Таким образом, при оценке эффективности позволит создать действенный мотивационный
инвестиций в вендинг-деятельность целесообразно использовать в качестве критерия оценки повышения эффективности хозяйственной и инвестиционной деятельности единый обобщающий показатель эффективности хозяйствования (Е = РД /Т). Это
механизм активизации инновационной и инвестиционной деятельности, обеспечивающей повышение конкурентоспособности организаций и высокие темпы их экономического развития, что особенно важно в условиях глобализации мировой экономики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бондаренко Н.И. Методология системного подхода к решению проблем. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1997.
2. Шумпетер И. Теория экономического развития / Пер. с нем. В.С. Автономова и др. М.: Прогресс, 1982. 455 с.
3. Борисова З.Н. Эффективность инвестирования в инновации и факторы конкурентоспособности экономики современной России // Проблемы современной экономики. 2009. № 3(23).
4. http://www.business-magazine.ru/
5. http://www. e-vending.ru
УДК 519.8:338.242
Мерзляков А.В., Крюков А.Ф.
Сущность и ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕКА
В программе долгосрочного развития страны "Стратегия развития России до 2020 года" одна из основных задач - инвестиции в человека. Как известно, три из четырех национальных проектов ("Здоровье", "Образование", "Доступное и комфортное жилье гражданам России") социально ориентированы, а следовательно, нельзя недооценивать такой важный аспект, как инвестиции в человеческий капитал. Под этим необходимо понимать вложения в образование (школы, вузы), в карьерный рост, в переподготовку кадров.
Повышение качества жизни граждан России - ключевой вопрос государственной политики с акцентом на повышение доступности и качества здравоохранения, образования, комфортного жилья. Это не новые темы. Развитию этих отраслей уделялось существенное внимание, в частности, в посланиях Президента России Федеральному собранию в 2004 и 2005 годах.
Социальные инициативы, заявленные Президентом РФ, становятся продолжением курса государства на инвестиции в человека. Эти инициативы определяют конкретные вложения в сферы здравоохранения, образования, в жилищную политику. Они обусловливают качество жизни и становятся основой для формирования "человеческого капитала". От них зависит социальное самочувствие общества, демографическое благополучие страны. Именно в этих сферах граждане в наибольшей
мере обоснованно ожидают более активной роли государства, реальных перемен к лучшему. Накапливаясь, запас благ приносит доход благодаря инвестициям. Таким образом, теория человеческого капитала предполагает получение определенной взаимосвязи между уровнем физического здоровья, образования, качеством обучения, объемом производственного опыта и заработной платой. Применение термина "инвестиции" к затратам на формирование качественно новой рабочей силы способствует отходу от восприятия этих расходов как потребительских. Данные затраты признаются производительными, так как вложения в человека приносят впоследствии ощутимый долговременный экономический эффект.
К. Макконнелл и С. Брю [1] выделяют следующие виды инвестиций в человеческий капитал:
расходы на здравоохранение, складывающиеся из затрат на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий;
расходы на образование, включая общее и профессиональное и подготовку на рабочем месте;
расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью в места с относительно высокой производительностью.
Инвестиции в специальную подготовку, в физическое состояние и эмоциональное поведение
работников являются основными видами инвестиций в человеческий капитал организации. Возможно их расширение в рыночных отношениях с целевой ориентацией на формирование у работника чувства приверженности организации.
Приверженность работника к организации может подразделяться на следующие составные части:
он разделяет и делает своими собственными цели организации и ее ценности;
он стремится остаться в организации и сохраняет это стремление даже тогда, когда это может быть для него невыгодно;
он готов стараться принести в жертву корпоративным интересам свои личные.
Приверженность организации - это личная особенность каждого человека, а организация должна развивать и усиливать это расположение с помощью ряда приемов. Наиболее рациональными, на наш взгляд, становятся следующие:
определение размера заработной платы работников в соответствии с результатами деятельности организации;
введение гибкой системы дополнительного поощрения работников;
социальные доплаты, учитывающие их индивидуальные потребности.
Примерами могут служить долгосрочные кредиты, возможности повышения уровня образования, льготный режим работы. Работники (по желанию) могут выбрать виды дополнительного поощрения и в соответствии со своими запросами обновлять их.
В рыночной экономике проблема принятия решений об инвестициях, особенно в человеческий капитал, достаточно сложна. Рациональные инвесторы (государство, бизнес, семьи и индивид) в это будут вкладывать денежные средства в том случае, если есть уверенность, что риск от проекта будет минимальным и в будущем появится поток дополнительного чистого дохода от капиталовложений. С экономической точки зрения инвестиции оправданы, если они имеют достаточно высокий уровнь окупаемости.
Для определения эффективности вложений в человеческий капитал экономисты обращаются к технике анализа "издержки - выгоды". Этот анализ делится на три этапа:
идентификация выгод и их стоимостная оценка с учетом фактора времени;
идентификация затрат и их стоимостная оценка с учетом фактора времени;
сравнение приведенных к одному моменту времени величин затрат и выгод.
Инвестиции в человеческий капитал содействуют не только повышению доходов индивида, но и способствует росту его производительности труда.
Идеи теории человеческого капитала основываются на двух концепциях: предельной полезности и предельной производительности.
Необходимо отметить, что образование превращает человека в более производительного работника, развивает в нем предпринимательские черты, делает его более умелым организатором. Образование укорачивает временной промежуток между открытиями и всеобщим применением. Оно сокращает разрыв между теоретическим и практическим уровнем развития технологии. Это становится важным аспектом рыночной экономики. Работники с высоким образовательным уровнем быстрее реагируют на изменения в технологии и технике. Они первыми внедряют нововведения в своей производительной и потребительской деятельности [2].
Вложения в человеческий капитал, рост ценностей человеческого труда - важнейший фактор преобразования экономики. Модернизация экономических и юридических институтов в рыночном цикле становится общепризнанной. В условиях формирования информационной экономики на смену понятию "экономический рост" приходит понятие "развитие". Оно рассматривается не просто как повышение темпов экономического роста, а прежде всего как инвестиции в человеческий капитал.
Сущность человеческого капитала базируется на двух самостоятельных теориях: теории инвестиций в человека и теории "производства человеческого капитала". Первой из представлений зарубежных экономистов о воспроизводстве производительных сил была теория инвестиций в человека.
Обе теории имеют много общего по социальным исходным позициям, основным теоретическим положениям и выводам. В то же время их отличает различный методологический подход и разное понимание технико-экономического процесса воспроизводства производительных способностей человека. Так, к теории инвестиций в человека была добавлена функция производства человеческого капитала и исследованы некоторые скрытые качества его элементов с целью выявления оптимальных путей накопления человеческого капитала.
Общественная целесообразность и экономическая эффективность - это основные положения, по которым инвестиции в человека могут быть признаны вложениями в интеллектуальный капитал. Долгосрочной инвестицией в человеческий капитал является оплата образовательных услуг. Бесспорно данный вид инвестиций достаточно рисковый (никто не может гарантировать немедленного роста дохода и организации и индивида сразу по окончании престижного университета), но потенциально очень высокодоходный.
Однако следует отметить, чтобы существовать как капитал, интеллектуальная собственность должна осуществлять непрерывное движение, формирование, использование. Необходима совокупность всех факторов производства (иногда очень дорогостоящих) для возможности реализации созданного продукта, в том числе и научного. Требуются дополняющие инвестиции.
Общие и профессиональные знания, мастерство и опыт, умения и навыки, творческий потенциал - общественные составляющие интеллектуального капитала приобретаются или увеличиваются посредством инвестиций в человека.
Если качество образования будет низким, то знания и навыки, полученные во время обучения, уже не смогут отвечать требованиям рынка. Значит, инвестиции в человеческий капитал были недостаточно эффективными, в результате чего работник, получивший такое образование, имеет более низкую отдачу.
Личный фактор - это не только человеческий, т. е. знания, навыки и профессиональные способности работника, но и социальный капитал. В нем проявляются характер отношений между людьми, занятыми общим делом, способы и культура их отношений, развитость межличностных и межгрупповых коммуникаций. Поэтому инвестиции в человеческий фактор (образование, здравоохранение, новейшие технологии и социальную инфраструктуру) считаются надежной базой экономического роста. Самыми выгодными и быстро окупаемыми являются вложения в образование. Экономическая отдача инвестиций в человека заметно выше эффективности капитальных вложений в новую технику и оборудование.
Подводя итог по вопросу вложения инвестиций в человека можно сделать следующие обобщения:
только за счет инвестиций формируется человеческий капитал как составная часть производительных сил и этим он подобен физическому капиталу;
инвестиции в человеческий капитал оправданы, если они обладают достаточно высоким уровнем окупаемости и рентабельности;
специальная подготовка, физическое состояние человека, эмоциональное поведение сотрудников также относятся к основным видам инвестиций в человеческий капитал предприятия;
в формировании человеческого капитала участвуют различные факторы: природные ресурсы, физический капитал и др. Важнейшим фактором признается человеческое время, которое позволяет приобрести и накопить новые запасы активов человеческого капитала. Доходность инвестиций в человеческий капитан прямо зависит от предстоящего срока его работы. Этим объясняется, почему его формирование выгодно осуществлять в начальный период жизни человека. По мере накопления человеческого капитала его доходность может возрастать, а не снижаться (как это характерно для старения физического капитала). Образование повышает эффективность человека не только в качестве работника, но и в качестве обучающегося. Оно ускоряет и облегчает процесс дальнейшего накопления знаний и навыков;
потерянные заработки представляют собой основную часть инвестиций в человеческий капитал. Они учитываются наряду с прямыми издержками на образование. Сопоставление выгод и издержек образования (с учетом фактора времени) позволяет оценить его экономическую эффективность. Передача человеческого капитала может осуществляться неформально, в процессе совместной деятельности его носителей. Анализируя литературные источники, можно утверждать, что возникновение теории человеческого капитала является ответом на изменения макроэкономических тенденций, таких, как цикличность рыночной экономики, технический прогресс, отраслевая перестройка, усиление конкуренции. Эти изменения в свою очередь оказывают существенное влияние на хозяйственную деятельность бизнесов в производственной, технической и социально-экономической сферах. Они определяют необходимость кардинальных изменений в теории и практике управления людьми в организациях. Управление людьми становится фактором, определяющим успех или неудачу бизнеса.
Аналитическая связь уровня знаний и умений - а, выработки - у и фондовооруженности -/ может быть представлена системой экспонент
[4]:
У = А [1 - exp (-//а)].
Система у апроксимируется показательными функциями:
у = а1/2//2 а0 = а0 .
По показательным функциям после определения производной у' и перехода к относительным приращениям переменных величин составляем зависимость темпов уровня знаний 8з от темпов роста выработки 8у и темпов роста фондовооруженности 8у в % [5]:
8 = 28 - 8,
з у У
Отсюда следует, что влияние темпов роста выработки от темпов роста уровня знаний и умений в два раза выше, чем воздействие от темпов роста фондовооруженности.
В 2009 году уже очевидно, что мощная финансовая поддержка образования будет вдвойне эффективной, если образовательная система вберет в себя самые современные знания и технологии. Уже который год лучшие школы и вузы, талантливая молодежь, учителя получают значительную финансовую поддержку в рамках приоритетного национального проекта. Более 10 тысяч школьников, студентов и аспирантов (победителей различных соревнований, олимпиад и
конкурсов) государство поддержало солидными "вливаниями" - по 60 и 30 тыс. р.
Ежегодно трем тысячам лучших школ, приславшим на конкурс нацпроекта свои инновационные программы развития, вручается грант на 1 млн р. У высших учебных заведений гранты еще весомее. 57 лучших вузов страны по итогам конкурса реализуют свой потенциал (благодаря господдержке) на сумму до 1 млрд. р. каждому. В 2008 году завершен уникальный (по мировым масштабам) проект - все российские школы (а их более 52 тысяч) подключены к информационной сети Интернет.
Вкладывая в образование, страна вкладывает в свое будущее; эта мысль заложена и в выступлении Председателя Правительства РФ В. Путина: "Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России - это необходимое и логичное развитие нашего с вами экономического курса, который мы проводили в течение предыдущих пяти лет и будем проводить дальше. Это гарантия от инертного проедания средств без ощутимой отдачи. Это курс на инвестиции в человека, а, значит, - в будущее России" [3].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономика: принципы, проблемы и политика. Т.2. М: Республика, 1992. 400 с.
2. Кирьянов А.В. Виды инвестиций в человеческий капитал и их эффективность. URL : http://www.cfin. ru/bandurin/article/sbm07/08. shtml.
3. Путин В.В. Выступление на встрече с членами Правительства РФ, руководством Федерального собрания и членами президиума Государственного совета.
URL: http://www.kremlin.ru/appears/2005/09/05/1531_t ype63374type63378type82634_93296.shtml
4. Трапезников В.А. Управление и научно-технический прогресс. М.: Наука, 1983. 420 с.
5. Дифференциация структур предприятий в бизнес - процессах реинжиниринга: [Монография] / А.Ф. Крюков, Т.В. Буравлева, Н.Г.Артеменко; Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 2004. 153 с.
УДК 336.7
Меркулова Н.С.
современные концепции экономической сущности собственного капитала коммерческого банка
Деятельность любого коммерческого предприятия, в том числе и банка, начинается с формирования собственной ресурсной базы. Коммерческие банки, как и другие субъекты хозяйственных отношений, для обеспечения своей коммерческой и хозяйственной деятельности должны располагать определенной суммой денежных средств. Именно формирование
собственного капитала позволяет банку начать действовать как субъекту финансового рынка. Собственный капитал банка определяет и его размер, и образ банка, и его возможности по осуществлению предпринимательской деятельности. Собственный капитал банка является источником финансирования банковской деятельности.