верситет. 2006. 196 с.
17. Баженов Р. И., Баженова Н.Г., Белов И.В., Кардаш А. С. О разработке информационной системы оценки учебных достижений студентов // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12-3 (44). С. 73-85.
18. Титоренко М. В., Баженов Р. И. Об имитационном моделировании систем массового об-
служивания в среде GPSS // NAUKA-RASTUDENT.RU. 2014. № 11 (11). С. 38.
19. Жахов Н. В. Роль государственной поддержки сельскохозяйственного производства для целей социального развития села // Научный альманах центрального Черноземья. 2015. № 2. С.108-113.
ANALYSIS OF TRAINING AND SKILLS PERSONNEL ORGANIZATION
© 2015
A. M. Chekaldin, the candidate of economic sciences, associate professor
Vyatka state agricultural academy, Kirov (Russia)
Annotation. The article contains the results of a study of training and staff development, conducted on the example of «Lily» of Kirov. The company operates in sales of home appliances and electronics. Showing the composition and structure of the sales revenue, number and structure of the staff of the organization in 2012-2014. The structure of the personnel department, discussed duty manager training and development of «Lily». Studied the main areas of training and staff development organization: learning by doing, as well as through training and seminars. Emphasis is placed on personnel certification as a condition for inclusion in the learning process. An example of a comment on the attestation of the employee and the final evaluation sheet certification. Presents plans for personal and professional development of personnel of «Lily», compiled by the results of the survey and evaluation of the qualities of department heads. The evaluation of the economic effectiveness of training and retraining of personnel of «Lily».
Keywords: Kirov region, the direction of training and staff development, planning, training and development, sales of home appliances and electronics, cost-effectiveness of training activities and staff development.
УДК 004.9
СУЩНОСТЬ ИНФОРМАТИЗАЦИИ, ЕЕ ЦЕЛИ, СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ
© 2015
Е. А. Шамин, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и автоматизация бизнес-процессов»
И. Г. Генералов, аспирант, преподаватель кафедры «Экономика и автоматизация бизнес-процессов» Н. С. Завиваев, аспирант, преподаватель кафедры «Экономика и автоматизация бизнес-процессов» А. Д. Черемухин, преподаватель кафедры «Физико-математические науки» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)
Аннотация. В условиях внешнего экономического давления повышается роль внутренних резервов роста российской экономики. Вступивший в силу 5-й технологический уклад обозначил новую роль информации как стратегического ресурса общества. Таким образом, в настоящее время качественный скачок экономики России возможен только на основе использования достижений научно-технического прогресса и при активном развитии сектора инфокоммуникационных технологий. В научной литературе сегодня активно используется термин «информатизация». В работе проанализированы существующие толкования этого понятия, а также сделан вывод об отсутствии общей трактовки данного процесса в правовом поле России, что особенно касается федерального законодательства. Авторами сформулировано собственное определение информатизации, определены цели, субъект, объект, предмет этого процесса. Рассмотрены ее составляющие, в частности, интеллектуализация, медиатизация, компьютеризация. Выявлены особенности каждого из процессов на современном этапе развития экономики России. Сформулирован тезис о необходимости увеличения количества информации, находящейся в открытом доступе, что должно, по мнению авторов, ускорить процесс информатизации. Определены цели информатизации, рассмотрены аспекты влияния информатизации на экономику, определены положительные и отрицательные последствия данного
99
процесса. Сделан вывод о центральной роли государства в процессе управления информатизацией, необходимости законодательного определения понятия, целей и механизмов управления информатизацией. Проанализированы существующие в законодательных документах и научной литературе показатели, оценивающие данный процесс, выявлена, показана и обоснована их некорректность, предложена авторская система показателей оценки информатизации как процесса, включающая в себя шесть составных частей. Она включает в себя систему показателей, характеризующих цель информатизации (отражают общие характеристики качества предмета информатизации), индикаторы затрат на информатизацию (делятся на индикаторы первоначальных инвестиций и индикаторы текущих затрат), показатели, характеризующие процесс медиатизации (показывает доступность входящей информации, ее достоверность, скорость ее формирования, необходимый объем и степень ее защищенности), показатели процесса компьютеризации, показатели процесса интеллектуализации (дают представление об уровне интеграции работы людей и информационной системы) и показатели эффективности процесса информатизации.
Ключевые слова: информатизация, интеллектуализация, медиатизация, объект информатизации, предмет информатизации, цели информатизации, компьютеризация, эффективность.
Определяющим фактором в развитии экономики России на современном этапе является усиление негативных макроэкономических последствий эскалации геополитической напряженности в Украине, выражающееся в экономических санкциях США и Запада [1].
Это осложняет задачу развития российской экономики, однако не делает ее принципиально невыполнимой. В настоящее время вступил в силу пятый технологический уклад, основу которого составляют информационные услуги, программное обеспечение, вычислительная техника и телекоммуникации, а общество и экономика ХХ1-го века названы информационными [2, 3].
Соответственно, в современных условиях развития общества, усложнения его технической и, социальной и экономической инфраструктуры информация становится главным стратегическим ресурсом, таким же, как и имеющиеся традиционные энергетические и материальные ресурсы [4].
Сысоева С. В. полагает, что «главным товаром сегодня является информация в различных ее проявлениях» [5].
Различные ученые-экономисты, например, Перский Ю. К и Ковалева Т. Ю., отмечают, что «главной особенностью современной экономики является смещение вектора в сторону повсеместного применения информационных и коммуникационных технологии, Интернета, специализированных баз данных и электронных ресурсов, которые приносят значительную пользу бизнесу, государству, обществу в целом» [6].
Экономика России близка к постиндустриальной, поэтому, как отмечает Шумаев В. А., «подъем экономики России возможен только на основе использования достижений научнотехнической революции» [7].
Она позволяет скачкообразно осуществить развитие экономики в результате возрастания интенсивности информационных процессов в контурах управления и познания благодаря научной методологии и техническим средствам кибернетики [8].
Таким образом, на сегодняшний момент развитие наукоемких секторов экономики, сектора информационно-коммуникационных технологий определяет не только современное место России в мировой экономике, но и формирует будущий экономический потенциал страны, ее возможность в дальнейшем отстаивать свои экономические интересы, сохранять экономическую и политическую свободу.
В настоящее время государственными служащими и работниками науки активно используется термин «информатизация».
В России он впервые был применен А. И. Ракитовым в 1987 году. Под информатизацией он понимал «процесс, в котором технологические, социальные, политические, экономические и культурные механизмы не просто взаимодействуют, а буквально соединены воедино в целях прогрессивно возрастающего использования информационных технологий для формирования, производства, использования, переработки, распространения и хранения информации» [9].
На настоящий момент существует ряд определений данного понятия. В глоссарии по информационному обществу под редакцией Ю. Е. Хохлова под информатизацией понимается «социальноэкономический и научно-технический процесс широкомасштабного применения ИКТ во всех сферах социально-экономической, политической и культурной жизни общества с целью повышения эффективности использования информации и знаний
100
для управления, удовлетворения информационных потребностей граждан, организаций, местных органов власти и государства, для создания предпосылок перехода к информационному обществу» [10].
Трактовка информатизации как многоаспектного социального процесса достаточна популярна в российской научной среде. Иногда данное понятие трактуется как «...сложный социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Он требует серьезных усилий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др.» [11].
С. В. Сысоева предлагает следующее авторское определение информатизации: «.это комплексный управляемый технико-технологический и социально-экономический процесс использования информационно-компьютерных технологий, создающий условия для дальнейшего получения, обработки, потребления, распространения и хранения информации» [11].
Заслуживает внимания трактовка данного понятия, предложенная А. Д. Урсулом: «Это системно-деятельностные процессы овладения и применения информации как ресурса управления и развития с помощью средств информатики для создания информационного общества и на этой основе дальнейшего прогресса цивилизации» [12].
Н. М. Тюкавкин понимает под информатизацией «организационный научно-технический и социально-экономический процесс создания оптимальных условий в удовлетворении информационных потребностей общества, реализации прав и обязанностей органов государственной власти, местного самоуправления, организаций, общественных объединений и граждан на основе формирования, применения, использования и развития информационных ресурсов» [9].
Однако не все авторы придерживаются такого подхода. Так, существует более широкая трактовка информатизации как «процесса трансформации индустриального общества в информационное» [4].
Соответственно, можно констатировать, что в настоящее время в научном сообществе нет единого подхода к определению понятия информатизации. В этих условиях особенно важна трактовка и понимание данного термина различными органами власти. Согласно ФЗ № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» под данным определением понимался «организационный социально-экономический и научно-технический
процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов» [13].
В действующем же федеральном законе нет трактовки данного понятия. Обращаясь к региональным нормативно-правовым актам, отмечаем наличие в них трактовок понятия информатизации определенных отраслей. Так, в концепции целевой программы «Развитие системы образования Пермского края на 2006-2010 годы» под информатизацией образования понимается «обновление содержания, методов и организационных форм обучения, достижение новых учебных результатов, модернизация всех сторон жизни общеобразовательной и профессиональной школы» [14].
В концепции информатизации здравоохранения Новогородской области на 1999-2001 гг. данное понятие охарактеризовано с 2 сторон: «В контексте настоящего документа информатизация понимается как процесс, направленный на реализацию замысла повышения качества оказываемой населению медицинский помощи, проведение исследований и разработок, внедрение, сопровождение и развитие, замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в региональной системе здравоохранения. В организационном плане информатизация представляет собой систему научнотехнических программ, которые состоят из научноисследовательских, научно-технических и материально-технических проектов» [15].
В концепции правовой информатизации России, утвержденной указом Президента РФ от 28.06.1993 № 966, под правовой информатизацией понимается «процесс создания оптимальных условий максимально полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных и общественных структур, предприятий, организаций, учреждений и граждан на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий» [16].
Таким образом, можно констатировать, что и в нормативно-правовых документах определение этого термина довольно размытое. Единственное, что не вызывает сомнений, так это то, что информатизация - это процесс. Соответственно, у информатизации как и у любого процесса существует:
- причина;
101
- цель;
- объект воздействия;
- субъект воздействия;
- механизм реализации.
Причина этого процесса широко обсуждалась выше. Что же касается цели информатизации, то в уже упомянутой концепции правовой информатизации России перечислены следующие цели правовой информатизации:
- информационно-правовое обеспечение внутренней деятельности органов государства;
- информационно-правовое обеспечение внешних по отношению к государственным органам субъектов, в том числе физических лиц;
- сохранение и структурирование информационного правового поля.
В концепции региональной информатизации, утвержденной Постановлением Правительства России от 29.12.2014 № 2769-р, опять же, отсутствует трактовка термина информатизации, а целями ее выступают:
- повышение качества жизни граждан за счет использования информационных и телекоммуникационных технологий;
- выравнивание уровня развития информационного общества в субъектах Российской Федерации;
- формирование эффективной системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий [17].
Н. М. Тюкавкин считает, что информатизация нацелена на «обеспечение полного применения и использования исчерпывающих, достоверных знаний во всех общественно значимых видах человеческой деятельности» [9].
По нашему мнению, целью информатизации необходимо признать повышение эффективности анализа и использования информации и знаний в различных сферах общественной жизни, увеличение объема актуальной, достоверной, доступной различным заинтересованным пользователям информации, позволяющее достичь основополагающих целей развития субъекта информатизации.
Под субъектом информатизации мы понимаем инициатора данного процесса. Так, если мы описываем процесс информатизации в организации, то основной его целью будет построение информационной системы организации, позволяющей оперативно получать и анализировать необходимую информацию. Следовательно, субъектами информатизации могут выступать государство, общество в целом, коммерческие и некоммерческие ор-
ганизации и отдельные граждане.
Определение объекта информатизации дано в пункте 3.1 национального стандарта РФ ГОСТ Р 51275-2006 «Защита информации. Объект информатизации. Факты, воздействующие на информацию. Общие положения»: «под объектом информатизации понимается совокупность информационных ресурсов, средств и систем обработки информации, используемых в соответствии с заданной информационной технологией, а также средств их обеспечения, помещений или объектов (зданий, сооружений, технических средств), в которых эти средства и системы установлены, или помещений и объектов, предназначенных для ведения конфиденциальных переговоров» [18].
Такая трактовка информатизации позволяет по-иному взглянуть на соотношение информатизации и информационно-коммуникационных технологий. В таком прочтении информационнокоммуникационные технологии являются всего лишь одним из способов достижения конечной цели информатизации.
Изучая историю человечества, можно найти подтверждение такой трактовке. Вся деятельность человека на протяжении его существования вела к увеличению объема информации; изобретение письменности позволило документировать и сохранять информацию, что впоследствии привело к созданию архивов, библиотечных каталогов и т. д. Все это также являлось информатизацией, а современный этап информатизации характеризуется использованием информационно-коммуникационных технологий.
Обобщая все вышесказанное, можно сформировать авторское определение информатизации на современном этапе - это процесс применения информационно-коммуникационных технологий в различных сферах общественной жизни для повышения эффективности анализа и использования информации и знаний, увеличения объема актуальной, достоверной, доступной различным заинтересованным пользователям информации, позволяющее достичь основополагающих целей развития как всего общества в целом, так и отдельных его элементов.
Соответственно, предметом информатизации мы считаем отдельный экономический, социальный или иной процесс, эффективность которого планируется повысить с помощью информатизации.
Согласно мнению И. В. Соколовой, информатизация включает три диалектически взаимосвязанных процесса:
102
- медиатизацию - процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации;
- компьютеризацию - процесс совершенствования средств поиска и обработки информации;
- интеллектуализацию - процесс развития знаний и способностей людей к восприятию и порождению информации, что закономерно обуславливает повышение интеллектуального потенциала общества, включая возможность использования средств искусственного интеллекта» [19].
На сегодняшний момент технологии обработки информации достаточно развиты и продолжают совершенствоваться, поэтому можно констатировать, что процессы медиатизации и компьютеризации идут полным ходом. Говорить то же самое относительно процесса интеллектуализации, по нашему мнению, преждевременно, поскольку способности людей к восприятию и порождению информации во многом зависят от свойств их мозга и имеют биологические пределы. Поэтому сегодня процесс интеллектуализации выражается, скорее, в осознании роли информации в современном мире, создании соответствующих правовых норм, т. е., проявляется косвенно, в ускорении процессов медиатизации и компьютеризации.
Однако нам представляется важным, что в настоящее время увеличивается объем информации, в том числе и экономической, находящейся в активном доступе - к ней относятся различные статистические данные, данные бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, в том числе и принадлежащих к государственному сектору экономики.
С другой стороны, данный процесс также не может быть бесконечен. Невозможно создать общество полностью открытой информации, поскольку это противоречит базовым правам человека. Так, например, экономическая информация, полученная в рамках первичного статистического наблюдения, согласно ст. 9 ФЗ № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» от 29.11.2007, относится к информации ограниченного доступа, что автоматически исключает огромный пласт данных, доступных для, например, проведения научных исследований [20].
Соответственно, сегодняшний этап информатизации диктует необходимость определения объема открытой и доступной информации. Именно ее объем в обществе, по нашему мнению, является главным стимулом его информатизации, определяет ее направление и темы.
Нормативные документы сегодня не содержат в явном виде целей информатизации. Кроме того, в настоящее время отсутствуют как четко обозначенные цели медиатизации, компьютеризации и интеллектуализации, так и цели управления этими процессами, что, по нашему мнению, свидетельствует о неконтролируемости данного процесса со стороны общества, что потенциально способно свести к нулю все положительные эффекты от него.
Цели управления информатизацией являются исходной точкой для планирования, находятся в основе построения организационных отношений субъектов информатизации, на них базируется система мотивации, используемая в информационных организациях, они являются начальной точкой отсчета для контроля и оценки аналитических результатов труда отдельных работников, подразделений и информатизации региона в целом [4].
При этом постановка цели процесса должна осуществляться на основе использования количественных показателей, характеризующих все стороны изучаемого процесса, как, например, показано в [4].
Влияние информатизации на экономику многогранно и многоаспектно. Рабаданова Р. М. выделяет четыре аспекта такого влияния: первый - формирование и развитие информационной индустрии как самостоятельного сектора экономики; второй -формирование и развитие информационной инфраструктуры; третий - формирование и развитие информационных систем экономических объектов; четвертый - возникновение и развитие Интернетэкономики [3].
Также нельзя упускать из внимания очевидные минусы информатизации. Так, Токаров Е. Б. обращает внимание на то, что «информационные технологии создают возможности для вмешательства внешних субъектов в процесс конструирования идентичности и формирования самосознания того или иного общества» [21].
И. С. Семененко подчеркивает, что «в информационном обществе, в мире многоуровневой взаимозависимости социальных субъектов и индивидов сами референтные ориентиры становятся все более неопределенными, размытыми и изменчивыми. Они подвержены влиянию стремительно растущих потоков информации и сами формируют пространство информации и коммуникации» [22].
Также некоторые авторы к числу негативных последствий информатизации относят интенсификацию спекулятивных биржевых и валютных операций, появление виртуальных анонимных и незарегистрированных компаний, обращают вни-
103
мание на расширение возможностей укрытия доходов от налогообложения посредством использования систем электронных расчетов и в целом на повышении энтропии, неравновесности и неустойчивости различных экономических и социальных систем [23].
Все это является следствием отсутствия единой государственной политики в области информатизации.
Принятая Правительством РФ программа развития информационного общества, несомненно, является важным шагом на пути к решению данной проблемы. По нашему мнению, конечным результатом действий государства должно стать не только внедрение информационно-коммуникационных технологий в практику взаимодействия государства и гражданина, а изменение вектора развития информатизации, обусловленное выходом именно государства на лидирующие роли; именно государство должно возглавить процесс информатизации, разработать его правила, ввести в правовое поле и определить наиболее эффективные его инструменты.
Это невозможно без современного комплексного, всестороннего инструментария оценки информатизации и ее составляющих. Непременной его частью являются показатели эффективности.
По нашему мнению, механизм оценки эффективности информатизации на сегодняшний момент является наиболее слабым и непродуманным звеном во всей системе внедрения информационнокоммуникационных технологий в практику деятельности экономического субъекта или их совокупности. Анализ данного процесса применительно к сектору высшего образования выявил, что «наиболее последовательно использование информационных технологий в вузах представлено в дистанционном образовании. Достижения современной компьютерной техники, средств массовой коммуникации позволяют более широко использовать багаж знаний в той или иной области, представив его в виде самостоятельных учебных курсов по перспективным специальностям» [24].
Таким образом, наиболее ярко процесс информатизации в высших учебных заведениях проявляется в применении информационных технологий. Например, Широбоков С. М. в 2008 году отмечал, что «статистическая и аналитическая информация по проблеме применения дистанционных образовательных технологий в российских вузах на данный момент фактически отсутствует. На законодательном уровне не определены ни критерии оценки качества дистанционного обучения, ни ме-
ханизм контроля дистанционного образовательного процесса» [25].
При этом, несомненно, за истекший период ситуация изменилась к лучшему - в открытом доступе появилась информация о результатах работы высших учебных заведений (числе научных публикаций, проценте трудоустроенных выпускников и т. д.), информация о числе персональных компьютеров, имеющих доступ в Интернет и иных показателях; однако опять же, во-первых, отсутствует официальная информация о степени применения дистанционных технологий в сфере высшего образования; во-вторых, налицо отсутствие показателей, позволяющих проследить результат процессов, составляющих информатизацию - медиатизации, компьютеризации и интеллектуализации.
Показателен также и текст уже упомянутой выше программы развития информационного общества. Целью программы является «повышение качества жизни граждан на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий» [26]. При этом в качестве основных индикаторов реализации программы используется:
- место Российской Федерации в международном рейтинге по индексу развития информационных технологий;
- доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
- снижение доли населения, не использующего информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» по соображениям безопасности, в общей численности населения;
- степень дифференциации субъектов Российской Федерации по интегральным показателям информационного развития;
- удельный вес домашних хозяйств, имеющих доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с домашнего компьютера, в общем количестве домашних хозяйств;
- количество высокопроизводительных рабочих мест по виду экономической деятельности «связь» [26].
Анализ данного списка приводит к выводу, что в нем нет показателей, отражающих качество жизни граждан, т. е., фактически, индикаторы программы не показывают, насколько достигается ее цель.
И это не единичный пример. Уже упомянутая ранее Концепция правовой информатизации России в своем тексте вообще не имела цифровых показателей своей эффективности, т. е., показателей, характеризующих выполнение цели.
104
Об этом говорит и Рабаданова Р. М.: «Многие вопросы информатизации в прикладном ее аспекте, особенно на уровне регионов и предприятий, изучены не в полной мере. В частности, недостаточно работ по оценке уровня информатизации экономических объектов: народного хозяйства в целом, регионов, отраслей экономики, предприятий. Еще меньше работ, посвященных месту и роли информатизации, как нового вида ресурсов, оценке влияния показателей информатизации на ключевые социально-экономические показатели» [3].
По нашему мнению, комплексная система показателей информатизации должна включать:
1. Систему показателей, характеризующих цель информатизации. Она будет зависеть от субъекта информатизации. Так, например, при информатизации бухгалтерского учета на предприятии в качестве данных показателей можно использовать величину затрат времени на выполнение одной (типовой) операции, стоимостное выражение ошибок, допущенных при ведении бухгалтерского учета и т. п. В целом же можно сказать, что данные показатели отражают общие характеристики качества предмета информатизации - так, показатели качества жизни населения будут являться показателями цели информатизации для данного процесса применительно ко всему обществу.
2. Подходя к информатизации как к экономической категории, необходимо проанализировать проблемы издержек, связанных с ее развитием [9]. Данные индикаторы - индикаторы затрат на информатизацию можно разделить на 2 основные группы - индикаторы первоначальных инвестиций (отражают размер разовых, первоначальных вложений в информатизацию) и индикаторы текущих затрат, которые отражают величину расходов на поддержание созданной информационной системы в рабочем состоянии. Для определения их на уровне организаций целесообразно воспользоваться системой управленческого учета по центрам ответственности с выделением созданной информационной системы в качестве центра затрат.
3. Показатели, характеризующие процесс медиатизации применительно к предмету информатизации. Любая информационная система нуждается во входящей информации. Данный комплекс индикаторов показывает доступность входящей информации, ее достоверность, скорость ее формирования, необходимый объем и степень ее защищенности.
4. Показатели процесса компьютеризации. Они характеризуют время обработки информации информационной системой, величину задейство-
ванных ресурсов, степень автоматизации обработки.
5. Показатели процесса интеллектуализации, дающие представление об уровне интеграции работы людей и информационной системы - индикаторы отношения пользователей к информационной системе, частоты обращений к ней, степени использования различных ее функций.
6. Показатели эффективности процесса информатизации.
Стоит отметить, что информатизация какого-либо процесса вовсе не является гарантом достижения поставленной цели. Кроме нее, на результат любого экономического процесса воздействуют множество факторов. Таким образом, мы полагаем некорректным при оценке эффективности информатизации использование стандартных показателей эффективности, основанных на простом сопоставлении результата процесса и затрат ресурса на него, а предлагаем использовать для этого математическую модель, аналогичную модели Кобба-Дугласа, где в качестве результативного показателя выступают показатели, характеризующие предмет информатизации. В качестве факторных показателей предлагается брать величину основных экономических ресурсов, задействованных в предмете информатизации, включая показатели, характеризующие информатизацию.
Подводя итоги, можно отметить, что на сегодняшний день процесс информатизации в России ведет к повышению эффективности работы экономики. Однако стоит отметить, что на сегодняшний момент флагманом этого процесса является не государство, а иные структуры, что делает его менее контролируемым; кроме того, на сегодняшний момент отсутствует единое, законодательно закрепленное определение этого термина. Кроме того, отсутствие единой методики оценки данного процесса может свести к нулю положительный эффект для него. Мы считаем, что именно информатизация в обозримом будущем может послужить тем внутренним фактором развития, который позволит экономике России в условиях иностранных санкций продолжать развиваться и укрепляться.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Патрикеева Е. В. Привлечение инвестиций в условиях санкций // Научно-исследовательские публикации. 2015. Т. 1. № 1(21). С. 57-68.
2. Вейлер В. П. Российский сектор информационно-коммуникационных технологий : проблемы и перспективы // Вестник Брянского государственного университета. 2011. № 3. С. 74-81.
105
3. Рабаданова Р.М. Оценка влияния информатизации на социально-экономические показатели регионов: автореф. канд. Эконом. наук: 08.00.05 // Раиса Михайловна Рабаданова. Махачкала, 2013 г., с. 25.
4. Тюкавкин И. Н. Цели, принципы и методы управления информатизацией субъектов реггиональной экономики // Вестник Самарского государственного университета. 2012. № 10 (101). С.196-200.
5. Панкратова Н. В. Информация как определяющий фактор социально-экономического развития / Вестник БГУ. Серия 3. 2012. № 1. С. 38-41.
6. Перский Ю. К., Ковалева Т. Ю. Институциональное представление интеллектуального предпринимательства // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика». 2009. № 4. С. 47-55.
7. Шумаев В. А. Информатизация, маркетинг и логистика // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1 : Экономика и управление. 2013. № 5. С. 35-42.
8. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М. : ВЛАДОС, 1994. 336 с.
9. Тюкавкин Н. М. Информатизация экономики и информационное общество // Вестник Самарского государственного университета. 2012. № 10 (101). С. 139-146.
10. Хохлова Ю. Е. Глоссарий по информационному обществу. М. : Институт развития информационного общества, 2009. 162 с.
11. Сысоева С. В. Сущность категории «информатизация» в современном обществе // Вестник Омского университета. 2011. № 3. С. 330-335.
12. Урсул А. Д. Проблема информации в современной науке. М. : Наука, 1975. 288 с.
13. Федеральный закон № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995 в ред. от 10.01.2003 (недейств.).
14. Постановление Законодательного Собрания Пермской области и Законодательного Собрания Коми-Пермяцкого автономного округа от 20 апреля 2006 г. № 17 «О концепции целевой программы «Развитие системы образования Пермского края на 2006-2010 годы»».
15. Распоряжение Администрации Новгородской области от 03.06.1999 № 327-рг «О концепции информатизации здравоохранения Новгородской области на 1999-2001 годы».
16. Указ Президента РФ от 28.06.1993 № 966 в ред. от 22.03.2005 «О Концепции правовой ин-ф о р матизации России».
17. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 № 2769-р «Об утверждении Концепции региональной информатизации»
18. Соколова И. В. Социальная информатика и социология: проблемы и перспективы взаимосвязи : монография. М. : Изд-во МГУ, 1999. 184 с.
19. ГОСТ Р 51275-2006 Защита информации. Объект информатизации. Факты, воздействующие на информацию. Общие положения. Введ. 2006-1227. М. : Стандартинформ, 2007. 11 с.
20. Федеральный закон № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» от 29.11.2007.
21. Токаров Е. Б. Информатизация общества как вызов национальной идентичности // С. 33-36.
22. Семененко И. С. Поиск национальноцивилизационной идентичности и концепт «особо-г о пути» в российском массовом сознании в контексте модернизации. М., 2004. 171 с.
23. Полозков С., Семенов Т. Исследование различий влияния знаний и информации на развитие общества // Экономист. 2005. № 2. С. 46-50.
24. Ковалева Т. Ю., Наговицина А. Ю. Информатизация как фактор развития высшего образования в РФ // Актуальные вопросы в современной науке. 2014. № 1 (2, 3). С. 134-142.
25. Широбоков С. М. Нормативное и правовое обеспечение системы дистанционного образования - актуальная задача развития системы образования в России // Вестник высшей школы. 2008. № 4. С. 26-35.
26. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 в ред. от 17.06.2015 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»».
106
© 2015
THE NATURE OF INFORMATION, ITS OBJECTIVES, SUBJECTS AND OBJECTS
E. A. Shamin, the candidate of economic sciences, the associate professor of the chair «Economics and automation of business processes»
I. G. Generalov, the teacher of the chair «Economics and automation of business processes»
N. S. Zavivaev, the post-graduate student, the teacher of the chair «Economics and automation of business processes»,
A. D. Cheryomukhin, the post-graduate student, the teacher of the chair «Physics and mathematics» Nizhniy Novgorod state engineering-economic university, Knyaginino (Russia)
Annotation. In the face of external economic pressures the role of internal reserves of growth of the Russian economy. Entered into force on the 5th technological structure outlined the new role of information as a strategic resource of society. Thus, at the present time, a qualitative leap of the economy of Russia is possible only on the basis of use of achievements of scientific and technical progress and active development of the sector of information and communication technologies. In the scientific literature is actively used today, the term «Informatization». It analyses the existing interpretations of this concept in the scientific literature and concluded that lack of a common interpretation of this process in the legal field of Russia, especially in the Federal legislation. The authors own definition of information, defines the objectives, subject, object, subject of this process. It is considered one of its components, in particular intellectualization, communication, and computerization. It is done the peculiarities of each of the processes on the modern stage of development of the Russian economy. It is formulated the thesis about the need to increase the amount of information in the public domain, which should, according to the authors, to accelerate the process of Informatization. I t is defined the objectives of Informatization, the aspects of influence of Informatization on the economy, identifies positive and negative consequences of this process.
It is done the conclusion about the Central role of the state in the process of Informatization management, necessary legislative definition of the concept, objectives and mechanisms of control in formatting. Analyzed the existing legislative documents and scientific literature parameters for evaluation of the process identified, shown and proved incorrect, the author suggests the system of indicators of evaluation of Informatization as a process that involves six components. It includes a system of indicators characterizing the objective information (reflects the General characteristics of object of Informatization), indicators of Informatization cost (divided by the initial investment indicators and indicators of current costs), the indicators characterizing the process of mediatization (shows the availability of the incoming information, its reliability, its speed of formation, the volume and the degree of its protection), the performance of the computerization process, the parameters of the process of intellectua-lization (to give an idea of the level of integration of human and information systems) and efficiency of the information process.
Key words: computerization, efficiency, subject information, object information, purpose of information, communication, computerization, intellectualization
107