УДК 67.400.22 : 67.405.214
Кипинган Наталья Сергеевна
Kipingan Natalya Sergeevna
старший преподаватель кафедры конституционного и административного права Новокузнецкого филиала-института Кемеровского государственного университета [email protected]
Senior Lecturer of the Constitutional and Administrative Law Department, Novokuznetsk branch of Kemerovo State University [email protected]
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ГОСУДАРСТВЕ
MATTER AND CONTENT OF THE SOCIAL PROTECTION IN THE MODERN STATE
Аннотация:
В статье рассмотрены различные подходы к содержанию и определению социальной защиты населения в настоящее время.
Summary:
The article discusses some theories covering content and definition of the social protection nowadays.
Ключевые слова:
социальная защита, социальные права, социальное государство, социальная самозащита.
Keywords:
social protection, social rights, social state, social self-defence.
Социальная защита населения как самостоятельный институт получила мощный импульс развития в мире во второй половине XX в. Принятые под эгидой ООН и Совета Европы международные стандарты уделяют социальным правам и свободам большое значение.
Предпосылки социальной защиты стали складываться еще в эпоху цивилизаций Древнего Востока и античного Рима и способствовали ее генезису по мере увеличения роли государства в жизнедеятельности общества. Отказ от понимания функции государства лишь как «ночного сторожа» общества на доктринальном уровне совпал с моделью взаимодействия социальных и государственных институтов, что проявилось в идее государства «всеобщего благоденствия», в закреплении защищенности на законодательном уровне отдельных социальных прав человека в различных государствах. Однако качественные системные метаморфозы социальной защиты были обусловлены имплементацией в конституционноправовую практику концепции социального государства, признанием доминантой его деятельности осуществления социальной функции государства. Вместе с тем развитие социальной защиты в XX в. было неоднородным процессом. В СССР и государствах «социалистической ориентации», социальная защита воплощала идеологию государственного патернализма, этатизма и проявлялась в приоритетности защищенности социальных, трудовых прав личности. Советская модель социальной защиты была полностью огосударствлена. В «западном мире» социальная защита выстраивалась с участием рыночных механизмов и основывалась на взаимодействии власти и бизнеса в целях сохранения «среднего класса», ориентировала на собственные усилия граждан по «самозащите» своего благополучия.
Социальная защита представляет собой правовую форму выражения социальной функции современного государства. Она базируется на трансформации ресурсов социального капитала общества в систему конституционно-правовых средств, особых правовых стимулов и технологий, заключающих благополучие и достоинство человека. Как отмечается в научной литературе «...достоинство человека, как его признание, соблюдение и защита, имеют универсальный правовой характер. Оно связано с обеспечением личных, политических, социально-экономических и культурных прав человека.». [1, с. 219] В связи с этим вполне оправдано рассматривать универсальный характер социальной защиты как правового состояния обеспечения достойного качества жизни, из которого «произрастает» человеческое достоинство в универсальном системообразующем контексте.
По своему содержанию социальная защита представляет собой комплексный межотраслевой правовой институт, ведущая роль в познании природы которого принадлежит конституционному праву. Как отмечают А.А. Безуглов, Л.Л. Беломестных, «.главное назначение социальной политики государства - обеспечить в стране начала социальной справедливости» [2, с. 184]. Эта высокая социальная миссия реализуется посредством осуществления социальной защиты. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ «.признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, - обязанность государства». Следовательно, социальную защиту целесообразно рассматривать как направление деятельности государства по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в контексте реализации государством своей социальной функции.
Российская наука конституционного (государственного) права рассматривает социальную защиту через «призму» реализации конституционно-правовых норм, механизм правового регулирования и конституционные основы социальной политики государства. Категория «социальная защита» должна включать в себя весь комплекс мер как охранительного, так и правозащитного характера. Это связано с тем, что социальная защита должна осуществляться не только тогда, когда гражданин попал в категорию граждан, имеющих право на социальную защиту, но и в случае заинтересованности государства в проведении превентивной работы. Если обратиться к этимологическому значению понятия «защита», то мы увидим, что
речь идет об охране и защите обиженного. В словаре русского языка сказано: «Защитить... охраняя, оградить от посягательств, от враждебных действий, от опасности. Защита обиженного...» [3, с. 228].
Складывающаяся система социальной защиты в нашей стране пока не привела к формированию единой системы категорий, понятий и терминов. О не устоявшемся процессе свидетельствует неоднозначность самого понятия «социальная защита». Это является свидетельством того, что «указанное общественное явление сложно и многогранно» [4, с. 11]. В конституционно-правовой науке часто встречаются подходы, когда определения социальной защиты формулируются одновременно как в широком, так и в узком смысле слова [5, с. 7]. Вопрос о содержании понятия «социальная защита» не оставлен без внимания западными учеными. Например, Х. Ламперт к формам социальной защиты относит различные виды социального страхования (пенсионное, медицинское, от несчастных случаев на производстве, от безработицы); социальную помощь в виде различных видов вспомоществования; национальные системы охраны труда; помощь государства в получении образования; системы социальной защиты на уровне предприятий [6, с. 150].
При всем многообразии понятий социальной защиты полагаем, что основные особенности данной категории должны охватываться одним определением. Социальная защита - это деятельность государственных и негосударственных институтов по осуществлению мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение и восстановление достойного и необходимого уровня их социального благополучия и безопасности.
Право на социальную защиту, адресованное каждому человеку и гражданину, следует отличать от мер социальной защиты - конкретных мероприятий государства, направленных на более полную реализацию социальных прав отдельных групп населения. Это группы, находящиеся в сфере «социального риска», нуждающиеся в особой поддержке, заботе и внимании общества и государства. Следовательно, право на социальную защиту - это право на социальную безопасность человека, право на состояние защищенности его различных социальных прав и интересов, сводящее к минимуму социальные риски и невозможность существования без участия общества.
Подводя итог, можно сказать, что конституционно-правовой аспект социальной защиты заключается в «параллельном нахождении» данного института, как вида государственной защиты социальных прав и свобод личности, как правовой формы реализации социальной функции государства и в качестве системы мер обеспечения социальной безопасности. Социальную защиту следует рассматривать как универсальную категорию, особое правовое состояние защищенности и благополучия, институционально и содержательно отражающую нравственные ценности социальной солидарности и справедливости. При этом социальная защита отражает субъективное право каждого человека на достойную жизнь, социальную безопасность и качество бытия, позволяющее обеспечить основные права и свободы личности.
Ссылки:
1. Невинский В.В. Конституция РФ и Всеобщая декларация прав человека: грани соотношения // Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Барнаул, 2009.
2. Безуглов А.А., Беломестных Л.Л. Конституционное право России. М., 2005.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1989.
4. Старшинов А.Н. Институциализация социальной защиты населения России: автореф. дисс. ... канд. полит. наук. Казань, 2005.
5. Буянова М.О. Право социального обеспечения: учебное пособие. М. 2006. С. 7 ; Право социального обеспечения России / под ред. К.Н. Гусова. М. 2004. С. 13 ; Социальное государство. Краткий словарь-справочник. М., 2002. С. 201 ; Икингрин Е.Н., Неганов Ф.М. Социальная защита населения северных городов России: теория, методология, практика. Уфа, 2001. С. 15-16 ; Шарин В.И. Фонды социальной защиты. Екатеринбург, 2001. С. 7-8 и т.д.
6. Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М., 1994.
References (transliterated):
1. Nevinskiy V.V. Konstitutsiya RF i Vseobshchaya deklaratsiya prav cheloveka: grani sootnosheniya // Materialy mezhre-gional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Barnaul, 2009.
2. Bezuglov A.A., Belomestnykh L.L. Konstitutsionnoe pravo Rossii. M., 2005.
3. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo yazyka. M., 1989.
4. Starshinov A.N. Institutsializatsiya sotsial'noy zashchity naseleniya Rossii: avtoref. diss. ... kand. polit. nauk. Kazan', 2005.
5. Buyanova M.O. Pravo sotsial'nogo obespecheniya: manual. M. 2006. P. 7 ; Pravo sotsial'nogo obespecheniya Rossii / ex. ed. K.N. Gusov. M. 2004. P. 13 ; Sotsial'noe gosudarstvo. Kratkiy slovar'-spravochnik. M., 2002. P. 201 ; Ikingrin E.N., Neganov F.M. Sotsial'naya zashchita naseleniya severnykh gorodov Rossii: teoriya, metodologiya, praktika. Ufa, 2001. P. 15-16 ; Sharin V.I. Fondy sotsial'noy zashchity. Ekaterinburg, 2001. P. 7-8 etc.
6. Lampert K. Sotsial'naya rynochnaya ekonomika. Germanskiy put'. M., 1994.