Емельянов Олег Анатольевич. старший преподаватель кафедры огневой подготовки, Пермский военный институт внутренних войск МВД России, E-mail : oleg.emelyanov.75@mail.ru, Тел. (342) 2-85-02-92, 89028347819
Россия, г. Пермь, 614107, ул. Уральская д-47а.к.71
СУЩНОСТЬИ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ВОИНСКИХ ЧАСТЯХ ВВ МВД РОССИИ
В развитии современного российского общества проблема профилактики девиантного поведения военнослужащих является актуальным и входит в число необходимых направлений развития превентивной теории и практики. Анализ научной литературы показал, что данная проблема в последние годы приобрела самостоятельное теоретическое и практическое значение для целой группы научных дисциплин: философии, социологии, криминологии, психологии и педагогики. Однако данное многоуровневое изучение при многих позитивных моментах имеет такие существенные недостатки как: отсутствие органической связи между рассматриваемыми аспектами негативных явлений, изолированность друг от друга полученных результатов. В общей и специальной педагогической литературе, и в военной и социальной педагогике нет единого системного подхода к пониманию сущности и содержания процесса педагогической профилактики девиантного поведения.
Педагогическая профилактика многих видов девиантного поведения тесно связана с перевоспитательной деятельностью, поэтому представляется необходимым определиться с базовыми понятиями «профилактика» и «перевоспитание». Словарное толкование терминов, позволяет трактовать как синонимы такие понятия и категории, отражающие существо превентивной деятельности лиц командного состава, как «предупреждение» - «профилактика» и «преодоление» - «перевоспитание»[4.ст.499,580,581].
Анализ научных источников, специальные опросы и беседы с представителями различных категорий лиц командного состава внутренних
войск имеющих в подчинении личный состав, позволяют выявить несколько авторских позиций к пониманию сущности, содержания и структуры процесса предупреждения и преодоления девиантного поведения военнослужащихи в обобщенном виде сводятся к следующим основным положениям:
1. Понятия «предупреждение» и «преодоление» будучи близкими, по своему содержанию, не являются тождественными по своей сущности: предупреждение направлено на выявление и предотвращение причин и условий девиантного поведения, а преодоление - на искоренение выявленных в процессе профилактики различных девиаций в поведении перевоспитываемых военнослужащих.
2. Предупреждение и преодоление девиантного поведения нельзя рассматривать как изолированный, отдельно взятый социально-педагогический процесс. Они являются органической и неотъемлемой частью общей социальнопедагогической системы.
3. Предупреждение и преодоление являются двумя взаимосвязанными и взаимообусловленными сторонами общего процесса борьбы с зарождением, развитием и проявлением различных негативных явлений, рассматриваемых в рамках превентивной педагогики.
4. Процесс предупреждения и преодоления выступает как основа педагогической системы, совокупность ее двух составных частей, педагогической профилактики и перевоспитания, которые в свою очередь обладают важными признаками процессуально-структурного объекта, имеют сложный состав, образуют единый структурный и функциональный комплекс, что дает возможность рассматривать процесс предупреждения и преодоления девиантного поведения у военнослужащих воинских частей ВВ МВД России как целостное социально-педагогическое образование.
Данные научные позиции позволяют сделать вывод о том, что содержание предупреждения и преодоления девиантного поведения у военнослужащих ВВ МВД России, необходимо рассматривать как единый, целостный, системный, специфический социально-педагогический процесс, определить его место в
общей социально-педагогической системе и выявить связи с ее другими составными частями, в первую очередь, с воспитанием, самовоспитанием и перевоспитанием.
Проведенный анализ научной литературы, практической воспитательной деятельности должностных лиц воинских частей и подразделений ВВ МВД России, результаты опросов и наблюдений позволяют утверждать, что если девиация в сознании и поведении военнослужащих ВВ МВД России не носит устойчивого характера, то в результате педагогической деятельности лиц командного состава она устраняются по средством инициирования процессов воспитания и самовоспитания. В данном случае профилактика и перевоспитание выступают как основные функции процесса воспитания.
В самом широком смысле под предупреждением различных девиаций в поведении военнослужащих, понимается выявление причин и условий их вызывающих, поиск путей и способов недопущения и предотвращения девиантного поведения военнослужащих. В совокупности данное понятие подходит к определению категории педагогической профилактики.
В современных условиях воинские части ВВ МВД России по различным причинам зачастую комплектуются военнослужащими рядового и сержантского составов, проходящими службу по контракту, с опытом асоциального поведения, полученное до поступления на военную службу, предупреждение которого проблематично, почему, возможно лишь его преодоление. Поэтому сущность преодоления девиантного поведения у военнослужащих определяется как процесс выявления и искоренения различных девиаций в поведении военнослужащих, побуждения их к самоисправлению. Данное определение можно дать и перевоспитанию, как социально-педагогическому процессу,в реальной практике тесно они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Основными элементами процесса педагогической профилактики девиантного поведения военнослужащих ВВ МВД России, являются субъект профилактической деятельности и объект педагогической профилактики и перевоспитания.
В зависимости от целей и задач педагогической профилактики девиантного поведения военнослужащих ее субъектомможет выступать конкретный воспитатель или группа воспитателей, актив воинского коллектива или коллектив в целом. Поэтому педагогическая профилактика девиантного поведения может носить коллективный, групповой и индивидуальный характер. Учитывая сложность и противоречивость рассматриваемого процесса, ведущими субъектами педагогической профилактики девиантного поведения военнослужащих ВВ МВД России, признаются конкретные, подготовленные в профессиональном плане офицеры воспитатели.
Объектом педагогической профилактики девиантного поведения выступает система воспитания военнослужащих в воинских частях и подразделенияхВВ МВД России.
Как показывает проведенный анализ научной литературы, практической превентивной деятельности лиц командного состава воинских частей ВВ МВД России, результатов опросов и наблюдений процесс педагогической профилактики девиантного поведения предполагает, как правило, совместное организованное и одновременное воздействие и взаимодействие воспитателей и воспитываемых. Организуя данный процесс, субъекты превентивной деятельности в воинских частях и подразделениях ВВ МВД России оказывают всестороннее влияние на психику военнослужащих, чтобы достичь положительных результатов в их исправлении, а также в случае необходимости корректируют свою воспитательную деятельность при получении информации по каналам обратной связи - от родителей, с места учебы или работы до призыва на военную службу, военкоматов и т.д. Оценив полученную информацию, они уточняют цели и задачи педагогической профилактики, вносят соответствующие корректурные изменения в последующие превентивные влияния на объект воспитания.
Воспитательная деятельность самих военнослужащих с девиантным поведением - объекта профилактики и перевоспитания - другая сторона рассматриваемого процесса складывающегося из восприятия превентивных
воздействий и взаимодействий, переработки их через призму потребностей, мотивов, интересов и других компонентов духовного мира военнослужащего. В ходе воспитательной деятельности происходит изменение ошибочных позиций и установок военнослужащих, сложившиеся стереотипы их поведения, искоренение негативных и формирование положительных личностных качеств. Военнослужащие, воспринимая внешнее педагогическое воздействие, проецируют его на свой жизненный опыт. При профилактике и перевоспитании повышается роль самоисправления военнослужащих с девиантным поведением, в данном случае они выступают по отношению к самим себе как субъекты воспитательной деятельности.
По полученным результатам исследований следует признать, что военнослужащие, в воинских частях, подразделениях ВВ МВД России с девиантным поведением, как люди и личности в совокупности их характеристик, недостаточно представлены в педагогической литературе и соответственно в социально-педагогической деятельности по профилактике и перевоспитанию различными категориями командного состава воинских частей и подразделений ВВ МВД России. Представляется, что в основе целевого блока процесса предупреждения и преодоления девиантного поведения военнослужащих, может лежать специфическая педагогическая деятельность различных категорий воспитателей по выявлению и искоренению девиантного поведения военнослужащего как профессионального военнослужащего, как конкретного человека, личности. Такое целеполагание данного процесса позволяет решать общие задачи социально-педагогической системы работы с военнослужащими, выделяя при этом специфику решения задач воспитательной деятельности.
Основные задачи определяют собой научное содержание процесса педагогической профилактики девиантного поведения военнослужащих, в воинских частях и подразделениях ВВ МВД России. Анализ литературы, специальные опросы и беседы с представителями различных категорий лиц командного состава ВВ МВД России, позволяет так же сформулировать следующие задачи:
1) конструктивный и содержательный анализ накопленного отечественной и зарубежной наукой и практикой служебного опыта педагогической профилактики девиантного поведения военнослужащих, в воинских частях и подразделениях ВВ МВД России;
2) диагностирование и прогнозирование причинно-факторного комплекса, обусловливающего возникновение и наличие девиантных проявлений, а также выявление условий и обстоятельств, способствующих их возникновению и развитию [2. ст. 57];
3) определение путей и способов педагогической профилактики девиантного поведения у военнослужащих рядового и сержантского составов, в воинских частях и подразделениях ВВ МВД России;
4) выбор и разработка различных методов педагогической профилактики;
5) развитие положительных качеств личности при искоренении и устранении отрицательных качеств личности военнослужащего.
Обозначенные цели и задачи процесса педагогической профилактики девиантного поведения военнослужащих конкретизируют и определяют его содержание, и включает в себя:
1) всестороннее и многоплановое диагностирование и прогнозирование девиантного поведения военнослужащих в течение воинской службы;
2) выявление комплекса причин, условий и факторов, порождающих девиантного поведение среди военнослужащих, их локализация и устранение;
3) прогнозирование результатов педагогической деятельности и их возможных последствий;
4) определение путей и способов деятельности различных категорий лиц командного состава по профилактике девиантного поведения подчиненных;
5) устранение отрицательных качеств личности военнослужащих с девиантным поведением и параллельное развитие положительных;
6) воспитание и самовоспитание военнослужащих, склонных к девиантному поведению, посредством реализации профилактической, перевоспитательной функций и побуждения к самовоспитанию;
7) формирование негативного отношения всего воинского коллектива к проявлениям девиантного поведения военнослужащих.
Источниками совершенствования процесса педагогической профилактики девиантного поведения военнослужащих ВВ МВД России, являются, объективно присущие ему противоречия. Как показывает анализ изученной литературы, существуют группы специфических противоречий, характерные для данного процесса[3.стр. 61].
Противоречия первой группы возникают между уровнем воспитанности полученным военнослужащим до призыва во ВВ МВД России, прохождения им службы по призыву и новыми, постоянно растущими требованиями к нему как к военнослужащему, проходящему службу и на профессиональной основе, между общими субъективными знаниями об девиантного поведении, о наиболее распространенных формах его проявления, таких как неуставные взаимоотношения, противоправное и недисциплинарное поведение и др., между стремлением молодого человека к независимости и необходимостью подчинения воле старшего начальника, требованиям нормативных актов определяющих порядок прохождения воинской службы, между знанием норм поведения и их реализацией, между самооценкой военнослужащего и отношением к нему окружающих, между поведением коллективным и личным поведением военнослужащего. Разрешение данных противоречий в процессе педагогической профилактики девиантного поведения лиц, проходящих службу в воинских частях и подразделениях ВВ МВД России, как показывает практика, достигается путём выявления и устранения причин и условий их возникновения и повторения, глубокого разъяснения постоянно растущих требований командования к поведению военнослужащих, поддержанию твердого уставного порядка и воинской дисциплины.
Противоречия другой группы носят внутренний характер, присущий собственно процессу педагогической профилактики девиантного поведения и возникают в результате несоответствия спланированных целей и задач педагогической профилактики и полученных результатов профилактики и
перевоспитания. Это противоречия между новыми условиями армейской службы и устаревающими способами подготовки к ней, между пеедагогическими воздействиями различных категорий воспитателей и низкой эффективностью профилактики девианого поведения, между недостаточным уровнем подготовки должностных лиц, принимающих участие в воспитательной деятельности по отношению к военнослужащим, проходящим военную службу в подразделениях ВВ МВД России к этой деятельности и в связи с этим, потребностью в рекомендациях, актуальностью проблемы профилактики девиантного поведения и недостаточной ее научной разработанностью.
Разрешение этих противоречий, как показывает практика, представляет существенную сложность и трудность для командиров воинских частей и подразделений ВВ МВД России различных категорий, в силу их объективного характера. Тем не менее, оно может быть достигнуто на путях создания необходимых условий для преодоления выявленных противоречий, совершенствование всех сфер жизнедеятельности военнослужащих, глубокого понимания сути этих трудностей и причин их порождающих.
Особую группу противоречий составляют противоречия между уровнем притязаний, характером развития поведенческих норм и возможностями их удовлетворения и выражения [1.стр. 47]. К ним относятся противоречия между девинтным поведением и представлением о том, как надо себя вести, между потребностью не вступать в конфликт с командованием и нежеланием выполнять уставные нормы, что препятствует этому. Разрешение этой группы противоречий, как свидетельствует проведенное исследование, в силу своей неоднозначности требует продолжительных воспитательных влияний. Г лавными условиями их разрешения являются: создание необходимых условий для предупреждения девиантного поведения военнослужащих, убеждение в общественной значимости армейской службы, совершенствование всех сфер жизнедеятельности военнослужащих с девиантным поведением.
Следующая группа противоречий проявляется в области воинской деятельности - между уровнем развития подразделений и степенью
опосредствования межличностных отношений характером и содержанием воинской деятельности; между общественно значимыми служебно-боевыми задачами и личностно значимыми целями в ходе их реализации; между материальными и социальными условиями жизнедеятельности и функционирования воинских коллективов в экстремальных условиях.
Анализ диссертационных исследований по данной проблематике позволяет выделить еще одну группу противоречий - противоречия в сфере управления воинскими коллективами: между ростом масштабов и сложностью выполняемых служебно-боевых задач, повышением требований к боевой выучке личного состава и возможностью командования оптимизировать этот процесс; между штатно-должностной структурой и реальными ролями в подразделениях; формальным и неформальным лидерством;между устаревшими формами организации воинской деятельности и потребностью военнослужащих в саморазвитии, максимальное использование коллективистского потенциала; между функционально-ролевой обезличенностью отношений и результатов боевой службы и потребностью в персонализации своей позиции и полученных результатов наиболее способных членов коллектива [3.стр.62-63].
В процессе педагогической профилактики девиантного поведения все группы противоречий выступают в едином комплексе. Представляется, что всякое противоречие, порождающее ту или иную трудность педагогической профилактики девиантного поведения военнослужащих, так или иначе должно быть разрешено. Преодолевая трудности, личность поднимается в своем развитии, искореняет негативное, формирует положительные качества. Задача педагогической профилактики девиантного поведения военнослужащих внутренних войск, заключается в том, чтобы содействовать правильному разрешению рассматриваемых противоречий. Рассматриваемые противоречия дают представления о том, какой должна быть педагогическая организация изучаемого процесса.
Анализ литературных источников и проведенное исследование в изучении практики предупреждения девиантного поведения военнослужащих проходящих
военную службу в воинских частях, ВВ МВД России показывает, что наиболее действенными принципами, на которых строится превентивная деятельность с ними, являются: уверенность должностных лиц, осуществляющих
воспитательную деятельность в ее положительных результатах; учет индивидуальных и возрастных особенностей военнослужащего с девиантным поведением; учета характера устойчивости девиантного поведения
военнослужащего, условий его формирования; индивидуальный и дифференцированный подход; гласность и гуманизация педагогической деятельности; обеспечение единства воспитания и педагогической профилактики в отношении военнослужащего с девиантным поведением; обеспечение
непрерывности, систематичности, целенаправленности и динамичности воспитательной деятельности; обеспечение единства и согласованности мер педагогической профилактики во всех звеньях социально-педагогической системы; соблюдение социальной справедливость по отношению ко всем
военнослужащим воинской части совместно с единством требовательности, уважения и заботы о них и др.
Перечисленные принципы предупреждения и преодоления различных девиаций в поведении военнослужащих, в воинских частях ВВ МВД России, тесно связаны между собой и определяют требования к соответствующим методам, приёмам, средствам и формам.
Методы педагогической профилактики девиантного поведения
определяются его целью, задачами и содержанием. Они подразделяются на составляющие их приёмы, то есть способы педагогических воздействий на военнослужащих, с девиантным поведением, соответствующие конкретной педагогической ситуации. Процесс предупреждения девиантного поведения осуществляется при помощи различных средств и форм, выбор которых зависит от особенностей военнослужащих с девиантным поведением, причин и условий возникновения и проявления такого поведения, подготовленности к воспитательной деятельности должностных лиц воинских частей, подразделений ВВ МВД России различного уровня. Результаты проведенного исследования,
эффективность процесса педагогической профилактики определяется главным образом с помощью ряда критериев. Ими являются: направленность поведения и уровень дисциплинированности военнослужащего;результаты в боевой подготовке;отношение к основным видам воинской деятельности;соотношение положительных и отрицательных качеств личности военнослужащего; понимание необходимости самоисправления; готовность к педагогическим воздействиям и др.
Объективная оценка результатов педагогической деятельности позволяет должностным лицам воинских частей ВВ МВД России, оперативно вносить соответствующие коррективы в последующие воспитательные действия, придавать всему процессу управляемый и регулируемый характер.
Как показалопыт службы в войсках в практике педагогической профилактики девиантного поведения должностными лицами воинских частей и подразделений ВВ МВД России, первоочередное значение имеет знание и умение использовать в ходе профилактической деятельности социально -демографических, социально - культурных, социально - педагогических, факторов.
Немаловажное значение для воспитательной практики имеют специфические объективно экстремальные и дезадаптирующие факторы, присущие воинской деятельности во время службы в воинских частях внутренних войск. Такие как: излучения, насыщенность и высокая плотность самой разнообразной техники и вооружения: а также наличие специфических традиций, оказывающих значительное влияние на формирование моральнопсихологического климата и взаимоотношений в воинском коллективе, различных по количественному и качественному составу коллективов офицеров-воспитателей и др.
Немаловажное значение в проявлении девиантных устремлений военнослужащих при прохождении военной службы имеют различные обстоятельства и условия. Однако они способствуют реализации девиантного поведения военнослужащих и могут спровоцировать их проявление. При
изучении случаев проявления девиантного поведения военнослужащих внутренних войск, анализ практики педагогической деятельности офицеров, опрос военнослужащих воинских частей, позволили выявить группу основных условий и обстоятельств, провоцирующих проявления девиантного поведения в воинских частях внутренних войск. К их числу следует отнести недостатки в организации воспитательной работы: упрощенный подход к проведению воспитательных мероприятий в подразделениях, принижение воспитательной роли армейской службы, учебы и быта; невнимание к военнослужащим, откомандированным на длительные сроки из пунктов постоянной дислокации для выполнения служебно-боевых задач в Северо-Кавказком регионе, находящихся на излечении в госпиталях, слабая подготовленность офицеров к педагогической деятельности, недостатки в организации досуга и быта личного состава.
В результате бездействия командования воинских частей, подразделений вышеуказанные недостатки продолжают иметь место в повседневной жизнедеятельности войск. Федеральные законы, регламентирующие вопросы прохождения военной службы, Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, не упоминая термин «девиантность».
УСТАВ
ВНУТРЕННЕЙ СЛУЖБЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495
Выписка из Устава внутренней службы ВС РФ
Глава 3. Обязанности командиров (начальников) и основных должностных лиц полка (корабля)
Общие обязанности командиров (начальников)
81. Командир (начальник) в целях обеспечения безопасности военной службы обязан:
- в своей служебной деятельности отдавать приоритет сохранению жизни и здоровья подчиненных военнослужащих;
- руководствуясь положениями главы 7 настоящего Устава, принимать все возможные меры по обеспечению защищенности военнослужащих от воздействия на них опасных факторов военной службы при исполнении ими своих обязанностей, предупреждению их гибели (смерти) и увечий (ранений, травм, контузий), а также осуществлять мероприятия по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью, имуществу местного населения и окружающей среде в ходе повседневной деятельности воинской части (подразделения).
Меры, принимаемые командиром (начальником) по обеспечению безопасности военной службы, не должны приводить к срыву выполнения боевой задачи.
Таким образом, рассмотрение теоретических проблем процесса педагогической профилактики девиантного поведения военнослужащих, в воинских частях ВВ МВД России позволяет сделать следующий вывод: сущность и содержание педагогической профилактики девиантного поведения военнослужащих, предполагает предупреждение его возникновения и недопущение повторения его проявлений; основными направлениями педагогической профилактики девиантного поведения военнослужащих, являются - правовое просвещение; воспитательно-разъяснительная деятельность; психолого-диагностическая деятельность и психокоррекция; организационнометодические мероприятия.
Литература:
1. Барабанщиков А. В., Давыдов В. П., Конюхов Н. И., Феденко Н. Ф. Методика исследования проблем военной педагогики и психологии. - М.: ВПА, 1987.
2.Бакушин О. В. Педагогические основы предупреждения уклонений от военной службы у солдат и сержантов частей РВСН: Дис. канд. пед. наук. - М., 1997.
3. Васильев Ю.С. Совершенствование процесса педагогической профилактики неуставных взаимоотношений во ВВ МВД России.- дис. канд. пед. наук. - М., 2001.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка -С.499,580,581.