ущность и СПЕЦИФИКА УНИВЕРСАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
УДК 008(091):378.978 А. П. Мансурова
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье даётся исторический обзор и источниковедческий анализ по проблеме универсальности в педагогике профессионального образования. Философы Древнего мира, Средневековой Европы, эпох Возрождения, Просвещения и современного периода, размышлявшие над понятиями универсума, универсальности, универсализма, универсализации, перечисляются с учётом ключевых концептуальных положений, объединяющих их творчество. Труды современных отечественных исследователей, представленные в аналитическом ракурсе, позволяют сформулировать определение универсальности в контексте профессиональной подготовки, сформировать объективное понимание значимости, перспективности и в то же время проблемности организации универсальной подготовки профессионалов в вузе. среди выводов анализа развития проблемы универсальности на уровне педагогики высшего образования центральное место занимает положение о целесообразности организации универсальной подготовки профессионала на основе модульного подхода.
Ключевые слова: концепции универсальности европейских и российских философов, универсальность как качество личности, универсальная подготовка профессионала широкого музыкального профиля в вузе, модульный подход.
A. P. Mansurova
Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation,
THE ESSENCE AND SPECIFICS OF UNIVERSAL TRAINING AT THE UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF THE HUMANITIES
The historical review and analysis on the problem of universal training are stated in the article. Philosophers of Ancient world, Medieval Europe, epochs of Renaissance and Enlightenment, modern period, which meditate upon the Universes, universality, universalism, universalization, are recounted according main conceptual statements of their works. The analysis of contemporary Russian researches let to form content of «universality» in the context of professional training, to understand the perspectives and the problems of universal professional training organization at university. The main conclusion of the problem's analysis is the priority role of modular approach to the organization of universal training of professionals.
Keywords: universality conceptions of European and Russian philosophers, universality as a personal characteristic, the professional of wild musical profile universal training at the university, modular approach.
МАНСУРОВА АННА ПЕТРОВНА — кандидат педагогических наук, профессор кафедры музыкального образования Московского государственного университета культуры и искусств
MANSUROVA ANNA PETROVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Professor of Department of musical education, Moscow State University of Culture and Arts
141406
e-mail: anyuta-77mosco@yandex.com © Мансурова А. П., 2014
Теория универсальности, а также разработанные на её основе концепции универсальности и универсализации опираются на философско-культурологический базис, формировавшийся европейскими и отечественными мыслителями в течение двух тысячелетий. В каждый отдельный культурно-исторический период проблема понимания сущности и значения универсальности решалась в соответствии с бытовавшими представлениями, ценностными ориентациями и потребностями социума. Представители абсолютно всех европейских философских школ размышляли над сущностью универсума, принципами универсальности, возможностями целого, общего быть вмещённым, воплощённым и реализованным в частном, индивидуальном.
Первые в европейской цивилизации идеи универсализма были высказаны древнегреческими философами-досократиками. Анаксимандр, Гераклит, Анаксагор последовательно развивали принцип природо упорядоченного единства. Платон и Аристотель создали целостные идейные системы в различных областях гуманитарного знания, претендующие на универсальное прикладное значение. Плеяда неоплатоников — плотин, порфирий из тира, Прокл - трактовали универсальность как принцип божественно упорядоченного единства.
Представители школы схоластики — Августин, Эриугена, Ансельм Кентерберий-ский - делали акцент на выделении единичного в общем. Первые попытки интегрировать знаниевый потенциал религии и науки в целях поиска ответов на вопросы о сущности универсума предпринял Н. Кузанский.
Возвращение к идеям первопричинности природы обусловило становление и развитие природного универсализма в трудах эпохи Просвещения. Идея универсальности являлась движущей силой философской и естественнонаучной мысли Т. Гоббса, Дж. Локка, П.-А. Гольбаха. Активное развитие точных и естественных наук в следующий исторический период привело к станов-
лению гносеологического универсализма в рамках научно-философского творчества Б. Спинозы и Г. В. Лейбница. С опорой на положения об универсальной природе человека ф. Бэкон и Р. Декарт разработали теорию универсального разума и рациональности как ключевой принцип и признак универсальности. Идея об универсальности разума предполагала универсальность человека, его природы, что, несмотря на многие очевидные истинные моменты, отвергало, однако, возможность и значимость культурных особенностей, индивидуальных отличий.
На следующем этапе развития философии и наук, на основе синтеза общих законов науки и личностных проявлений человеческой психики, возник универсализм И. Канта. Его идеи «вечного мира» и «всемирно-гражданского состояния» человеческого общества, сформулированные и получившие дальнейшее развитие и обоснование в основных трудах, в частности в «Критике способности суждения», определили направленность развития социального универсализма.
Если проблему универсальности рассматривать с позиции системного подхода, то следует обратиться к результатам размышлений Г.Гегеля о системном и логично организованном генезисе и характере универсальности. Глубокое изучение категории бесконечности представлено философом в труде «Философия религии». В дальнейшем немецкий классический универсализм формировался концепциями И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинга, Л. А. Фейербаха. Идея Ф. В. Шеллинга о преобразовании человека и его жизни посредством искусства, лежащая в основе его концепции жизне-творчества, является примером прикладного, личностно-ориентированного значения универсальности.
На основе синтеза научных законов теории универсальности разрабатывали также представители классического позитивистского универсализма О. Конт, Э. Литтре,
Г. Спенсер, Дж. С. Милль. В трудах К. Маркса мы находим сравнение категории универсальности с понятиями единства, однородности, единообразия. К. Маркс видел основу реализации универсализма общества в труде, который накладывает на процессы, средства и результаты деятельности людей понятие всеобщности.
В творчестве русских философов XIX— XX веков, в контексте различных авторских концепций и теорий, получил своё оформление православный универсализм - в концепции всеединства В. С. Соловьёва, теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского, концепциях космизма Н. Ф. Фёдорова, С.Н. Булгакова, П. А. Флоренского, К. Э. Циолковского, Н. А. Умова, В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского, Н. Г. Холодного, В. Ф. Одоевского, Ф. И. Тютчева. О всемирной семье, всемирном гражданстве говорил Н. Ф. Фёдоров, видя необходимость для России влиться в мировой социум для дальнейшего развития и совершенствования всех сфер жизнедеятельности общества.
Среди современных концепций универсализма наиболее известными являются концепции Р. Карнала, Б. Рассела, А. Тарско-го, Л. Витгенштейна, в которых на примере выявления общих категорий языка науки формируется теория гносеологического неопозитивистского универсализма. На основе интеграции религиозных, научных и философских принципов познания сформировался синтетический неотомистский универсализм Э. Жильсона, Ж. Маритена, А. Сертийанжа, Ю. М. Бохеньского. В концепции универсализма О. Шпанна в качестве ведущего принципа выдвигается принцип целостности, в качестве примера представляется общество как духовная целостность.
Рассмотрим результаты исследований современных отечественных учёных, в которых категория универсальности и другие родственные понятия представлены в аспекте соответствия личности требованиям современной общественной жизни и могут быть интерпретированы в контексте про-
блемы универсальной подготовки профессионала.
Советский исследователь Ю. А. Толкачев осуществил социально-философский анализ категории универсальности как комплексного личностного качества. Автор проводит смысловые параллели между универсальностью личности и такими профессионально и социально значимыми характеристиками, как целостность, гармоничность, всесторонность. В то же время философ доказывает, что «универсальность несводима к всесторонности» [5, с. 10], которая, в свою очередь, выступает лишь предпосылкой для развития и реализации универсальности. Важным для современного понимания универсальности как ключевой профессиональной характеристики личности является акцентирование Ю. А. Толкачевым внимания на синонимичности термина «универсальность» понятию бесконечности. Данная семантическая взаимосвязь позволяет формировать идею «бесконечного» повышения профессионального мастерства, которая в настоящее время является основой концепции «обучения всю жизнь» («Lifelong learning»).
Понимая универсальность как единство всеобщности, бесконечности и неисчерпаемости свойств, молено утверждать, что «сущностью универсальности является отнюдь не механическое соединение различных функций индивида, но такое движение, взаимопроникновение его сущностных и природных сил, которое позволяет изменить "заданность", однонаправленность человека и тем самым обеспечивает развитие его способностей в новых направлениях» [5, с. 47].
В. Е. Гарпушкин предлагает собственное видение сущности универсального, которое «не дублирует общее или всестороннее, оно богаче их по содержанию, включает индивидуальное» [2, с. 60]. Опираясь на семантические связи категории «универсальное» и понятия «Универсум» (по Н. Кузанскому - совершенное, бесконечное, равное един-
ство многого), философ отмечает ключевую характеристику универсального - «целостность множества взаимосвязанных сторон» [2, с. 60]. В результате критического осмысления всех существующих теорий универсализма в контексте современных социальных, духовных, культурологических проблем, В. Е. Гарпушкин вводит в научно-практический оборот авторское определение понятия универсального, которое представляет собой «высшее единство общего, особенного и единичного, включающее ... многосторонность и многофункциональность целого; единство его сторон; его завершённость; подобие Универсуму (бесконечности); его индивидуальную автономию» [2, с. 60].
О существовании взаимосвязи универсальности как характеристики профессиональной деятельности личности и её внутреннего потенциала говорит современный социолог М. Е. Гинзбург. В контексте проблемы формирования универсальности как социальной характеристики выпускника вуза учёный определяет в качестве условия проявления универсальности и достижения высоких профессиональных показателей «реализацию задатков и склонностей индивида» [3, с. 108]. На основе анализа изменения пространственного и временного факторов, определяющих направленность, интенсивность, скорость, содержание деятельности современного человека, учёный формулирует понятие универсальности личности, раскрывающееся в «наличии тех знаний и умений, которые обеспечивают необходимую пространственную и временную её мобильность в соответствии с требованиями постоянно ускоряющихся научно-технических и социальных преобразований в современном мире» [3, с. 9].
А. О. Бударина, опираясь на концептуальные положения М.Е. Гинзбурга, определяет универсальность личности в трёх аспектах: как «системно-структурное свойство личности, стимулирующее движение её социального качества, способствуя безгранич-
ному появлению новых свойств» [1, с. 57],
как «общую способность, определяющую сочетание, взаимопереход, соподчинение разнородных видов деятельности, субъектом которых она является, и специфическую способность к участию в основных видах деятельности на основе взаимообогащения всех компонентов системы в процессе их взаимодействия» [1, с. 57], а также в качестве «характеристики особого уровня развития её сущностных сил» [1, с. 58], что является «важнейшим условием для успешного функционирования в современном мире» [1, с. 58]. В изучении категории универсальности А. О. Бударина приходит к обоснованию универсальности как неотъемлемой характеристики профессионализма, критерия качества и результата профессиональной подготовки, профессионального образования.
А. И. Субетто разработал систему универсальных компетенций, в которой представлены во взаимосвязи, во-первых, основные научные области, во-вторых, основные виды деятельности человека (интеллектуальной, психоэмоциональной, творческой, физической, коммуникативной). Основные идеи концепции воспитания универсального человека на основе системы универсальных компетенций оформлены учёным в ряде положений, среди которых следует отметить положение о формировании универсальной образовательной модели на основе универсальных компетенций: «Функция универсальных компетенций при описании целей и результатов образования ... в системе образования России состоит в обеспечении формирования универсального, всесторонне, гармонично развитого, универсально-целостного человека и на этой базе - его профессионализма в соответствии с выбранными направлениями обучения и специальности» [4, с. 95]. В этих условиях «профессиональные компетенции не противостоят универсальным компетенциям, а являются "подмножеством" универсальных компетенций и одновременно базиру-
ются на универсальных компетенциях» [4, с. 95].
Учёный не отказывается от необходимости ориентироваться на существующие рыночные потребности. Учитывая требование подготовки конкурентоспособного выпускника вуза, А. И. Субетто вводит в научно-практический оборот педагогики профессионального образования понятие «конкурентный человек», что является частной формой проявления универсального человека. Однако исследователь предупреждает, что «абсолютизация "конкурентного человека" как цели образования ... становится барьером не только в задаче формирования универсального человека ... но и превращается в фактор разрушения самой системы образования, его научного и гуманистического потенциалов, его фундаментальной составляющей, в фактор примитивизации и прагматизации высшей школы» [4, с. 95—96].
На основании обзора и установления периодизации развития теории универсализма, изучения содержания категории универсальности в научных трудах представителей различных философских и методологических школ можно прийти к следующим выводам в контексте нашей исследовательской деятельности, основной проблемой которой является универсальная подготовка профессионала широкого музыкального профиля.
Состояние философского, научного, религиозного мировоззрения, уровень технологического и социального мышления общества в целом обусловливают содержание возникающих в этом обществе гипотез об универсальности различных явлений, процессов, феноменов социальной, духовной, творческой жизни общества, определяют выбор методологических основ для формирования отдельных авторских теорий универсального содержания. В свою очередь, теории универсальности, впитавшие в себя на философском, методологическом и общенаучном уровнях наиболее актуальные
в конкретном обществе идеи, мировоззренческие, коммуникативные, деятельностные модели, будут наиболее востребованы в обществе, приняты научным сообществом, получат широкое распространение на эмпирическом уровне.
Концептуальной основой универсальных процессов в любой сфере или отрасли являются ключевые идеи универсализма, а именно идеи социального и культурного синтеза, единства, целостности в мировом масштабе. Именно на основе идей универсализма и универсализации разрабатываются модели межкультурной профессиональной и социальной коммуникации, модели «формирования единого поля общечеловеческой универсальной культуры», облегчающего межличностную коммуникацию на всех уровнях и во всех содержательных аспектах.
В качестве одного из базисных структурных компонентов личности и её системных свойств универсальность взаимосвязана с другими важными личностными характеристиками — целостностью, гармоничностью, всесторонностью. Структурно все перечисленные качества не располагаются на одном уровне взаимодействия. Анализируя сущность и результаты проявления их сформированности в практической деятельности индивида, мы видим причинно-следственный характер их формирования и проявления. Нам представляется, что сформированность и проявленность в определённых практических видах деятельности личностной целостности, гармоничности и всесторонности являются условием формирования и проявления универсальности, возможностью для появления в структуре личности данного качества в социальном и профессиональном аспектах.
Универсальность личности в профессии должна характеризоваться следующими категориями: энциклопедичность (информационно-теоретический уровень); разносторонность (компетентностный уровень — уровень способностей и готовности); инте-гративность и мобильность(методический
уровень); всеохватность (практический про-фессионально-деятельностный уровень).
Универсальность музыканта взаимосвязана и взаимообусловлена универсальностью музыки как вездесущего, всеохватывающего, вездеприсутствующего явления, способного к адаптации, изменению, обладающего неисчерпаемым числом вариантов (видов, форм, жанров, направлений), объединяющего искусства с интегративным потенциалом в отношении не только других видов искусства, но и различных научных областей, а также практических видов человеческой деятельности. К такому мнению склоняются многие отечественные учёные, утверждающие, к примеру, что «интеграция гуманитарного и музыкально-эстетического предметных циклов по принципу тематического и целевого соответствия позволяет достичь такого содержательного объёма образовательного процесса, который сможет отвечать современным критериям качества образования — целостности, вариативности, креативности, полифункциональности, — определяющим теоретическую, методи-
ческую и практическую эффективность системы образования в целом» [6, с. 138].
Учитывая стремительные изменения в социально-экономических, политических отношениях современных государств, которые существенно влияют на политику, стратегии, содержание социальных сфер, в частности образования, молено прийти к выводу, что универсальная подготовка профессионала должна обеспечивать выпускников такой системой качеств, способностей, знаний, умений, навыков, которые обеспечат стабильность в любой нестабильной обстановке. Что касается методологической основы, то мы уверены, что универсальность подготовки структурно и технологически, на уровне предметной организации образовательного процесса, может быть реализована с помощью инструментария модульного подхода и выражена в комплексе образовательных модулей, совокупность которых обеспечивает достижение универсальности как социальной характеристики, обозначающей фактически неограниченный профессионализм.
Примечания
1. Бударина А. О. Методология и технологии формирования профессиональной универсальности лингвистов : дис. на соиск. учен. ст. доктора педагогических наук / Бударина Анна Олеговна. Калининград, 2011. 676 с.
2. Гарпушкин В. Е. Гуманистический универсализм как парадигма мировоззрения : дис. на соиск. учен. ст. доктора философских наук / Гарпушкин Вячеслав Ефимович. Иваново, 2010. 291 с.
3. ГинзбургМ. Е. Универсальность как социальная характеристика выпускника вуза: социологический анализ : дис. на соиск. учен. ст. кандидата социологических наук / Гинзбург Мария Евгеньевна. Екатеринбург, 2005. 168 с.
4. Субетто А. И. Универсальные компетенции: проблемы идентификации и квалиметрии (в контексте новой парадигмы универсализма в XXI веке). Санкт-Петербург, 2007. 149 с.
5. Толкачев Ю. А. Универсальность личности (социально-философский аспект исследования) : дис. на соиск. учен. ст. кандидата философских наук / Толкачев Юрий Аркадьевич. Свердловск, 1984. 154 с.
6. Черватюк П. А. Перспективы интеграции искусства и науки в системе общего образования // Высшее образование в России. 2011. № 12. С. 137-140.
References
1. Budarina А. О. Metodologija i technologii formirovanija professionVnoi universal'nosti lingvistov. Diss. dokt. ped. nauk [The methodology and techniques of linguists professional universality forming. Doct. ped. sci. diss.]. Kaliningrad, 2011. 676 p.
2. Garpushkin V. E. Gumanisticheski universalizm kak paradigm mirovozzrenija. Diss. dokt. filos. nauk [Humanistic universalism as a paradigm of ideology. Doct. philos. sci. diss. ]. Ivanovo, 2010. 291 p.
3. Ginzburg M. E. Universalnost' kak sotsiaVnaja charakteristika vypusknika vuza: sotsiologicheski analiz.
Diss. kand. sotsiol. nauk [Universality as a social characteristic of university graduate. Cand. sociol. sci. diss.]. Ekaterinburg, 2005. 168 p.
4. Subetto A. I. UniversaPnyje kompetentsii: problem identifikatsii i kvalimetrii (v kontekste novoi paradigm universalizma v XXI veke) [Universal competences: the problems of identification and qualimetry (in the context on new paradigm of universalism in the XXI century)]. St. Petersburg, 2007. 149 p.
5. Tolkachev Yu. A. Universal1 nost lichnosti (sotsiaPno-filosofski aspect issledovanija). Diss. kand. filos. nauk [Personal universality (social-philosophical aspect of research). Cand. philos. sci. diss.]. Sverdlovsk, 1984. 154 p.
6. Chervatyuk P. A. Perspectives of art and science integration in the system of education. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], 2011, No. 12, pp. 137-140. (in Russian).
СПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ТЕХНИКА МУЗЫКАНТА-ДУХОВИКА: К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ
УДК 78.07:378.978 М. В. Анисимов
Московский государственный университет культуры и искусств
Музыкально-исполнительскую деятельность невозможно осуществлять, не обладая как общемузыкальными, так и характерными для той или иной исполнительской специальности, в том числе и для музыкантов-духовиков, знаниями, умениями и навыками, которые формируются и закрепляются в ходе профессионального обучения и накопления игрового опыта. При этом игровая практика музыканта-духовика всегда обуславливается природой исполнительского процесса, из которого можно выделить целый комплекс взаимосвязанных специализированных двигательно-технических приёмов, способов и интонационно-выразительных средств, имеющих как общие, так отличительные свойства и характеристики. Данный комплекс и его элементы позволяют музыканту-духовику осуществлять звукоизвлечение и звуковедение адекватно требованиям интерпретируемой музыки. Это явилось необходимой предпосылкой для выяснения функциональной связи двигательной техники с художественной техникой. Материал статьи излагается в единой теоретической перспективе — способы оценки содержания исполнительской техники, технологии её организации в системе исполнительского процесса, пронизанного прямыми и обратными связями с музыкально-художественным содержанием исполняемого музыкального произведения. В данной статье также предлагается авторское понимание категории исполнительской техники музыканта-духовика.
Ключевые слова: исполнительский процесс, исполнительская техника, компоненты, система, музыкант, музыкальный инструмент.
АНИСИМОВ МАКСИМ ВЛАДИМИРОВИЧ — аспирант кафедры духовых оркестров и ансамблей Московского государственного университета культуры и искусств
ANISIMOV MAKSIM VLADIMIROVICH — doctoral student of Department of brass orchestras and ensembles, Moscow State University of Culture and Arts
e-mail: anisklarnet@rambler.ru © Анисимов М. В., 2014