А.А. ВИНОГРАДОВ
СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
УДК 658.5
Дается четкая характеристика внутрифирменного тонирования, его цели и функции. Выявлено влияние внутрифирменного тонирования на хозяйственную деятельность организации.
Киочсвые слова: планирование хозяйственной деятельности, прогнозирование, информация, эффективность, финансы.
The article gives the accurate characteristics of intrafirmplanning, its purpose and function. It reveals the influences of intro firm planning on economic activity of the organization.
Key words: planning of economic activity, forecasting, information, efficiency, finance.
В современных условиях немногим субъектам хозяйствования удается успешно вести дело, причем успех деятельности предприятия во многом зависит от тщательно продуманной политики, хорошо разработанного плана действий.
Не все фирмы пользуются официально принятыми системами планирования, а тс, кто пользуется, не всегда делают это хорошо, несмотря на то что внутрифирменное финансовое планирование обещает целый ряд выгод. В их числе системное осмысливание ситуации, четкая координация усилий всего предприятия, точная постановка задач и пр. Все это должно привести к повышению конкурентоспособности предприятия и росту его прибыли.
Как показала практика, применение планирования создает следующие важные преимущества:
• проясняет возникающие проблемы;
• улучшает координацию действий в организации;
• создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;
• стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;
• делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;
• улучшает контроль в организации;
• способствует более рациональному распределению ресурсов;
• увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией.
Процесс планирования начинается с постановки общих целей, что позволяет выбрать направление работы. Цели являются категорией долгосрочного планирования. Они получают свою конкретизацию в постановке краткосрочных задач.
Внутрифирменное планирование в условиях рынка представляет собой процесс научного обоснования стратегических и тактических целей хозяйствующего субъекта, выбор оптимальных путей их достижения в соответствии с имеющимися ресурсами.
Таким образом, назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятия. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последова-
тельность достижения конкретных целей с уметом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждой службой и всем предприятием в целом.
Планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями предприятия, включающими всю технологическую цепочку: исследования и разработку, производство товаров и предоставление услуг. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей качества и ассортимента предлагаемой продукции вслед за изменениями спроса на рынке. Потребность в планировании современного субъекта хозяйствования вытекает из большого количества конкурентных предприятий, разнообразия возможных форм управления предприятием, наличия многочисленных структурных подразделений в рамках предприятия, тесных межфирменных связей с поставщиками и подрядчиками, а также из требований научно-технического прогресса — быстро учитывать и осваивать новейшие достижения науки и техники. В этом же направлении действует и такой фактор, как стремление предприятия подчинить себе рынок, усилить свое воздействие на формирование потребительского рыночного спроса.
Планирование имеет как преимущества, так и недостатки.
К преимуществам планирования относятся:
• обдуманная подготовка к использованию будущих преимуществ среды хозяйствования;
• более рациональное использование ограниченных ресурсов;
• усиление коллективных возможностей приложения сил за счет совместных действий заинтересованных лиц;
• стремление решить задачу рационально и с меньшими затратами;
• возможность контроля событий и определение проблем в деятельности;
• улучшение координации действий исполнителей.
Недостатки планирования:
• стабильность принятого решения, что может обернуться убытками при динамичных обстоятельствах бизнеса;
• необходимость ресурсов (времени и средств) для разработки плана;
• невозможность отразить в плане все многообразие жизненных условий, особенно в сложноорганизованных системах.
Поэтому желательно, чтобы руководитель предприятия имел план, учитывающий сложные и быстромсняющис-ся условия бизнеса (в частности, сбыт и конкуренцию), которые надо заранее прогнозировать и продумывать, также необходимо разработать своевременные и оптимальные действия по ликвидации негативных последствий. Кроме того, у главы фирмы возникает потребность в разработке нескольких вариантов наступления события. Подобное разрешение ситуации требует времени.
Таким образом, план нельзя считать спасением от всех бед. Его применение имеет ряд ограничений, которые обусловлены:
• проблемами этического свойства, если в обществе не сформированы устои предпринимательской этики и отсутствует культура бизнеса;
• неопределенностью, многомерностью и стохастичностью среды хозяйствования, поэтому для исполнителя гак важны поиск дополнительной достоверной информации, прогноз и определение степени его вероятности;
• ограничениями по ресурсам;
• несовершенством законодательной базы страны.
Кроме того, возможно искажение роли планирования по следующим причинам: авторитарность руководства фирмы, субъективность взглядов исполните-
лей, неточная и неполная информация, форс-мажорные обстоятельства, отсутствие финансового обеспечения действий исполнителей, ошибки в экономических расчетах.
Внутрифирменное планирование в рамках предприятия охватывает как текущее, так и перспективное планирование, осуществляемое в виде прогнозирования. Если перспективное планирование призвано определить общие стратегические цели и направления развития предприятия, необходимые для этого ресурсы и этапы решения поставленных задач, то разрабатываемые на его основе текущие планы ориентированы на фактическое достижение намеченных целей, исходя из конкретных условий и состояния рынка на каждом конкретном этапе развития. Поэтому текущие планы дополняют, развивают и корректируют перспективные направления развития с учетом конкретной обстановки.
Уровень и качество планирования определяются следующими важнейшими условиями: компетентностью руководства предприятием на всех уровнях управления, квалификацией обслуживающего персонала, работающего в функциональных подразделениях, наличием информационной базы и обеспеченностью компьютерной техникой.
Планирование предполагает: обоснованный выбор целей, определение политики, разработку мер и мероприятий (образа действий), методы достижения целей, обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений. Планирование направлено на оптимальное использование возможностей предприятия, в том числе наилучшее использование всех видов ресурсов и предотвращение ошибочных действий, способных привести к снижению эффективности деятельности предприятия, потере клиентов. Оно включает в себя определение конечных и промежуточных целей; задач, решение которых необходимо для достижения целей; средств и способов их ре-
шения; требуемых ресурсов, их источников и способа распределения.Таким образом, внутрифирменное финансовое планирование — это процесс определения объема финансовых ресурсов по источникам формирования и направлениям их целевого использования согласно с производственными и финансовыми показателями предприятия в плановом периоде.
Целью внутрифирменного финансового планирования является обеспечение хозяйственной деятельности необходимым объемом финансовых ресурсов на основе прогнозирования величины денежных потоков, формируемых за счет собственных и заемных финансовых источников. Можно отметить следующие локальные цели внутрифирменного планирования:
• обеспечение производственного, науч-но-тсхничсского и социального развития предприятия, прежде всего за счет собственных средств, но с использованием также заемных и привлеченных средств;
• оптимизация финансового результата преимущественно за счет роста объема продаж и снижения издержек производства и обращения;
• обеспечение на должном уровне финансовой устойчивости и ликвидности предприятия.
С помощью финансового планирования предприятие имеет возможность эффективно решать следующие основные задачи;
• обеспечение производственного процесса необходимыми финансовыми ресурсами;
• устаноапение рациональных финансовых взаимоотношений с другими субъектами хозяйствования, финансово-кредитными учреждениями, государством;
• определение путей наиболее эффективного вложения капитала, оценка рациональности его использования;
• выявление и мобилизация внутренних резервов увеличения прибыли за счет
рационального использования финансовых ресурсов:
• осуществление контроля за финансовым состоянием и платежеспособностью предприятия.
Внутрифирменное планирование позволяет предприятию решить следующие конкретные вопросы: какие финансовые ресурсы могут находиться в распоряжении предприятия; каковы источники их поступления; достаточно ли денежных средств для выполнения по-ставленных задач; какая доля средств должна быть перечислена в бюджет, внебюджетные фонды, банкам и другим кредиторам; каким образом рационально распределить прибыль предприятия; как обеспечить сбалансированность плановых доходов и расходов предприятия на основе принципов самоокупаемости и самофинансирования.
Для российских предприятий можно очертить две сферы, нуждающиеся в применении планирования:
• вновь возникшие частные фирмы. Главная проблема, связанная с применением планирования в этой сфере, — недоверие к формальному планированию;
• государственные и бывшие государственные организации. Для них функция планирования является традиционной. Однако их опыт планирования относится в основном к периоду централизованно управляющейся экономики,
поэтому планирование на этих предприятиях носило вторичный характер, отражало плановую деятельность на центральном и отраслевом уровнях, а следовательно, не предполагало серьезного умения планировать и предвидеть, определять собственные цели развития.
Нельзя создать раз и навсегда единую рациональную систему планирования, как нельзя забывать о реалиях меняющегося мира. Поэтому качественный план требует периодического уточнения. Оно будет зависеть не только от новой информации, но и от опыта, подготовленности и интуиции работников. Чтобы план действительно был полезным, он должен играть роль помощника в управлении, но никак не главного действующего лица в бизнесе.
Таким образом, план — не цель, а возможное средство достижения цели. Его действенность определяется объективным пониманием жизни и субъективными упрааленчсскими решениями, которые должны стать действиями по саморегуляции объекта хозяйствования ради достижения выбранных целей жизнедеятельности.
Со времен ный рынок предъявляет особые требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы: учеб.-метод. пособие. М.: Финансы и статистика. 2001.
2. Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: учеб. пособие. СПб.: СЛбГУЭФ, 2001.
3. Бухалков М. И. Внутрифирменное планирование: учебник. М.: ИНФРА-М.2000.
4. Стрелкова Л. В.. Макушева Ю.А. Внутрифирменное планирование: учеб. пособие. М.: ЮН И ТИ-ДАНА, 2012.