References
1. Agaragimova V.K., Rubanova E.I., Ibragimova R.Yu. Igra kak sredstvo korrekcii narushenij v sfere 'emocional'noj zhizni detej doshkol'nogo vozrasta. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2017; 55-8: 15 - 21.
2. Agaragimova V.K., Nazaraliev I.A. Vospitatel'nye vozmozhnosti metoda skazkoterapii v psihologo-pedagogicheskoj rabote s det'mi v usloviyah shkoly-internata. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2016; 1 (61): 83 - 89.
3. Atemaskina Yu.V. Proektnaya deyatel'nost' pedagoga: suschnost' i tehnologiya. Detskij sad ot A do Ya. 2008; 3.
4. Behtereva E. Tehnologiya formirovaniya otvetstvennosti. Doshkol'noe vospitanie. 2010; 8.
5. Byvsheva M. Social'noe poznanie starshego doshkol'nika: problemy i ih reshenie. Doshkol'noe vospitanie. 2009; 9.
Статья поступила в редакцию 23.04.18
УДК 371
Asadulaeva F.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Magomedkhanova U.Sh., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Deputy Dean for Scientific Work and Informatization of FNK (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
THE BASICS AND SPECIFICS OF SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF A FAMILY. The article reveals modern problems of a family, the need to find new, innovative approaches to solve them. The authors note that the need for the state program of social support of citizens, aimed at ensuring the minimum, statutory guarantees, deterrence measures, blocking the negative social trends that have emerged in recent years, determine the contents of the modern state social policy. The normative-legal, socio-demographic and organizational-managerial approaches to the study of the problem of social protection are characterized. Support given in time to the family releases distress or crisis from many unresolved problems.
Key words: social and pedagogical support, moral attitudes, socialization, social protection, traditional Russian family.
Ф.Р. Асадулаева, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и психологии начального образования, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected] У.Ш. Магомедханова, канд. психол. наук, доц. педагогики и психологии начального образования, зам. декана по научной работе и информатизации ФНК, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ
В статье раскрываются современные проблемы семьи, необходимость поиска новых, нетрадиционных подходов их решения. Авторы отмечают, что потребность в государственной программе социальной поддержки граждан, направленной на обеспечение минимальных, нормативно закрепленных гарантий, мер сдерживания, блокирования негативных социальных тенденций, возникших в последние годы, определяют содержание современной государственной социальной политики. Характеризуются нормативно-правовой, социально-демографический и организационно-управленческий подходы к исследованию проблемы социальной защиты. Вовремя полученная поддержка освобождает семью, неблагополучную или испытывающую кризис, от многих не решенных и не решаемых проблем.
Ключевые слова: социально-педагогическая поддержка, нравственные установки, социализация, социальная защита, традиционная российская семья.
Изменения социальных норм, нравственных общественных установок коренным образом изменили устои традиционной российской семьи. Результат - неблагоприятная социально-демографическая динамика, резкое расслоение семей по финансово-экономическому доходу, социальное сиротство, детская и подростковая безнадзорность. Налицо кризис института семьи. Но по своей природе семейные отношения продолжают оказывать огромное влияние на процесс развития и социализации каждого члена семьи, и приходится наблюдать, как проблемы взрослых порождают и усугубляют проблемы детства [1]. Масштабы и новизна современных проблем семьи обусловливают необходимость поиска новых, нетрадиционных подходов, определяют многовариантность их решения. В этом поиске не последняя роль принадлежит теоретическому осмыслению предпосылок формирования социально-педагогической поддержки семьи, тенденций её развития, проблем и противоречий этого процесса. Потребность в выверенной тактически и стратегически государственной программе социальной поддержки граждан, направленной на обеспечение минимальных, нормативно закрепленных гарантий, мер сдерживания, блокирования негативных социальных тенденций, возникших в последние годы, определяют содержание современной государственной социальной политики.
В связи с тем, что наше общество перешло сегодня к рыночным отношениям, актуальным становятся проблемы социальной защиты отдельных социально уязвимых групп населения: детей, молодежи, инвалидов, пожилых людей, безработных, беженцев и др. Имеется много литературы, которая посвящена раскрытию механизма социальной защиты в форме социальной работы. Это во многом связано с созданием государственных целевых программ, задачей которых является помощь конкретным группам населения. Исследуются вопросы организации социальной защиты на
национально-региональном уровне и в связи с развитием местного самоуправления. Не малый интерес представляют попытки исследования проблем социальной защиты в рамках коммерческого и негосударственного сектора. При исследовании проблемы социальной защиты преобладает нормативно-правовой подход, социально-демографический подход и организационно-управленческий подход.
Социальная защита как определённая система взаимоотношений в нашем обществе существовала всегда. В психолого-педагогической литературе высказывается мысль, что защищается социальность человека, его социальные права и свободы, гарантируется удовлетворение его базовых жизненных потребностей. В связи с этим, человек может существовать в обществе именно как человек. Представление о социальной защите как системе общественных отношений даёт наиболее развернутое определение. Она рассматривается как система общественных отношений по созданию благоприятных условий населения. В нее входит деятельность организаций по созданию благоприятной для человека окружающей действительности, охране детства, охране здоровья граждан, оказанию помощи семье и др.
На современном этапе в нашем обществе формируется новая модель социальной защиты населения, которая соответствует рыночным отношениям. В целом она основана на системе социальной защиты советского периода. Система социальной защиты населения на современном этапе еще не получила окончательного институционального оформления. Но её формирование происходит как развитие трех основных государственных институтов, таких как: система социального обеспечения, которая реализует принцип всеобщности при предоставлении социальных благ. Например, система социального страхования, которая предполагает принцип обязательности; система конкретной по-
мощи и социального обслуживания неимущих слоев населения и так далее. Сегодня создаются основания для развития частной системы социальной защиты. Она основывается в любом обществе на принципе ответственности каждого человека за свою семью и свою тоже. Гарантиями этой системы социальной защиты являются зарабатываемые своим трудом и предпринимательской деятельностью доходы, а также собственные сбережения. Она создается на добровольном принципе и требует, чтобы соблюдался принцип взаимосвязи страхового взноса и получаемого социального блага [2]. Социальная защита как система практических действий осуществляется на основе, которая соответствует нормативно-правовым актам, материальных ресурсов и включает определенную организаторскую деятельность.
Понятия «социальная помощь» и «социальная поддержка» являются новыми для нашей науки и практики. Социальная помощь означает систему отношений в обществе, которая складывается между гражданами, имеющими доход ниже прожиточного минимума, и органами государства по поводу предоставления им денежных выплат. Это делается для обеспечения им прожиточного минимума и удовлетворения основных потребностей граждан. «Социальная поддержка» включает меры для предоставления помощи гражданам, которые имеют доход не меньше прожиточного минимума, но нуждаются в дополнительной поддержке в связи с трудной жизненной ситуацией.
Социальное обеспечение как социальный институт выполняет ряд основных общественных функций. Например, к функциям социального обеспечения относятся: социальная, экономическая, политическая, демографическая функции. Экономическая функция социального обеспечения состоит в его положительном воздействии на интересы и потребности людей как участников процесса производства, экономику. Наряду с этим, она распадается на производственную, распределительную и обеспечительную [3].
На основании распределительной функции происходит доведение до потребителей особенных материальных благ и услуг определенным экономическим способом. Сущность обеспечительной функции состоит в поддержании достаточной степени материального благосостояния людей, для которых средства социального обеспечения (пенсии, пособия и т. п.) являются источником существования, в предупреждении обнищания народа.
В производственную функцию входит стимулирование граждан к трудовой деятельности и повышение производительности труда, воспроизводства рабочей силы посредством создания комфортных условий для формирования способности к труду у несовершеннолетних и освобождения трудовых ресурсов от взрослых людей и больных работников.
Социальная функция означает, что социальное обеспечение направлено на предупреждение и устранение последствий разных жизненных ситуаций. В зависимости от конкретной направленности она может выступать как реабилитационная, защитная или компенсационная функция.
Защитная означает защиту людей от неблагоприятных последствий жизненных ситуаций, а также от разных негативных следствий рыночной экономики. Данная функция реализуется за счет пособий, выплат пенсий, материальной помощи и предоставления услуг. Реабилитационная функция состоит в восстановлении физических и других способностей нетрудоспособных, адаптации их к трудовой деятельности. Она осуществляется посредством таких видов обеспечения, помогающие восстановлению трудоспособности людей и вовлечению их в трудовой процесс.
Компенсационная функция связана с возмещением утраченного дохода, а также повышенных расходов в случае утраты заработка или доходов. Политическая функция означает, что социальное обеспечение служит средством реализации политики
Библиографический список
государства, то есть, социальной политики. Она способствует предотвращению снижения уровня жизни населения, улучшению материального положения его различных слоев, снижению роста социальной напряженности в обществе.
Моральная функция основана на утверждении гуманизма в сознании граждан таких ценностей, как отзывчивость, милосердие, чуткость и др.
Социально-психологическая функция проявляется в формировании чувства защищенности, достоинства у людей в условиях возрастающих социальных рисков в обществе на современном этапе. Демографическая функция проявляется во влиянии социального обеспечения на демографические процессы в нашем обществе. В её содержание входит материальное стимулирование развития и укрепления семьи, продолжительности жизни, повышение рождаемости и др.
Самостоятельным видом социального обеспечения, которая имеет актуальное значение для современного общества, является система социального обслуживания. Она выступает как система отношений, которая складывается по поводу оказания разных социальных услуг, предоставляемых бесплатно или на льготных условиях в организациях.
Социальное обслуживание включает разные виды. Это -стационарное, социальное и медицинское обслуживание на дому, социально-консультативная помощь, срочное социальное обслуживание и др. Социальное обслуживание закрепляется за социальными службами.
Такие услуги могут оказывать и граждане, которые занимаются предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения. Социальные услуги определяются как действия по оказанию человеку социальной службы помощи. Для организаций стационарного обслуживания и обслуживания на дому есть такие услуги, как психологические, материально-бытовые; услуги по организации питания, быта, досуга; санитарно-медицинские и санитарно-гигиенические; услуги по организации получения образования и профессии инвалидами; правовые услуги и так далее.
Срочная социальная помощь, которая организуется при органах социальной защиты, предполагает разовые услуги, тем, кто особо нуждается в социальной поддержке гражданам, материальной помощи, медико-психологической помощи, юридических консультациях. Организационными формами социального обслуживания выступают комплексные центры социального обслуживания населения, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей и др. Социальная работа связана с проявлениями социального неблагополучия. Она направлена на преодоления неблагополучия, на нормализацию отношений, на утверждение жизненных стандартов. Объектами социальной работы выступают индивиды или группы людей, которые испытывают жизненные проблемы, в силу объективных, обстоятельств или субъективных причин [3].
Социальные работники, действуя в рамках соответствующих организаций, используют специфические средства, также методы разрешения жизненных проблем граждан, развивают необходимые технологии, в том числе, которые обеспечивают социальную поддержку семьи. Суть социальной поддержки состоит в том, чтобы помочь семье преодолеть что-то негативное в её жизни, какое-либо препятствие.
Вовремя полученная поддержка освобождает семью, неблагополучную или испытывающую кризис, от многих нерешенных и не решаемых проблем.
Налицо необходимость социально-педагогической поддержки этой категории семьи, но при этом не разработаны, ни содержание, ни формы такой поддержки.
1. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. Москва, 2000.
2. Никитина В.А. Социальная педагогика. Москва, 2000.
3. Курбанова А.Б., Магомедханова У.Ш. Проблема психолого-педагогической поддержки в начальном образовании. Коллективная монография. Москва, 2016.
References
1. Bandura A., Uoltere R. Podrostkovaya agressiya. Izuchenie vliyaniya vospitaniya isemejnyh otnoshenij. Moskva, 2000.
2. Nikitina V.A. Social'naya pedagogika. Moskva, 2000.
3. Kurbanova A.B., Magomedhanova U.Sh. Problema psihologo-pedagogicheskoj podderzhki v nachal'nom obrazovanii. Kollektivnaya monografiya. Moskva, 2016.
Статья поступила в редакцию 29.04.18
УДК 371
Asadulaeva F.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Magomedkhanova U.Sh., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Deputy Dean for Scientific Work and Informatization of FNK (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
WAYS TO USE ETHNOCRACY IN TEACHING MERCY IN A PRIMARY SCHOOL. The article describes the charity education in younger schoolchildren on the basis of ethnic traditions. The authors note that in the process of education of charity it is important to state moral knowledge, to reproduce the accumulated life experience in the education of charity, to recreate a sample of the moral norm. The formation of moral beliefs must begin with the study of such traditions of people that bring knowledge about behavior, sensitivity, mercy, i.e. the basic requirements for behavior in the modern society. In addition, the role of collective perspectives is discussed, since their optimal construction contributes to a clear and high-quality organization of students' practical activity, the effectiveness of the charity education of junior schoolchildren with the use of ethnotraditions.
Key word: charity, ethnic traditions, formation of personality, moral beliefs, norms of behavior in society, tolerance, compliance, goodwill.
Ф.Р. Асадулаева, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и психологии начального образования, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, Е-mail: [email protected] У.Ш. Магомедханова, канд. психол. наук, доц. педагогики и психологии начального образования, зам. декана по научной работе и информатизации ФНК, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
ПУТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭТНОТРАДИЦИЙ В ВОСПИТАНИИ МИЛОСЕРДИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Статья посвящена описанию особенностей воспитания милосердия у младших школьников на основе этнических традиций. Авторы отмечают, что в процессе воспитания милосердия важно изложить нравственные знания, воспроизвести накопленный жизненный опыт в воспитании милосердия, воссоздать образец нравственной нормы. Формирование нравственных убеждений надо начинать с изучения таких традиций народа, которые несли в себе знания о поведении, о чуткости и милосердии, об основных требованиях к поведению в современном обществе. Кроме этого, обсуждается роль перспектив коллектива, поскольку оптимальное их построение способствует чёткой и качественной организации практической деятельности учащихся, эффективности воспитания милосердия младших школьников с использованием этнотрадиций.
Ключевые слова: милосердие, этнические традиции, формирование личности, нравственные убеждения, нормы поведения в обществе, терпимость, уступчивость, доброжелательность.
Воспитание милосердия на этнотрадициях связано с сознательным воздействием на все условия, которые формируют личность младшего школьника. В процессе воспитании милосердия у детей формируются убеждения, которые позволяют личности совершать тот или иной поступок сознательно, то есть с пониманием его целесообразности.
Психологическое сопровождение свободного развития личности в этнокультурном пространстве Дагестана является одним из приоритетных направлений деятельности педагогов и психологов [1].
Особое внимание при этом уделяется формированию личности у детей младшего школьного возраста в новой социально-психологической ситуации.
Воздействие этнотрадиций в процессе воспитания милосердия обеспечивает наибольшую результативность формирования у детей младшего школьного возраста, адекватных реальной действительности представлений, совпадение степени нравственного развития с фактическими отношениями, в которые включена личность, выбор правильных форм поведения в разных жизненных ситуациях.
Однако всё это возможно при умелом выборе способов, которые реализуются через разные методы и формы воспитания милосердия на этнотрадициях. Основными методами воспитания милосердия у младших школьников с использованием этнотрадиций является самовоспитание, деятельность, ученический коллектив, неразрывно связанные с общими условиями эффективности использования этнотрадиций.
Учебно-воспитательный процесс наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, так как там формируются и совершенствуются нравственные убеждения младших школьников, постоянно обогащаются нравственные чувства.
В процессе воспитания милосердия важно концентрированно изложить нравственные знания, воспроизвести накопленный жизненный опыт в воспитании милосердия, воссоздать образец нравственной нормы. Всё это и достигается репродуктивной деятельностью, которая способствует развитию умственных способностей и чувств учащихся младших классов, также способствует подражанию лучшим образцам поведения.
Деятельность нацеливает ребят на умелое овладение нормами морали, развивает у них логическое мышление и выраба-
тывает умения анализировать нормы поведения в обществе. Основными видами деятельности, как мы знаем, являются учебная и вне учебная деятельности и др.
В процессе учебной деятельности в непосредственном общении с педагогом и одноклассниками формируется милосердие ученика, обогащается его жизненный опыт.
Огромное нравственное воспитательное воздействие на младших школьников оказывает предмет «Ознакомление с окружающим миром». Содержание изучаемых тем по данной дисциплине способствует развитию у учащихся начальных классов интереса к явлениям окружающего мира, труду и здоровью людей.
Мало того, при изучении данного предмета также формируются милосердие к окружающим, а выполняемые задания учителем с учащимися на уроке организуют совместную работу детей, где и проявляется взаимопомощь и поддержка. Характер нравственных взаимоотношений, формирующиеся на уроке в процессе обучения, закрепляется и может в какой-то мере видоизменяться во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность богата разнообразием в содержании конкретной деятельности ребят.
В процессе разной внеурочной деятельности между учениками формируются взаимоотношения, которые определяются особенностями личности каждого учащегося. Складывающиеся отношения во внеурочной деятельности определяют и дальнейший ход развития личности.
Чтобы дети научились действовать вместе, совместно планировать свою работу, распределять свои обязанности, выполнять данные им поручения и иметь в виду всю работу в общем, педагог поначалу объясняет и показывает младшим школьникам, как все это надо делать и как выполнялось старшим поколением.
Постепенно учитель начальных классов предоставляет ученикам достаточно самостоятельности в решении различных задач, приучает их к поиску необходимых решений на возникающие вдруг проблемы, требует того, чтобы каждый ученик работал бы активно без постоянной помощи извне.
Другим видом деятельности является дидактическая игра, которая тесно связано с этнотрадициями. Несмотря на то, что основным видом деятельности у младших школьников становится учение, однако игра занимает особое место в их жизнедеятельности. Игровая деятельность ребят, связанная с этнотради-