Научная статья на тему 'Сущность и современная трактовка таможенных платежей'

Сущность и современная трактовка таможенных платежей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4657
492
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / НАЛОГ / ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА / ФУНКЦИИ ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНЫ / ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ / CUSTOMS PAYMENTS / TAX / CUSTOMS DUTY / FUNCTIONS OF THE CUSTOMS DUTY / CUSTOMS-TARIFF

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кожевникова Вера Николаевна

Представлены сущностная характеристика таможенных платежей, сравнительная характеристика понятий «налог» и «таможенная пошлина». Обоснована налоговая природа таможенной пошлины и выделены ее основные функции. Приведено понятие таможенного тарифа и проанализировано его назначение в системе таможенных платежей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Essence and modern treatment of customs duty

The essential description of the customs payments is represented in the article. There is also a comparative description of notions of «tax» and «customs duty». The tax base of the customs duty has been grounded and its basic functions have been defined. The concept of customs-tariff is given along with the explanation of its function in the system of customs payments.

Текст научной работы на тему «Сущность и современная трактовка таможенных платежей»

- возможность отсрочки признания полученного дохода или налоговое освобождение при передаче активов между компаниями — членами холдинга.

Данные направления способствуют снижению налоговой нагрузки, следовательно, для стимулирования увеличения объемов производства и улучшения финансового состояния сельскохозяйственных предприятий, в том числе и агрохолдингов, большое значение имеет совершенствование налогообложения. На наш взгляд, совершенствование должно осуществляться по следующим направлениям.

Во-первых, считаем, что следует разрешить сельскохозяйственным производителям исполнять налоговые обязательства по уплате НДС в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 145 НК РФ, согласно которой сельскохозяйственный производитель освобождается от исполнения налоговой обязанности по уплате НДС, если выручка от реализации не превышает 2 млн р. за календарный квартал. Налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщикам товаров, работ, услуг, используемых в производственной деятельности, учитывается в составе расходов для целей налогообложения единым налогом. Если же масштабы деятельности превышают установленный критерий, организация становится плательщиком НДС в обязательном порядке.

Во-вторых, на наш взгляд, агрохолдинги должны использовать ЕСХН, который спо-

собствует снижению налоговой нагрузки. Соответственно необходимо развивать консолидированную налоговую отчетность для агрохолдингов.

В-третьих, для развития налогообложения в сельском хозяйстве следует использовать зарубежный опыт, который заключается в том, что налоги в сельском хозяйстве экономически развитых стран (Германия, Франция, Италия, США, Канада и др.) носят в основном не фискальный характер, а призваны стимулировать рост производства, приток инвестиций в отрасль, предпринимательскую инициативу. Система налогообложения в этих странах направлена на поддержку мелких индивидуальных производителей через предоставление им существенных налоговых льгот. На крупных сельскохозяйственных производителей распространяется мягкий налоговый режим.

Таким образом, в целях развития налогообложения в сельском хозяйстве России при выборе метода налогообложения и предоставления льгот следует учитывать как специфику отрасли, так и зарубежный опыт налогообложения. Важным и необходимым шагом в развитии сельскохозяйственных объединений является закрепление законодательной базы, регулирующей финансово-хозяйственные отношения. Реализация данных направлений позволит значительно улучшить финансовое состояние сельскохозяйственных предприятий и обеспечить стабильное развитие отрасли.

В.Н. КОЖЕВНИКОВА

ассистент Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск E-mail: vera_k76@mail.ru

СУЩНОСТЬ И СОВРЕМЕННАЯ ТРАКТОВКА ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Составной частью финансовой политики государства является таможенная политика. Она осуществляется путем применения таможенных пошлин, налогов и сборов при перемещении товаров через границу, а также таможенных процедур для достижения определенных экономических, финансовых и торгово-политических целей. Согласно Таможенному кодексу РФ, таможенное дело

«представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу»1. В России общее управление та-

© В.Н. Кожевникова, 2008

В.Н. КОЖЕВНИКОВА

моженной деятельностью осуществляют Президент и Правительство РФ, а центральным исполнительным органом является Федеральная таможенная служба. Таможенная деятельность осуществляется через региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты. К основным функциям таможенных органов относятся:

- взимание таможенных платежей, налогов и сборов;

- обеспечение порядка при перемещении товаров через границу;

- ведение борьбы с контрабандой;

- оказание содействия в борьбе с терроризмом;

- осуществление контроля за вывозом стратегических материалов;

- ведение таможенной статистики внешней торговли;

- обеспечение государственных органов, предприятий и граждан информацией по таможенным вопросам;

- содействие защите государственной безопасности, окружающей среды и интересов российских предприятий и предпринимателей.

Согласно ст. 318 Таможенного кодекса, к таможенным платежам относятся ввозная и вывозная таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, акциз, таможенные сборы2.

Налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, регулируются нормами Налогового кодекса РФ. Уплата этих платежей является неотъемлемым условием ввоза товаров, а также она осуществляется при совершении иных действий, предусмотренных Таможенным кодексом РФ, в зависимости от избранного режима декларирования.

Таможенные сборы, согласно Налоговому кодексу РФ, имеют правовую природу. «Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав

или выдачу разрешений (лицензий)»3. Следовательно, таможенные сборы — это плата за услуги, предоставляемые таможенными органами.

Перейдем к рассмотрению понятия «таможенная пошлина» и ее классификации. В экономической литературе прочно закрепилось понятие таможенной пошлины, но ученые до сих пор не пришли к единому мнению относительно ее экономической сущности; высказываемые точки зрения порой прямо противоречат друг другу. Таможенный кодекс РФ закрепляет, что товары, перемещаемые через российскую таможенную границу, подлежат обложению таможенной пошлиной в соответствии с законом РФ «О таможенном тарифе», однако четкого определения таможенной пошлины не дает. В Налоговом кодексе РФ содержится определение государственной пошлины, согласно которому это «сбор, взимаемый с лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий»4. А.Н. Козырин говорит, что «в правовой и экономической литературе нет единого представления о природе таможенных пошлин и выполняемых ими функций»5. А.П. Киреев считает, что «таможенная пошлина — это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта»6. В учебнике «Таможенное право России» под редакцией Н.И. Химичевой приведены следующие основные признаки таможенной пошлины: «Во-первых, это обязательный взнос в Федеральный бюджет, не нарушающий при этом конституционное право на свободу предпринимательской деятельности. Во-вторых, таможенная пошлина опосредована процессом перемещения грузов через таможенную границу РФ и является средством достижения этой цели. В-третьих, таможенная пошлина возмездна, то есть фактически она является платой за предоставление таможенными

Известия ИГЭА. 2008. № 2 (58)

органами возможности перемещать грузы через таможенную границу. В-четвертых, таможенная пошлина в отличие от налога не обладает признаком регулярности, так как обязанность ее уплаты возникает лишь при необходимости для субъекта вступить в таможенное правоотношение. В-пятых, право уплаты таможенной пошлины может быть делегировано иным заинтересованным лицам (например, таможенному брокеру). В-шестых, уплата таможенной пошлины обеспечивается принудительной силой го-сударства»7. Наибольший интерес в вопросе об экономической сущности пошлин представляют взгляды A.M. Александрова, который определяет пошлины как особые сборы, односторонне нормируемые публичными союзами и взимаемые с отдельных граждан, учреждений и организаций за услуги некоммерческого и непромышленного характера, оказываемые им этими публичными союзами. Резкое отличие пошлин от налогов заключается в том, что пошлины являются платой за услугу, и между услугой и размером пошлины должна существовать тесная взаимосвязь, которая, по мнению A.M. Александрова, состоит в следующем: пошлина должна быть, самое большое, равноценной стоимости услуги, т.е. покрывать все расходы по ее оказанию, или же она может быть даже несколько меньше. Если же пошлина устанавливается в большом размере, т.е. в таком, что за покрытием всех расходов по оказанию той или иной услуги остается еще некоторый излишек, идущий в доход казны, то в этом случае имеется отклонение от пошлинного принципа и пошлина превращается, до известной степени, в налог, взимаемый лишь в скрытой форме.

Как нам думается, по своей экономической сущности таможенная пошлина (если употреблять именно это название) представляет собой не что иное, как налог, поскольку, исходя из определения, пошлина предполагает оказание услуги. Если сравнить стоимость услуг, оказываемых таможенными органами участникам ВТД, с размерами уплачиваемой ими таможенной пошлины, то становится очевидным, что величина последней значительно превосходит эту стоимость. Кроме того, за сам факт таможенного оформления товаров таможенными органами взимаются сборы в установленном размере, которые и являются, по сути, платой за услуги. Таким образом, сравнение таможенных сборов и таможенной пошлины отчетливо демонстрирует нам налоговую природу последней (табл.).

Таможенные пошлины обладают всеми основными сущностными признаками налога. Так, их уплата носит обязательный характер и обеспечивается государственным принуждением. Ведущим принципом регулирования налоговых отношений в сфере ВТД является принцип одностороннего установления государством таможенных пошлин, который запрещает субъектам данных отношений заключать какие-либо соглашения по вопросам размера, оснований, сроков и других аспектов уплаты пошлин. Таможенная пошлина, как и любой налог, не возвращается плательщику, и последнему ничего не предоставляется взамен. Средства от взимания таможенных пошлин поступают в государственный бюджет, где обезличиваются. Таможенная пошлина, как и все прочие налоги, выполняет безвозмездную фискальную функцию.

Сравнительная характеристика налога и таможенной пошлины

Налог Таможенная пошлина

Обязательный, индивидуально безвозмездный платеж Обязательный, индивидуально безвозмездный платеж

Взимается с юридических и физических лиц Взимается с юридических и физических лиц

Обеспечивается государственным принуждением Обеспечивается государственным принуждением

Размер, основания и сроки устанавливаются государственными органами Размер, основания и сроки устанавливаются таможенными органами

Взимается в целях финансирования деятельности государства Взимается в целях регулирования экономических интересов государства и отечественных товаропроизводителей

Уплачивается регулярно, при наличии налогооблагаемой базы Возникает при необходимости для субъекта, вступающего в таможенные правоотношения

Известия ИГЭА. 2008. № 2 (58)

Е.В. СЕЛИВЕРСТОВА

На наш взгляд, таможенная пошлина представляет собой косвенный налог, которым облагается внешнеторговый оборот товаров при пересечении ими таможенной границы. Оплачивается этот налог в конечном счете потребителем, поскольку включается в цену товара, влияя тем самым на его конкурентоспособность. В зависимости от проводимой государством внешнеторговой политики ставки таможенных пошлин могут дифференцированно удорожать товары, перемещаемые через границу. При взимании таможенных пошлин реализуется не только фискальная, но и регулирующая функция, поскольку введение пошлин преследует, кроме всего прочего, цели защиты интересов национальных производителей на внутреннем рынке и регулирования структуры экспорта и импорта товаров.

Свои функции таможенная пошлина реализует через таможенный тариф, который является одновременно «инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при взаимодействии с мировым рынком»8 и «сводом ставок таможенных пошлин, применяемых к

товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированных в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД)»9. Кроме того, таможенный тариф — это «конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины»10.

Примечания

1 Таможенный кодекс РФ. Ст. 1, п. 2.

2 Там же. Ст. 318, п. 1.

3 Налоговый кодекс РФ. Ст. 8, п. 2.

4 Там же. Ст. 333.16, п. 1.

5 Козырин А.Н. Таможенное право России: Общая часть. М., 1995. С. 20.

6 Киреев А.П. Международная экономика: учеб. пособие для вузов. М., 1997. С. 204-207.

7 Таможенное право России: учеб. / отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2003. С. 171.

8 Киреев А.П. Указ. соч.

9 О таможенном тарифе: федер. закон от 21 мая 1993 г. № 5003-1.

10 Киреев А.П. Указ. соч.

Е.В. СЕЛИВЕРСТОВА

аспирант Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск E-mail: sev@fss.irkutsk.ru

ОБ ОТНЕСЕНИИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ К СТРАХОВЫМ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ*

За 2006-2007 гг. в Иркутской области произошло более 3 тыс. несчастных случаев на производстве, из них 204 — со смертельным исходом. В 2007 г. страховыми несчастными случаями признано 1 281, из них 88 — со смертельным исходом и 149 — с тяжелым.

Если посмотреть по отраслям промышленности, то наибольшее количество несчастных случаев на производстве происходит на предприятиях деревообрабатывающей промышленности и в строительстве.

Как известно, с 6 января 2000 г. на территории России действует федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». В нем говорится, что работодатель должен оформлять со своими работниками трудовой договор и вносить за каждого из них обязательную страховую сумму. Только тогда работник, получивший травму и утративший профессиональную трудоспособность, получает право на материальную поддержку

* Печатается при поддержке проекта ФБ-10: «Теоретические аспекты долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития субнационального образования РФ» (РНП 2.1.3.1419), выполняемого в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)». Тема зарегистрирована во ВНТИЦентре, номер госрегистрации 01.2.006 06902.

© Е.В. Селиверстова, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.