Научная статья на тему 'Сущность и структура профессиональной компетентности курсантов военных вузов'

Сущность и структура профессиональной компетентности курсантов военных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
518
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КУРСАНТЫ / ВОЕННЫЕ ВУЗЫ / ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL COMPETENCE / MILITARY CADETS / MILITARY HIGH SCHOOLS / TACTICIAN-SPECIAL PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шишков А. И.

В статье раскрывается сущность профессиональной компетентности, формируемой у курсантов военных вузов ходе тактико-специальной подготовки, личностный и системно-деятельностный подходы к формированию профессиональной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шишков А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND STRUCTURE OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF CADETS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

In article opens essence and structure of professional competence, formed beside military cadets of military high schools in the course of tactician-special preparation, personality and system-activity approaches to shaping professional competence.

Текст научной работы на тему «Сущность и структура профессиональной компетентности курсантов военных вузов»

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОИ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Шишков А.И., соискатель кафедры педагогики Военного университета

В статье раскрывается сущность профессиональной компетентности, формируемой у курсантов военных вузов ходе тактикоспециальной подготовки, личностный и системно-деятельностный подходы к формированию профессиональной компетентности.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, курсанты, военные вузы, тактико-специальная подготовка.

ESSENCE AND STRUCTURE OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF CADETS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Shishkov A., the applicant, chair of pedagogics of Military university

In article opens essence and structure of professional competenece, formed beside military cadets of military high schools in the course of tactician-special preparation, personality and system-activity approaches to shaping professional competenece.

Keywords: professional competenece, military cadets, military high schools, tactician-special preparation.

Профессиональная подготовка - процесс сложный, многоступенчатый. Она имеет многогранную, непрерывно развивающуюся структуру. Ее основу составляет система формирования знаний, навыков и умений по тактико-специальной подготовке [1, с 36-44].

Среди дисциплин, изучаемых в военных вузах, тактико-специальная подготовка (ТСП) занимает ведущее положение, так как определяет способность выпускника выполнять задачи в соответствии с должностным предназначением, что существенно повышает роль и место ТСП в процессе формирования профессиональной компетентности курсантов военных вузов [2, с 28-31].

Базисным критерием оценки качества образования выступает профессиональная компетентность как интегральная характеристика выпускника военного вуза, которая определяет его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Способность в данном случае понимается не как предрасположенность, а как умение [3, с 56-61].

Профессиональная компетентность выпускника военного вуза

- это интегральное свойство личности, характеризующее ее стремление и способность реализовать свой потенциал (профессиональные знания, умения, навыки, психологические особенности, личностные качества, профессиональные позиции) для эффективного

выполнения военно-профессиональных обязанностей в частях и подразделениях Вооруженных Сил РФ.

Профессиональную компетентность курсантов военных вузов как сложное структурное образование можно представить следующим образом (см. рисунок 1).

Содержание профессиональной компетентности определяется целями, задачами и характером профессиональной деятельности. Профессиональную компетентность можно рассматривать в двух плоскостях: как компетентность - знание и как компетентность -деятельностная сформированность. Компетентность как знание обусловлена глубиной общенаучных, гуманитарных, профессиональных знаний, характеризующих фундамент профессионального сознания и всей потенциальной составляющей культуры военных кадров. Компетентность как деятельностная сформированность проявляется в воинском труде в рамках конкретной должности, профессии, специальности.

Компетентность невозможно навязать, невозможно сформировать извне в обход целей, намерений, интересов самого человека. Это позволяет говорить о ее личностной основе.

Идея личностного подхода реализуется через педагогический процесс, который обеспечивает всестороннее развитие личности и учитывает, что внешнее педагогическое влияние всегда действует, опираясь на собственную активность личности курсанта. Ценность

Компоненты профессиональной компетентности

Военно- Акмеологический Нормативно- Психолого- Духовно-

профессиональный правовой педагогический нравственный

1 .Общепрофессиональ ные компетенции.

2. Профессиональноспециализированные компетенции.

3. Проектноконструкторские компетенции.

4. Общекультурпыс компетенции.

5. Научноисследовательские компетенции.

Система взглядов,

-творческая Знание законов и убеждений, позиций

самореализация; руководящих и действии,

- активность; документов военного раскрывающих его

- инициатива; управления, правовая отношение к военно-

- саморазвитие. культура педагогическому

процессу

Готовность к служению Отчизне, убежденность в высокой социальной значимости воинского труда ценностные ориентиры, активная жизненная позиция, единство слова и дела.

Рис. 1. Компоненты профессиональной компетентности

личностного подхода состоит в том, что он делает актуальным личность курсанта и создает научную основу для формирования профессиональной компетентности будущего офицера.

Ведь становление компетентного профессионала, способного в различных условиях обстановки эффективно решать поставленные перед ним задачи, предполагает не только овладение им знани-евым и деятельностным опытом, но и познание себя, поиск смыслов выполняемой деятельности, самоопределение, разрешение внутренних и индивидуально-групповых противоречий. С этих позиций личностное и профессиональное развитие курсантов правомерно рассматривать как единый процесс, объединяющим началом которого служит целостность личности, единство ее проявлений в разных сферах жизнедеятельности [4,с 5-11].

Подготовка компетентностного специалиста должна соотноситься не только с новыми методами и иным содержанием обучения, но и с личностным характером педагогического взаимодействия. Поэтому к необходимым условиям качественного формирования профессиональной компетентности курсантов в ходе тактико-специальной подготовки следует также отнести:

- уважение и принятие курсанта как самоценной личности, обладающей разнообразными потребностями, способностями, интересами, стремящейся к достижению жизненных целей, имеющей собственную позицию и право ее реализовать;

- обеспечение личностной включенности курсантов в процесс обучения: направленность на самопознание, развитие субъективного опыта, рефлексивное отношение к изучаемым предметам и явлениям, процессу обучения, самому себе, будущей профессиональной деятельности;

- осуществление педагогического воздействия на курсантов с учетом их индивидуальных особенностей, развитие способности мыслить и действовать в условиях крайне жесткого лимита времени, огромных психических и физических нагрузок [5, с 60-63].

Данный подход предполагает развитие творческих качеств личности, раскрытие ее способностей, постоянное самосовершенствование, саморазвитие, признание человека наивысшей ценностью, активным творцом собственной жизни. Личностно ориентированный подход означает, что при наличии необходимых педагогических условий и психологической поддержки человек способен самостоятельно и осознанно осуществить свой профессиональный выбор.

Системно-деятельностный подход является интегрированным образованием, синтезирующим в себе системный, деятельностный психолого-педагогические подходы и собственно профессиональный подход.

Системный подход предполагает рассмотрение объекта изучения как системы, выявление определенного множества ее элементов (все их выявить и учесть невозможно, да и не требуется), установление, классификацию и упорядочение связей между этими элементами, выделение из множества связей системообразующих, обеспечивающих соединение разных элементов в единую систему. Системный подход позволяет военному педагогу при изучении любого объекта выявить структуру (выражающую относительную жизненность) и организацию (количественную характеристику и направленность) системы, основные принципы управления ею.

Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие обучаемых определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления - эмпирический или теоретический.

Деятельностный подход рассматривается как профессиональное развитие деятельности курсанта. В ходе профессионального развития курсанты осуществляют деятельность, которая состоит из следующих структурных компонентов: цель, мотивы, проектирование работы, средства достижения цели, действия, результат, оценивание.

На этапе освоения профессии особую значимость приобретает включение курсантов в различные виды деятельности на основе рефлексии, что способствует сознательному профессиональному становлению.

В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.

Системно-деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности курсантов, адекватную современным приоритетам российского модернизирующегося образования. Следование этой теории при формировании содержания общего образования предполагает, в частности, анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки. В системно-деятельностном подходе компетентность определяется как «знание в действии», проявляющаяся в способности применять усвоенные знания и навыки для достижения эффективного результата деятельности.

Таким образом, профессиональная компетентность курсантов военных вузов, формируемая в ходе ТСП, предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками. Именно она позволяет выпускнику военного вуза успешно участвовать в воинском труде и выполнять различные виды военно-профессиональной деятельности, в каждой из которых синтезируются знания и подготовленность к выполнению практического действия.

Литература:

1. Скородумов А.И. Боевая подготовка войск (сил): актуальные проблемы и пути их решения // Военная мысль. 2003. №9. с 36-44.

2. Ковалевич О.Д. Подготовка офицеров тактического звена: организация и направления совершенствования // Военная мысль. 2003. №10. с 28-31.

3. Лукъянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя // Педагогика. 2010. №1. с 56-61.

4. Вознюк М.А. Новые направления совершенствования образовательного процесса в высшей военной школе войск связи // Новые образовательные технологии высшей военной школы / Под ред. М.А. Вознюка. - СПб.: ВАС, 1997, с 5-11.

5. Самойлов В.Д. Высшее образование офицеров: проблемы и пути их решения //Военная мысль. 2003. №5. с 60-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.