Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА'

СУЩНОСТЬ И РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
430
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Блинов М. Е.

В статье рассматривается краткая история развития предпринимательства и понятие «предпринимательство» с точки зрения различных экономических школ. Так же рассматривается сущность и роль малого и среднего предпринимательства в экономике региона. Указаны критерии отнесения организаций к малому или среднему виду бизнеса и значимые факторы развития малого и среднего предпринимательства в регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE AND ROLE OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES IN THE ECONOMY OF THE REGION

The article examines a brief history of the development of entrepreneurship and the concept of "entrepreneurship" from the point of view of various schools of economics. It also examines the essence and role of small and medium-sized businesses in the region's economy. The criteria for classifying organizations as small or medium-sized businesses and significant factors in the development of small and medium-sized businesses in the regions are indicated.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА»

СУЩНОСТЬ И РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В

ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА

М.Е. Блинов, студент

Вятский государственный университет

(Россия, г. Киров)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-12-1-84-88

Аннотация. В статье рассматривается краткая история развития предпринимательства и понятие «предпринимательство» с точки зрения различных экономических школ. Так же рассматривается сущность и роль малого и среднего предпринимательства в экономике региона. Указаны критерии отнесения организаций к малому или среднему виду бизнеса и значимые факторы развития малого и среднего предпринимательства в регионах.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, субъекты малого и среднего предпринимательства, экономика региона.

В экономической науке такое понятие, как «малое и среднее предпринимательство» имеет свою собственную историю развития. Его формирование началось в средние века, когда происходило образование нового общественного слоя - ремесленничества. Именно мелкие торговцы и лавочники явились первыми представителями малого и среднего предпринимательства, поскольку ремесленничество представляло собой мелкое промышленное производство, основанное на ручном труде. Капитализм продолжал развиваться и те представители ремесленничества, которые жили в городе, стали называться новым классом собственников - буржуазией. Именно из этого класса и возникнут такие понятия, как «предпринимательство», «средний класс» и «малый и средний бизнес» [1].

С развитием экономической теории появлялись различные трактовки и концепции понимания понятия «предпринимательство» с позиции возникающих экономических школ [2].

Рассмотрим основные понятия «предпринимательство» с позиции возникающих экономических школ.

Самым первым, кто ввел данное понятие в оборот является Р. Кантильон, представитель экономической школы физиократов. Он охарактеризовал предпринимательство как производственно-хозяйственную деятельность экономиче-

ски инициативного человека с целью получения доходов и связанную с элементами риска и неопределенности на этапе организации производства товаров или услуг и на этапе реализации.

Трактовку предпринимательства как рисковой деятельности поддерживали И. Тюнен (немецкая школа) и Ф. Найт (чикагская школа). Также данную концепцию поддерживал и А. Смит, который определял предпринимателей ключевыми фигурами в поле свободной конкуренции и говорил о том, что их соперничество ведет к сокращению издержек, снижению цен и внедрению передовых технологий в производство и экономику.

Представитель классической политэкономии Ж.-Б. Сэй видел предпринимательство координатором факторов производства, т.е. центральной фигурой процесса производства и распределения благ в рыночной экономике. Его трактовка предпринимательства заключалась в определении его как деятельности по организации людей в рамках производственной единицы.

Выдающийся экономист К. Маркс также рассматривал понятие «предпринимательство» в своих трудах. Предприниматель у К. Маркса - капиталист, но далеко не всякий. Капиталисты подразделялись на кредиторов и функционирующих (предпринимателей). Последние, в свою очередь, представляют собой организаторов

процесса производства, использующих собственный капитал и (или) заемный. В своем главном труде «Капитал» К. Маркс дает предпринимателю трактовку капиталиста, получающего предпринимательский доход, т.е. часть прибыли, из которой вычитается ссудный процент [3].

Следом идет инновационная концепция предпринимательства Й. Шумпетера. Согласно ей, предприниматель является экономическим агентом, создающим новые идеи и разрушающим старые структуры. Он выполняет функцию новаторства в экономике, реализует различные комбинации ресурсов для создания нового материального блага, способа производства и ведения хозяйственной практики.

И из различных трактовок понятия «предпринимательство», можно сделать следующий вывод, что в современной экономической теории «малое (среднее) предпринимательство» представляет собой синтез вышеуказанных трактовок, и оно обозначает инициативную и целенаправленную деятельность физического или юридического лица, связанную с несением повышенных рисков и основанную на личном участии и внедрении инноваций, с

целью получения максимальной прибыли за счет реализации товаров и услуг [4].

Согласно Гражданскому Кодексу РФ, предпринимательство, предпринимательство - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке [5].

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели [6].

В таблице 1 представлены критерии отнесения предприятия к малому и среднему бизнесу [6].

Таблица 1. Критерии отнесения предприятия к малым и средним

Критерий Среднее предприятие Малое предприятие Микропредприятие

Предельный значения выручки, млн. руб. 2000 800 12G

Средняя численность работников, чел. 101-250 100 15

Категория субъекта малого бизнеса может измениться, если в течение 3-х лет подряд предельные значения критериев дохода и численности работников будут выше или ниже установленных.

Статус субъекта малого предпринимательства сохранится, даже если для средних, малых предприятий и микропредприятий критерии будут превышены в течение года или двух лет.

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента - будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов органи-

зации производства или новых технологий - это тоже инновационные моменты.

Развитие сферы малого и среднего предпринимательства (МСП) имеет особое значение для государства в целом, однако по степени проявления экономической и социальной роли, а также с учетом специфики МСП, имеющего региональную направленность, можно подчеркнуть значение данной сферы именно в региональном аспекте [7].

Уровень развития МСП напрямую влияет на уровень территориального развития. Большинство отечественных ученых сходятся во мнении, что важным фактором устойчивости и динамики развития территориальных социально-экономических си-

стем выступает уровень развития сферы МСП и её активность. При этом влияние МСП является мультисистемным (рис. 1) [8].

Высокое значение малого и среднего предпринимательства в экономике обусловлено тем, что его развитие способствует поддержанию здоровой конкуренции. Именно субъекты МСП обеспечивают экономике необходимую гибкость, поскольку они быстрее крупных предприятий реагируют на появление новых рыночных ниш и новых потребностей. По-

мимо этого, малый и средний бизнес во всех странах является важнейшей средой изобретения и дельнейшего внедрения инноваций, обеспечивая успешное функционирование экономики. Также развитие малого и среднего предпринимательства способствует ускорению экономического роста, позволяет нейтрализовать безработицу и другие негативные явления рыночной экономики, способствует увеличению числа налогоплательщиков и повышению уровня стабильности [9].

Рисунок 1. Направления воздействия малого и среднего бизнеса на социально-

экономическое развитие в регионе

Развитие малого и среднего предпринимательства в регионах значимо по следующим факторам:

- Во-первых, МСП первостепенно образовывает собственные организационные структуры в пределах малого и среднего бизнеса, который находится в ведомстве местных органов власти, что значительно упрощает мониторинг деятельности компаний.

- Во-вторых, специфической особенностью рыночной экономики является

наиболее эффективная деятельность на микроуровне, на уровне компании.

Для принятия решений, приносящих наибольший эффект, достаточное внимание должно быть уделено окружающей компанию среде, а она формируется опять же в регионах.

- В-третьих, каждый субъект Российской Федерации имеет индивидуальную конъюнктуру и спрос. Необходимо для каждого конкретного региона формировать свой подход к созданию предприни-

мательской среды, так как если использовать общий принцип, то результаты деятельности малого и среднего бизнеса будут низкими, что недопустимо. Общегосударственная поддержка субъектов МСП также крайне необходима. Взаимодействие федеральных органов власти и органов муниципальной власти при создании комплекса мер финансовой поддержки малого и среднего бизнеса поспособствует развитию, совершенствованию, а также расширению малого и среднего предпринимательства, как одного из наиболее значимых элементов рыночной экономики, необходимых для ее развития [10].

Малый и средний бизнес - неотделимая составляющая воспроизводственного процесса при переходе цивилизации на постиндустриальный путь развития, который обеспечивает присутствие мобильного инновационного потенциала, который оказывает преобразующее влияние на характер и уровень региональной конкуренции.

Существуют отрасли, где роль малых и средних предприятий выражена в наибольшей степени (более 60% составляют компании малого и среднего бизне-

са), например, строительство, сельское хозяйство, информационные технологии, бытовые услуги. Малые предприятия специализируются в основном на торговле и предоставлении услуг населению. Средние предприятия в большей степени представлены в сферах с более высокой добавленной стоимостью - обрабатывающая промышленность, строительство, сельское хозяйство [11].

Таким образом, к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ предприятия. Предприятия должны соответствовать трем критериям. Малые и средние предприятия играют важную роль в развитии экономики региона.

Высокое значение малого и среднего предпринимательства в экономике обусловлено тем, что его развитие способствует поддержанию здоровой конкуренции. Именно субъекты МСП обеспечивают экономике необходимую гибкость, поскольку они быстрее крупных предприятий реагируют на появление новых рыночных ниш и новых потребностей.

Библиографический список

1. Боброва О.С. Основы бизнеса: учебник и практикум для академического бакалавриата / О.С. Боброва, С.И. Цыбуков, И.А. Бобров. - М.: Юрайт, 2018. - 330 с.

2. Демцура С.С. Малое предпринимательство: роль и проблемы развития // Новая наука: Современное состояние и пути развития. - 2019. - №9. - С. 223-225.

3. Лапуста М.Г. Предпринимательство: учебник. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 384 с.

4. Забродская Н.Г. Предпринимательство. Организация и экономика малых предприятий: учебник. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. - 263 с.

5. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021 N 33-ФЗ) // СЗ РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301

6. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 30.12.2020 N 494-ФЗ) // СЗ РФ, 30.07.2007, N 31, ст. 4006

7. Низова, Л.М. Предпринимательство на региональном уровне: приоритеты и проблемы / Л.М. Низова, И.В. Малинкина // ЭКО. - 2016. - №1. - С. 70-76.

8. Малый инновационный бизнес: учебник // под ред. В.Я. Горфинкеля. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. - 264 с.

9. Кондраков Н.П. Основы малого и среднего предпринимательства: Практическое пособие. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 446 с.

10. Полетаев В.Э. Государство и бизнес в России: инновации и перспективы: Монография. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 281с.

11. Синяева И.М. Маркетинг в предпринимательской деятельности: учебник / ИМ. Синяева, С.В. Земляк, В.В. Синяев. - М.: Дашков и Ко, 2016. - 266 с.

THE ESSENCE AND ROLE OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES IN

THE ECONOMY OF THE REGION

M.E. Blinov, Student Vyatka State University (Russia, Kirov)

Abstract. The article examines a brief history of the development of entrepreneurship and the concept of "entrepreneurship" from the point of view of various schools of economics. It also examines the essence and role of small and medium-sized businesses in the region's economy. The criteria for classifying organizations as small or medium-sized businesses and significant factors in the development of small and medium-sized businesses in the regions are indicated.

Keywords: small and medium-sized businesses, small and medium-sized businesses, the region's economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.