СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ...
УДК 37.013.095
Шарафеева Алсу Фатыховна
Кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики Института педагогики и психологии ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет», [email protected], Казань
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ НАУЧНОМЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ
Sharofeyeva Alsu Fatykhovna
Candidate ofpedagogy, professor of the chair ofpedagogics, the Institute of pedagogics and psychology of the Tatar state university of Pedagogy and Arts, sharafeevaafa^mail.ru, Kazan
THE ESSENCE AND STRUCTURAL CHARACTERISTICS OF SCIENTIFIC METHODICAL SUPPORT OF HIGHER SCHOOL EDUCATIONAL ACTIVITY
Создание необходимых условий управляемости и эффективного развития воспитательного процесса в вузе, широкого охвата воспитательной деятельностью студентов, связано с разработкой его научно-методического обеспечения. Научно-методическое обеспечение процесса воспитания студентов в вузе включает в себя решение комплекса задач, направленных на придание ему качеств целенаправленности, концептуальной обоснованности, наличия четко структурированного менеджмента в сфере организации воспитательной деятельности в вузе, планомерности и последовательности в развитии, вариативности содержания и видов воспитательной деятельности, диагностичности, обеспеченности штатом компетентных специа-листов-во спитателей.
Опираясь на многолетний опыт непосредственного участия во внедрении целевых программ воспитания на базе Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, мы утвердились в определенном подходе к разработке их научно-методического обеспечения. В нашем понимании научно-методическое обеспечение воспитательной работы в вузе рассматривается как система поэтапного продвижения к созданию воспитывающего пространства в образовательной среде вуза, в котором происходит личностно-профессиональное развитие и саморазвитие будущего педагога, спецца-листа-гуманитария. Структурно данная система представлена в виде покомпонентно выстроенного процесса. Находясь в отношениях взаимозависимости, выделенные четыре компонента различаются по признаку функционального предназначения (рисунок).
сл
-С*
* выявление ценностных императивов формироваш-и личности будущего специалиста
• формулировка цели и задач воспитания
профессиональной личности будущего специалиста
* разработка структуры воспитательного пространства
• формирование организационной структуры управления воспитательным процессом
определение принципов отбора содержания воспитательной деятельности (вариативности, личностно-ориентированного подхода, этнокультурной насыщенности), взаимосвязи воспитательного потенциала, учебной к внеучебной деятельности и др.
реализация федерального компонента в разработке содержания воспитания
выбор приоритетных программ воспитания (развития студенческого самоу правде ния. поддержка молодой семьи, развитие психологической службы, антияаркотические программы и др-)
анализ качества воспитательной работы прошлого года
освоение новых задач программы развития воспитания в вузе
подготовка комплекта планов воспитательной работы;
- организационно-управленческих мероприятий
- ключевых воспитательных общеуниверситетских мероприятий
- коордннашонно-тематнческого плана факультетов и общих кафедр
- плана повышения квалификации организаторов воспитательной .деятельности
* Технология проектирован)! к воспитательной системы в вузе
* Технологии фор мирования стимулов личностно-профессионального развития и саморззввдиа студентов
* Технология социальнопсихологической поддержки личности
* Технология оценочноаналитической деятельности в орг анизации воспитательного процесса
Компоненты системы научно-методического обеспечения воспитательной работы в вузе
А. Ф, Шарафеева
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ...
Первый компонент системы выполняет функцию концептуально-мётодоло-гического обоснования воспитательной системы вуза, что позволяет выделить ценностные императивы формирования личности будущего учителя, специа-листа-гуманитария; уточнить цель и задачи воспитания профессиональной личности; разработать структуру воспитательного пространства, наметить организационную структуру управления воспитательным процессом.
Следующий компонент научно-методического обеспечения функционально предназначен для осуществления проектирования содержания воспитательной деятельности в вузе, что включает в себя:
- уточнение принципов отбора содержания воспитательной деятельности (принципы вариативности, личностно ориентированного подхода, этнокультурной насыщенности, взаимосвязанной реализации воспитательного потенциала учебной и внеучебной деятельности и др.);
- проведение уровневой дифференциации вузовских программ воспитания (программы воспитания федерального и регионального уровня; программы воспитания, ориентированные на потребности развития самого вуза с учетом сложившихся традиций и интересов студентов; тематические инновационные (авторские) воспитательные проекты).
Функционально значимым является и третий компонент, предполагающий проведение этапа комплексного планирования организуемой в вузе воспитательной деятельности. Деятельность данного порядка включает в себя проведение анализа качества воспитательной работы по результатам прошлого учебного года; определение новых задач программы развития воспитания в вузе; подготовка комплекса планов воспитательной работы: организационно-управленческих мероприятий, плана ключевых воспитательных общеуниверситетских мероприятий, координационно-тематического плана факультетов и общих кафедр; плана повышения квалификации организаторов воспитательной деятельности.
Особая функция в системе научно-методического обеспечения воспитательной работы в вузе реализуется в рамках технологического компонента, что предполагает необходимость раскрытия процессуальных характеристик управления воспитательным процессом в вузе. Это означает, что технология воспитания позволяет представить целостный цикл (своеобразный алгоритм) совместной деятельности преподавателей и студентов по проектированию, организации и осуществлению воспитательного процесса, направленной на результативное решение совокупности конкретных воспитательных задач. В соответствии с классификацией воспитательных задач нами выделены четыре типа технологий, каждая из которых алгоритмизирует определенную последовательность действий по их разрешению: проектирования воспитательной системы в вузе; формирования стимулов личностно-профессионального развития и саморазвития студентов; социально-психологической поддержки личности студента; оценочно-аналитической деятельности в управлении воспитательным процессом.
В ниже приводимой таблице представлена характеристика каждого из выделенных типов технологий.
Технологии научно-методического обеспечения воспитательной деятельности в вузе (этаггы, достигаемые цели, средства)
Технология Технология
Технология формирования Технология оценочно-
стимулов личностно- сошально- аваяитич еской
лриьк нирования воспитательной пр оф ес с ионалького психологич еской деятельности в
системы в вузе развития и поддержки личности управлении
саморазвития студента воспитательного
студентов процесса
-Ц- ил
> анализ > обеспечение > Обеспечение > Систематическое
достижений и условий индивидуально отслеживание
недостаточности проф ессионально' -личностно подхода результатов воспи-
результатов педагогического средствами тания (начальная.
воспитательного наставничества диагностического текущая.
процесса (реализация обследования; обобщающая
прошедшего воспитательного > индивидуальное диагностика);
учебного года; потенциала и групповое > прогнозирование
> уточнение образовательного консультирование. тенденций
стадии долго- процесса. > организация личностного
срочных функционирование тренингов развития развития в
программ вос- института коммуникативной студенческой среде
питания кураторства); культуры; (позитивных и
(федераьных. > развитие > проведение негативных);
региональных) в студенческого коррекдионно- > разработка
новом учебном самоуправ ления профицактич е ских разнообразного
году; (формирование тренингов; комплекса
> введение культуры соучастия > повышение диагностических
новых программ в управлении культуры методик;
и планов жизнеде ятел ь но ста толерантных > разработка
воспитательной учебного заведения. взаимоотношений программ
работы: создание условий преподавателей и творческого
> утверждение для всемерного студентов. развития, выявление
нормативной. развития слабых мест в
про1раммной и студенческой воспитательной
планирующей инициативы): деятельности.
документации на > социально- коррекция
Ученом совете воспитательная действую 1ЦИХ
вуза и Совете по воспитательной работе. практика (формирование позиции социально активного деятеля), программ.
В качестве заключения хочется отметить, что успех реализации названных технологий в практике воспитательной деятельности вуза требует высокой культуры воспитания, которую несет в себе каждый преподаватель, не забывающий о том, что главное в стратегии вуза, как это образно определил С. И. Плаксий, бьггь студентоориентированным вузом [1, с. 21], что предполагает признание обучающихся в нем молодых людей полноправными и активными субъектами своей а!та-ша1ег.
Библиографический список
1. Плаксий, С. И. Стратегия развития российских вузов [Текст] / С. И. Плаксий // Знание. Понимание. Умение. — 2006. - № 4. — С. 15-22.