Научная статья на тему 'Сущность и содержание профессионализма специалиста и его профессиональной культуры'

Сущность и содержание профессионализма специалиста и его профессиональной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
372
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная культура / образование / педагогическая деятельность

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышева Инна Александровна

В статье рассматриваются аспекты формирования профессиональной культуры в настоящее время. Чтобы обеспечить высокий уровень профессионализма, необходима культурная основа профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание профессионализма специалиста и его профессиональной культуры»

Готовность выпускника к ЕГЭ является не только результатом работы психолога, но и в некотором смысле продуктом образовательной средней школы. Необходимо разрабатывать и внедрять программы по психологическому сопровождению школьников к ЕГЭ, которые решали бы следующие задачи:

1. Снижение уровня тревожности.

2. Развитие концентрации внимания.

3. Развитие четкости и структурированности мышления.

4. Повышение сопротивляемости стрессу.

5. Развитие эмоционально-волевой сферы.

6. Развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.

7. Развитие навыков конструктивного взаимодействия.

Это позволяет надеяться на оптимизацию уровня психологической готовности учащихся 9-х и 11-х классов к итоговой аттестации.

Литература

1. Александров В. Н. и др. Единый государственный экзамен. Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста / В. Н. Александров. -Челябинск: Взгляд, 2005 г.

2. Болотов В. А. (редактор) Единый государственный экзамен. Сборник статей. - М.: Логос, 2002 г.

3. Нейман Ю. М. Шкалирование результатов единого госэкзамена. - М: ЦТМО, 2002 г.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е. С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2000 г.

5. Чибисова М. Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка (Психолог в школе) / М. Ю. Чибисова. — М.: Генезис, 2009 г.

6. Якунин В. А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. - СПб: Изд-во Михайлова В. А., 2000 г.

Сущность и содержание профессионализма специалиста и его профессиональной культуры Чернышева И. А.

Чернышева Инна Александровна / Chernysheva Inna Alexandrovna - педагог-психолог, Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей Дворец детского творчества (МАУДОДДДТ) «Маленький принц», г. Хабаровск

Аннотация: в статье рассматриваются аспекты формирования профессиональной культуры в настоящее время. Чтобы обеспечить высокий уровень профессионализма, необходима культурная основа профессиональной деятельности. Ключевые слова: профессиональная культура, образование, педагогическая

деятельность.

Сегодня, когда образование воспринимается большинством людей как один из высших приоритетов жизни, резко возрастает значимость педагогической деятельности, и растет потребность в людях, которые сознательно избирают педагогическое поприще. Но выбрать профессию и получить образование - этого еще недостаточно, чтобы действительно стать настоящим мастером своего дела. Образование и культура - две стороны генетически единого процесса антропо- и социогенеза. Их более или менее гармоничное взаимодействие обеспечивает производство, тиражирование, передачу, усвоение и потребление знаний и ценностей.

69

Культура является способом и формой человеческого бытия, исторической мерой и «границей» человеческого образа жизни, его доминирующим обликом. Она может быть представлена как накопленный человеком опыт деятельности, необходимый для воспроизводства этой деятельности путем формирования (образования) человека.

Педагогическая деятельность занимает особое место среди всех видов культурной деятельности. Она оказывается ближе по своему содержанию и принципу к «чистой» культурной деятельности, т. к. строится на тех же содержательных элементах (вопросах и ответах), направлена на систематизацию культурных содержаний и имеет своей конечной целью формирование способности человека «оживлять» культурные смыслы. Являясь важнейшей составной частью культуры, сфера образования включает в себя процесс наследования, сохранения, распространения и освоения ценностей культуры, процесс приобщения человека к культуре, формирования его как субъекта культуры, формирования его собственного культурного облика и образа [1]. Проблема формирования профессиональной культуры в настоящее время очень актуальна, т. к. инновационные процессы, происходящие в педагогической теории и практике, предъявляют серьезные требования к подготовке будущего педагога.

Педагогическая деятельность - это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся. Одна из важнейших характеристик педагогической деятельности - ее совместный характер, она обязательно предполагает педагога и того, кого он учит, воспитывает, развивает. Эта деятельность не может быть деятельностью только «для себя». Её сущность - в переходе деятельности «для себя» в деятельность «для другого», «для других». Профессиональная деятельность требует специального образования, т. е. овладения системой специальных знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения функций, связанных с этой профессией.

Профессиональная педагогическая деятельность носит преднамеренный характер, и, в отличие от семейного обучения и воспитания, которые органически соединены с жизнедеятельностью семьи, отделена от повседневной жизнедеятельности ребенка. Ею занимается специальный человек, обладающий необходимыми знаниями и умениями; для ее реализации существуют определенные формы: урок и занятия, «классы»; эта деятельность преследует определенную цель: научить ребенка чему-либо; воспитать его; взрастить в нем человека; развить его способности, интересы, мышление, память, воображение и т. д.

Образование, являющееся частью и отражением культуры, не может состояться без опоры на культуру личности педагога, но именно личности, т. к. только личность может воспитать личность. Такого уровня педагог достигает в результате профессиональной подготовки и самообразования с учетом специфики педагогической деятельности. А специфика эта состоит в том, что результат её всегда есть следствие совместной деятельности педагога и воспитанника, ученика.

Понятие «профессиональная культура» - категория, характеризующая социальнопрофессиональные качества специалиста с учетом специфики его профессиональной деятельности, степень овладения им достижений научно-технического и социального прогресса. Структурными компонентами профессиональной культуры являются этическая, эстетическая методологическая, профессионально-психологическая, проектная, экологическая, правовая, физическая культура.

Задача подготовки педагогов-профессионалов приобретает особую актуальность. Но чтобы обеспечить высокий уровень профессионализма, необходима культурная основа профессиональной деятельности. Т. е. профессионал должен сочетать в себе профессиональные способности, знания, умения, навыки и опыт при достаточно высоком уровне профессиональной культуры.

На формирование профессиональной культуры будущего специалиста влияют как особенности самой профессии, так и иные факторы. Среди них можно выделить объективные и субъективные, более и менее значимые, личностные и социальные.

70

Объективное воздействие оказывают общемировые тенденции в образовании, социально-философские проблемы культуры, состояние системы образования и качество образовательных услуг, культура образовательного учреждения, престижность профессии в обществе. Основные проблемы формирования профессиональной культуры вызваны целым рядом неблагоприятных обстоятельств и тенденций, характерных для системы профессионального воспитания и

профессионального самоопределения личности. В современном мире мы все чаще сталкиваемся с коммерциализацией образования, которое ведет к тому, что платное образование становится недоступно широким слоям населения.

Проблема формирования профессиональной культуры особенно актуальной становится сегодня, когда российское общество активно входит в систему рыночных отношений, в которых определяющими успех качествами будут квалификация человека, уровень его технологической, общекультурной подготовки и

психологической подготовленности.

Главной предпосылкой успешного выполнения педагогом его профессиональных функций является личная педагогическая культура. Современные исследователи (В. Л. Бенин, К. М. Левитан Н. В. Седова и др.) рассматривают педагогическую культуру человека как интеграцию, синтез природных и приобретенных личностных свойств, обеспечивающих высокий уровень деятельности педагога [2].

Общая культура педагога служит точкой отсчета его квалификации и профессионального роста. Что же входит в содержание общей культуры педагога? Это, прежде всего, жизненные установки и приоритеты общечеловеческих ценностей - истины, любви, добра, красоты, свободы и т. д. Ядром общей культуры личности являются образованность и воспитанность в их гармоническом единстве. Показателем общего развития педагога является уровень его познавательных процессов: мышления, внимания, восприятия, памяти, воображения. Результативность профессиональной педагогической деятельности во многом определяется также степенью развитости эмоционально-волевой сферы, богатством и «дисциплиной» чувств, т. е. умением сдерживать себя, не поддаваться настроению, прислушиваться к голосу разума.

Специальные исследования и практика свидетельствуют о важном значении особенностей характера педагога. Такие качества, как энергичность, общительность, самостоятельность, оптимизм, чувство юмора способствуют успешному решению дидактических и воспитательных задач [3].

Коммуникативная культура является важным приоритетом профессиональной подготовки будущего специалиста психолого-педагогического факультета и определяется как совокупность умений и навыков, обеспечивающих доброжелательное взаимодействие людей, эффективное решение всевозможных задач общения. Она состоит из коммуникативной грамотности, что предполагает овладение психологическими и нравственными знаниями (фактами, представлениями, понятиями, нравственными законами, ценностями и т. д.), умениями, правилами и нормативами в сфере общения, проявляющимися в кругозоре, общей эрудиции, способности к позитивному размышлению и поискам выхода из сложившихся ситуаций и коммуникативной этики [4].

Коммуникативная культура - это основа общей культуры личности, базовый компонент культуры, обеспечивающий готовность личности к жизненному самоопределению, являющийся условием достижения гармонии с собой и окружающей действительностью. Коммуникативная культура есть средство создания внутреннего мира личности, богатства его содержания, отражающего жизненные идеалы, направленность личности на культуру ее жизненного самоопределения. Ее можно рассматривать и как совокупность культурообразующих компонентов, коими являются [5]:

71

- эмоциональная культура или культура чувств, представляющая собой адекватное реагирование на окружающую действительность;

- культура мышления, предстающая в виде специфических форм познавательной деятельности, направленной на восприятие и порождение текстов, соответствующих замыслу и достоверно отражающих действительность;

- культура речи.

Формирование коммуникативной культуры человека предполагает:

- развитие ряда психологических и мыслительных свойств, особо явно проявляющихся в процессе коммуникации;

- помощь в овладении средствами коммуникации; формирование ряда социальных установок, необходимых для эффективного общения;

- развитие и формирование коммуникативных умений.

Одно из ведущих мест в общем развитии личности педагога занимает его моральный облик, определяющий избирательность отношений человека с окружающим миром. Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика (от греческого долг и учение) или деонтология, определяющая нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами.

Профессиональная компетентность педагога - совокупность знаний, умений и навыков является одной из важнейших характеристик его деятельности и интегральным качеством личности, выступающим и как результат, и как важнейшее условие эффективности профессионально-педагогической деятельности [6].

Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, так как только на основе ее высокого уровня формирования возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности.

Итак, профессиональное становление культуры будущего педагога - сложный, длительный и противоречивый процесс, который включает в себя различные содержательные и структурные компоненты. Поэтому цели подготовки педагога ставятся комплексно и направлены на когнитивное и личностное, индивидуальное и социальное развитие.

Литература

1. Рощупкин В. Г. Образование в контексте культуры // Педагогика как наука и как

учебный предмет: Тезисы докладов международной научно-практической

конференции. - Самара, 26-28 сентября 2000.

2. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева и др. - М., 2000.

3. Методические рекомендации и материалы к профессиограмме современного учителя. / Под ред. Г. А. Бордовского. - М., 1987.

4. Митрова Н. О. Коммуникативная культура как необходимый компонент профессиональной подготовки специалистов в информационном обществе // Матер. Междунар. науч.-метод. семинара «Содержание образования в условиях информационного общества». - М.: Изд. АСОУ, 2006.

5. Митрова Н. О. Теоретические аспекты формирования коммуникативной культуры // Вестник АГУ. - 2005. - № 1 (16).

6. Исаева Т. Е. Педагогическая культура преподавателя как условие и показатель качества образовательного процесса в высшей школе (Сравнительный анализ отечественного и мирового образовательного процесса). - Ростов-н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2003. - 312 с.

72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.