Научная статья на тему 'Сущность информационного взаимодействия в деловой сети'

Сущность информационного взаимодействия в деловой сети Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
270
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / СЕТЕВОЙ ПОДХОД / МАРКЕТИНГ ОТНОШЕНИЙ / ДЕЛОВАЯ СЕТЬ / МАРКЕТИНГОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛОВОЙ СЕТЬЮ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СЕТИ / МАРКЕТИНГОВАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА (МИС) / МАТРИЦА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / MARKETING INFORMATION SYSTEM (MIS) / MARKETING / THE NETWORK APPROACH / MARKETING OF RELATIONS / BUSINESS NETWORK / MARKETING MANAGEMENT OF A BUSINESS NETWORK / INFORMATION INTERACTION IN A NETWORK / AN INTERACTION MATRIX / INFORMATION CONTROL SYSTEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гостяев И. М.

Статья изучает основные аспекты и сущность информационного взаимодействия в деловой сети. Показана важность информации для полноценного управления сетью и принятия взвешенных решений. В статье рассматриваются основные информационные системы для корпоративного и межфирменного управления. Приводится матрица информационного взаимодействия для определения потребности партнеров по сети в информации. Показывается важность расширения роли маркетинговой информационной системы (МИС) в деловых сетях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The information interaction essence in business networks

The article examines the main aspects and the nature of information exchange in business networks. It is shown the information importance for a complete network management and acceptance of informed decisions. The article deals with the basic information system for corporate and inter-firm management. It is given information exchange matrix to determine the partners need for network information. It is demonstrated the importance of expanding the role of marketing information system (MIS) in business networks.

Текст научной работы на тему «Сущность информационного взаимодействия в деловой сети»

И. М. Гостяев, соискатель,

кафедра маркетинга, коммерции

и сферы обслуживания,

Пензенский государственный университет,

г. Пенза, Россия,

[email protected]

СУЩНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ДЕЛОВОЙ СЕТИ

Не будет преувеличением сказать, что в последнее время произошли значительные изменения в теории и практике такой формы рыночного управления, как маркетинг. В последние годы как отечественные, так и зарубежные исследователи, рассматривая вопросы маркетингового управления фирмой, сместили основной акцент исследований на межфирменное управление и развитие партнерских взаимоотношений.

Сегодня теория маркетинга во многом рассматривает межфирменное управление и развитие партнерских взаимоотношений как залог выживания и развития фирмы. В частности, подобными вопросами занимаются такие ведущие отечественные исследователи, как Афанасьева, Третьяк, Катькало, Кущ, Юлдашева, Попов и др., а также зарубежные: Хаканссон, Форсгрен, Йохансон, Алхор, Меллер, Халинен, Котлер, Вилсон и др.

В то же время нужно признать, что процессам информационного взаимодействия в межфирменных сетях уделяется крайне мало внимания. А между тем именно информационная составляющая является жизненно важным и необходимым условием функционирования сетей.

В данной статье предпринята попытка рассмотреть процесс управления деловой сетью с позиций информационного взаимодействия, а также идентифицировать саму потребность в информации, которая возникает у участников межфирменной сети.

Объектом изучения данной статьи являются деловые сети, которые автор рассма-

тривает как одну из разновидностей межфирменных сетей.

Деловую сеть можно определить как организационную форму осознанного партнерского взаимодействия и межфирменной кооперации между юридически независимыми участниками, включая производителей, бизнес-потребителей, конечных клиентов, государственные учреждения и прочих деловых партнеров, которая наилучшим образом обеспечивает реализацию механизмов обмена, координации и адаптации.

Следует отметить, что интеграция клиента (конечного покупателя) в деловую сеть происходит путем его включения в активное информационное взаимодействие, а не путем его подчинения управляющей структуре.

На рис. 1 приводится схематическое изображение деловой сети, состоящей из трех основных участников: поставщик, производитель и продавец (дистрибьютор).

Роль маркетинга в деловых сетях не сводится к изучению клиента, а предполагает изучение всех участников сетевого взаимодействия и проведение с ними серьезной работы по выстраиванию подлинно партнерских взаимоотношений.

Координацию деловой сети осуществляет управляющая структура или орган управления, который отвечает за обеспечение процессов оперативного управления и за ее развитие.

Роль обеспечения всех деловых партнеров информацией выполняет маркетинговая информационная система (МИС), с которой происходит их активное взаимодействие.

№ 10 (18) ДЕКАБРЬ 2011

ДИСКУССИЯ ^

журнал научных публикаций V

Клиент

Рис. 1. Схематическое изображение информационного взаимодействия между субъектами деловой сети

В целом, маркетинговую информационную систему можно представить как совокупность своевременной и достоверной информации, необходимой для принятия маркетинговых решений1. Однако следует заметить, что сущность маркетинговой информационной системы в управлении сетями претерпевает значительные изменения.

Определяя роль информационного взаимодействия в межфирменных сетях, включая и деловые сети, можно отметить следующие моменты.

Во-первых, информация представляет собой особый ресурс, которым владеет каждая из сторон. В соответствии с теорией ресурсной зависимости каждый из участников сетевого взаимодействия стремится получить доступ к некоторой части информации, которая находится в распоряжении у другого участника.

Например, при планировании выпуска нового продукта фирма-производитель будет заинтересована в получении от своих дистрибьюторов информации о том, какие требования и пожелания есть у клиентов к данному типу товаров. Или информация о складских остатках у дистрибьюторов будет интересна при планировании загрузки производства и т. д.

Во-вторых, для разных участников деловой сети информация представляет неодинаковую ценность.

Так, в приведенном выше примере информация о требованиях клиента к товару-новинке будет достаточно ценной для

фирмы-производителя, но значительно менее ценной для поставщика. А вот ценность информации о требованиях к сырью и материалам, предъявляемых фирмой-производителем, будет для него значительно выше.

В-третьих, информация о деятельности каждого партнера является необходимой для оценки экономической эффективности деловой сети в целом и каждого из ее участников в отдельности.

Наконец, именно с помощью информационного взаимодействия происходит процесс непосредственного управления и координации в сети: отдача распоряжений, согласование планов с исполнителями, контроль и пр. Информация позволяет принимать взвешенные управленческие решения в такой сложной структуре, какой является межфирменная сеть.

Остановимся на процессе управления деловой сетью. По мнению автора, для полноценного управления деловой сетью необходимо накопление и обработка информации по следующим основным направлениям (рис. 2).

Маркетинговая информация. Данная информация обеспечивает орган управления сведениями об удовлетворенности всех участников сети взаимодействием друг с другом, предоставляет прогноз развития по отраслям и рынкам, дает оценку конкурентоспособности деловой сети и многое другое.

Информация об операционных процессах. Данная информация необходима для

Маркетинговая информация

Стратегическая информация

Операционная информация

Рис. 2. Основные направления изучения информационного взаимодействия

в деловой сети

обеспечения непрерывности функционирования деловой сети: данные о движении товарно-материальных ценностей и сопутствующих переходах прав собственности, зафиксированные факты срывов графиков поставок, технические и экономические характеристики партнеров и т. д.

Стратегическая информация. Данная информация необходима для дальнейшего развития деловой сети: оценка эффективности действующей структуры сети, показатели работы отдельных ее участников за относительно продолжительный период (квартал, год), инвестиционные программы развития, накопленные знания и опыт и многое другое.

Следует отметить, что такой подход к изучению информационного взаимодействия концентрирует внимание исследователя на целостном восприятии процессов

управления и развития деловой сети, а не только на вопросах движения товарно-материальных ценностей.

Автор считает, что данная совокупность информации может быть изучена в рамках маркетинговой информационной системы, но применительно не к отдельному предприятию, а к деловой сети в целом.

Для идентификации потребностей в информации, которая необходима участникам сетевого взаимодействия, автор предлагает воспол ьзоваться своеобразной матрицей. Данный подход предполагает рассмотрение связки «поставщик информации — потребитель информации», когда каждый участник взаимодействия изучается как с позиции потребности в информации, так и с позиции ее предоставления.

Рассмотрим матрицу информационного взаимодействия на примере деловой сети,

№ 10 (18) ДЕКАБРЬ 2011

ДИСКУССИЯ

журнал научных публикаций V

состоящей из следующих основных участников: поставщик, производитель, дистрибьютор и клиент. Управляющая структура деловой сети представлена для наглядности как отдельный субъект взаимодействия (табл. 1 и 2). В табл. 1 содержится описание маркетингового информационного взаимодействия между участниками деловой сети. В табл. 2 содержится описание информационного взаимодействия в рамках операционного управления.

Разумеется, что представленные в таблице данные — это только часть из той информации, которая может реально потребоваться предприятию, однако очевидно, что потребность в информации все-таки значительна.

Тем не менее, можно сделать некоторые выводы о характере информационного взаимодействия в деловой сети.

Так, систему управления деловой сети больше интересует маркетинговая информация, а также информация, касающаяся срывов в поставках продукции. В то время как для остальных участников взаимодействия больший интерес представляет информация о движении товарно-материальных ценностей и сроках исполнения заказов.

Следствием этого становится большая ориентированность системы управления на координирующую и регламентирующую функцию, тогда как роль остальных участников деловой сети заключается в предоставлении информации и в ее согласовании.

За непосредственное получение и передачу управленческой информации, рассмотренной нами выше, отвечают информационные системы. Остановимся на вопросе их использования более подробно.

В табл. 3 представлена краткая характеристика наиболее известных информационных систем и подхо- -дов к межфирменному управлению.

Из описания видно, что основное внимание подобных подходов направлено преимущественно на движение ТМЦ в сети и не затрагивает, к примеру, маркетинговую информацию.

Информационная составляющая является жизненно важным и необходимым условием функционирования сетей.

Отметим, что сегодня большая часть информации не может быть передана другим участникам сети, поскольку традиционные подходы к управлению, основанные на использовании классических информационных систем (ERP, CRM-системы и т. д.), не предполагают удаленный доступ к информации.

Для совместного и удаленного доступа к данным необходима серьезная доработка любой информационной системы, которая сама по себе является очень трудоемкой и не тривиальной задачей.

Поэтому в последнее время возросла потребность в межорганизационных информационных системах, изначально рассчитанных на совместную работу нескольких компаний.

Проблемой, однако, является практически полное отсутствие рыночного предложения готовых продуктов и сопутствующей им инфраструктуры (обслуживание и сопровождение).

Поэтому лишь три из указанных выше концепций управления (SRM, CRM, ERP) представляют собой полноценные программные продукты с сопутствующей инфраструктурой в виде официальных дистрибьюторов, занимающихся их распространением и дальнейшим обслуживанием. В частности, подобные программные решения предлагаются такими корпорациями, как Microsoft, SAP, Oracle, 1С и др.

Остальные представленные концепции пока что остаются зачастую лишь методологическими подходами к управлению и локальными местными решениями.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, для полноценного управления деловой сетью нужна разнонаправленная информация, включающая в себя не только сведения об операционных процес-_ сах, но также и маркетинговую информацию, информацию о технических и экономических возможностях партнеров, реальные знания, накапливаемые в результате решения организационных и управленческих проблем хозяйствования, и многое другое.

Таблица 1

Маркетинговое информационное взаимодействие между участниками деловой сети

Предоставляет ^"~\информацию Получает информацию Система управления деловой сетью Поставщик Производитель Дистрибьютор Клиент

Система управления деловой сетью — удовлетворенность производителя работой сети; — претензии к другим участникам сети — удовлетворенность производителя работой сети; — претензии к другим участникам сети — удовлетворенность производителя работой сети; — претензии к другим участникам сети Нет прямого взаимодействия

Поставщик — прогнозы по выпуску новых продуктов; — прогнозы по спросу на новые продукты — количество брака в продукции из-за сырья и материалов; — требования к типу сырья и его качеству для нового продукта — жалобы клиента относительно качества сырья и материалов Нет прямого взаимодействия

Производитель — прогнозы по выпуску новых продуктов; — прогнозы по спросу на новые продукты — возможности поставщика в поставках сырья и материалов; — информация о ценах на сырье и материалы — отзывы клиентов о потребительских характеристиках продукции; — пожелания к новым продуктам Нет прямого взаимодействия

Дистрибьютор — лояльность и удовлетворенность клиентов; — динамика роста клиентской базы Нет прямого взаимодействия — планы и прогнозы по выпуску новых продуктов; — потребительские характеристики новых продуктов — удовлетворенность и лояльность; — результаты маркет. исследований, опросов и замеров

Клиент Нет прямого взаимодействия Нет прямого взаимодействия Нет прямого взаимодействия — информацию о новых продуктах.

|п

0)

0

1

о

л гп

О ^

ГП Н

УК

Таблица 2

Информационное взаимодействие между участниками деловой сети в процессе операционного управления

Предоставляет ^~\_информацию Получает информацию Система управления деловой сетью Поставщик Производитель Дистрибьютор Клиент

Система управления деловой сетью — уровень складских запасов; — уровень дебиторской и кредиторской задолженности; — база поставщиков; — доля участия в других сетях — объем ГП; — возможные объемы производства; — запасы сырья на складах производителя; — уровень дебиторской и кредиторской задолженности; — доля участия в других сетях — уровень складских остатков продукции; — уровень дебиторской и кредиторской задолженности; — клиентская база данных дистрибьютора; — доля участия в других сетях Нет прямого взаимодействия

Поставщик — координирующая информация; — информация о ценах и сроках поставок — требуемые объемы поставок сырья и материалов; — сроки поставок сырья и материалов Нет прямого взаимодействия Нет прямого взаимодействия

Производитель — координирующая информация; — информация о ценах и сроках поставок — уровень складских запасов; — отпускные цены; — сроки поставок — требуемые объемы поставок продукции; — сроки поставок продукции Нет прямого взаимодействия

Дистрибьютор — координирующая информация; — информация о ценах и сроках поставок — заказы и пред-заказы на продукцию

Клиент Нет прямого взаимодействия Нет прямого взаимодействия Нет прямого взаимодействия — сроки исполнения заказа; — стоимость заказа

&

гп А

СП "О

сг 2

о

|> |

£ П

|п 1 ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Основные концепции, обеспечивающие информационную поддержку управления

Область поддержки Наименование Описание

Локальные функции CRM (Customer Relationship Management) «Управление взаимоотношениями с клиентами» — организация сбыта, реализующая клиентоориентированный подход. Акцент на удержание и увеличение количества клиентов и числа повторных продаж

Локальные функции SRM (Supply Relationship Management) «Управление отношениями с поставщиками». Решение распространяется на весь процесс планирования и осуществления закупок продукции

Компания в целом ERP (Enterprise Resource Planning) «Планирование ресурсов предприятия». Информационная поддержка целостных контуров управления и создание единой информационной системы компании2

Отдельные функции сети ASP (Advanced Planning Systems) «Системы расширенного планирования». APS-системы представляют собой новый класс информационных систем, позволяющих максимально координировать и оптимизировать процессы межфирменного взаимодействия

Отдельные функции сети SCM (Supply Chain Management) «Управление цепочками поставок». Информационная интеграция компаний на основе единого информационного пространства. Межпроизводственная глобальная интеграция процессов и ресурсов

Отдельные функции сети DCM (Demand Chain Management) «Управление цепочкой спроса». Концепция управления, направленная на координацию бизнесов (от поставщика до потребителя) и на удовлетворение запросов клиентов3

Отдельные функции сети CSRP (Customer Synchronized Resource Planning) «Планирование ресурсов в зависимости от потребностей рынка». Суть концепции состоит в том, что планирование ориентируется не на возможности предприятия производить продукцию, а на реальную потребность в этой продукции на рынке товаров и услуг

Во-вторых, поставщиками подобной информации традиционно считаются информационные системы, которые, однако, не удовлетворяют современным требованиям компаний к полноте предоставляемой информации, потребностям в интеграции между подобными системами у различных предприятий и организаций.

Наконец, решение задач информационного взаимодействия в межфирменных сетях могло бы быть найдено в рамках развития теории маркетинговых информационных систем, однако ее понимание и восприятие исследователями застыло на корпоративном (внутрифирменном) уровне.

Поэтому на сегодняшний день маркетинговая информационная система также не в состоянии решить проблемы обеспечения информацией участников деловой сети.

По мнению автора, одним из первых — и возможно главных — шагов на пути к смене представлений о роле МИС в межфирменных сетях будет являться полноценная

идентификация информации, необходимой каждому участнику сетевых взаимоотношений, а также проведение широкомасштабных маркетинговых исследований среди руководителей отечественных компаний, направленных на оценку степени важности и ранжирование данной информации.

Результатом этого шага может стать появление нового критерия отбора партнеров в межфирменную сеть: способность кандидата к информационной интеграции и полноценному взаимодействию со всеми участниками сети. {

1. Мхитарян С. В. Маркетинговая информационная система. М.: Изд-во Эксмо, 2006.

2. Кущ С. П. Маркетинг взаимоотношений на промышленных рынках. СПб: Изд-во «Высшая школа менеджмента»; Издат. дом СПб. гос. ун-та, 2008.

3. Третьяк О. А. Развитие концепции управления цепочкой спроса на новых основаниях // Российский журнал менеджмента. 2008. № 4. С. 141-148.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.