Кроме того, необходим единый системный подход к рекламе здорового образа жизни, реализуемой на уровне региона. Она должна стать продолжением государственной социальной политики в области здоровья нации и инструментом ее продвижения, а также учитывать специфику актуальных проблем региона.
На основе мнений экспертов был проведен SWOT - анализ, который позволил выявить возможности, угрозы и возможные перспективы реализации рекламы здорового образа жизни в регионе.
Сильные стороны:
1. Возможность использовать громкие имена (А. Смертина, С. Хорохордина, Т. Котовой, а также других известных людей, в том числе связанных с Алтайским краем актеров, представителей шоу-бизнеса). За счет этого создается привлекательный рекламный месседж, вызывающий доверие.
2. Возможности привлечения административного ресурса.
3. Последнее время государственные и бизнес-структуры делают ставку на развитие спорта, особенно российского футбола, хоккея.
4. Поднятие имиджа организаций за счет благотворительности (развитая на Западе тенденция, становится актуальной и в России - например, компания «Газпром» делает ставку на поддержку детского спорта, позиционируя себя как социально активную компанию). Это позволяет привлекать дополнительные средства и возможности для реализации программ.
Слабые стороны:
1. Малый опыт работы.
2. Ограниченность деятельности.
3. Недоступность населению многих видов спорта, многих продуктов для сбалансированного питания, низкий уровень жизни.
4. Нет активной пропаганды здорового образа жизни. Молодежь пока зачастую предпочитает курение, алкоголь, развлечения в ночных и игровых клубах спорту.
Внешние угрозы:
1. Проблемы с финансированием рекламной кампании, влекущие снижение ее эффективности или преждевременное завершение.
2. Негативное отношение к идеям программы из-за ошибки одного из лиц ее представляющих.
3. Деятельность лиц, компаний, заинтересованных в плохой репутации программы, а также в прекращении ее существования.
Внутренние возможности:
1. Получение грантов.
2. Привлечение средств бизнеса.
3. Организация и участие в мероприятиях краевого и федерального масштаба.
4. Сотрудничество с благотворительными, спортивными, в том числе, международными организациями, учреждениями образования и здравоохранения.
5. Формирование команды квалифицированных специалистов в сфере пропаганды здорового образа жизни.
Помимо опроса экспертов, был осуществлен контент-анализ сайтов, связанных с продвижением здорового образа жизни. Он показал, что в настоящее время среди разнообразных составляющих здорового образа жизни наиболее активно продвигается отказ от вредных привычек. Такой подход представляется однобоким. Поэтому, по нашему мнению, следует расширить тематики рекламных кампаний в соответствии с комплексом составляющих здорового образа жизни.
Соответственно, тематики рекламной компании могут планироваться с учетом, например, таких элементов здорового образа жизни, как:
1. Занятия физической культурой и спортом;
2. Закаливание;
3. Жизненный режим, укрепляющий здоровье;
4. Рациональное питание;
5. Сохранение оптимального веса;
6. Личная гигиена и ответственное гигиеническое поведение;
7. Разумное соотношение труда (учёбы), досуга, отдыха;
8. Поддержание психического здоровья;
9. Негативное отношение к вредным привычкам;
10. Гармонические взаимоотношения между людьми;
11. Правильное сексуальное поведение [7; с. 45].
Проведенный анализ деятельности, направленной на продвижение здорового образа жизни в регионе, показал необходимость разработки комплексной модели рекламы, отвечающей требованиям эффективности. Полученные в ходе данного исследования выводы свидетельствуют о том, что в современных условиях реклама здорового образа жизни наделена большим потенциалом для профилактики и решения социальных проблем, касающихся здоровья населения. Выводы, содержащиеся в данной статье, могут быть использованы для дальнейших исследований данной проблематики, а также могут быть учтены при создании соответствующих региональных программ.
Библиографический список
1. Ковалева, А.В. Социальная реклама в России: состояние, проблемы и решения. - Барнаул, 2006.
2. Астахова, Т.В. Связи с общественностью для третьего сектора. - М., 1996.
3. Феофанов, О.А. Реклама: новые технологии в России. - М., 2005.
4. Астахова, Т.В. Хорошие идеи в Америке рекламируют // Рекламный мир. - 1994. - №2 .
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.08. 2009 г. № 1101-р Об утверждении Стратегиии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года.
6. Постановление Администрации Алтайского края №100 от 04.03.2013 г. «О Стратегии развития физической культуры и спорта в Алтайском краена период до 2020 года».
7. Луконин, Ю.В. Потребности человека. - Барнаул, 2003.
Bibliography
1. Kovaleva, A.V. Socialjnaya reklama v Rossii: sostoyanie, problemih i resheniya. - Barnaul, 2006.
2. Astakhova, T.V. Svyazi s obthestvennostjyu dlya tretjego sektora. - M., 1996.
3. Feofanov, O.A. Reklama: novihe tekhnologii v Rossii. - M., 2005.
4. Astakhova, T.V. Khoroshie idei v Amerike reklamiruyut // Reklamnihyj mir. - 1994. - №2 .
5. Rasporyazhenie Praviteljstva Rossiyjskoyj Federacii ot 07.08. 2009 g. № 1101-r Ob utverzhdenii Strategiii razvitiya fizicheskoyj kuljturih
i sporta v Rossiyjskoyj Federacii na period do 2020 goda.
6. Postanovlenie Administracii Altayjskogo kraya №100 ot 04.03.2013 g. «O Strategii razvitiya fizicheskoyj kuljturih i sporta v Altayjskom kraena period do 2020 goda».
7. Lukonin, Yu.V. Potrebnosti cheloveka. - Barnaul, 2003.
Статья поступила в редакцию 19.03.14
УДК 316.422
Glukhova T.P. THE BASICS AND PARTICULAR FEATURES OF THE TRANSFORMATION PROCESS MECHANISM OF THE SOCIAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION. The article offers results of the theoretical study of the social mechanism of transformation processes. The concept and scientific category, introduced in the Russian sociological knowledge by T.I. Zaslavskaya, are further developed in a theoretical scheme of the mechanism of transformation of the social institution of higher education.
Key words: social mechanism, transformation process, social institution of higher education.
З60
Т.П. Гпухова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики ФГБОУ ВПО «Алтайская гос. педагогическая академия, г. Барнаул, соискатель каф. психологии коммуникаций и психотехнологий ФГБОУ ВПО «Алтайский гос. университет, г. Барнаул. E-mail: [email protected]
СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМА ТРАНСФОРМАЦИОННОГО ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья предлагает результаты теоретического исследования социального механизма трансформационных процессов. Концепция и научная категория, введенные в российское социологическое знание Т. И. Заславской, получают свое дальнейшее развитие в представленной теоретической схеме механизма трансформационного процесса социального института высшего образования.
Ключевые слова: социальный механизм, трансформационный процесс, социальный институт высшего образования
Актуализация вопросов, связанных с разработкой социальных механизмов трансформационных процессов в отечественной социологии, тесно связана с именем Заславской Татьяны Ивановны, которая в начале 1980-х гг. предложила в дополнение к традиционной парадигме социально-экономического анализа общества иное видение, основанное на концепции социального механизма развития экономики как процесса взаимодействия общественных групп, занимающих разное положение и имеющих разные интересы. Рассматривая сущность социального трансформационного процесса, Т.И. Заславская предположила, что если определить его внутренний механизм, то появится возможность установить в какую сторону движется общество и к чему оно скорее всего придет [1, с. 154]. Ее понимание социальных механизмов общественных процессов базируется на гипотезе о том, что «совокупность определяющих эти процессы явлений, факторов и зависимостей образует целостный феномен, исследование устройства которого позволяет глубже разобраться в изучаемых закономерностях» [1, с. 192]. Концепции и теории, предложенные Т.И. Заславской, выступают сегодня фундаментом многих исследований в области социальной трансформации общества [2]. Они также стали импульсом и для разработки теоретической схемы механизма трансформационного процесса социального института высшего образования, представленного в данной статье.
Обратимся к интерпретации самого научного понятия «социальный механизм». По этому поводу Т.И. Заславская пишет следующее: социальный механизм общественного процесса -это «устойчивая система взаимодействий социальных акторов разных типов и уровней, конечным результатом которых служит удовлетворение определенной общественной потребности» [1 , с. 191]. Необходимо выделить и основные черты социальных механизмов. Во-первых, это способность регулировать общественные процессы, поскольку социальные механизмы обладают силой и устойчивостью социальных связей, обусловливающих их системность. Во-вторых, для них характерна высокая инертность. Это объясняется тем, что в них присутствуют элементы прошлого и настоящего, а их обновление всегда носит частичный характер. В-третьих, социальные механизмы совмещают два разнородных вида трансформационных действий: сознательно осуществляемых для достижения определенных целей, которые конституируются в процессе социальных преобразований, и возникающих естественно-историческим путем, которые происходят спонтанно в ходе общественной эволюции под влиянием различных процессов [1, с. 192].
Несмотря на абстрактность и понимание того, что реальность регулируется множеством механизмов более конкретных процессов, применение рассматриваемой категории к трансформации социальных институтов оправдывается возможностью изобразить процесс как некоторую целостность, охватывающую и управленческие воздействия власти, и социально-инновационную деятельность инициативных групп, и спонтанные действия разных сил общественности. Именно этой цели и будет служить предлагаемая теоретическая схема, способная раскрывать строение и особенности механизма трансформационного процесса социального института высшего образования. Рассмотрим содержание блоков механизма теоретической схемы (рис. 1).
Блок А «Социально-трансформационная активность общества, направленная на социальный институт высшего образования». Данный блок объединяет основные внешние
силы, факторы и тенденции социально-инновационной деятельности общества, оказывающие непосредственное влияние на трансформацию анализируемого социального института. Блок А является его общественным социально-инновационным потенциалом и может быть назван «энергетический кластер механизма».
Социально-трансформационная активность общества имеет особое значение в периоды глубоких преобразований, поскольку она определяет его дееспособность как субъекта саморефор-мирования и саморазвития. Наиболее важными для теоретической схемы, описывающей трансформационный процесс социального института высшего образования современной России, представляются пять векторов активности общества: 1) социокультурные особенности общественной активности; 2) социально-экономическое развитие; 3) влияние международных отношений и глобальных процессов современности; 4) уровень научно-технического и технологического развития; 5) деятельность общественно-политических сил.
Блок Б «Трансформационная активность социального института высшего образования» отражает содержание взаимосвязанной активности институциональных акторов разных уровней социального института высшего образования: Б1. Целевая реформаторская деятельность (государственная управленческая деятельность и реформаторская деятельность верхних слоев); Б2. Социально-инновационная деятельность средних слоев (инициативных групп), Б3. Реактивно-адаптационное поведение и деятельность массовых групп, составляющих основную часть социального института высшего образования.
Трансформационную активность, объединяющую в себе целенаправленную и хаотичную социально-инновационную деятельность, можно определить «как совокупность таких социально-инновационных действий, которые, будучи относительно рациональным ответом акторов на вызываемое реформами изменение условий их жизнедеятельности, существенно меняют базовые социальные практики» [3, с. 221]. Она либо непосредственно вызывает, либо косвенно влечет за собой значимые сдвиги в социальном институте высшего образования и/или далее формирует социально-культурный потенциал общества. Она может охватывать любые виды трансформационной деятельности и поведения, даже если они, с общественной точки зрения, носят вредный или деструктивный характер [1, с. 193 - 195].
Все социально значимые действия акторов (индивидов, организаций и социальных групп), относящиеся к трансформационной активности социального института высшего образования, взаимосвязаны и оказывают решающее влияние на преобразование исследуемого института. Социальные действия с выраженным инновационным характером являются особым видом социальных действий трансформационного процесса. Такие действия отклоняются от институциональных традиций и существующих социальных практик, имеют особую значимость для функционирования описываемого социального механизма и их активное влияние на трансформацию высшего образования трудно переоценить.
Развивая идею далее, предложим следующее определение и понятию «трансформационная активность социального института высшего образования»: совокупность социально-инновационных действий, являющихся относительно рациональным ответом или относительно продуманной реакцией институциональных акторов социального института высшего образования
А. Социально-трансформационная
активность общества, направленная на социальный институт высшего образования
Б. Трансформационная активность социального института высшего образования
Б2. Социальноинновационная Б3. Реактивноадаптационное
деятельность
инициативных групп поведение и деятельность массовых
/ А \ / 1 \ групп
” / ! \ ”
Ж
г
Ґ X /
гг
В1. Управляемые -4 ► В2. Стихийные
трансформации трансформации
В. Многосубъектные институциональные трансформации
Д. Социетальное качество общества
Д1. Система
Д2. Социальнокультурный потенциал социальных институтов Д3. Социальногрупповая структура
Рис. 1. Механизм трансформационного процесса социального института высшего образования
на изменения внешней среды (условий игры в обществе), которой нередко предшествует рациональное взвешивание и выбор возможных стратегий, и которая существенно меняет базовые институциональные практики. Иррациональные реакции также имеют место в данном механизме, но их влияние на преобразование института носит опосредованный характер и является значимым только в случае их массового проявления.
Рассмотрим элементы Блока Б.
Элемент Б1 «Целевая реформаторская деятельность» объединяет совокупность сознательных действий правящей элиты и примыкающей к ней высшей бюрократии, осуществляемых с целью прямого или косвенного воздействия на состояние и развитие социального института высшего образования. Здесь сконцентрированы как модернизационные, так и консервативно-реакционные направления. Иными словами, данный элемент охватывает не только законодательную и управленческую деятельность федеральных, региональных и местных властей, предполагающую осуществление реформ; но также и деятельность консервативных сил и оппозиции, тормозящую реформы с целью смены реформаторской направленности вплоть до разворачивания контр-реформ. Сфера реформаторской деятельности служит ареной напряженной борьбы различных разнонаправленных сил.
Элемент Б2 «Социально-инновационная деятельность инициативных групп» предполагает наиболее мощную и масштабную инновационную «предпринимательскую» деятельность, трансформирующую высшее образование. Этот элемент формируется из социально зрелой, дееспособной и активной части массовых общественных групп, в первую очередь средних слоев населения. Основными институциональными акторами этой деятельности чаще всего выступают представители профессорско-преподавательского и научно-исследовательского состава высших учебных заведений. Исторически подтверждается, что именно эта категория акторов социального института высшего образования является наиболее гибким, интеллектуально подкованным и инициативным социальным слоем института высшего образования, да и не только данного института, но и общества в целом. В рамках институциональной инновационной деятельности инициативные группы используют, развивают и закрепляют новые нормы и правила, тем самым качественно преобразовывая массовые социальные практики института. Элементы Б1 и Б2 концентрируют в себе основную мощь трансформационной активности в представляемом социальном механизме.
Элемент Б3 «Реактивно-адаптационное поведение и деятельность массовых групп». В стабильных обществах под адаптационным поведением понимается приспособление субъектов к социальной среде путем освоения и принятия свойственных данной среде норм, ценностей и форм социального действия. Однако в условиях крутых перемен нормы и ценности меняют стабильность, следовательно, меняется и содержание поведения. В этом случае основной смысл его перемещается на поиск новых способов действий, соответствующих меняющимся условиям и правилам игры [4].
Деятельность, как одно из фундаментальных понятий о человеке, является специфической формой отношения человека к окружающему миру и самому себе, выражающейся в целесообразном изменении и преобразовании мира и человеческого сознания. Деятельность - это процесс, включающий цель, средства и результат. Ее типы и формы различаются по субъекту, объекту, функциям и целям [5, с. 119].
Деятельность массовых групп напрямую связана с реактивно-адаптационным поведением. Именно поведение позволяет определить какие целевые установки и средства используют социальные акторы в своей деятельности, направленной к предполагаемому результату.
В рассматриваемом механизме реактивное поведение и реактивная деятельность предполагают ответ всех социальных акторов массовых групп на социально-инновационную деятельность, осуществляемую элитами, бюрократией и инициативными группами социального института высшего образования. Реактивные поведение и деятельность — это не только принятие институциональных изменений и адаптация к ним, но и протес-тный отклик на ухудшение институциональных условий.
Блок В «Многосубъектные институциональные трансформации» отражает различные трансформационные подпроцессы, назовем их трансформациями, изменяющими базовые социальные практики института высшего образования. Разра-
ботка механизма трансформационного процесса с использованием подпроцессов основана на применении метода декомпозиции, позволяющего сегментировать целостный процесс. Использование данного метода оправдано в данном случае, поскольку описываемый механизм является высоко сложной совокупностью множества процессов, обеспечивающих последовательность действий трансформирующейся институциональной системы. Более того, возможность рассмотрения подпроцессов по-отдельности позволяет глубже разобраться в изучаемых закономерностях.
В предлагаемом механизме Блок В занимает особое место. Он преобразует массовую социально-инновационную деятельность микроакторов, поступающую из Блока Б, в макрохарактеристики социального института высшего образования. По этому поводу Т.И. Заславская отмечает, что данный блок «скрывает в себе тайну» преобразования социальных действий в макропроцессы, в которых участвуют множества микроакторов, и «выглядит «черным ящиком», содержание которого неизвестно. Выяснить его суть - значит понять конкретный механизм «переработки» индивидуальных и коллективных социальных действий в макропроцессы. Этот блок можно назвать переходным» [1, с. 195].
Включение двух видов разнородных трансформаций (управляемых и стихийных) в данный блок неслучайно. Управляемые трансформации являются целенаправленными и осознанными. Они предполагают в первую очередь организованную социально-инновационную и научно-культивируемую инновационную деятельность верхнего и среднего слоев социального института (Блоки Б1 и Б2), которые обеспечивают его трансформационную активность, и к которым относятся правящая элита, примыкающая к ней высшая бюрократия и социально зрелая, активная и дееспособная часть общества. Стихийные трансформации необязательно привязаны к целевым установкам, направленным на изменения социального института, здесь присутствует хаотичность, эмпирическая личностная основа, реагирование на конкретную ситуацию, когда преобразования осуществляются стихийно преимущественно через выбор личных адаптационноповеденческих стратегий. Такие действия, как правило, не оказывают существенного влияния на трансформацию социальных практик. Это возможно лишь в случае, когда реактивно-адаптационное поведение и деятельность массовых групп принимают масштабный, повсеместный характер. Указанные особенности позволяют сделать вывод о том, что в рамках трансформаций социального института высшего образования роль стихийных факторов, а также слабая управляемость и непредрешенность конечных итогов, характерных для социально-трансформационных процессов [6], несколько снижена.
Блоки Б и В образуют передаточный кластер описываемого социального механизма и характеризуют способ реализации трансформационного процесса, назовем его «собственно меха-низменным» [1, с. 195].
Блок Г «Социальный институт высшего образования» является устойчивым, крупномасштабным и обособленным объединением социальных отношений и видов деятельности, которые: 1) осуществляются посредством взаимосогласованной системы статусов и ролей, формальных и неформальных правил, принципов, ценностей и традиций, норм и установок; 2) регулируют взаимодействие людей в сфере подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства; 3) удовлетворяют потребностям личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.
Понятие «социальный институт» в нашем случае выражает исторически сложившиеся и закрепившиеся в национальных культурах типологические характеристики общества, проявляющиеся в специфике господствующих ценностей, норм, мотиваций, установок и способов поведения людей. Речь идет об институциональной организации высшего образования, обеспечивающей удовлетворение личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении его образования, научных притязаний и квалификации.
Блок Д «Социетальное качество общества» задается социальной структурой со свойственными ей социальными и культурными отношениями, оно описывает социетальные характеристики трансформирующегося общества: человеческий социально-культурный потенциал, социально-групповую структуру
и систему социальных институтов, рассматриваемую как систему общественных отношений. Данный блок, анализируемый в статике, дает целостное представление о состоянии конкретного общества в определенный момент времени. Рассматриваемый в динамике, он раскрывает происходящие в нем социе-тальные сдвиги.
Общее понимание структуры общества включает в себя деление населения по ряду признаков, например, по возрасту, полу, национальности, профессиональной принадлежности и др. В силу множественности этих признаков «данная структура не может служить целостным предметом эмпирического исследования. На практике изучаются лишь отдельные ее проекции» [1, с. 161].
Блок Д по сути включает в себя и Блок Г. Причина вывода Блока Г в отдельный элемент связана с необходимостью рассмотрения преобразований социального института высшего образования через призму самостоятельного трансформационного процесса с включенными в него явлениями, факторами и зависимостями, иными словами на мезоуровне трансформационного процесса общества. Мезоуровень, согласно исследованиям Т.И. Заславской и М.А. Шабановой, предполагает «изменение отдельных институтов в рамках таких крупных частей общества, как регионы, города, отрасли экономики и т. п.» [6, с. 10]. Хотя по сравнению с широко используемыми понятиями макро-и микроуровней понятие «мезоуровень социальной реальности» проработано слабо, для решения поставленных в данном исследовании задач выделение этого уровня важно, поскольку оно позволяет определить внутренний механизм трансформационного процесса высшего образования как социального института, установить в какую сторону направлено изменение и к
чему оно скорее всего приведет. Это также позволяет акцентировать внимание на социальных акторах, занимающих ключевые позиции в трансформационном механизме и являющихся движущей силой трансформирующегося института. Блоки Д и Г рассматриваются как результативный или системный кластер исследуемого механизма, они отражают содержание и основные итоги трансформационного процесса.
Изучаемый социальный механизм функционирует посредством прямых, двусторонних и обратных связей как между блоками, так и между внутренними элементами блоков. Прямые связи предполагают преимущественно однонаправленный вектор воздействия одного элемента на другой. Двусторонние связи обозначают очевидное взаимодействие двух элементов схемы. Обратные связи демонстрируют обратную реакцию элемента на воздействия, придают механизму относительную замкнутость и отражают воспроизводственный характер социального механизма.
Итоги. Понятие «социальный механизм трансформационного процесса», введенное в российское социологическое знание Т.И. Заславской, получает свое дальнейшее развитие в представленной теоретической схеме механизма трансформационного процесса социального института высшего образования. Выполняя идентичные другим социальным механизмам функции, описанное социальное устройство помогает придать системный и более операционный характер изучению социального института в фазе трансформации, выявить неизвестные ранее факты, сформулировать новые задачи, инициировать дальнейший научный поиск и способствовать углублению научных знаний в данной социологической области.
Библиографический список
1. Заславская, Т.И. Социальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция. - М., 2002.
2. Максимова, С.Г. Методологические подходы к изучению социального механизма формирования адаптивных стратегий лиц старших
возрастных групп в рамках становления новой геронтологической реальности / С.Г. Максимова, М.В. Старчикова // Известия Алтайского государственного университета. - 2009. - № 2.
3. Заславская, Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации: учеб. пособие. - М., 2004.
4. Шабанова, М.А. Добровольные и вынужденные адаптации // Свободная мысль. - 1998. - № 1.
5. Деятельность // Российская социологическая энциклопедия. - М., 1998.
6. Заславская, Т.И. Сущность и особенности трансформационных процессов / Т.И. Заславская, М.А. Шабанова // Общественные науки и современность. - 2001. - № 5.
Bibliography
1. Zaslavskaya, T.I. Socialjnaya transformaciya rossiyjskogo obthestva: Deyateljnostno-strukturnaya koncepciya. - M., 2002.
2. Maksimova, S.G. Metodologicheskie podkhodih k izucheniyu socialjnogo mekhanizma formirovaniya adaptivnihkh strategiyj lic starshikh vozrastnihkh grupp v ramkakh stanovleniya novoyj gerontologicheskoyj realjnosti / S.G. Maksimova, M.V. Starchikova // Izvestiya Altayjskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2009. - № 2.
3. Zaslavskaya, T.I. Sovremennoe rossiyjskoe obthestvo: Socialjnihyj mekhanizm transformacii: ucheb. posobie. - M., 2004.
4. Shabanova, M.A. Dobrovoljnihe i vihnuzhdennihe adaptacii // Svobodnaya mihslj. - 1998. - № 1.
5. Deyateljnostj // Rossiyjskaya sociologicheskaya ehnciklopediya. - M., 1998.
6. Zaslavskaya, T.I. Suthnostj i osobennosti transformacionnihkh processov / T.I. Zaslavskaya, M.A. Shabanova // Obthestvennihe nauki i
sovremennostj. - 2001. - № 5.
Статья поступила в редакцию 18.02.14