Научная статья на тему 'Сущность и содержание понятия «Конъюнктура рынка авиаперевозок»'

Сущность и содержание понятия «Конъюнктура рынка авиаперевозок» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
578
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАТРАНСПОРТНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ТРАНСПОРТ / УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рябова Марина Анатольевна, Бажов Леонид Борисович

Проанализированы происходящие изменения в развитии авиационного производства, которые приводят к пересмотру сложившихся взглядов на управление авиационным производством. Описывается процесс появления и развития Объединённой авиастроительной корпорации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание понятия «Конъюнктура рынка авиаперевозок»»

накапливается багаж нерешённых проблем. В частности, техника устаревает очень быстро, и к 2011 году это устаревание станет критическим.

* * Ж

Консультационные услуги в области экономического развития Приволжского федерального округа должны опираться на модернизацию крупного промышленного потенциала регионов и, одновременно, развитие сектора современных услуг в полицентрической системе агломераций. Индустриальное развитие должно быть связано с внедрением новых технологий, позволяющих перейти к выпуску конкурентоспособной продукции, улучшением менеджмента, привлечением внешних инвесторов и технологических разработок, а для отраслей оборонной промышленности - со стабильным государственным заказом. Это позволит повысить конкурентоспособность ведущих отраслей специализации - машиностроения, в том числе авиационно-космического и автомобилестроения, химической и нефтехимической промышленности. В долгосрочной перспективе должны развиваться межрегиональное разделение труда и кооперация с опорой на мировые технологические новации и отраслевую научно-исследовательскую базу ведущих индустриальных центров регионов и крупных центров Поволжья.

Подведём итог. Последние достижения на рынке информационных технологий, глобальные информационные сети изменяют представления о границах консультационных предприятий и о технологии обслуживания, управления и ведения бизнеса. Насыщение традиционных рынков консультационных услуг требует поиска новых подходов к клиентам.

УДК 656.7.072/.073

список источников

1. Ned Lips. The Ten Critical Steps to Becoming a Rainmaker [Электронный ресурс] // Journal «Consulting» http://www.consultingmag.com/arti-c]e/ART649090?C=5MXXVpLYqBydSS6B/ (дата обращения: 12.08.10).

2. Алфёрова Т. А. Эффективный маркетинг консультационных услуг в интересах клиентов [Электронный ресурс]: тема встречи экспертов компании «Объединенные консультанты "ФДП" и ведущих канадских консультантов» // URL:http://consulting.inthepress.ru/v/43 79.html / (дата обращения : 19.08.2010).

3. Дудченко В. С. Нарушение этических норм в управленческом консультировании [Электронный ресурс]: //URL: http: //www.cfin.ru/consulting/ethics violations.shtml/ (дата обращения: 19.08.2010).

4. Рассчитано автором. Источник: Рэнкинг консалтинговых групп [Электронный ресурс]: Российский консалтинг" по итогам 2009 года //URL:http// www.raexpert.ru/ratings/consulting/ 2009/) (дата обращения: 19.04.2010).

5. Рассчитано автором по данным. Рэнкинг консалтинговых групп [Электронный ресурс]: Российский консалтинг" по итогам 2008-2009 го-дa//URL:http// www.raexpert.ru/ratings/consulting/ 2009Г) (дата обращения: 19.08.2010).

Богданова Юлия Николаевна, ассистент кафедры «Экономика и менеджмент», аспирант УлГТУ. Имеет публикации в сборниках международных и региональных конференции в области маркетинга услуг.

М. А. РЯБОВА, Л. Б. БАЖОВ

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «КОНЪЮНКТУРА РЫНКА АВИАПЕРЕВОЗОК»

Проанализированы происходящие изменения в развитии авиационного производства, которые приводят к пересмотру сложившихся взглядов на управление авиационным производством. Описывается процесс появления и развития Объединённой авиастроительной корпорации.

Ключевые слова: авиатранспортная продукция, транспорт, услуги.

Начальный и конечный моменты общественного воспроизводства - производство и потребление - связаны между собой воедино через

© Рябова М. А., Бажов JI. Б., 2011

сложный механизм реализации продукта - через рынок. В политэкономическом значении рынок определяется как экономическая категория товарного хозяйства, характеризующая совокупность производственных отношений в сфере обмена. Рынок выступает, с одной стороны, как

76

Вестник УлГТУ 3/2011

стихийный регулятор способа производства, формирует его структуру и пропорции; с другой

- является эпицентром проявления многих противоречий системы хозяйства.

Концептуальная модель рыночных отношений позволяет сферу обмена рассматривать в виде взаимного наложения двух суперсистем -сферы производства и сферы потребления. В сфере производства происходит преобразование общественных ресурсов в товары и услуги, пригодные для конечного потребления. Производственная сфера включает в себя ряд отраслей, каждая из них представляет собой специфическую систему материально-производственных элементов и отличается видом создаваемой продукции, предназначенной для потребления. В сфере потребления формируются разнообразные запросы на эту продукцию со стороны общества, то есть на товары и услуги .

Важнейшими составляющими рынка являются предложение товаров и услуг со стороны производителей (продуцентов) и платёжеспособный спрос на них со стороны потребителей. Спрос на рынке выступает в виде общественных потребностей, опосредованных и ограниченных деньгами. Эти потребности подвержены постоянным изменениям. С одной стороны, расширяется круг и объём общественных потребностей, с другой -изменяются их структура и пропорции. Здесь должен действовать всеобщий закон экономики

- закон повышения потребностей, из которого следует, что с развитием общества его потребности возрастают. В определённые моменты времени возникающие потребности могут опережать возможности производства и создавать в результате этого дополнительные стимулы для его развития. Величина предложения ограничена существующим уровнем производства и определяется размером товарной массы, завершённой производством и предназначенной для продажи. Спрос и предложение представляют собой рыночное выражение соответственно потребления и производства. Производство-предложение постоянно следует за меняющимся потреблением-спросом.

Рынок транспортной продукции является специфическим объектом исследования. Специфика эта обусловлена самим понятием «транспортная продукция».

В экономической науке существуют различные точки зрения на вопрос о транспортной продукции. Превалирует подход, в соответствии с которым продукцией транспорта является «перемещение грузов и пассажиров, тот полезный эффект, который создаётся транспортным производством». Он исходит из того, что «нет осно-

ваний делить транспорт на производственную (грузовые перевозки) и непроизводственную (пассажирские перевозки) сферы, его нужно рассматривать как единую четвёртую сферу материального производства». В отдельных случаях, однако, из продукции транспорта исключают перевозки пассажиров на том основании, что «пассажирский транспорт не является отраслью материального производства, так как при перевозке пассажиров не создаются новые материальные блага и не завершается производство уже выработанных материальных благ».

Транспорт является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения и что «во всяком процессе производства большую роль играет перемещение предмета труда... За транспортировкой продуктов из места производства в другое место следует также транспортировка готовых продуктов из сферы производства в сферу потребления. Продукт только тогда готов к потреблению, когда он закончит это передвижение». Следовательно, транспортная деятельность необходима для продолжения и завершения процесса производства продукции, доставки её к месту потребления. В этом и заключается роль транспорта в системе общественного производства.

Транспорт является материальным выразителем уровня развития общественного территориально-географического разделения труда, как внутреннего, так и международного. Как отрасль транспорт тесно связан с индивидуальным потреблением. В отличие от продукции других отраслей материального производства транспортная продукция обладает рядом специфических черт. Во время транспортного процесса не создаётся продукт производства в вещественной форме. Полезный эффект от транспорта нераздельно связан с процессом перевозки и не существует как отдельный от транспортного процесса продукт потребления. Продукция транспорта потребляется непосредственно в процессе производства. Производство и потребление здесь неразрывны в пространстве и времени. Для обеспечения бесперебойной работы транспорта необходимо иметь резервы провозной и пропускной способности. Стоимость перемещения товаров добавляется к стоимости их производства.

Все эти специфические особенности в равной степени относятся и к воздушному транспорту. Они накладывают определённый отпечаток на такие понятия, как «авиатранспортная продукция», «предложение», «спрос», «рынок авиатранспортной продукции и его конъюнктура».

Вестник УлГТУ 3/201 1

77

В качестве товара, предлагаемого авиакомпаниями на рынке, здесь выступает транспортная продукция, создаваемая в процессе воздушной перевозки пассажиров и грузов. Именно она является предметом купли-продажи. При грузовых перевозках единицей измерения объёма транспортной продукции является тонно-километр, при пассажирских - пассажиро-километр, то есть перевозка на расстояние 1 км соответственно 1 т груза или одного пассажира. Предметом продажи на мировом рынке являются также услуги, сопутствующие транспортному процессу. Услуга может быть результатом труда, затраченного как в сфере материального производства, так и вне этой сферы. Услуги, сопутствующие авиатранспортному процессу, не всегда носят социальный характер. Часто они оказываются в сфере материального производства и возникают в самом производственном процессе. Объем этих услуг должен приниматься в расчёт при оценке потенциального спроса на рынке.

Авиатранспортная продукция и услуги, сопутствующие транспортному процессу, удовлетворяют определённые общественные потребности, то есть обладают общественной потребительной стоимостью. Таким образом, качество и цена выступают для покупателя как две основные составляющие конкурентоспособности авиатранспортной продукции, как контроль качества продукции.

Авиатранспортная продукция высокого качества подразумевает повышенный уровень безопасности и регулярность полётов при одновременном создании комфортных условий для пассажира на борту самолёта. Она позволяет привлечь дополнительную клиентуру на воздушный транспорт, повысить конкурентоспособность авиакомпании и обеспечить получение максимальной прибыли. Предложение на рынке авиатранспортной продукции определяется в виде провозной способности парка воздушных судов, эксплуатируемых авиакомпаниями на коммерческой основе.

Конъюнктура рынка является составной частью общехозяйственной конъюнктуры соответствующей страны или всей мировой экономики. При изучении конъюнктуры обычно выполняется анализ состояния экономики или рынков на различных иерархических уровнях и разработка прогноза их развития. Применительно к рынку авиатранспортной продукции под конъюнктурой следует понимать сложившиеся под воздействием внешних и внутренних факторов конкретные экономические условия на рынке, при которых осуществляется процесс продажи и реализации авиатранспортной продукции. Конъюнктура под-

вержена постоянным изменениям и характеризуется в значительной мере степенью соответствия между спросом и предложением. Состояние рынка должно оцениваться применительно к конкретному времени не только в прошедший и текущий моменты, но и в ближайшей перспективе.

В настоящее время конъюнктура превратилась в самостоятельную область научных исследований, которые базируются на диалектическом методе и общих теоретических положениях политической экономии. На их основе конъюнктура изучает действие общих закономерностей и причинно-следственных связей развития общественного воспроизводства, различные формы их проявления в сфере обмена с привязкой к конкретным историческим условиям.

Анализ конъюнктуры мирового рынка авиатранспортной продукции в обще методологическом плане имеет много общего с изучением конъюнктуры товарных рынков. Она формируется в соответствии с теми же основными экономическими законами, здесь те же цели исследования, этапы и характер работы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Артамонов, Б. В. Авиатранспортный маркетинг/ Б. В. Артамонов. - М. : МИИГА, 1998.

2. Костромина, Е. В. Экономика АК в условиях рынка / Е. В. Костромина. - 2-е изд., испр. -М. : НОУВКШ «Авиабизнес», 1999.-209 с.

3. Люшин, Н. П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия : учебное пособие / Н. П. Люшин. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-471 с.

4. Менеджмент : учебник для вузов / под ред. М. А. Комарова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. -356 с.

Рябова Марина Анатольевна, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» Ульяновского государственного технического университета. Имеет статьи в области экономики, менеджмента и бухгалтерского учёта. Бажов Леонид Борисович, доцент кафедры «Управление а экономика на воздушном транспорте» Ульяновского высшего авиационного училища граэ/сданской авиации (институт). Имеет статьи в области экономики и менеджмента.

78

Вестник УлГТУ 3/201 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.