_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070_
УДК 338.45
Т.С. Котилевская
аспирант 3 курс Оренбургский государственный университет г. Оренбург, Российская Федерация
СУЩНОСТЬ И ФАКТОРЫ ПОНЯТИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
Аннотация
В статье рассматривается определение понятия внешняя среда, её зависимость от внешних и внутренних факторов влияния. Приведены основные факторы внешней среды машиностроительных предприятий.
Ключевые слова
Внешняя среда, внешняя среда предприятия, внешняя среда машиностроительных предприятий,
факторы макросреды, факторы микросреды.
В период формирования рыночной экономики, внешнее окружение предприятия оказывается довольно сложным и противоречивым, оно становится неопределенным и подвергается постоянным изменениям. Кроме того, внешняя среда предприятия оказывает значительное влияние на его функционирование и развитие. Внешнее окружение влияет на деятельность как организации в целом, так и на ее составные элементы, а также внешняя среда формирует модель поведения и определяет основные направления деятельности.
В советской экономике факторы внешней среды оказывали незначительное влияние на деятельность предприятия, поэтому их воздействие практически не учитывалось. Однако, в современной России предприятиям для успешного функционирования и развития необходимо учитывать все факторы, оказывающие влияние на организацию из вне, в противном случае, это может привести к серьезным ошибкам в расчетах и снижению эффективности предприятия в целом.
Понятие «внешняя среда» применяется не только в экономических науках, но и в социологии, политологии, биологии и других науках. Рассмотрим некоторые определения данного понятия, приводимые различными авторами (таблица 1.1).
Таблица 1.1
Определение понятия «внешняя среда»
Автор Год издания Точки зрения и определения
1 2 3
А. Н. Азрилиян [1] 1997 Внешняя среда организации - это все, что воздействует на организацию из окружающей среды, включающая в себя следующие элементы: потребители, конкуренты, государственные органы, поставщики, финансовые организации и др.
О. С. Виханский [2] 1998 Внешняя среда - это источник, питающий организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне
Л. Г. Зайцев [4] 2003 Внешняя среда включает силы и организации, с которыми фирма сталкивается в своей повседневной и стратегической деятельности. Внешняя среда неоднородна и дифференцирована по силе, периодичности, характеру влияния на организацию
Л. И. Лопатников [6] 2003 Внешняя среда - это совокупность внешних по отношению к предприятию условий и институтов; - это то, что окружает систему и оказывает на нее воздействие
А. Н. Петров [7] 2005 Под внешней деловой окружающей средой понимается совокупность социально - эколого-экономических факторов, воздействующих на предприятие и оказывающих влияние на эффективность его функционирования. При этом, описывая природу деловой окружающей среды, следует обратить внимание на динамизм и сложность.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070
Продолжение таблицы 1. 1
В. П. Теплов [8] 2007 Внешняя среда - это то, что непосредственно определяет эффективность работы предприятия
В. Бутаков, И. Фаградянц [2] 2014 Объекты, не принадлежащие рассматриваемому объекту, но оказывающие на него влияние
Все приведенные определения схожи по своему смыслу, но достаточно узки по содержанию. В связи с этим воспользуемся более широким определением, приведенным Т. В. Яркиной в учебном пособии «Основы экономики предприятия». [9]
Внешняя среда предприятия - это совокупность активно хозяйствующий субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности. [9]
Следует учитывать, что состав и степень влияния факторов на хозяйственную деятельность индивидуально для каждого конкретного предприятия, поэтому возникает необходимость иметь точное представление об источниках изменения внешней среды, о субъектах, определяющих направление, уровень сложности и предсказуемости, связанных с этим перемен в организации.
Необходимо рассмотреть факторы, которые оказывают влияния на хозяйственную систему предприятия, возникновение которых связано с развитием рыночных отношений:
- приобретение статуса независимых экономических субъектов, самостоятельных в выборе направлений деятельности и принятии решений, касающихся реализации этих направлений, в противоположность положению, существовавшему в административно - хозяйственной системе управления экономикой;
- значительное влияние на деятельность предприятий стало оказывать окружение - среда. При этом увеличилось как число субъектов, оказывающих прямое воздействие, так и косвенно действующих элементов среды;
- рост количества внешних факторов и рост случайных факторов в их составе приводят к возникновению экономического риска - неизбежного элемента деятельности предприятий в условиях неполноты информации о среде. [3]
В настоящее время следует помнить, что окружающая среда постоянно трансформируется, поэтому предприятиям при осуществлении своей деятельности следует учитывать изменения окружающей среды и эффективно на них реагировать. Также следует помнить о том, что сами предприятия могут выступать источником изменений во внешней среде, например, выпуская на рынок новые виды товаров или услуг, используя новые виды сырья, материалов, энергии, оборудования, техники и технологий, загрязняя окружающую среду и т.п.
Внешняя среда зависит от внешних и внутренних факторов влияния. К факторам внешнего влияния относятся те условия, которые организация не способна изменить, но должна реагировать на их изменение и учитывать в своей работе (например, действия профсоюзов, правительства, изменение экономических условий и др.).
Рисунок 1.1 - Факторы внешней среды предприятия [5]
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070_
Кроме того, многие экономисты все факторы внешней среды условно разделяют на факторы микросреды и факторы макросреды (рисунок 1).
Микросреда - это среда, включающая в себя те факторы и субъекты рынка, с которыми фирма имеет непосредственные отношения или которые оказывают (или могут оказывать) прямое на нее воздействие. К этим факторам относят потребителей, поставщиков, посредников и конкурентов. Данные факторы также называют факторами прямого воздействия. [5]
Отметим, что помимо основных факторов микросреды предприятия, необходимо учитывать второстепенные факторы, влияние которых значительно ниже первых, но проводить их анализ также необходимо.
Выделим факторы внешней среды предприятия, характерные для любого предприятия (рисунок 1.2).
Источник - разработано автором.
Рисунок 1.2 - Факторы внешней среды предприятия
Мы заметили, что на деятельность предприятия влияет большое количество факторов и их влияние различно, однако, довольно часто учитывают лишь основные факторы, что не всегда дает реальную картину действительности.
Макросреду следует рассматривать как совокупность политических, экономических, правовых, научно - технических, социально - культурных (некоторые экономисты данный фактор разделяют на два: демографические факторы и факторы культурной среды), природно-географических и международных
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070
факторов, другими словами, факторы, косвенно влияющие на изменения во внешней среде. [5] Список использованной литературы:
1. Азрилиян А.Н. Большой экономический словарь. Москва: Институт новой экономики.. 1997.
2. Бутаков В., Фаградянц И. Политехнический терминологический толковый словарь / В. Бутаков, И. Фаградянц. - М.: ЭТС (Электронные и традиционные словари). 2014.
3. Воронина В. М., Федорищева О. В. Совершенствование управления промышленными предприятиями: организационные аспекты формирования службы, противодействующей кризисам / В.М. Воронина, О. В. Федорищева// Менеджмент в России и за рубежом. - №4. - 2015. - с. 67 - 74
4. Зайцев Л.Г. Соколова М.И. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов / Л. Г. Зайцева, М. И. Соколова. - М.: Экономист, 2003. - 413 с.
5. Зенченко, И. В. Оценка влияния факторов бизнес-среды на бизнес процессы машиностроительных предприятий / И. В. Зенченко // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - № 8 (127). - С. 48 - 51.
6. Кухлеев Б. Е. Применение анализа пяти конкурентных сил М. Портера и SWOT - анализа для планирования деятельности аграрного предприятия (на примере ОАО «Дельта - Агро») / Б. Е. Кухлеев // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - №5. - С. 52 - 56
7. Орлова Е. Е. Стратегическая модель адаптации промышленных предприятий к условиям внешней среды / Е. Е. Орлова // Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - №38. - С. 12 - 21
8. Теплов В. П. Словарь по экономической теории. - Новосибирск: РГТЭУ, Новосибирский филиал. 2007
9. Фатхутдинов Р. А. Производственный менеджмент: учебник для вузов / Р. А. Фатхутдинов. - Питер. - 6-е изд., 2008. - 496 с.
© Котилевская Т.С., 2017
УДК 338
Кравченко К.
Студентка факультета прикладной информатики
К.А.Ковалева
Доцент кафедры экономической кибернетики Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т.Трубилина
г. Краснодар, Российская Федерация
АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТА
На сегодняшний день насчитываются тысячи решений задач оптимизации планирования и управления предприятием, но многие из них обладают рядом значительных недостатков. Целью работы является выявление метода, который оптимизирует процесс закупки и хранения продуктов на предприятии с учетом множества факторов.
Многие экономические объекты при формализации с целью моделирования процессов применяют оптимизационные методы. При этом, обширный класс таких методов укладывается в рамки линейно-программных задач, которые состоят в минимизации (максимизации) целевой функции при линейных ограничениях.
Актуальность темы статьи состоит в том, что всякая экономическая задача обладает не одним критерием и при планировании производственных процессов на предприятии требуется неизменно принимать непростые решения, связанные с учетом многих критериев качества и ограничений на ресурсы.
Рассмотрим методы, которые в настоящий момент используют компании, работающие на рынке производства.