как целостное образование влияют внешние (профессиональное обучение, социум, его требования и пр.) и внутренние (самоактуализация, саморегуляции, самопонимание) условия, в результате чего изменяется Я - концепция.
Библиографический список
1. Волкова В.Н. Субъектность педагога: теория и практика: Автореферат дис. ... д-ра. пед. наук. - М., 1998. - 50 с.
2. Митица Л.М. Формирование професси-
онального самосознания учителя // Вопросы психологии. - 1990. - N° 3. - С. 58-64.
3. Кон И.С. Открытие «Я». - М., 1979. - 367 с.
4. Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования образовательных систем. - М.,1999. - 272 с.
5. Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Дисс. в виде науч. док. ... докт. псих. наук. - М., 1994. - 78 с.
6. У. Джеймс. Психология самосознания / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара, 2000. -672 с.
УДК 377 Е.А. ЧЕЛНОКОВА СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Раскрывается тьюторство как особый вид деятельности преподавателя, обеспечивающей педагогическое сопровождение учащихся в условиях профильного обучения.
Ключевые слова: тьютор, тьюторская деятельность преподавателя, профильное обучение.
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» в качестве одного из приоритетных направлений образовательной политики определяет создание «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся». Профильная школа должна в максимальной степени способствовать выявлению и развитию способностей ученика, его личностному и профессиональному самоопределению, обеспечивать преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно готовить выпускников школы к профессиональному самоопределению, к жизнедеятельности в будущем.
В контексте идей профильного обучения школьнику необходимо оказать помощь в определении содержания собственного образования,
профессионального самоопределения, в осознании профессиональных и образовательных планов. Одним из способов решения данной задачи является введение в образовательный процесс такого субъекта педагогической деятельности, как тьютор.
«Тьютор» - «Мог» в переводе с английского
- педагог-наставник, преподаватель-консультант. Этимология этого слова (лат. Шеог - заботиться, оберегать) связана с понятиями «защитник», «покровитель», «страж». В словаре «Терминология в системе дополнительного профессионального образования» значение термина «тьютор» определяется как лицо, облегчающее процесс обучения, чья роль - быть знающим партнером своих слушателей» [2].
Впервые в истории позиция тьютора была введена в Оксфордском, а чуть позднее в Кембриджском университетах Великобритании еще в XII веке с целью противопоставления узконап-
16
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15
© Е.А. Челнокова, 2009
Сущность и содержание тьюторской деятельности в условиях профильного обучения
равленному процессу обучения студента по определенному предметному направлению возможность видеть и использовать весь потенциал богатой университетской среды и формировать собственные образовательные программы. Позиция тьютора была введена как позиция старшего, сопровождающего процесс формирования каждым студентом собственной образовательной программы и оказывающего консультации в ответ на их конкретные образовательные запросы [1].
Оказание помощи, поддержки обучающимся, обеспечение условий для их саморазвития в мировой педагогической практике определяется термином «тьюторство».
Понятие «тьюторство» продолжает оставаться довольно сложной и неоднозначной категорией, имеющей к тому же и множественную интерпретацию. В психолого-педагогических исследованиях тьюторство рассматривается как опекунство, сопровождение и помощь, как специально организованная работа по осознанию и выбору обучающимися различных образовательных предложений и составлению ими индивидуальных образовательных программ (Ковалёва Т.М.); как разновидность педагогической деятельности педагога в системе открытого дистанционного профессионального образования (Бендова Л.В., Комраков Е.С.), качественное отличие которой определяется тремя принципиальными положениями системы открытого дистанционного профессиональною образования: обучающийся учится самостоятельно, тьютор при этом оказывает ему помощь и поддержку, технологически организуя особые пространства совместной деятельности; обучение происходит на основе и с включением в содержание обучения реального опыта обучающихся; обучение носит сетевой, распределенный характер.
Проведённое исследование позволяет нам рассматривать тьюторство как особый вид деятельности преподавателя, обеспечивающей педагогическое взаимодействие с обучающимися, педагогическое сопровождение их развития и саморазвития, выбор способов поведения, построение индивидуальной образовательной траектории.
В связи с этим деятельность преподавателя-тьютора в старшей школе направлена на решение следующих задач:
- развитие профессиональных ориентаций
обучающихся, осознание ими своего профессионального призвания, возможностей;
- создание проекта своего образовательного пути, адекватного заявляемым целям;
- выявление познавательных и профессиональных возможностей, интересов и намерений обучающихся;
- формирование готовности к самоопределению в системе межличностных и деловых отношений, овладение умениями и навыками общения;
- развитие организаторских способностей, формирования готовности к принятию социально и профессионально ценностных решений в сложных ситуациях жизни и профессиональной деятельности;
- создание условий для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с учетом индивидуальных программ.
В ходе исследования нами выделены следующие виды деятельности и соответствующие им функции преподавателя-тьютора:
- методическая - методическое обоснование и сопровождение процесса профессионального самоопределения;
- контрольно-диагностическая - мониторинг планов и намерений обучающихся, их интересов, склонностей, мотивов, готовности в целом к социально-профессиональному самоопределению; выявление и анализ проблем, возникающих при профессиональном самоопределении обучающихся, разработка способов их разрешения;
- учебная (дидактическая) - непосредственное осуществление предпрофильного и профильного образовательного процесса и управление качеством образования;
- проектировочная - выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у обучающихся проблем и разработка средств и процедур тьюторской деятельности по социально-профессиональному самоопределению обучающихся в образовательном процессе, соответствующих индивидуальным особенностям восприятия ими оказываемой помощи;
- консультационная - оказание помощи обучающимся в осознании своих образовательных и профессиональных перспектив, в осуществлении социально-профессионального самоопределения обучающихся в образовательном пространстве и поддержку обучающихся при решении возникающих затруднений и проблем;
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 4, 2009
17
- организаторская (менеджерская) - создание условий для осознанного и ответственного выбора профиля обучения в старшей школе и выбора учебного заведения для продолжения образования;
- аналитическая - анализ и коррекция процесса и результатов социально-профессионального самоопределения обучающихся, организация системы педагогической помощи и поддержки;
- маркетинговая - исследование рынка образовательных услуг и организация управления ими для максимального удовлетворения запросов потребителей образовательных услуг;
- мотивационная - развитие потребностей обучающихся в самообразовании и саморазвитии;
- рефлексивная - организация осознания самообразовательной деятельности в процессе
профессионального самоопределения.
Таким образом, деятельность преподава-теля-тьютора будет способствовать решению проблемы профессионального самоопределения обучающихся и обеспечивать преемственность между общим и профессиональным образованием.
Библиографический список
1. Максимов В.В. Институт тьюторства как образовательная стратегия // Россия в контексте современных образовательных моделей: Программа и тезисы международной конференции. 10-12 марта, Переделкино. - Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000. - С. 60.
2. Открытое дистанционное образование: словарь терминов / Сост. А.А.Вербицкий, А.Г.Тес-линов, А.Г.Чернявская, С.А.Щенников. - Жуковский: МИМ ЛИНК. - 2005. - С. 74.
УДК 371 А.В. АРХИПОВ РОЛЬ ТРАДИЦИЙ В ВОСПИТАНИИ ЛИЦЕИСТОВ
В статье рассматривается понятие «традиция», дается характеристика, анализируется опыт использования традиций в воспитании лицеистов.
Ключевые слова: воспитание, традиция, обычаи, ритуалы, средства воспитания.
Переход современного общества к рыночной экономике привел к кризису духовности, многополярности нравственных ценностей, что не могло не сказаться на эффективности процесса социализации молодежи. В то же время современная парадигма социального воспитания (В.Г Бочарова, А.В. Волков, В.З. Вульфов, М.П. Гурьянова, И.С. Кон, А.В. Муцрик, М.М. Плоткин, М.И. -Рожков, Д.И. Фельдшрейн, ГН. Фильнов, В.А. Фокин) связана с использованием педагогического потенциала традиций, так как сложившаяся их система - признак общественной стабильности, неотъемлемая часть образа жизни конкретного народа.
В многочисленных работах ученых (Ф.С. Бая-
зитова, Г.Н. Волков, В.С. Кукушкин, Л.Д. Столя-ренко и др.) доказано, что традиции, обычаи, обряды свойственны социальной и культурной жизни всех народов и во все времена, носит ярко выраженный этнический характер и при этом имеет много общего, так как содержит в себе проверенные временем знания, умения и навыки, необходимые для успешного функционирования человека в конкретном обществе.
В современной гуманитарной науке сложились равные подходы к трактовке традиции. В философии, например, господствуют две концепции, в рамках которых рассматривается традиция. Одни авторы определяют ее как механизм передачи социального опыта, другие - как социаль-
18
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15
© А.В. Архипов, 2009