И начался длительный период «поисков», программотворчества - почти ежегодного, мето-дического - как в отношении создания стабильного учебника и руководства, пособий, так и в отношении классного процесса работы. Огромное наследие научно-методического и педагогического опыта старой [досоветской] школы оказалось забытым....
Останин Ф. Д. История - вечно живая память народа //Институт истории СО РАН, сектор истории культуры, коллекция воспоминаний, п. 118, л. 22—25, 28—39 (отд. паг.). Машинописный подлинник. На л. 41 подпись машинописью - «Останин Ф. Д. (инженер-строитель)», домашний адрес в г. Алма-Ате, дата - «24-1У-72 г.».
Библиографический список
1. Астафьев, В. П. Последний поклон: повесть: в 2 т. - Изд. доп. и испр. -Красноярск: Благовест, 1994.
2. Боже, вразуми нас в учение!: из воспоминаний Ф. Д. Останина / публ., ред. и предисл. В. А. Зверева // Сиб. учитель: науч.-метод, журн. - 2004. - № 1. -С. 19-23.
3. Останин,Ф. Д. В начальной школе и учительской семинарии / Ф. Д. Останин // Красен человек ученьем: материалы о воспитании и образовании детей в селениях Сибири (конец Х1Х-начало XX в.). - Новосибирск: Изд-во НГГТУ, 1995. -С. 80-90.
4. Останин, Ф. Д. Учеба учителей / Ф. Д. Останин //Школа и учительство в Сибири, 20-е -начало 30-х гг.: материалы по истории культуры и интеллигенции советской Сибири. - Новосибирск: Наука, 1978. - С. 36-59.
5. Пыстина, Л. И. Новониколаевск, год 1916-й: воспоминания Ф. Д. Останина о Новониколаевской учительской семинарии / Л. И. Пыстина // Гуманитарные науки в Сибири, Сер. Культура, наука, образование. - 2002. - № 3. - С. 104-109.
6. Титов, С. П. Два детства / С. П. Титов. - М.: Сов. Россия, 1965. - 169 с.
7. Чукмалдин, Н. М. Записки о моей жизни / Н. М. Чукмалдин. — М.: Типолито гр. А. В. Васильева и К0, 1902. - 197 с.
УДК 37
И. Ю. Юрочкина
СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.
Для России рубеж XIX - XX вв. был временем бурных экономических, политических, общественных и культурных изменений; наряду с этим обострились и социальные проблемы. В условиях демократического подъема в педагогике в практике прогрессивных учителей появилось стремление к поиску новых путей просвещения народа. С этой тенденцией тесно связано возникновение феномена внешкольного образования. Конец XIX сто-
летия характеризуется появлением первых публикаций по внешкольному образованию, которые явились своеобразными прародителями современной теории социально-культурной деятельности. Это книги В. П. Вахтеро-ва, Е. Н. Медынского, В. И. Чарнолуского, С. О. Серополко, А. У. Зеленко и других русских педагогов, которые разработали оригинальную концепцию, отстаивающую приоритет всестороннего развития личности. Авторы занимались также актуальным до настоящего времени вопросом о соотнесении школьного и внешкольного видов образования. «Внешкольное образование никакою школой заменено быть не может... чем выше образование школьное, тем больше потребность во внешкольном образовании. Следовательно, не может идти речи о замене и дополнении» [27, с. 8]. Внешкольное образование, по их мнению, способствовало гармоничному развитию личности. Гармонически развитая личность - человек, одинаково широко развитый в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях. Свобода мыслилась первым теоретикам внешкольного образования в качестве основного условия такого развития. При этом источник свободы -прежде всего, частная инициатива. Таким образом, задачи всех учреждений внешкольного образования не столько образовательные, сколько развивающие. Среди «форм содействия внешкольному образованию» были народные библиотеки, читальни, научно-образовательные и иные музеи; бесплатные и платные народные чтения; лекции, концерты, спектакли, образовательные экскурсии [4]; школы для взрослых различных типов (воскресные, краткосрочные специальные и систематические тематические образовательные курсы), кинематограф, концерты, праздники, спорт, народные дома, клубы [27, с. 11] и т. п.
Как показывает анализ теоретической разработки и практического осуществления этих форм внешкольного образования, первоначально оно мыслилось в качестве культурно-просветительской деятельности преимущественно для взрослых. Деятели по внешкольному образованию смотрели на свою работу как на просвещение вообще, как на «своеобразное культурное мессианство» [33, с. 4], т. е. понятие «внешкольное образование» уже на этапе зарождения самого феномена имеет несколько трактовок. С одной стороны, «внешкольное» — имелось в виду «послешкольное», а для кого-то и «вместо-школьное» образование, т. е. определение давалось не по содержанию деятельности (она могла заменять школьную по некоторым параметрам), а по возрастной принадлежности участников образовательного процесса. С другой стороны - это возможность развития, гармонизации личности, своеобразное условие саморазвития, самореализации при глубоком осознании личностью своих потребностей, способностей, активном деятельном включении внутренней активности субъекта образования. Любая из этих трактовок может быть адаптирована и к детскому внешкольному образованию. Оба приведенных понимания свидетельствуют о закономерном появлении внешкольного образования, о назревшей необходимости в нем. В таком случае и причина его возникновения оказывается двоякой: с одной стороны, идущая от личности - потребность ее в разностороннем, гармоничном развитии. С другой стороны - более «приземленные» задачи, продиктованные реалиями жизни - отвлечь от улицы, пьянства, бродяжничества [5]; т. е. внешкольное образование выступало как форма организации «разумных развлечений», досуга.
Внешкольное образование детей возникает как бы «около» образования взрослых, но причины его появления, на наш взгляд, аналогичны. Одной из немаловажных проблем того времени являлась подготовка подрастающего поколения к жизни, поиск новых средств и механизмов социализации. Историческая действительность остро поставила задачу создания не только учебных, но и воспитательных, внешкольных типов учреждений, которым надлежало решить социальную проблему занятости детей вне школьного времени. При этом теоретическое осмысление внешкольного образования детей получило свое начало несколько позже, чем практическая реализация этой необходимости, осуществлявшаяся первоначально как синтез воспитательных, образовательных, развивающих, социализирующих доминант.
Опыт организации планомерного деятельного досуга за рамками учебных занятий был и раньше. Однако осуществлялся он в основном в стенах и силами педагогов так называемых элитарных учебных заведений (лицеев, гимназий). Во внеурочной жизни имели место те способы организации досуга, которые воссоздавали в гимназии семейную атмосферу, утраченную многими учащимися в родном доме [2,28]. Примерами могут служить литературные, музыкальные вечера, постановки спектаклей, экскурсии разной продолжительности и направлений, конкурсы сочинений, совместные походы в театр, выпускные балы, поездки, отдых и занятия на школьной даче; действовало даже Общество школьных дач [29, 30]. Впечатления от этих мероприятий надолго остались в памяти выпускников гимназий, нивелировав некоторые негативные стороны школьной действительности [34, с. 267; 3, с. 205].
В новых исторических, социально-культурных условиях встала с особой остротой проблема вынесения внеурочных занятий за рамки школы, желательно за пределы города. При этом обязательным условием являлась доступность не только детям высокообеспеченных семей, напротив, новый опыт был в первую очередь направлен на детей из семей социально незащищенных слоев населения. Это обеспечивалось в основном благодаря отдельным личностям, увлеченным своим делом, энтузиастам. Так, по инициативе Елизаветы Орловой появился кружок устроителей детских колоний московских городских начальных училищ, члены которого занимались организацией летнего детского отдыха. Была разработана целая система воспитательной работы, включающая в себя элементы образования. Отношения и занятия в колониях были приближены к семейным, основной акцент делался на нравственное и умственное развитие ребят. Колонии устраивались в частных усадьбах, в помещениях школ, в семьях.
Помимо летних колоний внешкольными вариантами среды развития личности являлись клубные объединения, спортивные площадки. Сегодня хорошо известна деятельность П. Ф. Лесгафта, С. Т. Шацкого, А. У. Зеленко, К. А. Фортунатова и других представителей прогрессивной интеллигенции, так же как и организованные ими детские клубы и детский сад под общим названием «Дневной приют для приходящих детей». На базе приюта действовало культурно-просветительное детское общество «Сетлемент». Главной целью созданных организаций внешкольного типа было удовлетворение культурных и социальных потребностей детей и молодежи мало-
обеспеченной и малокультурной части населения, фактически лишенной возможности получить школьное образование.
Кроме частной инициативы широкое распространение в дореволюционной России получила общественная деятельность по претворению в жизнь идеи внешкольного образования. Большая заслуга в пропаганде внешкольного образования принадлежит общественным просветительским организациям, кооперативам, профессиональным клубам, которые часто выступали в роли спонсоров, учредителей [31, с. 104]. Появлялись различные общества, ставившие основной своей целью организацию разумного, плодотворного досуга населения; содействие распространению образования; всестороннее развитие личности. Особенно успешно подобный опыт был реализован в городах Сибири, что обусловлено рядом специфических тенденций развития этого региона.
В Томске Общество попечения о начальном образовании было создано в 1882 г. группой либерально-буржуазных деятелей во главе с П. И. Маку-шиным. Общество содержало четыре приходских училища, вечерние классы, женскую рукодельную школу, бесплатную народную библиотеку, действующие под девизом: «Ни одного неграмотного!». Целью общества было содействие развитию образования во всех его отраслях [14]. Общество распространяло деятельность на Томск и Томскую губернию, занималось теоретической разработкой вопросов образования, устраивало публичные собрания, лекции, курсы, беседы, экскурсии, народные чтения, спектакли, издавало книги, брошюры, периодическую литературу и учебные пособия; поддерживало и обеспечивало книгами народную библиотеку. В 1900 г. было переименовано в Общество попечения о народном образовании, а в 1920 г. ликвидировано.
Не менее значимую деятельность в области внешкольного образования, на наш взгляд, развернуло в Томске Общество содействия физическому развитию, существовавшее с 1896 г., устроители которого рассматривали досуг как основной фактор развития личности [15]. Целью общества было содействие улучшению физического и нравственного здоровья населения города, осуществление гигиенических мероприятий. Средства общества слагались из пожертвований и субсидий, членских взносов, от доходов, выручаемых из спектаклей, лекций, выставок, концертов [16]. Несмотря на недостаток средств, общество последовательно организовало целый ряд учреждений, которые справедливо можно отнести к учреждениям внешкольного образования: катки, купальни [17], летние и зимние площадки для детей, манежи, летние детские колонии (самыми известными из них были Басандайская и Берская [18], оздоровительные колонии для взрослых.
Одним из приоритетных направлений деятельности Общества содействия физическому развитию в области внешкольного образования детей являлось устройство летних и зимних площадок, манежей (как школ развития личности, действующих круглогодично); обеспечение их функционирования. Открывая площадки, общество, помимо мысли о развлечении детей, руководствовалось более серьезным взглядом на них: его члены видели в площадках одно из важных «гигиеническо-педагогических средств» [19], которые влияют как на развитие телесных способностей детей, так и на их умственную и нравственную сферу.
На площадках дети и подростки были увлечены разнообразными играми, занятиями гимнастикой, рукоделием, шитьем, вязанием, лепкой из глины, переплетным делом, основами столярного мастерства, пением, рисованием, музыкой, декламациями, детскими представлениями; прогулками, познавательными экскурсиями [20]. Разнообразные направления деятельности, организованные руководителями площадок и их помощниками, выходили далеко за пределы только физического развития. Помимо всего, дети и подростки занимались высаживанием цветов, овощей, уходом за ними, что расширяло их познания об окружающей действительности, развивало чувство ответственности [21]. Составлявшийся план ведения площадки помогал обеспечивать «цельный характер и большую систематичность в постановке дела» [22]. Группы на площадках учитывались по возрасту: 6-9 лет; 10-14; 15 и старше. Были специально организованы группы для дошкольников (1-7 лет) [23]. Однако занятия и игры, и в особенности экскурсии, часто проводились в разновозрастных объединениях.
Томские площадки были платными. В среднем цена сезонного абонемента составляла 30 коп., разовое посещение - 5 коп. Тем, кто не имел возможности платить, снижали цену или давали бесплатные абонементы. Например, на Воскресенской площадке в 1901 г. из 378 билетов 82 было выдано бесплатно [24]. Перечисленные мероприятия - лишь основные вехи деятельности Общества содействия физическому развитию населения. К 1901 г. Томск все более приобретал характер просветительного центра для всей Сибири. Постепенно начинал осуществляться обмен опытом, выставки, организовывались и проводились курсы для руководителей площадок и детских колоний [25]. Многие города Сибири ориентировались на опыт томичей. Новониколаевск - один из них.
У истоков образования в Новониколаевске стояли интересные люди, яркие сильные личности, всесторонне образованные, увлеченные энтузиасты. Они открывали первые школы разного уровня по своей инициативе, опираясь в основном на общественную поддержку. Одной из отличительных особенностей образовательного пространства молодого города являлось то, что при открывавшихся школах с первых же дней действовали кружки разных направлений, народные библиотеки, проводились воскресные чтения. В Новониколаевске параллельно с зарождением, оформлением школьной системы шло формирование основных направлений внешкольного образования (художественно-эстетическое, спортивное, рекреационно-оздоровительное, туристско-краеведческое, прикладное творчество и др.). Ярким доказательством этого является организация учебно-воспита-тельного и внеурочного процессов Новониколаевского реального училища [6]. Кроме этого, педагоги стремились как можно большее количество детей и подростков дошкольного и школьного возраста не оставлять без присмотра, педагогического руководства и специально организованной среды даже в каникулярное время. Помимо экскурсионной деятельности, доступной далеко не каждому ребенку, устраивались летние детские площадки. Этот тип учреждений внешкольного характера уже был к тому времени известен во всех крупных сибирских городах. Не остались в стороне от этого важного направления развития внешкольного образования и педагогические кадры Новониколаевского реального училища. Они решили первыми создать такую площадку, оборудовать ее, содержать и сделали это несмотря на мно-
гочисленные проблемы организационного характера. Это была общая площадка для детских игр учащихся всех учебных заведений города, организованная на участке бывшей Старо-Базарной площади, рядом со строящимся зданием реального училища. Размер участка площадки составлял 57x24,6 сажени (на пересечении Николаевского проспекта и Воронцовской улицы).
Площадка была оборудована в 1911 г., к занятиям с детьми были привлечены инструкторы и учительницы со специальным образованием. Приходящие дети были как учащимися Новониколаевского реального училища, так и не входящими в его ученический состав, разных возрастов (в том числе, и дошкольники), разных уровней подготовки. Как правило, мальчики и девочки играли, занимались гимнастикой и обучались ручному труду, рисованию, лепке совместно. Кроме этого, на площадках они учились читать (или совершенствовали свои умения), осваивали основы драматического мастерства, пения. В конце каждого месяца руководители площадки готовили отчет о запланированной деятельности и результатах проделанной работы.
Новониколаевское Общество попечения о народном образовании открыло такие площадки лишь в 1913 г. [7]. На первый призыв Общества откликнулось до 1 ООО человек детей дошкольного возраста, что показало острую необходимость в подобного рода учреждениях. Но общество могло принять лишь 80 человек, исходя из финансовых соображений. На протяжении последующих лет Комиссия детских игр и развлечений при обществе открывала площадки. В 1915 г. число детей уже составило более 250 человек. Деньги на содержание (1 ООО руб.) [32, с. 38] поступали частично от добровольных пожертвований, частично от взимаемой платы с детей, часть -с устройства платных детских спектаклей и гуляний.
В последние дни августа - первые дни сентября устраивались выставки детских работ, концерты, театральные постановки. Это были мероприятия городского уровня, устраиваемые Обществом попечения о народном образовании, проводившиеся, как правило, в форме народных гуляний, настоящих праздников, в городском Александровском саду (Сосновке), где, начиная с 1913 г., ребята всех детских площадок города демонстрировали свои достижения. Таким образом, помимо отвлечения детей и подростков от бездельного времяпрепровождения, деятельность, организованная руководителями детских площадок, способствовала обучению прикладным и иным видам творчества; развитию каждой отдельной личности, осознанию своей индивидуальности; объединению детей, воспитанию в них чувства общительности; умению с пользой проводить свободное время.
Благотворительное Общество попечения о народном образовании в Новониколаевске было создано в 1909 г. Среди учредителей были врачи М. П. Востоков, Е. М. Софонов, В. Ф. Сосунов, присяжный поверенный
А. П. Васильев, предприниматели Н. П. Литвинов, Ф. Ф. Махотин, Л. И. Лапшин и др. [26]. Целью общества являлось содействие распространению образования в Новониколаевске и в пределах Томской губернии [13]. Для этого изыскивались средства и учреждались разные учебные заведения как школьного, так и внешкольного характера. В состав школьной, детской, театральной комиссий входили главным образом врачи, учителя и другие представители демократически настроенной интеллигенции. Благодаря де-
ятельности общества в Новониколаевске с 1910 г. функционировали три воскресные школы, которые бесплатно обслуживали часть рабочей молодежи. Без вознаграждения в воскресные и праздничные дни работали в них учителя начальных школ. Общество вело также работу по внешкольному образованию - организовывало народные чтения, лекции, концерты и выставки. Члены детской комиссии занимались в летнее время созданием вышеупомянутых детских площадок. Зимой устраивались детские литературные вечера. Любительская труппа общества ставила спектакли, которые показывались чаще всего по воскресным выходным дням. Репертуар постановок был рассчитан на ознакомление горожан с лучшими произведениями отечественной драматургии. Подготавливались и проводились юбилейные вечера, посвященные творчеству выдающихся русских писателей (А. Н. Островского, А. П. Чехова, И. С. Тургенева, Т. Г. Шевченко, Л. Н. Толстого и т. д.).
Благотворительная деятельность общества была сопряжена с большими трудностями. Не хватало денежных средств, не было собственного помещения для проведения мероприятий. Аренда зданий также требовала дополнительных расходов и усилий. Начиная с 1908 г. общество постоянно выдвигало идею о необходимости строительства Народного Дома как «наиболее совершенной формы объединения культурно-просветительских мероприятий» [1, с. 182]. Но собственные средства были малы, а городская дума медлила с рассмотрением этого вопроса. Общество много сделало для реализации постройки Народного Дома [8]. В 1911 г. была образована особая строительно-финансовая комиссия из людей практического опыта и технических знаний. Был создан специальный фонд [9]; проводились дни сборов пожертвований на Народный Дом (включавшие представления, продажу цветов, открыток, писем с проектом Народного Дома). В 1913 г. на бывшей Старо-Базарной площади был заложен фундамент Народного Дома.[10], потом по причине финансовых затруднений дела по постройке приостановились [11]. В итоге в Новониколаевске не удалось создать до революции 1917 г. ни одного народного дома.
На территории Новониколаевска в начале XX в. действовало еще одно интересное общество, «Ясли» [12], занимавшееся в основном детьми дошкольного возраста. Оно также организовало площадку для детских игр, кроме этою, колонию для учащихся ребят. Помимо занятий с детьми в летнее время, был обустроен опытный сад и огород, где более взрослые дети приучались к садоводству и огородничеству. Колония и площадка общества «Ясли» обслуживали не только пансионеров колонии, но и приходящих из города детей, а загородная дача общества обслуживала лишь его воспитанников. Дача и опытные сад и огород общества располагались на 6 дачных участках за второй Ельцовкой, площадью всего 1800 кв.саженей, выделенных городской управой.
Таким образом, основными особенностями и сущностными характеристиками внешкольного образования как практически реализуемого и теоретически осмысленного феномена на рубеже XIX - ХХв. были следующие: осуществление его преимущественно за счет и благодаря частной и общественной инициативе; отсутствие четкого выделения воспитательных, образовательных, развивающих доминант, но одновременное присутствие
каждой из них; недостаточная разработанность методов внешкольной работы, которая, к тому же, не имела строгой планомерности. В рассматриваемый период цель внешкольного образования не имела точной формулировки. Это, с одной стороны, создавало путаницу, но с другой - условие свободы для реализации новых педагогических идей. Внешкольное образование возникло вполне закономерно, его необходимость ощущалась и осознавалась как обществом, так и отдельными людьми разных возрастных, образовательных, социальных категорий, т. г., в широком смысле, внешкольное образование явилось универсальной средой развития и саморазвития личности, ставшей участником образовательного процесса.
Библиографический список
1. Вахтеров, В.П. Всенародное школьное и внешкольное образование /
B. П. Вахтеров. - М., 1917.
2. Внутреннее обозрение: хроника // Вестник Европы. - 1870. - № 8. -
C.752 - 754.
3. Волконский, С. М. Гимназия и университет / С. М. Волконский // Мои воспоминания. - М., 1991. - Т. 2. - С. 185 -226.
4. ГАНО. Ф. Д-97. Оп. 1. Д. 60. Л. 7, об.
5. ГАНО.Ф. Д-97. Оп. 1. Д. 60. Л. 38.
6. ГАНО. Ф. Д-157. Оп.1, Д. 2,3, 24, 52, 56, 73, 94 и др.
7. ГАНО. Ф. Д-97. Оп. 1. Д. 67. Л. 34.
8. ГАНО. Ф. Д-97. Оп.1. Д. 67. Л. 8.
9. ГАНО. Ф. Д-97. Оп. 1. Д. 67. Л. 3 - 5.
10. ГАНО. Ф. Д-97. Оп. 1. Д.121. Л. 86.
11. ГАНО. Ф. Д-97. Оп. 1. Д. 60.
12. ГАНО. Ф. Д-157. Оп. 1. Д. 4. Л. 11, 12.
13. ГАНО. Ф. Д-97. Оп.1. Д. 60. Л. 6 - 7, об.
14. ГАТО. Ф. Р-46. Оп. 1. Д. 2. Л. 3 - 7.
15. ГАТО. Ф. 508. Оп. 1. Д. 58. Л. 3, об.
16. ГАТО. Ф. 508. Оп. 1. Д. 58. Л.З, об.
17. ГАТО. Ф. 508. Оп. 1.Д. 8. Л. 10-11, об.
18. ГАТО. Ф. 508. Оп. 1. Д. 8. Л. 1.
19. ГАТО. Ф. 508. Оп. 1. Д. 8, Л. 7, об.
20. ГАТО. Ф. 508. Оп. 1. Д. 58. Л. 4, 4,об.
21. ГАТО. Ф. 508. Оп. 1. Д. 48. Л. 27.
22. ГАТО. Ф.508. Оп. 1. Д.58. Л.4.
23. ГАТО. Ф. 508. Оп. 1. Д. 8 - 8, об.
24. ГАТО. Ф. 508. Оп. 1. Д. 32. Л. 6.
25. ГАТО. Ф. 508. Оп.1 Д. 170. Л. 204.
26. Горюшкин, Л. М., Новосибирск в историческом прошлом / Л. М. Горюшкин, Г. А. Бочанова. - Новосибирск, 1978.
27. Медынский, Е. Н. Внешкольное образование, его организация, значение и техника / Е. Н. Медынский. - М., 1913.
28. О литературных вечерах в Новочеркасской гимназии // Журнал Министерства народного просвещения. - 1868. - № 2. - С. 320 - 323.
29. Разные заметки и сообщения // Русская школа. -- 1901. - № 2. - С. 87 - 90.
30. Разные заметки и сообщения // Русская школа. - 1899. - № 4. - С. 98 -102.
31. Разные заметки и сообщения // Русская школа. - 1901. - № 5. —
С. 100- 104.
32. Ромм, Т. А. Становление и развитие социальной педагогики в России в конце 19-начале 20 века: дис. ... канд. пед. наук / Т. А. Ромм. - М., 1995.
33. Русаков, С. История внешкольного образования в связи с вопросом о тэй-лоризации внешкольной работы / С. Русаков // Общие вопросы внешкольного образования. - Томск, 1922. - Вып.1. - С. 4 - 7.
34. Цветаева, А. Воспоминания / А. Цветаева. - М., 1995.