Ж. КУРМАНГАЛИЕВ,
соискатель Университета им. Д. А. Кунаева
СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ НАХОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Лишение свободы является одним из суровых видов наказаний (после смертной казни), оказывающее мощное воздействие на человека. Ограничение прав и свобод осужденных достигает своего максимума (ограничивается право на личную свободу, право свободного передвижения по территории РК и свободного выбора местожительства, право на свободу выбора рода деятельности и профессии: ст.ст. 16, 21 и 24 Конституции РК). Кроме того, подвергается изменению частная жизнь гражданина [1].
В соответствии со ст. 48 УК РК, наказание в виде лишения свободы состоит в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение или помещения в ИК общего, строгого, особого режима или в тюрьму. Вместе с тем законодатель, употребляя в разных нормативных правовых актах понятие изоляции от общества, нз уделяет должного внимания его содержательному наполнению. Хотя данное положение, на наш взгляд, имеет важное значение, т.к. общеизвестно отрицательное воздействие изоляции на жизнедеятельность человека, в литературе имеются описания фактов негативного влияния социальной изоляции на психику человека, например, в условиях арктической экспедиции или космического полета. Само понятие «изоляция» этимологически связано с глаголом «изолировать», который, по словарю С.И. Ожегова, понимается, как «лишить соприкосновения с окружающей средой» [2]. Очевидно, что законодатель, закладывая данное понятие в нормы права, не имел в виду абсолютную изоляцию, а подразумевал ее относительный характер. В этом плане, на наш взгляд, актуален вопрос: какова степень относительности изоляции? Может ли осужденный к лишению свободы иметь соприкосновение с окружавшими его до осуждения людьми, с кем из них, какие связи он может устанавливать с той социальной средой, в которой он жил до совершения преступления и осуждения. На эти вопросы в определенной мере отвечает уголовно-исполнительное законодательство, определяющее правовое положение осужденного к лишению свободы, под которым, по мнэнию З.С. Токубаева, следует понимать совокупность законодательно закрепленных его обязанностей, прав, свобод и законных интересов, возникающих в результате изъятия, ограничения, дублирования, конкретизации и дополшния общего правового статуса граждан на период отбывания данного наказания [3].
Правовое положение осужденного к лишению свободы предполагает пользование им такими правами и законными интересами, как: право на свидания длительные и краткосрочные, в определенных законом случаях с проживанием за пределами ИУ либо с выходом за его пределы (ст. 84 УИК РК); право на получение посылок, передач и бандеролей (ст. 85 УИК РК); право переписки без ограничений их количества (ст. 86 УИК РК); право на телефонные переговоры в установленном порядке (ст. 87 УИК РК); право получать информацию об окружающей их социальной среде посредством радио и телевидения, через газеты и журналы (ст.ст. 88, 90 УИК РК); осужденным может быть предоставлено право передвижения без конвоя или сопровождения за пределами охраняемой территории ИУ (ст. 91 УИК РК); также осужденным может быть предоставлен выезд за пределы ИУ (ст.93 УИК РК). Такой широкий перечень прав и законных интересов лишенных свободы, направленный на преодоление негативного влияния социальной изоляции, ни в коем случае нельзя рассматривать как внутреннее противоречие уголовного и уголовно-исполнительного законодательств, в данном случае уголовно-исполнительное законодательство существенно дополняет, детализирует уголовно-правовое регулирование содержания наказания в виде лишения свободы. Кроме того, следует заметить, что содержание каждого из названных прав и законных интересов лишенного свободы далеко не равнозначно. Наиболее существенным, на наш взгляд, как с субъективных позиций осужденного, пользующегося этими элементами правового положения, так и объективно с точки зрения администраций ИУ, обеспечивающих данные права и законные интересы, является то, насколько глубоко условия изоляции могут быть нивелированы. В этом плане, на наш взгляд, названные права и законные интересы лишенных свободы могут быть разделены на две группы:
- первая - реализация которых связана с пребыванием осужденного внутри ИУ;
- вторая - предполагает нахождение осужденного вне пределов учреждения.
К первой группе можно, соответственно, отнести права осужденных: на краткосрочные и длительные свидания на территории ИУ продолжительностью от одних до трех суток; на получение посылок, передач и бандеролей; на телефон-
ные переговоры; на переписку в установленном порядке; пользование средствами массовой информации радио, телевидения, газеты и журналы.
Ко второй группе можно отнести: предоставление длительного свидания с проживанием вне ИУ - продолжительностью до пяти суток (п. 1 ст. 84 УИК РК); в воспитательных колониях - краткосрочное свидание с выходом за пределы колонии при заме® длительного свидания с проживанием вне учреждения (п.3 ст. 84 УИК РК); разрешение осужденному передвижения без конвоя или сопровождения за пределами охраняемой территории, если это необходимо по характеру выполняемой ими работы (п.1 ст.91 УИК РК); разрешение выезда за пределы ИУ: краткосрочные -на срок не более семи суток, не считая времени, необходимого для проезда в оба конца, длительные - на время трудового отпуска (п. 1 ст. 93 УИК РК); а также в колониях-поселениях с разрешения администрации возможность осужденных передвигаться без надзора вне учреждения, но в пределах территории соответствующего административно-территориального образования, если это необходимо по характеру выполняемой работы либо в связи с обучением (п. 1,4 ст. 125 УИК РК). Кроме этого, на наш взгляд, к этой же группе можно отнести и такие элементы, как применение меры поощрения в виде разрешения на проведение за пределами колонии-поселения выходных и праздничных дней (п.2 ст. 109 УИК РК); в порядке поощрения к осужденным несовершеннолетним в воспитательных колониях предоставление права посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами воспитательной колонии в сопровождении сотрудников колонии и предоставление права на выход за пределы колонии в сопровождении родителей или других близких родственников (ст. 130 УИК РК). Также сюда следует отнести положения законодательства, регулирующие статус лишенных свободы на льготных условиях содержания в исправительных колониях общего и строгого режимов, а также в воспитательных колониях (п.3 ст. 117; п.3 ст.119; п.3 ст. 129 УИК РК), в которых устанавливается, что отбывающим наказание в льготных условиях разрешается по постановлению начальника проживать в специальных учреждениях за пределами ИК под надзором. Им разрешается свободно передвигаться в пределах района дислокации ИУ, не ограничиваются в правах на свидания с родственниками.
На это же в свое время обратил внимание один из первых исследователей этого института краткосрочных выездов осужденных за пределы ИУ в советской теории исправительно-трудового права Ю.А. Ле-концев. Рассматривая проблемы применения института краткосрочных выездов осужденных за преде-
лы мест лишения свободы, он констатировал: «Ближе всех он (институт выездов) примыкает к таким институтам, как передвижение осужденных без конвоя (сопровождения), проживание осужденных женщин вне колонии в течение времени освобождения от работы по беременности и родам или до достижения ребенком двухлетнего возраста. Общим при применении всех этих институтов является то, что осужденный к лишению свободы на некоторое время (рабочий день, неделя, период беременности и т.д.) находится в условиях, не связанных с изоляцией от общества и может передвигаться по своему усмотрению» [4], в то время как эти элементы и составляют содержание лишения свободы.
Вместе с тем положения УИК РК, устанавливая правовое положение осужденного, в том числе определяющие возможность пребывания вне пределов ИУ, выражают политику государства в сфере исполнения наказания, которую на современном этапе еще называют - пенитенциарной политикой [5]. В целом, соглашаясь с мнением профессора Н.А. Стручкова, сформулировавшего в свое время понятие «исправительно-трудовая политика», под пенитенциарной политикой мы понимаем систему принципиальных положений, сформулированных в программных документах руководства страны и определяющих основное направление в деле исполнения наказаний, определяющих содержание, формы и задачи соответствующих органов государства, исполняющих наказания [6]. Пенитенциарная (уголовно-исполнительная) политикареализуется в различных формах, и прежде всего в уголовно-исполнительном законодательстве [7]. Поэтому считаем, что и в положениях, регулирующих нахождение осужденного к лишению свободы вне пределов ИУ, в определенной степени отражается политика Казахстана в сфере исполнения уголовного наказания.
По своей сути предоставление осужденным возможности пребывать за пределами мест лишения свободы является реальной сферой организационно-практической деятельности, имеющей закрепление в нормативных правовых актах. Следует заметить, что современное отечественное законодательство, регулирующее исполнение уголовных наказаний, также содержит немало различных форм предоставления осужденным возможности находиться за пределами ИУ в период отбывания такового. К их числу можно отнести: длительные свидания с проживанием вне ИУ на срок до 5 суток (п. 1 ст. 84 УИК РК), в соответствии со ст. 129 УИК РК такие свидания предоставляются несовершеннолетним в ВК на облегченных условиях 4 раза в год и на льготных условиях - 6 раз в год; краткосрочные свидания несовершеннолетних осужденных с выходом за пределы ВК в сопровожде-
нии родителей или других близких родственников, но не более чем на 8 часов (п. 3 ст. 84, ст. 130, 131 УИК РК); предоставление права посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами ВК в сопровождении ее сотрудников, также не более 8 часов (ст. 130, 131 УИК РК); в ИК общего и строгого режимов на льготных условиях осужденным разрешается проживать в специальных общежитиях за пределами ИК под надзором администрации и при этом свободно передвигаться в пределах района дислокации ИУ (п. 3 ст. 117, п.3 ст. 119 УИК РК); предоставление осужденным права передвижения без конвоя или сопровождения за пределами охраняемой территории, если это необходимо по характеру выполняемой ими работы (п. 1 ст.91 УИК РК); предоставление осужденным, отбывающим наказание в колониях-поселениях право передвигаться без надзора вне колонии-поселении, но в пределах территории соответствующего административно-территориального образования (п. 1 ст. 125 УИК РК); отбывающим наказание в колониях-поселениях может быть разрешено проживание с семьями за пределами колонии-поселения (п. 1 ст. 125 УИК РК); возможность обучения заочно в учебных заведениях (для осужденных в колониях-поселениях), в пределах территории соответствующего административно-территориального образования предполагает учебные отпуска с выездом на сессию (п. 4 ст.125 УИК РК); разрешение отбывающим наказание в колониях-поселениях на проведение за пределами учреждения выходных и праздничных дней (п. 2 ст.109 УИК РК); длительные и краткосрочные выезды за пределы ИУ (ст. 93 УИК РК).
Применение института предоставления возможности пребывания вне пределов ИУ на различных этапах его развития рассматривается в законодательстве преимущественно в двух аспектах: в экономическом и социальном.
В экономическом плане возможность нахождения осужденного к лишению свободы вне ИУ применялась для осуществления работ за пределами охраняемой территории пенитенциарного учреждения. При чем в данном случае не имеет важного значения осуществление этих работ для выгоды государства, иных организаций, предприятий, ИУ либо самого осужденного, либо отсутствие какой-либо выгоды вообще. В качестве примера можно привести: внешние работы, работы, осуществляемые под конвоем вне ИУ, отпуск осужденным из сельской местности для проведения полевых работ, работы по хозяйственному обслуживанию, бесконвойное передвижение для обеспечения хозяйственных нужд учреждения и т.п.
Социальные аспекты установления в законодательстве применения возможности пребывания
осужденного за пределами ИУ в основном связываются с поддержанием социально полезных связей осужденных с внешним миром. Здесь следует назвать выезды осужденных в связи с исключительными личными обстоятельствами, отпуска с выездом за пределы ИУ в порядке поощрения, отлучки на выходные и праздничные дни и т.п.
В этом плане необходимо рассмотрение социального назначения предоставления осужденным возможности находиться вне ИУ в период отбывания наказания. Как представляется, первое, на что необходимо обратить внимание, предпринимая попытку оценки социального назначения пребывания осужденных за пределами ИУ с учетом широких общественных интересов, - это то, что одно только преодоление свойственной исполнению лишения свободы изоляции осужденных от внешнего мира не может выступать и фактически не выступает в качестве доминантной характеристики социального назначения выездов. Несмотря на то, что фактически именно этот конкретный момент лежит в основании реальных возможностей воздействия по отношению к осужденным, следует все же решительно подчеркнуть, что преодоление изоляции не выступает в данном случае как некая самодостаточная цель, но, по нашему мнению, служит средством для решения иной более значимой в социальном плане проблемы. В качестве таковой мы склонны рассматривать возможность удовлетворения посредством преодоления осужденными изоляции (в форме выездов) некоторых социально значимых потребностей. Следует подчеркнуть, что такие потребности можно обозначить как специализированные (свойственные только осужденным, отбывающим лишение свободы) потребности.
При соответствующем анализе удается выявить и такую категорию потребностей, носителями которых выступают уже не только осужденные, но и лица, находящиеся за пределами ИУ, в частности, родственники осужденных. В истории развития законодательства данная категория связывается с «исключительными личными обстоятельствами» - для осужденных. Однако, как представляется, обстоятельствам, перечисленным в законе, сопутствует возникновение соответствующих социальных потребностей не только у осужденного, но и у его родственников. Имея это в виду, можно предположить, что законодатель в данном случае, предоставляя, например, возможность выездов осужденным, на самом деле проявляет заботу не только о правонарушителях, но выступает с гораздо более широких социальных позиций.
Можно сделать и еще одно предположение - о том, что «обстоятельства», возникающие в данном случае у осужденного, вторичны, производны от реально воз-
никших «исключительных обстоятельств», в которых оказываются родственники осужденных. Иначе говоря, исключительность личных обстоятельств, в связи с которыми осужденному может быть разрешен - с учетом ряда определенных законом условий - выезд за пределы ИУ, в действительности является производной от особой ситуации, в которой оказываются их близкие родственники. Однако особенность этой ситуации состоит также и в том, что она сопровождается возникновением общих для осужденного и его родственников социально значимых потребностей, удов-летворание которых становится возможным, благодаря выездам осужденных за пределы ИУ. В этом, по нашему мнению, следует видеть первый компонент социального назначения пребывания лишенного свободы вне пределов ИУ, оцениваемого с позиций широкого общественного интереса.
С социально-педагогических позиций институт предоставления осужденным к лишению свободы возможности пребывания их за пределами ИУ также имеет также существенное значение. Понимание под наказанием меры государственно-правового принуждения, рассматриваемой только как устрашение, воздаяние за заслуги, как методы дисциплинирования, без убеждения, без доверия теоретически и практически не состоятельно. Аксиоматично в педагогической теории и практике положение о том, что одобрение, положительная оценка поступков и действий являются эффективными стимуляторами поведения воспитуе-мых. Доверие - очень сильный инструмент воздействия на психику осужденного [8]. Уже в самом факте осуждения, изоляции человека проявляется недоверие к нему со стороны общества. Это вызывает специфическое психическое состояние осужденного, а часть осужденных недоверие со стороны общества воспринимает как крушение своих жизненных надежд, планов. Это подрывает веру в себя, в возможность честной жизни на свободе. Применение доверия в процессе перевоспитания осужденных теснейшим образом связано с общей задачей морального возрождения личности. Поэтому применение доверия, в том числе путем предоставления возможности пребывания за пределами ИУ оказывается важным стимулом в воспитательной работе с осужденными.
Очень важно, оценивая социальное назначение выездов, отдавать себе, отчет в том, что общество в целом также связывает с пребыванием осужденных за пределами ИУ удовлетворение совершенно конкретной социально значимой потребности, а именно; обеспечения стабильности (ненарушаемости) общественной безопасности. Рядовой гражданин в принципе не имеет ничего против нахождения осужденных за пределами ИУ, когда осужденные, находясь вне его
пределов, не совершают новых противоправных деяний. Но, если правонарушитель во время пребывания за пределами ИУ вновь идет на совершение преступления, каждый такой факт вызывает резко негативный общественный резонанс. Следовательно, обеспечение общественной безопасности при пребывании осужденных вне пределов ИУ - это не только теоретически обосновываемая, но и реально существующая общественная потребность, удовлетворять которую также предназначен исследуемый институт.
В этой связи, закладывая в основание определения социального назначения пребывания осужденных за пределами ИУ во время отбывания наказания, его оценку с точки зрения общественных интересов, мы склонны видеть их социальное назначение в том, что:
а) посредством предоставления лишенным свободы возможности пребывания за пределами ИУ, им (осужденным) и их близким родственникам предоставляются урегулированные нормами уголовно-исполнительного права возможности удовлетворения конкретно определенных социально значимых потребностей;
б) их практическая реализация в целом отвечает потребностям последовательной гуманизации условий исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы, посредством преодоления негативного влияния социальной изоляции, а также позволяет определенным образом повысить эффективность исполнения лишения свободы, в том числе, за счет дифференцированного воздействия на правонарушителей;
в) реализация двух первых составляющих имеет смысл только при обязательном соблюдении требования обеспечения общественной безопасности во время пребывания осужденных за пределами ИУ.
Таким образом, посредством предоставления лишенным свободы возможности пребывания за пределами ИУ, им (осужденным) и их близким родственникам предоставляются урегулированные нормами уголовно-исполнительного законодательства возможности удовлетворения конкретно определенных социально значимых потребностей. Их практическая реализация в целом отвечает потребностям последовательной гуманизации условий исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы, посредством преодоления негативного влияния социальной изоляции, а также позволяет определенным образом повысить эффективность исполнения лишения свободы, в том числе за счет дифференцированного воздействия на правонарушителей. Реализация этих составляющих имеет смысл только при обязательном соблюдении требования обеспечения общественной безопасности во время пребывания осужденных за пределами ИУ.
Использованная литература
1. Чукмаитов Д.С. Гуманизация уголовной политики в сфере исполнения наказания: Научное издание. - Костанай: ТОО «Костанайский Печатный двор», 2005.
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / Под ред. докт. филол наук, проф. Н.Ю. Шведовой. - 16-е изд., испр. - М.: Рус. яз., 1984.
3. Токубаев З.С. Правовое положение осужденных к лишению свободы по законодательству Республики Казахстан: Дисс... докт. юрид. наук. - Караганда, 2009.
4. Леконцев Ю.А. Некоторые проблемы применения института краткосрочных выездов осужденных за пределы мест лишения свободы // Вопросы совершенствования деятельности органов внутренних дел по исправлению и перевоспитанию осужденных. Тезисы выступлений на межвузовской конференции адъюнктов и соискателей во ВНИИ МВД СССР. - М., 1980.
5. Скаков А.Б. Проблемы совершенствования преподавания уголовно-исполнительного права в свете изменений в пенитенциарной политике Республики Казахстан // «Проблемы модернизации научных основ вузовской педагогики: (Материалы научно-методической конференции). - Алматы: АЮИ МВД РК, 1999.
6. Стручков Н.А. «Советская исправительно-трудовая политика и ее роль в борьбе с преступностью» Издательство Саратовского университета, 1970.
7. Уголовно-исполнительное право России: Учебник / Под ред. проф. В.И. Селиверстова. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2000.
8. Исправительная (пенитенциарная) педагогика: Учебник для слушателей и курсантов учебных заведений МВД РФ / Под ред. А.И. Зубкова и М.П. Стуровой. - Рязань: РВШ МВД РФ, 1993.
*****
Бас бостандыгынан айырылган сотталушылардыц цуцыцтыц жагдайлары эр турл1 цуцыцтар мен зацды мудделерд1 цолдануга мумктдттер бередг.
Сотталушыларга бас бостандыгынан айыру орыннан тыс втеу мумктдгктерт беру нормативтт-цуцыцтыц актглерде бектыген уйымдастыру-тэжгрибелгк цызметтщ нацты саласы болып табылады.
Правовое положение осужденного к лишению свободы предполагает пользование им различными правами и законными интересами.
Предоставление осужденным возможности пребывать за пределами мест лишения свободы является реальной сферой организационнно-практической деятельности, имеющей закрепление в нормативных правовых актах.
The legal status of the prisoner sentenced to imprisonment is foreseen as the usage of the rights and legitimate interests.
Prisoners are provided with the possibility of staying beyond the area of Correction Facility, is being the real organization of plactice, which is consolidated in laws and regulations.