РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕВОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
УДК 338.4
JEL D24
DOI10.26425/1816-42 77-2018-11-68- 71
Алексеева Наталия Владимировна
канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «МИРЭА -Российский технологический университет», г. Москва
e-mail: [email protected]
Барсова Татьяна Николаевна
канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», r. Москва e-mail: [email protected]
Орлова Ольга Викторовна
доцент, ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», г. Москва e-mail: [email protected]
Alekseeva Nataliya
Candidate of Economic Sciences, MIREA -Russian Technological University, Moscow e-mail: [email protected]
Barsova Tatyana
Candidate of Economic Sciences, Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow e-mail: [email protected]
Orlova Olga
Assistant professor, Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow
e-mail: [email protected]
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Аннотация. Рассмотрены актуальные вопросы внедрения на промышленных предприятиях системы мониторинга, их производственно-хозяйственной деятельности с точки зрения оценки и прогноза изменений ключевых показателей эффективности под воздействием внешних и внутренних факторов. Обосновано, что мониторинг развития предприятия является показателем успешности их деятельности и отражает степень привлекательности для инвесторов. По результатам проведенного исследования сформированы основные направления мониторинга предприятий для выявления отраслевых лидеров. Ключевые слова: целевой мониторинг, потребители результатов мониторинга, мониторинг развития, инновационная активность, инвестиционная активность.
ENTITY AND MAINTENANCE OF THE MONITORING SYSTEM OF THE INDUSTRIAL ENTERPRISES
Abstract. The relevant issues of implementation at the enterprises of the industry of system of monitoring of their production economic activity from the point of view of assessment and the forecast of changes of key performance indicators under the influence of external and internal factors have considered. It has proved that monitoring of development of the enterprise is an indicator of success of their activity and reflects degree of appeal to investors. By results of the conducted research, the authors of the article have created the main directions of monitoring of the enterprises for identification of industry leaders.
Keywords: target monitoring, consumers of results of monitoring, development monitoring, innovative activity, investment activity.
Последние годы валовый внутренний продукт экономики России имеет небольшую тенденцию роста и требует дополнительного поступательного движения вперед. Однако улучшение всех экономических показателей в масштабах страны связано с деятельностью в основном крупных предприятий, т. к. малый бизнес пока еще не развит в той степени, чтобы играть заметную роль в экономике. На промышленных предприятиях сосредоточены огромные производственные мощности, существует определенная инновационная активность и квалифицированные кадры, способные обеспечить экономический рост промышленности страны в целом [1].
Мониторинг при самом общем подходе определяют, как комплексную систему наблюдений за объектом исследования. Проведение целевых мониторингов промышленных предприятий является добровольным и реализуется по решению их руководства с целью определения наилучших показателей развития, выявления определенных социально-экономических проблем и объективных диспропорций, которые сложились вследствие объективных и субъективных причин [5]. Результатом проведения мониторинга является определение рейтинга
© Алексеева Н.В., Барсова Т.Н., Орлова О.В., 2018
предприятий отрасли по различным критериям и их ранжирование, т. е. определение лучших в соответствии с принятыми показателями. При достижении лучших показателей предприятие считается отраслевым лидером.
Самымыми главнымми методическими элементами проведения любого мониторинга являются целевая направленность и подбор показателей для его проведения, поскольку количественная оценка проводимых исследований повышает уровень объективности получаемых результатов. Требования к развитию мониторинга предприятий как системы процедур предполагают взаимоувязку комплексной оценки развития внешней экономической среды предприятия (инвестиционного климата, перспективных потребностей отрасли, состояния конкурентной среды и т. д.) с комплексной оценкой его возможностей на основе достигнутых результатов и целевыми установками перспективы развития на основе ретроспективной информации.
К сожалению, единых механизмов проведения мониторинга предприятий до настоящего времени выработать не удается в связи с огромным количеством специфических особенностей каждого из них. Разработка графиков проведения мониторинга, его цели и задачи в настоящее время осуществляются предприятиями самостоятельно, анализ полученных результатов напрямую зависит от поставленных задач. К тому же информация о проблемах и задачах развития основных конкурентов чаще всего является коммерческой тайной и может использоваться часто на основе косвенных признаков.
Выводы, которые могут быть сделаны в процессе проведения мониторинга, должны способствовать определенной корректировке экономической политики государства, отрасли или конкретного предприятия.
Высокий рейтинг предприятий позволяет иметь им финансово-экономические преимущества на рынке кредитных ресурсов и инвестиционных средств, получать перспективные государственные и муниципальные заказы, последовательно увеличивать стоимость самих предприятий и их ценных бумаг. Комплексный подход к мониторингу предприятий позволяет всем заинтересованным субъектам определить риск вложения средств в их развитие.
Целевой рейтинг предприятий может быть полезен при обсуждении и реализации стратегических государственных программ, при оценке инвестиционной привлекательности предприятий, при участии предприятий в различных симпозиумах и на выставках, в том числе международных. Целевые мониторинги развития промышленных предприятий дают возможность оптимизировать стратегический инновационный прорыв в отрасли и промышленности России в целом [3].
Особую актуальность приобретает проблема разработки инновационной политики предприятий, объединенных внедрением новых товаров, технологий, прогрессивных материалов, а также форм и методов организации производства.
Предпосылками использования результатов целевых мониторингов промышленных предприятий могут быть:
- необходимость объективной информации о развитии отраслевых предприятий на основе ретроспективных данных за рассматриваемый период времени для выявления наиболее перспективных из них;
- определение стратегических задач для развития отрасли в целом и обеспечения программ экономического инновационного роста;
- перспективы распределения и перераспределения кооперации производства сложной продукции;
- реализация программ повышения эффективности производственных мощностей предприятий и реализации планов по их увеличению в связи с задачами развития отрасли;
- активизация научно-технических разработок в области стратегически важных изделий и размещения госзаказов их производства с прогнозируемой эффективностью.
Целевой мониторинг развития промышленных предприятий целесообразно проводить по следующим направлениям: уровень развития предприятий и их экономического потенциала, уровень пропорциональности развития предприятий, уровень конкурентоспособности выпускаемых товаров и используемых технологий, уровень мобильности производственных мощностей, уровень, эффективности управления предприятием.
Сбор и обработка материалов целевого мониторинга может осуществляться заинтересованными центрами или организациями, которые профессионально занимаются соответствующими вопросами. Он проводится на основе отчетных данных исследуемых предприятий по единой системе показателей, включая оригинальные показатели, применяемые конкретной группой исследователей.
Для проведения мониторинга, предприятия одной отрасли целесообразно разбивать на группы по какому-либо критерию. В качестве таких критериев могут быть принадлежность к одинаковой специализации,
Вестник университета № 11, 2018
схожесть по технологической базе производства, близость по уровню финансовой устойчивости, величине активов, численности промышленно-производственного персонала и другим [4].
При проведении мониторинга предприятий анализируется большое количество различных экономических и финансовых показателей. Часть показателей являются доступными и определяющими деятельность компаний и отрасли в целом. Доступ к другим показателям требует максимальной открытости руководства предприятий.
Анализ совокупности используемых показателей, которые составляются на основе ограниченного набора формальных показателей, не может дать полную картину положения того или иного предприятия. Существует также ряд критериев, которые достаточно сложно или даже невозможно отразить с помощью количественных показателей (атмосфера в коллективе, степень удовлетворенности персонала руководством). Эти неформальные критерии могут достаточно сильно повлиять на оценку эффективности управления предприятиями.
Способность и возможность предприятий к быстрому внедрению научно-технических инноваций определяется их инновационным потенциалом и их возможностями к устойчивому экономическому росту в перспективе. Определяющим фактором рассматриваемого потенциала является стимулирование перспективных идей, изобретений, рационализаторских предложений, обеспечение коммерческих возможностей их использования, которые постепенно становятся неотъемлемой частью экономической политики предприятий [2].
Для освоения инноваций на предприятии необходимо располагать инновационным потенциалом и инновационной восприимчивостью. При оценке инновационного потенциала предприятий важное значение имеют такие факторы, как отраслевая принадлежность и их размеры, уровень взаимодействия с отраслевыми организациями, состояние научно-технической базы, наличия интеллектуальной собственности, возможности самоинвестирования развития. Также как любой элемент хозяйственной деятельности предприятия, инновационный потенциал может:
- отсутствовать на протяжении определенного периода времени;
- убывать в связи с определенными финансовыми или другими техническими трудностями;
- постепенно или достаточно быстро возрастать по мере расширения сферы внедрения различных инноваций.
Еще одна современная проблема развития комплексного мониторинга деятельности предприятий в условиях инновационного развития заключается в следующем. Мониторинг с помощью комплексного подхода, представляющего особый интерес в промышленности, должен основываться как на количестве инноваций, внедренных предприятием (новых товаров, технологий, материалов, организационных форм управления), так и на оценке эффективности инновационного развития на основе:
- прироста выручки и прибыли за счет внедрения инноваций;
- изменения себестоимости продукции за счет использования нового оборудования, новых конструкционных материалов и технологий, новых способов организации производства;
- уровня сокращения трудоемкости продукции;
- уровня повышения качества и конкурентоспособности продукции с учетом возможностей увеличения гарантийного периода эксплуатации изделий и сокращения затрат, связанных с их обслуживанием.
Инновационная активность определяется не только скоростью освоения инноваций предприятием, но и результативностью и эффективностью их использования. При этом происходит значительный рост не только выручки и прибыли предприятия, но и всех показателей эффективности использования отдельных видов ресурсов. Инновационная активность всегда рассматривается как относительная характеристика инновационной деятельности, которая определяется ростом инновационного потенциала предприятия во времени, т. е. ростом относительных показателей динамики конкретных показателей инновационной деятельности.
Мониторинг инновационного потенциала промышленных предприятий и их инновационной активности в условиях развития конкуренции и глобализации мировых товарных рынков имеет особое значение для перспективного развития отрасли и промышленности страны в целом.
Библиографический список
1. Арсеньева, Н. В. Основные проблемы предприятий машиностроительного комплекса на современном этапе и перспективные
пути их решения / Н. В. Арсеньева // Экономика и управление в машиностроении. - 2008. - № 2. - С. 38-41.
2. Внучков, Ю. А. Особенности разработки проектов по коммерциализации научно-технических новшеств / Ю. А. Внучков,
В. А. Московский, Е. И. Лукин // Научные труды (Вестник МАТИ). - 2011. - № 18 (90). - С. 189-192.
3. Джамай, Е. В. Исследование проблем оценки экономической эффективности инвестиций в инновационные проекты на предприятиях наукоемких отраслей промышленности / Е. В. Джамай, Ю. П. Анисимов, С. А. Повеквечных // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. - 2014. - № 5. - С. 25-31.
4. Путятина, Л. М. Комплексный подход к анализу положения предприятия в отраслевой среде / Л. М. Путятина, Н. В. Тарасова, Л. А. Лаврова // Вестник Университета. - 2016. - № 3. - С. 49-52.
5. Путятина, Л. М. Управление экономическим ростом предприятия: уточнение базовых понятий / Л. М. Путятина, С. В. Шароватов // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2012. - № 1. - С. 195-197.
References
1. Arsen'eva N. V. Osnovnye problemy predpriyatii mashinostroitel'nogo kompleksa na sovremennom etape i perspektivnye puti ikh resheniya [The main problems of the enterprises of a machine-building complex at the present stage and perspective ways of their decision] // Ekonomika i upravlenie v mashinostroenii, 2008, I. 2, pp. 38-41.
2. Vnuchkov YU. A., Moskovskij V A., Lukin E. I. Osobennosti razrabotki proektov po kommercializacii nauchno-tekhnicheskikh novshestv [Features of development ofprojects on commercialization of scientific and technical innovations] // Nauchnye trudy (Vestnik MATI), 2011, I. 18 (90), pp. 189-192.
3. Dzhamaj E. V., Anisimov YU. P., Povekvechnykh S. A. Issledovanie problem otsenki ekonomicheskoj effektivnosti investitsij v innovatsionnye proekty na predpriyatiyakh naukoemkikh otraslej promyshlennosti [Research ofproblems of assessment of economic efficiency of investments into innovative projects at the enterprises of the knowledge-intensive industries] // FES: Finansy. Ekonomika. Strategiya, 2014, I. 5, pp. 25-31.
4. Putyatina L. M., Tarasova N. V, Lavrova L. A. Komplekshyi podkhod k analizu polozheniya predpriyatiya v otraslevoj srede [An integrated approach to the analysis of position of the enterprise in the branch environment] // Vestnik Universiteta, 2016, I. 3, pp. 49-52.
5. Putyatina L. M., SHarovatov S. V. Upravlenie ekonomicheskim rostom predpriyatiya: utochnenie bazovykh ponyatij [Management of the economic growth of the enterprise: specification of basic concepts]// Menedzhment i biznes-administrirovanie, 2012, I. 1, pp. 195-197.