СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРНО-ФУНКЦИЦОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНОЯЗЫЧНОГО МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Омарова С.К.
Томский государственный педагогический университет, аспирант, Томск
THE ESSENCE, STRUCTURAL AND FUNCTIONAL CHARACTERISTICS OF FOREIGN-LANGUAGE MOBILE
LEARNING
Omarova S.K.
Tomsk state pedagogical university, postgraduate, Tomsk
АННОТАЦИЯ
Цифровые образовательные технологии сделали возможным то, что раньше казалось неосуществимым: найти ответ на любой интересующий вопрос можно получить в самые короткие сроки независимо от твоего местоположения. В связи с этим, отечественные исследователи констатируют необходимость доведения состояния высшего образования до уровня, соответствующего современному показателю научно-технологического и социального развития, по средствам создания новой образовательной системы.
ABSTRACT
Digital educational technologies have made possible what was previously unrealizable: you can get an answer to any interesting question in the shortest possible time, regardless of your location. That is why, domestic researchers confirm the need to bring the state of higher education according to the current indicator of scientific, technological and social development, by means of creating a new educational system.
Ключевые слова: иноязычное образование, мобильное обучение, высшее образование, информационные технологии
Keywords: foreign language education, mobile learning, higher education, informational technologies
Несмотря на существующие теоретические и практические предпосылки становления системы мобильного обучения иностранному языку система мобильного образования еще недостаточно разработана, многие проблемы в отечественной теории остаются недостаточно освещенными в методической литературе.
Необходимо разработать современное понимание сущностных, структурно-функциональных характеристик иноязычного мобильного обучения на основе междисциплинарного подхода; выявить ведущие тенденции, закономерности, принципы и методы мобильного обучения иностранному языку; обосновать организационно-педагогическое обеспечение реализации эффективного иноязычного мобильного обучения. Анализ публикаций показывает, что отсутствует комплексное исследование процесса становления системы мобильного обучения в обучении иностранному языку в высших учебных заведениях. В современных условиях требуется рассмотрение форм взаимодействия преподавателя и студента в мобильной образовательной среде, методологических основ мобильного обучения, научно-практической разработки принципов, методов и средств мобильного обучения с учетом междисциплинарного и модульного подходов. Для исследования процесса мобильного обучения иностранному языку необходимо моделирование деятельности и поддержки педагога, а также учебной деятельности обучающихся в процессе обучения.
Наше понимание термина "система мобильного обучения" включает совокупность дидактических, технических, информационных и организационных компонентов. Система мобильного обучения иностранному языку функционально представляется состоящей, на наш взгляд, из подсистем с набором функций: управления учебным процессом мобильного обучения (создание учебных планов, расписаний, учебно-методического обеспечения курсов, контроль знаний); административно-управленческой (управление ресурсами, проектами, контактами, ведение учебных баз данных); информационной (сбор, накопление и систематизация информации по требуемой тематике, прохождении обучения, аттестации, потребностях в обеспечении учебно-методическими материалами на иностранном языке, информационное обеспечение проведения занятий и др.); научных исследований (анализ и обобщение опыта; исследование фундаментальных дидактических проблем иноязычного образования; поисковые исследования) [1, с.15].
Анализируя работы ученых, занимающихся проблемой исследования перспектив и характерных возможностей мобильного обучения, среди которых: А.А. Андреев (применение портативных персональных компьютеров в системе дистанционного обучения, вводит их классификацию, рассматривает преимущества при чтении с текстового плейера); Р.В. Койнов (массовое внедрение КПК в
образовательную индустрию должно сопровождаться разработкой соответствующих приложений); И.В. Савиных (SMS-рассылки, SMS-опросы, SMS-тестирование); А.Н. Немцев, А.В. Маматов, А.Н. Штифанов (использование технологии сотовой связи и мобильных устройств); А.А. Федосеев, А.В. Тимофеев (обеспечение доступа к информации в любой момент); В.В. Бовт (сложности и проблемы реализации мобильного обучения); А.Е. Щелкунов (трудности реализации мобильного обучения), стоит отметить нехватку комплексных исследований проблем системы мобильного обучения применительно к иноязычному образованию.
Таким образом, исследуя литературу по заданной тематике, необходимо заметить, что постоянный доступ мобильных устройств к информации в любое время является новым инструментарием в формировании человека информационного общества, в котором формируется новая среда обучения, независимая от места и времени.
Опираясь на исследование Б.М. Бим-Бада, утверждавшего важность аксиоматического представления ведущих идей, можно сформулировать аксиомы, характерные также для системы мобильного обучения.
1. Преподаватель иностранного языка не сможет научить обучаемого тому, чего сам не умеет.
2. Инновационное мышление как предпосылка модернизации иноязычного образования и внедрения мобильного обучения.
3. Образовательный эффект мобильного обучения иностранному языку у каждого индивидуальный, нет никакой возможности предсказать, каким он будет у конкретного человека в данной ситуации, но в среде мобильного обучения весьма высока вероятность возникновения личного интереса на основе кризиса компетентности обучаемого.
4. Мобильное обучение иностранному языку основано на взаимоотношениях. Обучаемый всегда включен в целую систему межличностных и социальных взаимоотношений (родители, преподаватели, коллеги, друзья).
5. Мобильное обучение - естественный процесс передачи и восприятия информации, использующий потребность в компьютерном общении, эволюцию технических средств обучения и возможности информационно-телекоммуникационных технологий; естественные склонности человека направляются на то, что необходимо изучить.
6. Иноязычное мобильное обучение необходимо, оно основано на потребности задавать вопросы и свободно самовыражаться, потребности знать и понимать.
7. Мобильное обучение - это работа, требующая сознательных усилий, обучаемые должны активно и вовлеченно трудиться в процессе изучения иностранного языка.
8. Мобильное обучение индивидуально, не существует совершенной теории человеческого поведения для охвата всех различий между реальными людьми.
9. Мобильное обучение языку связано с практикой использования технических средств обучения и возможностей информационно-телекоммуникационных технологий.
10. Мобильный компьютер, иное переносное электронное устройство с возможностью беспроводного доступа к информации и телекоммуникации - неотъемлемый инструмент образовательного процесса мобильного обучения иностранному языку.
11. Управлять иноязычным мобильным обучением может только тот, кто владеет информацией [2, с. 125].
Можно подчеркнуть, что мобильное обучение направлено на эволюционный путь развития образования. В нашей работе мы опирались на исследования закономерностей обучения Б.Г. Ананьева,
A.А. Андреева, А А. Бодалева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, Н.Ф. Талызиной, А.А. Деркача,
B.Г. Зазыкина, Л.И. Катаева, Н.Д. Кузьмина, В. И. Солдаткина, А.В. Соловова, Ю.В. Синягина, В.Г. Михайловского, Л.Г. Лаптева, В.Н. Новикова, Б.М. Бим-Бада, В. П. Бездухова, В.В. Краевского, Н.Е. Можар, А.И. Мищенко, Л.И. Мищенко, Е.С. Полат, И.П. Подласого, Л.С. Поддымовой, В.А. Сласте-нина, Е.Г. Силяевой, С.А. Смирнова, В.В. Серикова, В.П. Тихомирова, Е.Н. Шиянова, А.В. Хуторского и др.
На основе анализа литературы можно сформулировать, во-первых, общие закономерности процесса мобильного обучения иностранному языку: обусловленность мобильного обучения конкретно -историческими факторами, условиями и уровнем развития информационно-коммуникационных технологий; запланированность внутренней и внешней активности и направленности личности в процессе мобильного обучения с учетом влияющих факторов информационной среды; единство обучения и развития личности с использованием комплексных, системных принципов, методов и средств мобильного обучения.
Во-вторых, междисциплинарные закономерности: обусловленность целей и задач мобильного обучения иностранному языку научными рамками учебной и профессиональной деятельности; взаимосвязанность развития ИКТ, информатики и педагогики иноязычного образования в современных условиях; соответствие модели и инновационной технологии мобильного обучения требованиям нормативных документов, научно-методических рекомендаций, учебных программ и планов; формирование у студентов и профессионалов стремления активно проявлять и выражать себя в учебной и профессиональной деятельности, профессиональном развитии и в повседневных отношениях; зависимость процессов обучения не только от учебной и производственной деятельности, но и от реальных условий взаимодействия с окружающей средой, необходимости учета факторов электромагнитной безопасности при использовании технических средств беспроводного доступа.
Опираясь на известные общие и междисциплинарные закономерности, в третьих сформулированы собственно педагогические закономерности: результаты мобильного обучения зависят от целевой установки и комплексного интегрированного содержания материалов, разработанных на основе компетентностного подхода; от междисциплинарных принципов, методов, способов, форм и средств включения обучаемых в учебную, научно-образовательную и практическую деятельность; от регулярности, систематичности выполнения практических заданий и упражнений; от адаптационных способностей личности к интеллектуальным нагрузкам; от коммуникативных способностей обучаемых; продуктивность мобильного обучения находится в зависимости от количества и качества практики, объема выполненных заданий, способствующих формированию компетентности; эффективность мобильного обучения зависит от уровня интеллектуального потенциала среды мобильного обучения, уровня организации и управления учебного процесса с соблюдением рекомендаций по экологичности и безопасности, строгим выполнением правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм, режима труда и отдыха; эффективность повышается вследствие поисково-аналитической, творческо-прогностической и физической напряженности, вызванной поиском и приобретением новых знаний, навыков и умений; продуктивность мобильного обучения зависит от уровня самообразования и саморазвития личности.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что в качестве ключевого, наиболее существенного направления, в котором совершается развитие явления - мобильного обучения -мы видим движение от совместной и социальной сетевой работы с переносными мультимедийными устройствами в сторону широкомасштабного широкополосного мобильного сотрудничества. В наше время Интернет становится мобильным, доступ к ресурсам может быть предоставлен в любое время и независимо от местонахождения пользователя.
Интернет, вначале созданный как магистральная сеть для обмена информацией, вскоре быстро набрал обороты и вытеснил всех конкурентов и стал уже даже не сетью, а уникальной коммуникационной средой, а такие технологии и протоколы как HTTP, WWW и др. дали возможность пользователям небывалого доступа к площадкам для представления своих ресурсов и услуг, но главное -освоение библиотеками Интернет -технологий и увязка с Интернетом разработок в области автоматизации технологий [3, с.271
Возвращаясь к модели коммуникации, лежащей в основе Интернета, можно сказать, что интерактивность в Интернете воплощается уже не на уровне персонального общения через коммуникационную среду, а на уровне непосредственного взаимодействия с самой средой Интернета.
На основе проведенного анализа литературы по изучаемой теме нами выявлены принципы мобильного обучения: непрерывность и адаптив-
ность; индивидуализация процесса обучения; кон-текстуальность обучения; доступность; поддержка управления временем и обучением; гибкое взаимодействие преподавателя с обучаемым.
Стоит также повториться, что ключевым, существенно влияющим на процесс мобильного обучения, является следующий принцип, формулируемый как управляемое интерактивное обучение в любое время в любом месте.
Мобильное обучение становится управляемым процессом, если выявлены основные характеристики процесса; известны факторы, влияющие на их поддержание; сформирована система диагностики; разработана система мер по коррекции и предупреждению отклонений; осуществлена поддержка основных характеристик процесса мобильного обучения в заданных границах; управление мобильным обучением осуществляется через контролируемую самостоятельную работу обучающихся.
К дидактическим возможностям мобильного обучения иностранному языку можно отнести следующее: реализация новых концепций преподавания языка, необходимых современному образованию; освоение новых областей знаний и приобретение новых навыков (технологий, программного обеспечения, Интернет); открытый доступ к образовательным ресурсам иностранных сайтов в любое время, в любом месте, возможность запроса информации; игровое мобильное обучение иностранному языку с помощью переносных игровых консолей; аудиовизуальное представление информации по изучаемой теме, публикация учебно-методических материалов в гипермедийном варианте на основе технологий Web 2.0; формирование информационной культуры обучаемых; оперативное использование интерактивного перевода и изучения иностранного языка; оперативное представление информационно-справочной информации в целях углубленного изучения языка; оперативное проведение интерактивных опросов, голосований; организация совместных телекоммуникационных проектов и обмена мнениями с участниками в любое время и независимо от их местоположения [4, с.111].
Одним из ключевых возможностей, которое могло бы быть внедрено в процесс обучения иностранному языку, является мультимедийное ядро как основа мобильного обучения и носитель учебной информации, включающее новые компоненты (форум, блог, записи студента, симуляция, чат и др.).
В информационно-образовательной среде мобильного обучения знания представлены в визуализированной электронной форме, а самообучающиеся воспринимают эти знания, формируют умения и вырабатывают навыки через самостоятельный, интерактивный режим работы с электронным учебным материалом и диалоговое информационное взаимодействие. Интерактивность позволяет обучающемуся произвести взаимодействие как между обучающимся и учебным материалом, а также интерактивное взаимодействие обучающихся между
собой. Интерактивность обеспечивается компьютерными программами, а также посредством двустороннего коммуникационного канала асинхронного и синхронного взаимодействия самообучающегося и других обучающихся между собой. Мы считаем, что в процессе мобильного обучения со стороны обучающегося осуществляется саморегуляция через самостоятельное приобретение знаний; приобретение знаний по собственной инициативе; самоорганизацию и самоуправление; управление собственным развитием [5, с. 46].
Важными для нашего исследования являются идеи о моделировании компонентов образовательной среды как целостной управляемой педагогической системе, необходимости учета последствий принимаемых решений [6, с.36].
Таким образом, внедрение мобильных средств обучения иностранным языкам, расширение возможностей дистанционного обучения, проведение тестов и опросов по иностранному языку с помощью мобильных устройств, на наш взгляд, существенно повысят эффективность образования в высших учебных заведениях. Использование специализированных возможностей планшетов и смартфонов позволит не только усилить интерес студентов к изучению языков, но и существенно расширить технические возможности обучения дисциплинам в области информационных технологий.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что мобильные устройства содержат огромный дидактический потенциал по их применению в обучении иностранному языку в учебном процессе вуза, который, несомненно, требует дальнейшего изучения, включая разработку программного и методического сопровождения.
Литература
1. Роберт, И.В. / Информатизация образования как новая область педагогического знания / И.В. Роберт. Москва: Человек и образование. 2012. № 1. С. 14-18.
2. Психология и педагогика: просто о сложном. Популярные очерки и этюды / Б. М. Бим-Бад. — М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010. — 144с.
3. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. -М. : Изд. Моск. ун-та, 1969. - 133 с. - С. 27.
4. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М. : Изд-во МГУ, 2003. - 416 с. - С. 111-112.
5. Бондарева Е.В. Профессиональная компетентность специалиста в условиях становления информационного общества // Вестник Волгоградского гос. ун-т. - Сер. 6: Университетское образование. - 2003. - № 6. - С. 44-48.
6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
ОСОБЛИВОСТ1 ВИХОВНО1 СИСТЕМИ БРИТАНСЬКИХ ЕЛ1ТНИХ ШК1Л-ПАНС1ОН1В «ПУБЛ1К СКУЛЗ» («PUBLIC SCHOOLS»)
Хайдарг Н.1.
Хмельницька гумантарно-педагоггчна академ1я, аспгрант,
Украша, Хмельницький
FEATURES OF THE EDUCATIONAL SYSTEM OF BRITISH ELITE SCHOOL PASSIONS «PUBLIC SCHOOLS»
Khaidari N.
Khmelnytskyi Humanitarian-Pedagogical Academy, PhD student,
Ukraine, Khmelnytskyi
АНОТАЦ1Я
У статп виокремлено особливосп виховно! системи елгтних шкш-пансюшв «паблж скулз» («public schools») Велико! Британп. З'ясовано, що елггна освгга Велико! Британи розвивалася упродовж дешлъкох столпъ i е системою, що перевiрена часом та iсторieю, устшно функцюнуе та тдпорядкована чггким ви-соким стандартам якостi.
Автором дослщжено дiялънiстъ британсъких елiтних шкш-пансюшв «паблiк скулз» («public schools») - елгтних школах-пансiонах Велико! Британi!: В^естер (Winchester College), Вестмiнстер (Westminster School), 1тон (Eton College), Рагбi (Rugby School), Харроу (Harrow School), Чартерхауз (Charterhouse School), Шрусберi (Shrewsbury School).
ABSTRACT
The article outlines the peculiarities of the educational system of the elite boarding schools «public schools» of Great Britain. It has been found that British elite education has evolved over the course of several centuries and is a system that is tested by time and history, operates successfully and follows strictly high quality standards.
The author studies the activities of British elite boarding schools «public schools» - elite boarding schools in the UK: Winchester College, Westminster School, Eton College, Rugby School, Harrow School, Charterhouse School, Shrewsbury School.