Шевченко Ольга Ивановна, Субботенко Ольга Алексеевна
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА-АНАЛИТИКА, ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ВЕДОМСТВЕННОМ ВУЗЕ
В статье раскрывается суть понятий "компетенция" и "компетентность" в понимании ученых-педагогов. Выявлены характерные для профессиональной деятельности специалиста-аналитика способности. Описан компетентностный подход, используемый при формировании аналитической компетентности у специалистов-аналитиков. Выделены компоненты информационно-аналитической компетентности. Авторами разработана карта информационно-аналитической компетентности современного специалиста-аналитика в виде компетенций, сгруппированных по функциональному признаку. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2016/7-1/63.11^1
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 7(61): в 3-х ч. Ч. 1. C. 208-212. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/7-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
Список литературы
1. Ахметшина Ю. В. Корпоративное обучение как залог успешного развития социально-коммуникативной компетенции студентов (на примере английского языка) // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. 2013. № 1. С. 78-86.
2. Буравлева К. Ю., Бондарева Г. О. Особенности профессионально-ориентированногоо обучения английскому языку будущих специалистов сферы «Управление персоналом» // Проблемы преподавания профессионально-ориентированного иностранного языка в вузе: сборник трудов конференции / ФГБОУ ВПО "Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина" (Рязань, 21-22 марта 2013 г.). Рязань, 2013. С. 73-77.
3. Гунина Л. А., Захарова Л. В., Зарочинцева И. В. Роль компетенций владения языком в формировании культуры производства // Глобальная ядерная безопасность. 2013. № 4 (9). С. 72-76.
4. Крупченко А. К. Анзина Т. И. Формирование основ корпоративной культуры при обучении иностранному языку // Высшее образование в России. 2012. № 10. С. 154-157.
5. Масалимова А. Р. Привлечение студентов в процессе внутрифирменного обучения иностранному языку специалистов нефтяной отрасли региона как механизм формирования их психолого-педагогической компетенции // Профессиональное обучение в России и за рубежом. 2012. № 3 (7). С. 124-129.
6. Морозова М. А. Корпоративный микроблогинг в обучении немецкому языку для специальных целей // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 5. С. 132-139.
7. Морозова М. А. Корпоративный Твиттер в обучении профессиональной иноязычной коммуникации студентов неязыковых специальностей // Языковое образование в вузе: теоретический и прикладной аспекты: сб. статей междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2015. С. 232-237.
8. Осипова Н. В. Корпоративная модель университета как социальная новация // Современное образование. 2015. № 2. С. 1-19.
BASIC MODELS OF CORPORATE FOREIGN LANGUAGE TEACHING: ADVANTAGES AND SHORTCOMINGS
Flerov Oleg Vladislavovich, Ph. D. in Pedagogy Moscow Witte University olegflyoroff@yandex. ru
Grenlund Anna Yur'evna, Ph. D. in Economics Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health Anna306@inbox. ru
The article examines corporate foreign language teaching as a comparatively new pedagogical phenomenon that originated in our
country with the development of knowledge management and economics of education. The authors analyze the basic models
of organizing office workers' language teaching and examine the key advantages and shortcomings of each of them.
Key words and phrases: corporate teaching; intracompany teaching; field teaching; model of teaching; knowledge management;
outsourcing; business foreign language.
УДК 378.147.022:001.8
В статье раскрывается суть понятий «компетенция» и «компетентность» в понимании ученых-педагогов. Выявлены характерные для профессиональной деятельности специалиста-аналитика способности. Описан компетентностный подход, используемый при формировании аналитической компетентности у специалистов-аналитиков. Выделены компоненты информационно-аналитической компетентности. Авторами разработана карта информационно-аналитической компетентности современного специалиста-аналитика в виде компетенций, сгруппированных по функциональному признаку.
Ключевые слова и фразы: информационно-аналитическая компетентность; профессиональные компетенции; информационно-аналитическая деятельность; специалист-аналитик; функциональные признаки; способности; качества.
Шевченко Ольга Ивановна, к. пед. н. Субботенко Ольга Алексеевна
Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации [email protected]; [email protected]
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА-АНАЛИТИКА, ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ВЕДОМСТВЕННОМ ВУЗЕ
Современные концепции многоуровневой системы высшего профессионального образования базируются на компетентностном подходе и в своей основе описывают и содержат требования, которым должен соответствовать выпускник по результатам обучения: сформированные общекультурные, профессиональные и специальные компетенции.
В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО - 3) понятие «компетенция» описывается как способность специалиста применять для успешной деятельности в профессиональной области усвоенные и полученные в результате обучения знания, умения, личностные качества и опыт [5, с. 499].
Большое внимание содержанию понятий «компетенция» и «компетентность» в своих научных трудах уделяют многие современные зарубежные и российские ученые, такие как А. Г. Бермус, А. А. Вербицкий, И. А. Зимняя, Д. Малкэх, О. И. Окуловский, Е. С. Полат, А. В. Хуторской, Г. П. Щедровицкий и др.
Теоретический анализ позволяет утверждать, что понятия «компетентность» и «компетенция» могут быть сформулированы следующим образом:
компетенция - это способность осуществлять конкретную деятельность в определенной области на основе применения знаний и умений и проявления личностных качеств, делающих эту деятельность успешной;
компетентность - это способность (и готовность) осуществлять профессиональную деятельность в определенных областях на основе реализации освоенных компетенций [1].
По мнению доктора психологических наук, профессора, академика РАО, заслуженного деятеля науки РФ И. А. Зимней, «понятие компетентности... включает не только когнитивную и оперативно-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и т.д.» [Там же, с. 17].
Таким образом, компетентность следует рассматривать системно как совокупность:
1) ключевых образовательных компетенций, выполняемых по различным видам деятельности, и с учетом их компонентов (характеристик);
2) профессиональных и личностных качеств;
3) норм и ценностей, на которые опирается специалист;
4) базовых знаний в различных дисциплинах.
Компетентный специалист-аналитик обладает высоким уровнем профессиональной подготовки и способностями, которые позволяют ему оперативно действовать в разных ситуациях, актуализировать и активировать требуемые способы и приемы аналитической деятельности, а также применять сформированные и развитые знания, умения, навыки и опыт [3, с. 45].
Ведомственные вузы приступили к подготовке специалистов на основе компетентностного подхода. Это касается обучающихся по всем специальностям и специализациям [9, с. 103]. Например, важное место в профессиограмме специалиста-аналитика занимает информационно-аналитическая компетентность, овладеть которой будущий профессионал должен в условиях обучения в вузе и в процессе участия в информационно-аналитической деятельности (ИАД).
Под информационно-аналитической деятельностью следует понимать целенаправленную деятельность по сбору, обработке и анализу информации о сложных саморазвивающихся и самоорганизующихся экономических социальных и политических системах.
Как описывает в своей работе Н. А. Сляднева, «информационная аналитика занимается производством нового знания на основе переработки имеющейся информации в целях оптимизации принятия решений. Современная информационная аналитика - сложная комплексная деятельность, опирающаяся как на естественный интеллект, так и на компьютерные технологии оперирования информационными массивами, методы математического моделирования процессов и т.п.» [6, с. 19].
Анализ аспектов информационно-аналитической работы в разных сферах управления и накопленный опыт аналитической деятельности изложены в работах Е. С. Гайдамак, А. И. Доронина, Н. И. Ильина, П. Ю. Конотопова, А. А. Кукушкина, Ю. В. Курносова, К. Поппера, Б. Рассела, Н. А. Слядневой.
Объектами профессиональной деятельности специалиста-аналитика являются:
- с одной стороны, процессы, методы, способы, системы и средства организации и ведения деятельности по формированию информационно-аналитических ресурсов (т.е. формирование нового системного знания -научное творчество);
- с другой же стороны, информационное обслуживание организаций и ведомств (поиск, сбор, хранение, обработка, предоставление и распространение информационных ресурсов).
Рассмотрим более детально область подготовки специалиста, которая касается его информационно-аналитической компетентности. Сформированность данной компетентности, в совокупности с полученной фундаментальной подготовкой, позволит ему эффективно выполнять следующие виды профессиональной деятельности: научно-исследовательскую, организационно-управленческую, информационно-аналитическую и методическую [4, с. 20].
Принимая во внимание вышеизложенное, информационно-аналитическую компетентность стоит рассматривать с учетом следующих компонентов (характеристик):
- когнитивный (владеть знанием о содержании компетентности) и др.;
- мотивационный (обладать мотивацией к решению профессиональных задач);
- поведенческий (проявлять умения и опыт в различных стандартных и нестандартных профессиональных ситуациях);
- ценностно-смысловой (принятие профессиональных ценностей);
- эмоционально-волевой (личностные усилия по овладению профессиональными компетенциями).
Учитывая опыт работ современных ученых в области ИАД, требования ФГОС ВПО - 3, предложенную классификацию ключевых образовательных компетенций А. В. Хуторского и описанные Ю. А. Тихомировым ключевые компетенции специалиста-аналитика, авторами статьи была сформирована карта информационно-аналитической компетентности современного специалиста-аналитика, представленная в Таблице 1 в виде компетенций, сгруппированных по функциональному признаку [2; 7; 8; 10].
Таблица 1.
Карта информационно-аналитической компетентности специалиста-аналитика
Функциональный признак Профессиональные компетенции специалиста-аналитика
Системное мышление, видение развития процессов способность стандартизировать, систематизировать подходы и задачи, понимание приоритетов в решении задач, нахождение оптимальных вариантов решений и анализ альтернатив; способность к применению системного подхода в решении проблем; способность видеть направления развития сложившейся ситуации, составлять точный прогноз тенденций ее развития; способность быстро разбираться в сути решаемой задачи (понимать и определять приоритет требований, выделять подзадачи и выбирать пути их достижения).
Инновационность, владение современными технологиями способность к проявлению инициативы и управлению творчеством; умение воспринимать различные предложения, позиции и идеи без какого-либо внутреннего сопротивления; способность к освоению новых технологий и методов, а также новой техники; способность использовать перспективные методы системного анализа и принятия решений на основе мировых тенденций развития информационных технологий; пользоваться современными информационными технологиями (сазе-технологии, статистический, интеллектуальный анализы, имитационное моделирование, экспертные системы, системы поддержки принятия решений) и работать с соответствующим программным обеспечением.
Гибкость, проявление инициативы готовность к быстрому и адекватному реагированию на изменения и внештатные ситуации; способность увидеть и определить причину изменения ситуации, определить проблему, найти пути ее решения и дать оценку результатам; способность к проявлению инициативы, особенно в ситуациях риска, и взятию всей полноты ответственности на себя; способность к критической оценке своих достоинств и недостатков, к нахождению пути и выбору средств развития данных достоинств и устранения выявленных недостатков; исследовать причины представления некачественных информационно-аналитических материалов, по результатам которых приняты решения, приведшие к негативным последствиям; оценивать эффективность применяемых организационных средств и методов, комплексов средств автоматизированной обработки информации.
Ориентация на профессиональное и личностное развитие способность к повышению своей квалификации, мастерства и саморазвитию; способность развивать и совершенствовать свой общекультурный и интеллектуальный уровень; способность воспринимать новые методы и технологии и применять их на практике; способность к анализу своих недостатков и достижений, а также к разумному применению чужого опыта; способность к организации и ведению учебной работы по направлению аналитической деятельности.
Организаторские способности способность организовать себя и управлять людьми для решения задач: планировать, концентрироваться на важном, расставлять приоритеты и контролировать ход работы; способность эффективно распределять ресурсы, необходимые для решения задач; умение рационально вести беседу, вести корреспонденцию, документацию; способность находить и определять наиболее рациональные организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Взаимодействие со СМИ и с представителями общественных и прочих организаций способность к письменной и устной деловой (профессиональной) коммуникации на русском и на одном из иностранных языков; способность формировать логически ясно и аргументированно деловую переписку и устную речь; способность к работе в коллективе и кооперации с коллегами;
Функциональный признак Профессиональные компетенции специалиста-аналитика
Сбор информации для осуществления ИАД способность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности; способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; способность организовать сбор, обработку и хранение первичных данных и документов социально-экономического и общественно-политического характера, такие как результаты проведения социологических опросов и исследований; владеть методами социологических исследований, знать особенности делового общения и специфику работы интервьюера; знать грамматику современного русского литературного языка, особенности текстов различных стилей; определять степень достоверности информации и её полезность при решении поставленной задачи.
Систематизация информации в процессе ИАД способность выбирать методы, организационные средства и комплексы средств автоматизации для обработки информации и решения информационно-аналитических задач; способность понимать значение информации и ее сущность в развитии современного общества, определять степень её достоверности и полезности для решения задач информационно-аналитической деятельности; способность к проведению наблюдений, измерений, описанию проводимых исследований, к формированию данных для составления отчетов, обзоров и научных публикаций, к подготовке отчета по выполненному заданию и к принятию участия во внедрении разработок и результатов исследований; способность применять технологии синтеза и управления, методы системного анализа для решения прикладных задач; способность к формированию и разработке информационных и аналитических документов, характеризующих состояние проблемы в исследуемой области, а также перспективы, прогнозы и тенденции дальнейшего развития; способность к работе с основными приемами обработки экспериментальных данных и их представления; владеть методами обработки анкетных и статистических данных, публикаций средств массовой информации, составления обзоров, аннотаций и рефератов по общественно-политической и социально-экономической тематике; способность к проведению социологических опросов и применению методики по подготовке информационно-аналитических материалов; определять и находить закономерности явлений и процессов, создавать и применять математические модели объектов, выбирать метод их исследования и разрабатывать алгоритм их реализации.
Аналитическая обработка информации способность логически мыслить, обобщать, анализировать, критически осмысливать, систематизировать и прогнозировать; проявлять тщательность и методичность в решении проблем; способность к рациональности и упорядоченности в учете деталей; умение последовательно мыслить и действовать, формально правильно связывать суждения; способность к точному выявлению и систематическому анализу влияющих факторов; способность видеть техническую, естественно-научную и математическую составляющие проблемы, возникающей в ходе профессиональной деятельности, а также проводить их количественно-качественный анализ.
Обеспечение подготовки и принятия управленческих решений способность критически резюмировать информацию, оформлять и представлять результаты выполненной работы, выдавать рекомендации по вариантам практического применения полученных результатов; способность к формированию технического задания и участию в разработке программных и/или аппаратных средств экспертных систем поддержки принятия оптимальных решений; разрабатывать значимые для региона информационно-аналитические материалы на основе оценки, выявления тенденций и прогнозирования перспектив развития ситуации; соблюдать дисциплину в отношении ведения и исполнения документов, а также следовать принятой методологии и нотациям; способность оформлять результаты исследований в виде докладов на научно-практических конференциях, в виде статей и научно-технических отчетов; способность нести ответственность за принятие управленческих решений.
Основную роль в овладении специалистом информационно-аналитической компетентностью, с одной стороны, играют его личностные качества, а с другой - профессиональные нормы и ценности, на которые данный специалист будет опираться в процессе своей деятельности.
Специалист-аналитик, по мнению экспертов, должен обладать следующими личностными и деловыми качествами: оперативность и креативность мышления, широкая эрудиция и культура речи, эмоциональная устойчивость в проблемных ситуациях, навыки письменной коммуникации, общительность, организованность и деловитость, дар убеждения и личное обаяние, интуиция и вербальная активность, мастерство презентации и публичных выступлений, социальная смелость и уверенное поведение, физическая выносливость и работоспособность, презентабельный внешний облик и культура поведения [4; 9]. Вместе с тем будущий специалист ведомственных вузов должен уметь руководствоваться в повседневной деятельности следующими нормами и ценностями: оперативность, аналитический склад ума, коммуникабельность и кругозор, открытость, четкость и объективность, умение грамотно выражать свои мысли.
Базовые знания специалиста-аналитика (его фундаментальная подготовка), в большей или меньшей степени, по мнению экспертов, должны включать изучение основ государственного и муниципального управления, политологии, социологии, экономики, юриспруденции и психологии [4].
Таким образом, формирование информационно-аналитической компетентности у будущего выпускника, обучающегося в ведомственном вузе, представляется как процесс получения им знаний, выработки умений и привития навыков работы в области ИАД. Вместе с тем неотъемлемой частью сформированности информационно-аналитической компетентности являются личностные и деловые качества, профессиональные нормы и ценности.
Поскольку лидерами глобального развития становятся те страны, которые способны создавать прорывные технологии, качество подготовки специалистов информационно-аналитического профиля должно еще больше повышаться, так как подготовка политических кадров становится одним из ключевых фактов конкурентоспособности государства.
Список литературы
1. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.
2. Килин А. П., Колобова Д. В., Чистякова О. В. Информационно-аналитическая деятельность в органах государственного управления субъектов Российской Федерации. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. 154 с.
3. Кошелева А. О., Кузовлев В. П. Становление личностной зрелости будущих специалистов в инновационных условиях высшего профессионального образования: монография. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2009. 102 с.
4. Мозолин А. В., Разумова И. А. Профессиограмма специалиста информационно-аналитической службы органа власти: результаты экспертного исследования. Екатеринбург: Исследовательский центр «Аналитик», 2011. 23 с.
5. Окуловский О. И. Компетенции и компетентностный подход в обучении // Молодой ученый. 2012. № 12. С. 499-500.
6. ^яднева Н. А. Информационно-аналитическая деятельность: проблемы и перспективы // Информационные ресурсы России. 2001. № 2. С. 14-21.
7. Тихомиров Ю. А. Теория компетенций. М., 2001. 119 с.
8. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/ journal/2002/0423.htm (дата обращения: 20.02.2016).
9. Шевченко О. И. Принятие профессиональной роли будущим инженером-исследователем // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сб. материалов XIX Международ. науч.-практ. конф.: в 2-х ч. / под общ. ред. С. С. Чернова. Новосибирск: НГТУ, 2011. Ч. 2. С. 102-105.
10. Шевченко О. И. Психолого-педагогические аспекты подготовки инновационно-ориентированных инженерных кадров в высшей школе // Новые технологии в образовании: материалы IX Международ. науч.-практ. конф. (31 октября 2011 г.): сб. науч. трудов / под ред. С. П. Акутиной. М.: Спутник+. 2011. С. 125-127.
ESSENCE AND CONTENT OF THE INFORMATIONAL AND ANALYTICAL COMPETENCE OF A SPECIALIST-ANALYST STUDYING AT THE DEPARTMENTAL HIGHER SCHOOL
Shevchenko Ol'ga Ivanovna, Ph. D. in Pedagogy Subbotenko Ol'ga Alekseevna
Academy of Federal Security Guard Service of the Russian Federation [email protected]; [email protected]
The article discovers the essence of the concepts "competence" and "proficiency" as they are interpreted by the scientists-educators. The paper identifies the abilities typical for the specialist-analyst's professional activity, describes the competence approach used while forming the specialist-analysts' analytical competence. The components of informational and analytical competence are identified. The authors designed the map of the modern specialist-analyst' informational and analytical competence in the form of competences grouped according to the functional feature.
Key words and phrases: informational and analytical competence; professional competences; informational and analytical activity; specialist-analyst; functional features; abilities; qualities.