ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3
СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ И ЕГО РАЗВИТИЕ
ЛЕБЕДЕВ А.Л.,
соискатель,
Северо-Кавказский государственный технический университет,
e-mail: [email protected]
В статье проведен анализ сущности инновационного потенциала организации. Определены составные элементы, факторы и функции инновационного потенциала. Даны основы оценки и выбора стратегии развития инновационного потенциала.
Ключевые слова: инновационный потенциал; стратегия развития; инновации; управление инновационным потенциалом.
In article the analysis of organization innovative potential essence is carried out. Components, factors and functions of innovative potential are specified. Bases of an estimation and a choice of innovative potential development strategy are given.
Keywords: innovative potential; strategy of development; innovation; management in innovative potential.
Коды классификатора JEL: O31, O32.
Одним из важнейших элементов системы инновационного процесса является инновационный потенциал, представляющий способность к усовершенствованию и обновлению системы и определяющий технологическое лидерство.
В теории и практике инновационный потенциал взаимосвязан с понятием «инновационные ресурсы» и многие авторы достаточно часто путают эти понятия, несмотря на глубокую взаимосвязь — это все же разные определения и значения с точки зрения управленческой и инновационной науки. «Инновационный потенциал» и «инновационный ресурс» — это разные инструменты управленческой деятельности.
В экономической теории и финансовом менеджменте также выделяют научно-технический, производственный, природно-ресурсный, трудовой потенциалы. В широком смысле под потенциалом понимается способность хозяйствующего субъекта наиболее эффективно реализовывать одну или другую функциональную цель при большем использовании имеющихся экономических ресурсов. На основании этого следует под инновационным потенциалом понимать описание (раскрытие) сильных сторон и возможностей организации по достижению целей для реализации инновационных проектов и осуществления инновационной деятельности. Инновационный потенциал характеризует достаточно максимальный объем инновационного продукта, который осуществим только лишь при задействовании всех видов инновационных ресурсов. Это определение дает возможность выявлять, насколько большой разрыв между имеющимися инновационными результатами и возможностями существующих инновационных ресурсов (инновационного потенциала). Инновационный потенциал организации проявляется в сильных сторонах и внутренних инновационных возможностях. Развитие инновационного потенциала организации, в общем, ориентировано на улучшение финансовых показателей предприятия, а в частности: росте прибыльности и рентабельности. Это не только позволяет принимать грамотные управленческие решения, как на оперативном, так и на стратегическом уровне, но и создавать новые продукты, товары и услуги ориентированные на инновационный потенциал.
По своей сути инновационный потенциал, позволяет увеличить инновационную активность предприятия в настоящем, а также охарактеризовать увеличение инновационной активности в будущей перспективе [3]. К таким возможностям следует отнести целую совокупность ресурсов, требуемых для эффективного осуществления инновационной деятельности:
♦ интеллектуальные (изобретения, патенты, лицензии, полезные модели, техническая и технологическая документация, промышленные образцы, товарные знаки);
♦ материальные (опытно-приборное оборудование и базы, экспериментальное, исследовательское и лабораторное оборудование);
♦ финансовые (инвестиции, авансирование в текущие затраты (себестоимость), собственные, заемные, бюджетные);
© А.Л. Лебедев, 2011
СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ И ЕГО РАЗВИТИЕ
65
• кадровые (управленец, менеджер-новатор, заинтересованный в инновациях; люди, персонал со специальным образованием и опыт проведения НИР и исследований; персонал со специальными знаниями в области маркетинга, планирования и прогнозирования потребностей как скрытых, так и явных, потребностей);
• инфраструктурные (оценка эффективности функционирования предприятий в составе технологической цепочки и их функционирование в качестве отдельных предприятий; собственные подразделения НИР; конструкторские отделы; технологические лаборатории; отдел маркетинга, ориентированный на исследование нового продукта, товара или услуги; лаборатории контроля качества продукции на входе и выходе; патентный и лицензионный отделы);
• прочие источники повышения результативности инновационной деятельности предприятия (партнерские и личностные связи персонала с НИИ и вузами, отечественными и зарубежными; информационный и аналитический отделы, опыт управления проектами, стратегическое и долгосрочное управление предприятием.
Наличие, величина и масштабы развития этих сфер инновационной деятельности определяется как текущая (перспективная) мера готовности, так и будущая степень эффективности освоения и внедрения предприятием новых технологических процессов. Величина инновационного потенциала отражается на выборе стратегии инновационного развития.
При выборе стратегии разработки, исследования и внедрения новых технологий следует ориентироваться на оценку и учет факторов инновационной сферы деятельности предприятия и оценку и анализ внешней среды организации [2].
Инновационный потенциал предприятия представляет собой систему, состоящую из собственных и заемных инноваций, проектов, взаимодействие которых ориентировано на эффективное развитие техники и технологий производственной системы. Основной задачей инновационного потенциала является формирование соответствующей структуры инноваций, необходимой для обеспечения целенаправленного роста капитальных вложений и прибыльности предприятия, которые реализуются методологией управления проектами.
Инновации характеризуются следующими видами:
• инновации, по требованию государственных органов управления, основной целью которых является выполнение требований экологии, а также безопасности продукции, товара и сотрудников, работающих на предприятии;
• инновации, ориентированные на экономию текущих затрат, задачей которых является сокращение издержек на производство продукта, товара или услуги;
• инновации, в сохранении и удержании позиции на рынке с целью поддержания стабильного уровня производства;
• инновации, ориентированные на повышение эффективности с целью создания необходимых условий для снижения затрат (издержек) и повышения либо увеличения доходности производственной деятельности;
• инновации, ориентированные на повышение качества товара, продукта с целью создания новых видов продукции с новыми потребительскими ценностями;
• инновации, ориентированные на создание новых производств — рисковые инновации. Целью таких инноваций является создание новых технологий для выпуска новых товаров и продукции[1].
Структура инновационного потенциала представляет собой совокупность следующих факторов:
■ внешняя среда организации с учетом инновационных возможностей, которые создаются за счет других составляющих потенциала;
■ внутренняя среда предприятия.
Теоретически структура инновационного потенциала направлена на следующие составные компоненты: организационно-управленческие ресурсы; инновационная культура; инновационный климат; результат.
Инновационный потенциал предприятия не имеет смысла оценивать без учета способности практической реализации. На основании этого следует отметить, что важнейшим ресурсом является способность управления предприятия организовать свои потенциальные возможности в общую систему с целью получения максимально эффективного результата.
Деление составляющих инновационного потенциала позволяет выявить «сложные» и «критические» факторы, влияющие на конечный результат проекта. Помимо ресурсов, указанных выше для эффективной реализации инновационного потенциала необходима развитая инновационная культура.
Барьеры инновационного климата являются «фильтром», проходя через который направленное действие факторов инновационного потенциала предприятия значительно снижается.
Основными составными элементами инновационного потенциала предприятия выступают: инновации, научнотехнические и технологические нововведения; сырье, материалы, ресурсы, инвестируемые или выделяемые на научно-технические инновации; комплексный подход к пониманию инновационного процесса; применение концепций и методов инновационного менеджмента; анализ факторов, определяющих инновационный потенциал и обеспечивающих нововведения.
Инновационный потенциал предприятия можно также рассматривать, как основополагающий критерий готовности выполнить поставленные задачи, необходимые для достижения поставленной инновационной цели, другими словами это — степень готовности к исполнению инновационного проекта, либо программы инновационных преобразований и внедрения инноваций.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3
66
А.Л. ЛЕБЕДЕВ
В зависимости от стадии развития инновационного потенциала осуществляется выбор инновационной стратегии предприятия и соответственно, его реализация, а его развитие должно осуществляться за счет факторов внутренней среды организации. Как было указанно выше, оценка инновационного потенциала происходит по структуре: ресурс-функция-проект.
Таким образом, для обеспечения эффективного использования инновационного потенциала организации необходимо осуществлять объективный выбор стратегии инновационного развития, которая определяется результатами комплексного анализа внешней и внутренней среды компании, учитывающего совокупность факторов и приоритетов развития социально-экономической системы на инновационной основе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Быковский В.В. Инновационный ресурс повышения качества производственных систем: монография. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008.
2. Инновационный менеджмент: Учеб. Пособие / Под ред. Л.Н. Оголевой. М.: ИНФРА-М, 2009.
3. Парахина В.Н., Перов В.И. Российская экономика: некоторые аспекты управления // АКСОР. № 3 (14). 2010. С. 114-119.