DOI: 10.12731/2218-7405-2015-11-63 УДК 37.032
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ
Скворцов И.М., Дьячков А.А., Наумов П.Ю.
На современном этапе развития психолого-педагогической науки важным аспектом является исследование феномена «субъекта» и «субъектности». Данная работа посвящена исследованию профессиональной субъектности будущих офицеров. Изучая данный феномен, не представляется возможным достичь своей цели без знания его сущности и структуры.
Ключевые слова: субъектность; профессиональная субъектность; формирование; структура; офицер.
THE ESSENCE AND STRUCTURE OF THE FUTURE OFFICER PROFESSIONAL SUBJECTIVITY
Skvorcov I.M., Diachkov A.A., Naumov P.Ju.
At the present stage of development ofpsychological and educational science research is an important aspect of the phenomenon of «subject» and «subjectivity». This work is devoted to professional subjectivity of future officers. Studying this phenomenon is not possible to achieve its goal without the knowledge of its nature and structure.
Keywords: subjectivity; professional subjectivity; formation; structure; officer.
Исследуя профессиональную субъектность не представляется возможным достичь своей цели без знания сущности и структуры данного феномена.
Проблема субъектности входит в круг интересов многих наук гуманитарного цикла. Психологическая наука проявляет интерес к субъектности в контексте проблемы личности, ее жизненного становления, формирования системы смыслов и ценностей [14 и др.].
Проблемы субъектности в той или иной мере в своих исследованиях затрагивали следующие авторы С.Л. Рубинштейн [9], А.В. Брушлинский [15], А.К. Абульханова-Славская [1-5], Знаков В.В. [21], В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев [31, 32], А.С. Арсеньев [9-10] В.В. Петухов [27], О.А. Конопкин [23], В.И. Моросанова [25], Л.И. Анциферова [7], А.К. Осницкий [26], В.И. Степанский [35], В.Н. Дружинин [19,20], К.В. Карпинский [22], М.И. Воловикова [29, 30], Л.А. Стакнева [34], Л.А. Худорожко [36], Л.И. Воробьева [17, 18].
Одним из самых первых Аристотель дает описание субъекта как носителя свойств, состояний, действий [8].
Н.А. Бердяеву принадлежит идея перенести проблему субъекта из гносеологической плоскости (воплощение высшей энергии) в отношения человека и мира как субъекта и объекта [11-13]. Согласно его теории субъект действительно существует и это есть никто иной, как человек. Противоречие субъекта состоит в том, что он конечен и имеет потенциальную бесконечность.
Ссылаясь на мнение А.В. Брушлинского, Л.И. Воробьевой и В.И. Слободчикова [15, 17, 31, 32] ученый Н.Я. Большунова считает, что основополагающим качеством субъектности является авторство собственной жизни и собственной истории которое не возможно без самоопределения, выраженности определенной позиции человека [14]. Социокультурные образцы в теории ученого выступают как отправной ориентир, помогающий преодолеть человеку свою конечность.
Субъектность, по нашему мнению, является основополагающим качеством профессионального становления личности выпускника вуза. Она определяет качественный уровень образовательного процесса. Субъект профессиональной деятельности - это личность, обладающая качеством профессиональной субъектности - интегративным социально-психологическим феноменом, позволяющим понимать смысл деятельности, задавать и реализовывать в его рамках свои цели и инициировать профессиональную коммуникацию [16]. Ученый А.В. Быкова связывает профессиональную субъектность с системой ценностных ориентаций присущих определенному социальному профессиональных деятелей [16].
Рассматривая проблему профессиональной субъектности А.А. Кравченко, опираясь на труды Б.Д. Эльконина [37] считает, что становление субъекта происходит тогда, когда выражен и объективирован сам сдвиг, переход от натуральной к культурной форме, когда происходит превращение поведения в предмет использования средств обнаружения и видения собственного поведения вне своей сущности [24]. Используя разработанную им систему диагностики про-
явления субъектности, как гуманитарного феномена, исследователь выяснил какие позиции занимает учащийся: обыватель, слушатель, активист, отчуждающийся. Именно эти позиции, по его мнению, являются основными показателями динамики процесса формирования компетентности одновременно со становлением субъектности.
Эффективность реализации профессиональной деятельности, удовлетворенность как процессами, так и результатами своего труда, перспектива в развитии профессиональной карьеры существенно зависят от того, насколько человек пригоден к выполнению конкретных трудовых функций [33].
Субъектность, как свойство личности составляет фундамент профессионального становления и развития профессионала. Отсюда следует, что обязательным моментом в образовании будет являться построение образовательного процесса на основе индивидуально-психологических особенностей обучающихся.
На основе изучения научной литературы по теме исследования нами была разработана структура профессиональной субъектности будущих офицеров (рис. 1).
Рис. 1. Профессиональная субъектность будущего офицера
Функции и выполняемые задачи компонентов разработанной нами структуры профессиональной субъектности будущих офицеров представлены в таблице 1.
Таблица 1
Функции и задачи компонентов структуры профессиональной субъектности будущих офицеров
№ п/п Компонент структуры Функции компонента в структуре Задачи компонента
1. Телеологический Определение целей деятельности, прогнозирование перспективных и оптимальных способов будущей профессиональной деятельности 1 Определение целей деятельности. 2. Прогнозирование на основе рефлексии перспективных и оптимальных способов достижения целей
2. Деятельностный Осуществление профессиональной деятельности на основе определенных оптимальных форм, способов и методов реализации этого процесса. 1. Выбор оптимальных форм, способов и методов осуществления профессиональной деятельности. 2. Реализация процесса профессиональной деятельности на основе выбранных форм, способов и методов
3. Коммуникативный Обеспечение взаимодействия с социумом для получения необходимой информации для выполнения поставленных задач для достижения цели 1. Обеспечение взаимодействия с социумом. 2. Получение необходимой информации для достижения поставленной цели
4. Рефлексивный Составление прогноза наиболее рационального использования ресурсов для достижения профессиональной цели на основе имеющейся информации 1. Переработка поступившей информации. 2. Составление прогноза рационального использования ресурсов
5. Ценностно-мотивационный Формирование необходимых духовных потребностей и идеалов будущего офицера, необходимых и способствующих овладению профессиональными компетенциями 1. Определение необходимых духовных потребностей будущему офицеру. 2. Формирование ценност-но-мотивационной системы офицера, необходимой для профессионального самосовершенствования будущего офицера
Телеологический компонент структуры осуществляет определение целей и задач деятельности, раскрытие отнесенности всех ее слагающих компонентов координирующей и субординирующей системе. В структуру входят: мотив, цель, задачи и результат.
Деятельностный компонент структуры состоит в осуществлении офицером своей профессиональной деятельности на основе определенных оптимальных форм, способов и методов реализации этого процесса.
Коммуникативный компонент структуры обеспечивает принятие необходимой информации для формирования своей ценностно-мотивационной системы, выбор на основе рефлексии оптимальных форм, способов и методов осуществления профессиональной деятельности для достижения определенных целей, выполнение поставленных задач через взаимодействие с социумом.
Рефлексивный компонент структуры необходим для составления прогноза наиболее рационального использования имеющихся ресурсов для достижения профессиональной цели, исходя из имеющейся информации.
Ценностно—мотивационный компонент структуры включает в себя мировоззрение, убеждения, идеалы и интересы, способствующие формированию профессиональных потребностей. Формирование необходимой ценностно-мотивационной системы будущего офицера во многом способствует овладению профессиональными компетенциями, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности.
Таким образом, на основе исследования сущности профессиональной субъектности будущих офицеров и определения ее структуры, представляется возможным организовать процесс формирования изучаемого феномена.
Список литературы
1. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1977. 224 с.
2. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1973. 245 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. 299 с.
4. Абульханова К.А. Психология и сознание личности / К.А. Абульханова. М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. 224 с.
5. Абульханова К.А. Принцип субъекта в отечественной психологии / К.А. Абульханова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. №4. С. 3-21.
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания [Текст]. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
7. Анциферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования /Л.И. Анцифирова // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 5. С. 12-25.
8. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 1. / Аристотель. М.: Мысль, 1976. 551 с.
9. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности / А.С. Арсеньев. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 592 с.
10. Арсеньев А.С. Размышления о работе С.Л. Рубинштейна «Человек и мир» / А.С. Арсеньев // Вопросы философии. 1993. № 5. С. 130-160.
11. Бердяев Н.А. Философия свободы / Н.А. Бердяев. Харьков: ФОЛИО; М.: АСТ, 2002. 736 с.
12. Бердяев Н.А. Самопознание / Н.А. Бердяев. М.: Мысль, 1991. 320 с., Бердяев Н.А. Творчество и объективация / Н.А. Бердяев / Сост. А.Г. Шиманский, Ю.О. Шиманская. - Мн.: Экономпресс, 2000. 304 с.
13. Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря / Н.А. Бердяев. М.: Республика, 1995. 383 с.
14. Большунова Н.Я. Условия и средства развития субъектности. Диссертация на соискание ученой степени д. психол. наук: 19.00.01 / Н.Я. Большунова. Новосибирск, 2007. 545 с.
15. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке / А.В. Брушлинский // Психологический журнал. 1993. Т. 4, № 6. С. 3-15.
16. Быкова А.В. Разработка теоретической модели формирования субъекта профессиональной деятельности // Фундаментальные исследования, № 10, 2013. С. 287-299.
17. Воробьева Л.И. Гуманитарная психология: предмет и задачи / Л.И. Воробьева // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 19-30.
18. Воробьева Л.И. Субъект и / или автор. (О категориях гуманитарной психологии) / Л.И. Воробьева // Вопросы психологии. 2004. № 2. С. 149-158.
19. Дружинин, В.Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии / В.Н. Дружинин. М.: ПЕР СЭ; СПб.: ИМАТОН-М, 2000. 135 с.
20. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. М.: Латерна вита, 1995. 150 с.
21. Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры / В.В. Знаков // Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 104-113.
22. Карпинский К.В. Человек как субъект жизни / К.В. Карпинский. Гродно: ГрГу, 2002. 280 с.
23. Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. 2004. № 2. С. 128-135.
24. Кравченко А.А. Организационно-педагогические условия формирования профессиональной компетентности в единстве со становлением субъектности обучающихся в учреждениях начального профессионального образования // Мир науки, культуры, образования. № 4 (23) 2010. С. 191-193.
25. Моросанова В.И. Субъект и индивидуальная саморегуляция / В.И. Моросанова // Ежегодник Российского психологического общества: материалы 3-го Всероссийского съезда психологов: в 8 т. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. Т. 5. С. 485-486.
26. Осницкий А.К. Психология самостоятельности : методы исследования и диагностики / А.К. Осницкий. Нальчик: Издат. Центр «Эль-Фа», 1996. 191 с.
27. Петухов В.В. Природа и культура / В.В. Петухов. М.: Тривола, 1996. 160 с.
28. Пископель А.А. От традиционных ценностей к уникальным смыслам / А.А. Пископель // Вопросы психологии. 2001. № 6. С. 103-119.
29. Проблема субъекта в психологической науке / Отв. ред. А.В. Брушлинский, М.И. Волови-кова, В Н. Дружинин. М.: ПЭР СЭ, 2000. 382 с.
30. Проблема субъекта в психологической науке / Отв. ред. А.В. Брушлинский, М.И. Волови-кова, В Н. Дружинин. М.: ПЭР СЭ, 2000. 382 с.
31. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. М.: Школьная пресса, 2000. 416 с.
32. Слободчиков В.И. Психология человека: введение в психологию субъективности / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
33. Смирнов Д.В. Развитие профессиональной психологической пригодности будущих офицеров в образовательной среде военного вуза: монография / Д.В. Смирнов, П.Ю. Наумов,
A.А. Дьячков, Красноярск: Научно-инновационный центр, 2014. 144 с.
34. Стакнева Л.А. Субъектный подход к проблеме развития личности и его значение для педагогической психологии / Л.А. Стакнева. Новосибирск: Новосибирское книжное изд-во, 2005. 236 с.
35. Степанский В.И. Свойство субъектности как предпосылка личностной формы общения /
B.И. Степанский // Вопросы психологии. 1991. № 5. С. 98-103.
36. Худорожко Л.А. Психология субъектогенеза в условиях изменившегося общества / Л.А. Худорошко. Новосибирск: Сиб. УПК, 2000. 160 с.
37. Эльконин Б.Д. Психология развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: «Академия», 2001.
References
1. Abulkhanova-Slavskaya K.A. Dialectics of human life / K.A. Abulkhanova-Slavskaya. Moscow: Thought, 1977. 224 p.
2. Abul'hanova-Slavskaja, K.A. O subjekte psihicheskoj dejatel'nosti / K.A. Abul'hanova-Slavs-kaja. M.: Mysl', 1973. 245 p.
3. Abul'hanova-Slavskaja K.A. Strategija zhizni / K.A. Abul'hanova-Slavskaja. M.: Mysl', 1991. 299 p.
4. Abul'hanova K.A. Psihologija i soznanie lichnosti / K.A. Abul'hanova. M.: MPSI; Voronezh: Izd-vo NPO «MODJeK», 1999. 224 p.
5. Abul'hanova, K.A. Princip sub'ekta v otechestvennoj psihologii / K.A. Abul'hanova // Psihologija. Zhurnal Vysshej shkoly jekonomiki. 2005. №4. P. 3-21.
6. Anan'ev B.G. Chelovek kak predmet poznanija [Tekst]. SPb.: Piter, 2001. 288 p.
7. Anciferova L.I. Lichnost' v dinamike: nekotorye itogi issledovanija / L.I. Ancifirova // Psiho-logicheskij zhurnal. 1992. T. 13. № 5. P. 12-25.
8. Aristotel'. Sochinenija v chetyreh tomah. Vol. 1 /Aristotel'. M.: Mysl', 1976. 551 p.
9. Arsen'ev A.S. Filosofskie osnovanija ponimanija lichnosti / A.S. Arsen'ev. M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2001. 592 p.
10. Arsen'ev A.S. Razmyshlenija o rabote S.L. Rubinshtejna «Chelovek i mir» / A.S. Arsen'ev // Vo-prosy filosofii. 1993. № 5. P. 130-160.
11. BerdjaevN.A. Filosofija svobody / N.A. Berdjaev. Har'kov: FOLIO; M.: AST, 2002. 736 p.
12. Berdjaev N.A. Samopoznanie / N.A. Berdjaev. M.: Mysl', 1991. 320 p., Berdjaev N.A. Tvorchest-vo i objektivacija / N.A. Berdjaev / Sost. A.G. Shimanskij, Ju.O. Shimanskaja. Mn.: Jekonom-press, 2000. 304 p.
13. Berdjaev N.A. Carstvo Duha i carstvo Kesarja / N.A. Berdjaev. M.: Respublika, 1995. 383 p.
14. Bol'shunova N.Ja. Uslovija i sredstva razvitija sub'ektnosti. Dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni d. psihol. nauk: 19.00.01 / N.Ja. Bol'shunova. Novosibirsk, 2007. 545 p.
15. Brushlinskij A.V. Problema sub'ekta v psihologicheskoj nauke / A.V. Brushlinskij // Psiholo-gicheskij zhurnal. 1993. Vol. 4, № 6. P. 3-15.
16. Bykova A.V Razrabotka teoreticheskoj modeli formirovanija sub'ekta professional'noj dejatel'nosti // Fundamental'nye issledovanija № 10, 2013. P. 287-299.
17. Vorob'eva L.I. Gumanitarnaja psihologija: predmet i zadachi / L.I. Vorob'eva // Voprosy psihologii. 1995. № 2. P. 19-30.
18. Vorob'eva L.I. Sub'ekt i / ili avtor. (O kategorijah gumanitarnoj psihologii) / L.I. Vorob'eva // Voprosy psihologii. 2004. № 2. P. 149-158.
19. Druzhinin V.N. Varianty zhizni. Ocherki jekzistencial'noj psihologii / V.N. Druzhinin. M.: PER SJe; SPb.: IMATON-M, 2000. 135 p.
20. Druzhinin V.N. Psihologija obshhih sposobnostej / V.N. Druzhinin. M.: Laterna vita, 1995. 150 p.
21. Znakov V.V. Duhovnost' cheloveka v zerkale psihologicheskogo znanija i religioznoj very / V.V. Znakov // Voprosy psihologii. 1998. № 3. P. 104-113.
22. Karpinskij K.V. Chelovek kak sub'ekt zhizni / K.V. Karpinskij. Grodno: GrGu, 2002. 280 p.
23. Konopkin O.A. Obshhaja sposobnost' k samoreguljacii kak faktor subjektnogo razvitija / O A. Konopkin // Voprosy psihologii. 2004. № 2. P. 128-135.
24. Kravchenko A.A. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija formirovanija professional'noj kompetentnosti v edinstve so stanovleniem sub'ektnosti obuchajushhihsja v uchrezhdenijah nachal'nogo professional'nogo obrazovanija // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. № 4 (23) 2010. P. 191-193.
25. Morosanova V.I. Sub'ekt i individual'naja samoreguljacija / V. I. Morosanova // Ezhegodnik Ros-sijskogo psihologicheskogo obshhestva: materialy 3-go Vserossijskogo sjezda psihologov: v 8 vol. SPb.: Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2003. Vol. 5. P. 485-486.
26. Osnickij A.K. Psihologija samostojatel'nosti: metody issledovanija i diagnostiki / A.K. Osnickij. Nal'chik: Izdat. Centr «Jel'-Fa», 1996. 191 p.
27. Petuhov V.V. Priroda i kul'tura / V.V. Petuhov. M.: Trivola, 1996. 160 p.
28. Piskopel' A.A. Ot tradicionnyh cennostej k unikal'nym smyslam / A.A. Piskopel' // Voprosy psihologii. 2001. № 6. P. 103-119.
29. Problema sub'ekta v psihologicheskoj nauke / Otv. red. A.V. Brushlinskij, M.I. Volovikova, V.N. Druzhinin. M.: PJeR SJe, 2000. 382 p.
30. Problema sub'ekta v psihologicheskoj nauke / Otv. red. A.V Brushlinskij, M.I. Volovikova, V.N. Druzhinin. M.: PJeR SJe, 2000. 382 p.
31. Slobodchikov V.I. Osnovy psihologicheskoj antropologii. Psihologija razvitija cheloveka / V.I. Slobodchikov, E.I. Isaev. M.: Shkol'naja pressa, 2000. 416 p.
32. Slobodchikov V.I. Psihologija cheloveka: vvedenie v psihologiju subjektivnosti / V.I. Slobodchikov, E.I. Isaev. M.: Shkola-Press, 1995. 384 p.
33. Smirnov D.V. Razvitie professional'noj psihologicheskoj prigodnosti budushhih oficerov v obrazovatel'noj srede voennogo vuza: monografija / D.V Smirnov, P.Ju. Naumov, A.A. D'jach-kov. Krasnojarsk: Nauchno-innovacionnyj centr, 2014. 144 p.
34. Stakneva L.A. Sub'ektnyj podhod k probleme razvitija lichnosti i ego znachenie dlja peda-gogicheskoj psihologii / L.A. Stakneva. Novosibirsk: Novosibirskoe knizhnoe izd-vo, 2005. 236 р.
35. Stepanskij V.I. Svojstvo sub'ektnosti kak predposylka lichnostnoj formy obshhenija / V.I. Stepan-skij // Voprosy psihologii. 1991. № 5. Р. 98-103.
36. Hudorozhko L.A. Psihologija subjektogeneza v uslovijah izmenivshegosja obshhestva / L.A. Hu-doroshko. Novosibirsk: Sib.UPK, 2000. 160 р.
37. Jel'konin, B.D. Psihologija razvitija: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij. M.: «Aka-demija», 2001.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Скворцов Игорь Михайлович, заместитель начальника кафедры гражданского права, кандидат психологических наук
Новосибирский военный институт внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России
ул. Ключ-Камышенское плато 6/2, г. Новосибирск, 630114, Россия
Дьячков Алексей Анатольевич, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей и прикладной психологии факультета (морально-психологического обеспечения)
Санкт-Петербургский военный институт
ул. Летчика Пилютова, 1, г. Санкт-Петербург, 198206, Россия
Наумов Петр Юрьевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики
Современная гуманитарная академия (Новосибирский филиал)
ул. Ватутина, 71, г. Новосибирск, Новосибирская обл., 630064, Россия
petr.naumov. [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHORS
Skvortsov Igor Mikhailovich, deputy head of the department of civil law, Ph.D. Novosibirsk military institute of internal armies named after Army General I.K. Yakovlev, Russian Interior Ministry
6/2, Klyuch-Kamyshenskoe plato st., Novosibirsk, 630114, Russia
Diachkov Alexei Anatolevich, Senior Lecturer, Department of General and Applied Psychology, Faculty of (moral and psychological support) St. Petersburg Military Institute 1, Letchik Pilyutov st., St. Petersburg, 198206, Russia Naumov Petr Yurevich, Ph.D., assistant professor of general pedagogy Modern Humanitarian Academy (Novosibirsk Branch) 71, Vatutin st., Novosibirsk, 630064, Russia petr.naumov. [email protected]