности студентов вуза в интересах устойчивого развития.
Когнитивный критерий подразумевает осознание и принятие ценностей мировоззрения в интересах устойчивого развития и обусловленных ими принципов поведения.
Мотивационно-потребностный критерий предполагает переживание ценностей устойчивого развития как потребности, переход в систему собственных ценностей, знаний и поведения.
Деятельностный критерий предусматривает практическое включение студента в различные виды социально значимой деятельности, направленной на устойчивое развитие экологической, социальной и экономической сфер общества.
Таким образом, модель формирования мировоззрения студентов вуза в интересах устойчивого развития представляет собой сложную систему, функционирующую в соответствии с определенными целями и задачами, представляющую собой открытую, развивающуюся систему, состоящую из подсистем, которые обусловлены соответствующими компонентами.
Формирование мировоззрения студентов вуза в интересах устойчивого развития осуществляется при ведущей роли системно-деятельностного подхода [3, с. 59], рассматривается как система взаимосвязанных структур, последовательной смены состояний, этапов и уровней сформированное™ мировоззрения студентов вуза в интересах устойчивого развития.
Ссылки:
1. Зубенко Н.Ю. Формирование ценностных ориентаций личности подростков во внеклассной деятельности общеобразовательных учреждений : дис. ... канд. пед. наук. М., 2010. 180 с.
2. Сухова Е.И., Зубенко Н.Ю. Роль экологического образования в подготовке будущих специалистов // Среднее профессиональное образование. 2013. № 4. С. 39-41.
3. Сухова Е.И., Зубенко Н.Ю. Теоретические подходы к формированию мировоззрения личности студентов в процессе обучения в вузе // Теория и практика общественного развития. 2014. № 11. С. 57-59.