ЭКОНОМИКА АПК
AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX
ECONOMY
УДК 332.2 ББК 65.281 Ю 83
К.А. Юрченко,
старший преподаватель кафедры землеустройства и земельного кадастра Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубили-на, г. Краснодар. Тел.: 8 (861) 221-59-46, e-mail: ivahno-к[email protected]
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
(Рецензирована)
Аннотация. В статье определены сущность и содержание организационно-экономического механизма регулирования земельных отношений. Отражены основные элементы и рычаги, посредством которых осуществляется его действие. Приведены определения организационно-экономического механизма разных авторов. Сформированы схемы и описаны структурные элементы организационно-экономического механизма регулирования земельных отношений. Раскрыты основные проблемы, препятствующие эффективному развитию земельных отношений в современный период.
Ключевые слова: организационно-экономический механизм, земельные отношения, земельные ресурсы, землеустройство.
K.A. Yurchenko,
Senior Lecturer of the Department of Land Management and Land Cadastre, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin, Krasnodar. Ph.: 8 (861) 221-59-46, e-mail: ivahno-к[email protected]
THE ESSENCE AND CONTENT OF THE ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM FOR REGULATING LAND RELATIONS
Abstract. The essence and content of the organizational and economic mechanism for regulating land relations are determined in the article. The basic elements and levers by means of which its action is carried out are reflected. The definitions of the organizational and economic mechanism of different authors are given. Schemes and structural elements of the organizational and economic mechanism for regulating land relations have been formed. The main problems that hinder the effective development of land relations in the modern period are revealed.
Keywords: organizational-economic mechanism, land relations, land resources, land management.
В процессе использования земли люди вступают в определенные отношения, которые по своему составу весьма разнообразны и в комплексе составляют систему земельных отношений общества. Преобладает точка зрения, что земельные отношения представляют собой общественные отношения людей, связанные с владением и пользованием землей, являются составной частью производственных отношений и по своей природе относятся к экономическому базису общества.
На сегодняшний день эффектив-номуразвитиюземельныхотношений препятствуют: ежегодное сокращение площадей сельскохозяйственных угодий, невостребованность
земельных долей, высокий уровень трансакционных издержек при оформлении земельных участков и сделок с ними, наличие организационно-территориальных недостатков в организации территории землевладений (землепользований), неэффективность арендных земельных отношений, невыполнение землеустроительных мероприятий.
Решение обозначенных задач требует совершенствования организационно-экономического механизма регулирования земельных отношений.
По Толковому словарю С.И. Ожегова, механизм - это «последовательность состояний, процессов, определяющих собой какое-нибудь
Таблица 1
Примеры авторских определений категории «организационно-экономический механизм»
Автор Определение
Сиптиц С.О. Организационно-экономический механизм - это совокупности внутренних, вследствие организационных процессов, и/или внешних изменений, направленных на совершенствование функционирования агропродовольственной системы [3]
Свиридова С.В. Организационно-экономический механизм - это совокупность организационных форм, экономических методов, факторов и условий, процессов и структур управления, позволяющих наиболее эффективно осуществлять процесс стратегического инновационного развития, а также достигать целей инновационно-производственной деятельности на основе целенаправленного взаимодействия элементов [4]
Федорович В.О. Организационно-экономический механизм управления собственностью представляет собой разноуровневую иерархическую систему основных взаимосвязанных между собой элементов и их типовых групп, а также способов их взаимодействия, включая интеграцию и дезинтеграцию, в ходе и под влиянием которых гармонизируются экономические отношения государства, собственников, кредиторов и общества [5]
Райзберг Б.А., Лозовский Л.М., Стародубцева Е.Б. Организационно-экономический механизм - это совокупность организационных структур и конкретных форм и методов управления, а также правовых форм, с помощью которых реализуются в действующие в конкретных условиях экономические законы, процесс воспроизводства [6]
Жукова И.В. Организационно-экономический механизм управления - это система взаимосвязанных организационно-административных и экономических мер, таких как планирование, разработка, введение, исполнение и контроль целевых программ [7]
действие, явление» [1]. В Большом экономическом словаре под механизмом понимается «система, устройство, определённый порядок какого-нибудь вида деятельности» [2].
Определения категории «организационно-экономический механизм» у разных авторов приведены в табл. 1.
А.А. Кульман отмечает, что составляющими элементами механизма одновременно выступают и исходное, и завершающие явления, и весь процесс, который происходит в интервале между ними [8].
По мнению О.В. Федоровича, в современных условиях базовым элементом и экономического, и организационного механизма служат отношения собственности. Формирование и развитие организационно-экономического механизма управления собственностью предполагает учет и баланс интересов государства, эффективных собственников, производственного менеджмента и общества [5].
Эти понятия относятся к управлению или регулированию экономики, в нашем исследовании хочется отразить механизм регулирования земельных отношений, который, на наш взгляд, недостаточно обоснован. Чаще в экономической литературе встречается понятие «управление земельными ресурсами», которое включает в себя понятие «регулирование земельных отношений».
По нашему мнению, регулирование земельных отношений представляет собой объективный экономический процесс, который должен планироваться государством, исходя из стратегических целей развития страны, и развиваться с помощью рычагов экономического и организационного воздействия на формирование эффективных землевладельцев (землепользователей).
Регулирование земельных отношений на государственном уровне должно быть направлено на организацию рационального использования и охрану земель путем
установления определенных правил и норм владения, пользования и распоряжения земельными ресурсами в целях укрепления и развития экономики страны.
Основными функциями государственного регулирования земельных отношений являются планирование и прогнозирование использования земель, территориально-экономическое зонирование, ведение государственного реестра недвижимости, ведение мониторинга использования земель, землеустройство и др.
Можно выделить в системе регулирования земельных отношений экономические, правовые, организационные регуляторы механизма, при этом правовые иногда объединяют с организационными. В составе механизма регулирования земельных отношений остаются без внимания экологические, технические и социальные рычаги (рис. 1).
Технические рычаги механизма заключаются в проведении земельно-кадастровых работ при выделении земель на местности, постановке их на государственный кадастровый учет, регистрации прав и сделок.
Соблюдение условий рационального использования сельскохозяйственных угодий, сохранение и повышение почвенного плодородия, охрану земель обеспечивают экологические регуляторы механизма.
Элементы организационно-правового регулирования механизма представляют собой совокупность правовых актов и организационных мер воздействия, с помощью которых устанавливаются способы, условия и нормативы использования земель, осуществляется выкуп (изъятие) земель для государственных нужд, устанавливаются предельные размеры земельных участков, находящихся в собственности, и т.д.
Элементы организационно-правового регулирования могут быть эффективны лишь во взаимосвязи с экономическими элементами.
А.А. Варламов отмечает, что экономический механизм
Рис. 1. Субъекты,объектыимьханизм регулирования земельных отношений
(авторская разработка)
регулирования земельных отношений должен обеспечивать эффективное использование земельнойренты, равныестартовые возможности для ведения ьроизеодттта, равнопрттие форм землепользования, стимулирование рационального размещения и специализации производства, экологическую защиту [9].
Рыночные регуляторы выделяются в качестве важной составляющей экономического механизма регулирования земельных отношений,
так как они оказывают непосредственное влияние на функционирование земельннеорынко, на кадастровую стоимость, применяемую пост налогообложении, на земельный налог, арендную плату и т.д.
В настоящее время, на наш в згляд, единая трактовка механизма регулирования земельных отношений пока не сложилась. На основе обобщения существующих трактовок нами дополнена и уточнена структура
Рис.2. Основные элементымеханизмарегулирования земельных отношений(авторская разработка)
организационно-экономического механизма регулирования земельных отношений, в состав которой, кроме основных экономиааских, включены инстаументы законодз-тельной и нормативной деятельности государственного кадастрового учета, мониторинга почвенного плодородия и землеустройства (рис. 2).
Нормативно-правовой блок регулирования земельных отношений включает определение приоритетных направлений земельной
политики носситской Федеркции: обеспетение итпильтования земель по ц левому назначению, пред став-лтнии ззмельныо ьчаснкив в аренду, установление преуельнын размеров земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности, регулирование земельного рынка и другие.
Организационный блок системы содержит государственное регулирование развития земельных отношений: межевание земельных
участков, их государственный кадастровый учет, регистрацию прав и сделок, проведение актуализации государственной кадастровой оценки земель, контроль за использованием земельных участков, методическое обеспечение повышения почвенного плодородия сельскохозяйственных угодий.
Основу экономической составляющей организационно-экономического механизма регулирования земельных отношений составляют элементы: кадастровая и рыночная стоимость земель, компенсационные выплаты при изъятии земель, арендная плата, земельный налог, система льготного налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей, штрафные платежи за нарушение земельного законодательства. Основные элементы экономического регулирования дополнены трансакционными издержками на оформление сделок с землей, которые в современных условиях, имея тенденцию роста, препятствуют эффективному развитию земельных отношений.
На основе обобщения вышеизложенного нам представляется,
что под организационно-экономическим механизмом регулирования земельных отношений следует понимать совокупность административных, экономических, организационно-управленческих мероприятий, условий, рычагов и инструментов, направленных на реализацию земельной политики государства, обеспечение прав землевладельцев и землепользователей, защиту от снижения плодородия почв, стимулирование рационального использования сельскохозяйственных угодий, установление социально справедливых платежей за земли, эффективное ведение сельскохозяйственного производства.
На наш взгляд, менее изучены и требуют дальнейшего исследования:
- земельные арендные отношения;
- мероприятия, направленные на устранение недостатков организации территории сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- направления по вовлечению в сельскохозяйственный оборот невостребованных земельных долей и неиспользуемых земель [10, 11].
Примечания:
1. Ожегов С.И., Шведова М.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1992. URL.: http:/www.ozhegov-shvedova.ru.
2. Большой экономический словарь. URL.: http://big_economic_ dictionary.ac-ademic.ru/.
3. Сиптиц С.О. Методология проектирования организационно-экономического механизма функционирования агропродовольственных систем // Никоновские чтения. 2015. № 20-1 (20). С. 93-101.
4. Свиридова С.В. Формирование организационно-экономического механизма реализации инновационного развития промышленных предприятий // Организатор производства. 2016. № 1 (68). С. 73-79.
5. Федорович В.О. Состав и структура организационно-экономического механизма управления собственностью крупных промышленных корпоративных образований // Новосибирск: Сибирская финансовая школа. 2006. № 2 (35). С. 45-54.
6. Райзберг Б.А., Лозовский Л.М., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1996. 496 с.
7. Жукова И.В. Сущность и содержание организационно-экономического механизма управления горнодобывающей промышленностью // Власть и управление на Востоке России. 2010. № 4. С. 43-49.
8. Кульман А. Экономические механизмы / Пер. с фр.; под общ. ред. Н.И. Хру-сталевой. М.: Прогресс; Универс, 1993. 92 с.
9. Варламов А.А. Теоретические положения управления земельными ресурсами различных административно-территориальных образований // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2005. № 1. С. 11-16.
10. Юрченко К.А. Организационно-экономический механизм регулирования земельных отношений в аграрном секторе экономики (по материалам Краснодарского края): автореферат дис. ... кандидата экономических наук / Кубан. гос. аграр. ун-т. Краснодар. 2015. 22 с.
11. Барсукова Г.Н., Забугин Н.Н., Юрченко К.А. Проблемы реализации земельных отношений при использовании земельных долей в Краснодарском крае // Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2009. № 19. С. 17-22.
References:
1. Ozhegov S.I., Shvedova M.Yu. Explanatory dictionary of the Russian language. M. 1992. URL.: http:/www.ozhegov-shvedova.ru.
2. The big economic dictionary. URL.: http://big_economic_ dictionary.academic.ru/.
3. Siptits S.O. Methodology of designing the organizational and economic mechanism for the functioning of agro-food systems // Nikon reading. 2015. No. 20-1 (20). Pp. 93-101.
4. Sviridova S.V. Formation of organizational and economic mechanism for the implementation of innovative development of industrial enterprises // Organizer of production. 2016. No. 1 (68). Pp. 73-79.
5. Fedorovich V.O. Composition and structure of organizational and economic mechanism of property management of large industrial corporate entities // Novosibirsk: Siberian Financial School. 2006. No. 2 (35). Pp. 45-54.
6. Raizberg B.A., Lozovsky L.M., Starodubtseva E.B. Modern economic dictionary. M.: INFRA-M, 1996. 496 p.
7. Zhukova I.V. The essence and content of the organizational and economic mechanism of management of the mining industry // Power and management in the East of Russia. 2010. No. 4. Pp. 43-49.
8. Kulman A. Economic mechanisms / Trans. with fr .; under the general ed. of N.I. Khrustaleva. M.: Progress; Univers, 1993. 92 p.
9. Varlamov A.A. Theoretical provisions of land management of various administrative-territorial entities // Land management, cadastre and land monitoring. 2005. No. 1. Pp. 11-16.
10. Yurchenko K.A. Organizational and economic mechanism of regulation of land relations in the agricultural sector (based on the materials of the Krasnodar Territory): abstract dis. ... Candidate of Economic Sciences / Kuban State Agrarian University. Krasnodar. 2015. 22 p.
11. Barsukov G.N., Zabugin N.N., Yurchenko K.A. Problems of land relationships realization in land share in the Krasnodar Territory // Proceedings of Kuban State Agrarian University. 2009. No. 19. Pp. 17-22.