Субъективизация здоровья означает возрастающую зависимость здоровья от духовного состояния. Если социальное здоровье индивида определяется уровнем его благополучия в той или иной социальной системе, то индивидуальное здоровье определяется способностью самостоятельно контролировать и нести ответственность за свое здоровье. В этом отношении философия выступает не только как наука, но и как искусство («техне») жизни и выживания. Это значит, что в своей прикладной функции философия связана с созданием таких моделей мира, в которых необходимо присутствует связь человека с сущим.
Только онтологическая связь с сущим делает человека адаптивным и здоровым. В этом плане здоровый образ жизни имеет количественное и качественное или ценностное измерения, отношение которых может быть выяснено лишь совместными усилиями всего комплекса научного и вненаучного знания. К тому же современные биомедицинские технологии вызвали к жизни необходимость не только новой проработки проблемы человека и его жизни, но и нового осмысления сущности самого бытия.
Библиографический список
1. Nelson L.J., Meyer MJ. Confronting deep moral disagreement the président council on bioethics moral status and human embryon // The American journal of bioethics. Albany, 2005. Vol. 5. № 5. P. 33-42.
2. Bajoit G. Le renouveau de la sociologie contemporaine // Sociologies. Toulouse, 2008.
3. Амосов H.M. Алгоритм здоровья. Человек и общество. М., 2002.
4. Calder R. Ten steps forward: a story of WHO 1948-1958. Geneve, 1958. P. 15-20.
S.I. Nazarkasymov The Essence and Indices of Political Stability:
Independent Uzbekistan Practices
The concepts of «stability», «political stability» and «sustainability» are studied in the comparative dimension. Approaches to achieve sustainable growth and political stability of the society and the state are proposed.
Key words and word-combinations: stability, political stability, sustainability, destabilization, peace, harmony.
В сравнительном ключе рассмотрены понятия «стабильность», «политическая стабильность», «устойчивость». Предложены подходы к обеспечению устойчивого роста и политической стабильности общества и государства.
Ключевые слова и словосочетания: стабильность, политическая стабильность, устойчивость, дестабилизация, мир, согласие.
УДК 323/327(575.1 )
ББК 66.2(5Узб)
С.И. Назаркасымов
СУЩНОСТЬ И ПОКАЗАТЕЛИ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ
СТАБИЛЬНОСТИ:
ОПЫТ НЕЗАВИСИМОГО УЗБЕКИСТАНА
Категории «стабильность» и «политическая стабильность» довольно часто употребляются политическими деятелями, экспертами, учеными, представителями масс-медиа. Тем не менее, ни в политическом, ни в исследовательском дискурсе не сложилось такого понимания этих явлений, которое стало
бы общепринятым и не вызывало бы серьезных разночтений оценочного характера.
В большинстве случаев, когда речь заходит о политической стабильности, отсутствуют указания на условия и факторы как объективного, так и субъективного характера, от которых эта стабильность зависит. Те, кто используют это понятие в непосредственной связи со своей профессиональной деятельностью, чаще всего не принимают во внимание динамические параметры и характеристики стабильности, отказывая ей, таким образом, в свойстве изменчивости. Однако это не верно, поэтому возникает необходимость более обстоятельно рассмотреть содержание и структуру политической стабильности как значимого общественно-политического явления.
Близкими к понятию «стабильность» в общетеоретическом плане выступают такие категории, как «неизменность» и «устойчивость». Они характеризуют некоторые специфические процессы, происходящие в различных сферах общественной жизни. Так, неизменность подразумевает процесс, в котором в пределах определенных временных и пространственных интервалов состояние рассматриваемых объектов остается одним и тем же.
Устойчивость характеризуется через возможность действующих акторов удерживать изменения в заданных границах, в определенных параметрах, а также свидетельствует о способности системы восстанавливать нарушенное равновесие. Устойчивость сама по себе не содержит указания на то или иное качество процесса или состояния: устойчивым может быть и разрушительный процесс, и созидательный. Она также не означает обязательно неизменность, хотя и может включать ее как частный случай. Как правило, устойчивость подразумевает постоянство и предсказуемость изменений, что сближает данную категорию с понятием «стабильность». Но отождествлять устойчивость со стабильностью было бы неверным.
Стабильность - категория более сложная, чем устойчивость. Она включает комплексную оценку характера взаимодействия совокупности взаимосвязанных и взаимовлияющих элементов системы. Категорию «стабильность» правомерно применять для характеристики достаточно сложных систем, которые сохраняют свою идентификацию и функционируют в условиях относительной нестабильности. Стабильность всегда связана с внутренней логикой развития системы, с ее структурой и порядком взаимодействия ее составных частей, с параметрами и вектором их совместного движения и контролируемых изменений. Последние происходят в соответствии с закономерностями той или иной конкретной системы, то есть носят «естественный» для нее характер. При этом внешние возмущения и воздействия не способны ее существенно изменить.
Таким образом, можно сделать вывод, что стабильность как понятие может характеризовать лишь те процессы и явления, которым присущи изменения, причинно-следственные закономерности как линейного, так и вероятностного свойства [1]. Это относится и к политической стабильности.
В оценке стабильности политической системы важно правильно оценить ее реальные возможности, «регулирующий» и «саморегулирующий» потенциал,
осмыслить количественные и качественные параметры функционирования. Политическая система, которая в процессе своего функционирования нарушает рамки идентичности, вступает в противоречие с собственной природой, теряет стабильность.
Показателем дестабилизации являются такие результаты функционирования политической системы, которые не ожидались и оказываются неприемлемыми. К дестабилизации, как правило, ведут ослабление политической системы, ошибки в ее работе.
Особенно опасным, политически нестабильным для жизни любого общества является время переходных периодов, реформ. Не случайно одна из наиболее распространенных на Востоке мудростей, известных со времен Конфуция, гласит: «Не дай бог родиться и жить в эпоху перемен». В то же время последовательные и поэтапные реформы, ведущие к оптимальной трансформации политической системы, поддержка преобразований массами, высокий уровень компетентности руководства страны и необходимый авторитет власти могут обеспечить сохранение политической стабильности и в период реформ.
Политическая стабильность является важной политико-идеологическая ценностью. Она теснейшим образом связана с национальными интересами и выступает условием успешного экономического и политического развития общества.
В настоящее время в Узбекистане идут процессы обновления и модернизации общества, становления современного правового государства. Политическая стабильность, помимо общих принципов устойчивости функционирования системы, одновременно обеспечивает процессы углубления демократизации, формирования основ гражданского общества. Именно здесь переплетаются национальные интересы узбекского народа, в традициях которого испокон веков присутствует тяга к миру и стабильности.
Стабильность, мир, согласие выступают фундаментом, на котором возводится новое здание узбекской государственности. «Сохранение устойчивой социальной стабильности в стране, - указывает И.А. Каримов, - является важнейшим условием последовательной реализации программы реформ, укрепления демократических институтов и демократических ценностей, ускорения процессов интеграции в мировое сообщество» [2, с. 49].
Жизнь и опыт пройденных лет независимого развития Узбекистана, практические действия Президента с первых дней образования страны определили основные факторы обеспечения стабильности в республике:
- сплочение, а не противоборство всех людей независимо от национальной принадлежности, религии, политических убеждений;
- сохранение, а не разрушение всего того, что было накоплено трудом предыдущих поколений;
- верховенство закона и реальное улучшение условий жизни людей;
- высокая ответственность руководящих кадров перед народом;
- защита общества от политических авантюр и экстремистов, пресечение любых попыток разжигания вражды, противоборства между людьми.
Цивилизационной основой стабильности являются добрососедство и взаимное уважение граждан, своими корнями уходящие в выработанные историей духовные традиции и менталитет народа. Национальный характер способствует усвоению современных политических практик, реализуемых на базе признания очевидных приоритетов: должны быть не политические декларации, лозунги о благополучном будущем, а повседневная кропотливая работа по улучшению всех сфер жизни общества. Любые перемены в политике, экономике, социальной сфере должны носить созидательный характер.
Новейшая история Узбекистана показала: чем сложнее и масштабнее преобразования, которые осуществляются в обществе, тем выше потребность в стабильности. Мир и спокойствие - главное условие благополучного будущего, а социальная и политическая стабильность - ключ к интегрированию в международное сообщество. Только в такой обстановке можно последовательно, разумно реформировать общество и государство.
Общественно-политическая стабильность является необходимым условием для осуществления политических трансформаций, это фундамент, который обеспечивает эффективное функционирование институтов политической системы, создает базу для действия законов и сохранения общественного порядка, спокойствия и безопасности. Стабильность в обществе и предсказуемость политики государства выступают отличительной чертой Узбекистана как независимого государства, а также основой для осуществления крупномасштабных коренных преобразований, широкой инвестиционной деятельности.
Библиографический список
1. Семигин Г.Ю. Политическая стабильность общества. М., 1997.
2. Каримов И.Л. К глобализму через регионализм: в 13 т. Ташкент, 1996. Т. 3.