Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №3 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-3 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/143PVN315.pdf DOI: 10.15862/143PVN315 (http://dx.doi.org/10.15862/143PVN315)
УДК 331.1
Форрестер Снежана Владимировна1
ФГБОУ ВПО «Самарский государственный технический университет»
Россия, г. Самара2
Доцент кафедры «Национальная и мировая экономика» Инженерно-экономического факультета
Кандидат экономических наук E-mail: snezhana_sav@mail.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=730518 ResercherID: http://www.researcherid.com/rid/E-1360-2014
Сущность, формирование и роль человеческого капитала
в экономике знаний
1 https://картанаvки.рф/scientist/52218963
2 Россия, 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244
Аннотация. В статье рассмотрен генезис человеческого капитала как основного фактора экономического роста и базового производственного ресурса экономики знаний. Раскрыты причины и условия возникновения экономики знаний, выделены основные ее факторы с точки зрения усиления роли человека в производстве. Обоснованы предпосылки формирования и развития теории человеческого капитала, проанализированы основные подходы к его определению. В ходе рассмотрения понятия человеческий капитал, сделан вывод о капиталоподобности современного высококвалифицированного труда, принимающего форму человеческого капитала. Представлена модель взаимодействия информации, знаний, инноваций, интеллектуальной собственности в формировании человеческого капитала, на основании которой обоснован и раскрыт вывод о необходимости рассмотрения человеческого капитала с материально-вещественной стороны и социально-экономической формы, как реального фактора производства, создающего более половины национального богатства всех стран мира. На основании анализа качественных и количественных параметров человеческого капитала в России, выявлены негативные тенденции в области его формирования и использования. В заключении сделан вывод о необходимости реформирования основных сфер формирования человеческого капитала -образования и здравоохранения, в частности путем активизации инвестирования.
Ключевые слова: экономика знаний; труд; человеческий капитал; человеческий потенциал; инвестиции; инновации; интеллектуальная собственность.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Форрестер С.В. Сущность, формирование и роль человеческого капитала в экономике знаний // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №3 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/143PVN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/143PVN315
Актуальность вопросов о сущности, формировании и роли человеческого капитала в современном мире объясняется тем обстоятельством, что в условиях постиндустриальной высокоразвитой экономики, основанной на новых знаниях, инновационных технологиях, производство и сфера услуг не могут обходиться без высокообразованных и высококвалифицированных работников, от которых зависит эффективность производства и конкурентоспособность. Ведь именно они обеспечивают появление и освоение новых высоких технологий в масштабе отдельных компаний и национальной экономики.
Научно-техническая революция, начавшаяся в середине ХХ века, выдвинула науку в качестве ведущего фактора экономического роста, что и повлияло на усиление роли человека в производстве. Сегодня для эффективного развития производства необходимо использовать не простой, с элементарным набором функций и операций труд, а сложный высококвалифицированный труд, с обширным набором функций и операций, требующий высокого уровня профессиональной подготовки, опыта и творческих начал.
Современные предприниматели ведут борьбу за работников интеллектуального труда, ведь они справляются со своей работой гораздо быстрее и эффективней. Большая часть работодателей поняла, что необходимо не только приглашать на работу высококвалифицированных работников, но также необходимы постоянные затраты, которые связаны с совершенствованием человеческих знаний. В свою очередь, работники должны быть готовыми к постоянному получению новых знаний и быстрому переобучению, а также к самосовершенствованию. Таким образом, в экономике знаний происходит переход от использования на производстве простой рабочей силы к высококвалифицированным человеческим ресурсам, наделенным особыми физическими и умственными способностями, которые приносят доход его владельцу и компании.
Сам термин "экономика знаний" (или "экономика, базирующаяся на знаниях") ввел в оборот австро-американский экономист, Президент Международной экономической ассоциации, Ф. Махлуп в 1962 году в своей работе "Производство и распространение знаний в США"3, понимая под ним просто сектор экономики. С тех пор данное понятие прочно вошло в научную терминологию, и сегодня под экономикой знаний понимается такой тип хозяйства, где знания играют решающую роль, а производство знаний становится важнейшим источником роста.
Необходимо отметить, что в настоящее время вложения в новые знания осуществляются в большей степени, чем инвестиции в основной капитал. Согласно статистике, за последние 30 лет объем знаний увеличился более чем в три раза, составляя около 90% всего количества знаний, которыми располагает человечество, что явно указывает на переход развитых стран от экономики, основанной на использовании природных ресурсов, к экономике знаний.
Конечно, экономика знаний возникла не одномоментно, а появилась в результате длительной эволюции, тесно связанной с информационно-технологическими революциями (изобретением письменности, книгопечатания, электричества, персональных компьютеров, и, наконец, с появлением информационно-технологических и технических средств для производства новых знаний). В новой экономике, где главным фактором развития производства и экономического роста являются знания, происходит переход от технических навыков к интеллектуальным, замещение труда знаниями, и врожденный капитал человека, его ум и профессионализм, опыт, трудовой потенциал становятся центральным звеном инновационного экономического роста и развития.
3 Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. - М.: Прогресс, 1966. С. 35.
Формирование теории человеческого капитала началось в конце 1950-х - начале 1960-х годов XX века. Первооткрывателем, посвятившим серьезные работы человеческому капиталу в 60-е годы ХХ века, стал американский экономист Т. Шульц. В 1960 г. вышла в свет его работа «Формирование капитала образования»4, а в 1961 г. - «Инвестиции в человеческий капитал»5. Крупная работа профессора экономики и социологии Чикагского университета Г.С. Беккера «Человеческий капитал»6 стала классикой современной экономической мысли Запада. Благодаря этим работам и оформилась теория человеческого капитала, а ее авторам были присуждены Нобелевские премии, что подтверждает значение данной теории для развития мирового сообщества.
Человеческий капитал - многоаспектное сложное понятие, поэтому существует множество различных его определений. Некоторые авторы (Т. Шульц) в определении человеческого капитала делают упор на образование, другие (Г. Беккер) говорят о многосторонности данного понятия, призывая инвестировать не только в обучение, но и в здравоохранение, миграцию, т.е. дают широкую трактовку человеческого капитала. Очень популярной является трактовка человеческого капитала как способность производить товары и услуги и приносить доход (Л. Туроу, И. Бен-Порэт, Ф. Махлуп, С. Фишер и др.). Достаточно интересным выступает определение человеческого капитала российскими учеными С.А. Дятловым и А.Н. Добрыниным, трактующими человеческий капитал в виде сформированного в результате инвестиций и накопленного человеком запаса здоровья, способностей, знаний, навыков, мотиваций, которые целесообразно используются в процессе труда, содействуя росту его производительности и заработка7.
Несмотря на разность подходов к определению человеческого капитала, их объединяет то, что в основе человеческого капитала лежат различные способности приносить доход, а сам он является интенсивным производительным фактором экономического роста.
Рассмотрев основные концепции человеческого капитала, сформулированные западными и отечественными экономистами, хотелось бы определиться с сущностью и с социально-экономической формой человеческого капитала, так как именно в ней заключено единство противоположностей капитала - его вещественной и живой части, или человеческого труда и превращенной трудом природы.
Человек в экономике знаний играет самые различные роли. Прежде всего, человек -это субъект трудовой деятельности, носитель знаний, а также гражданин и личность с особой культурой, нравственностью, действующий в особой национальной, культурной, исторической и политической среде. В связи с этим надо различать репродуктивную и творческую деятельность человека, без которой нельзя анализировать человеческий капитал.
Далее хотелось бы отметить, что человеческий капитал - это не капитал в подлинном смысле этого слова, а капиталоподобная форма использования человеческого труда, принявшего своеобразную форму «человеческого» капитала. Длительное время в истории общества труд выступал в качестве основного фактора производства. По мнению А. Маршалла, труд - это умственное или физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достичь какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого
4 Schultz T. Human Capital: Policy Issues and Research Opportunities [Text] // Human Resources. - New York. 1975. -5th Anniversary. - Colloquium VI.
5 Shultz T. Investment in Human Capital[Text]. - N.Y., London, 1971.
6 Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории [Текст]: пер. с англ. / Г.С. Беккер; под ред. Р.И. Капелюшникова. - М.: ГУ ВШЭ, 2003. - 672 с.
7 Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике. - СПб.: Наука, 1999. С. 45.
непосредственно от самой проделанной работы8. К. Маркс подходил к труду более детально, рассматривая труд как процесс создания чего-либо, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует обмен веществ между собой и природой9. В отечественной экономической литературе под трудом как фактором производства понимаются любые умственные и физические усилия, прилагаемые людьми в процессе хозяйственной деятельности10.
Таким образом, из приведенных суждений видно, что первоначально в качестве фактора производства использовался труд, включающий в себя как физические, так и умственные усилия человека.
В ХХ в. заговорили о человеческом капитале. Возникает вопрос, что же изменилось в современном обществе, когда труд представили в качестве особого капитала? Это было связано, во-первых, с изменениями в практике функционирования самого капитала. Ранее накопление капитала осуществлялось в течение жизни нескольких поколений владельцев предприятия, теперь самый крупный капитал может создаваться практически моментально и при вложении в дело незначительных первоначальных средств (ярким примером того может служить Microsoft, чья капитализация отражает смещение ценностных представлений общества в сторону интеллектуального продукта, по сути являющегося трудом в новом выражении). Большая часть фирм и предприятий столкнулась с тем, что применение ими трудовых ресурсов не исчерпывается только проблемой их приобретения и использования в процессе труда. Для многих из них потребовались существенные инвестиции в развитие различных человеческих качеств (такие американские корпорации как IBM, Digital Equipment и др. отводят на совершенствование своего специалиста от 25 до 40 дней в году. Японские фирмы через каждые 1,5-2 года производят ротацию кадров: в каждого работника инвестируют деньги, обучают новой профессии и обеспечивают его профессиональный рост11. И как следствие учета и отображения этих расходов, измерения их эффективности, появилось понятие человеческого капитала. Поскольку внешне такие расходы и отдача от них напоминают расходы, связанные с основным капиталом, то данный феномен не мог получить другого названия, кроме как человеческий капитал.
Во-вторых, причиной появления и использования понятия «человеческий капитал» стало изменение качества и роли труда или качества рабочей силы. Перед собственниками капитала встала проблема использования и приобретения не столько простой рабочей силы (репродуктивного труда), сколько сложной рабочей силы, которая была бы занята творческим трудом. В развитых странах мира быстрыми темпами идет переход к использованию сложного труда работников, способных к получению знаний и к быстрому переучиванию, к самостоятельному овладению знаниями и использованию их в процессе трудовой деятельности. Потребовалась также повышенная мобильность работников, смена мест их работы и проживания. К началу 90-х гг. ХХ в. средняя подготовка носителей труда поднялась до уровня младшего колледжа (14 лет обучения). Сегодня 1/3 рабочих мест США требует высшего образования (16 лет учебы), еще 1/3 - среднего специального образования (полное среднее образование плюс два года младшего колледжа, а это 14 лет обучения), и только 1/3 остальных работников требует образования ниже 12 лет обучения. Кроме того,
8 Маршалл А. Принципы политической экономии [Текст]: пер. с англ. / А. Маршалл. Т.1. - М.: Прогресс, 1993. -с. 124.
9Маркс К. Капитал [Текст]. Т.1 // Соч. / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. Т. 23.
10 Курс экономической теории [Текст]: учебник / под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. - Киров: Аса, 1997. С. 210.
11 Степченко Н.А. Развитие человеческого капитала в условиях глобализации мировой экономики [Текст] / Н.А. Степченко // Финансы и кредит. 2005. №35(2003). С. 50-52.
интеллектуально подготовленный работник может не продавать свои способности к труду, а предлагать их, и фирмы вынуждены конкурировать между собой за привлечение таких работников, предлагая им повышенную оплату. Об этом свидетельствуют три уровня доходов США. Здесь лица, имевшие восьмилетнее образование получали 20 тыс. дол. в год, двенадцатилетнее и плюс младший колледж (1-3 года) - 35 тыс. дол., высшее (4-5 лет университетского образования) - 55 тыс. дол. в год12.
Необходимо помнить, что человеческий капитал рассматривается во взаимодействии с интеллектуальной собственностью, т.е. фактически он анализируется с точки зрения материально-вещественного содержания и социально-экономической формы.
Интересную модель взаимодействия интеллектуального капитала и интеллектуальной собственности предложила проф. Т.Е. Степанова13. Опираясь на нее, хотелось бы предложить модифицированную модель взаимодействия человеческого капитала и интеллектуальной собственности (рис.).
Рис. Модель взаимодействия информации, знаний, инноваций, интеллектуальной собственности в формировании человеческого капитала [разработано автором на базе модели Т.Е. Степановой]
Главная особенность модели состоит в том, что все ее составляющие являются взаимообратимыми. Движение к формированию знаний начинается с получения достоверной информации. А чтобы оценить ее, нужны знания. Дальше полученные профессиональные знания превращаются в инновации, т.е. в новые товары, услуги, технологии, дающие фирме, предприятию дополнительный доход, который тратится не только на дальнейшее развитие производства и сферы услуг, но и на выплату повышенной по сравнению с общественно-необходимым уровнем заработной платы и других доходов. В свою очередь, без инноваций вряд ли возможны качественно новые профессиональные знания.
12 Васильчук Ю. Постиндустриальная экономика и развитие человека [Текст] / Ю. Васильчук // Мировая экономика и международные отношения. 1997. №9. С. 72-86.
13 Степанова Т.Е. Экономика знаний: методологический аспект [Текст]: монография / Т.Е. Степанова. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. С. 41.
На основе информации, знаний, инноваций и интеллектуальной собственности формируется человеческий капитал, как превращенная форма использования высококвалифицированного, интеллектуального труда работников в условиях современной рыночной экономики и генезиса постиндустриальных технологий14. Здесь на первое место выходит творческая деятельность и творческий труд, которые приносят эффект, значительно превышающий объем затрат на формирование человеческого капитала. Одновременно человеческий капитал рассматривается с материально-вещественной стороны и социально-экономической формы, т.е. как реальный фактор производства, создающий по некоторым оценкам 66 % национального богатства всех стран мира.
Ситуация в области формирования и использования человеческого капитала в России остается достаточно сложной. Остановимся на некоторых тенденциях в сфере накопления и использования человеческого капитала в нашей стране.
Во-первых, исторически Россия отставала от развитых стран Европы по развитию человеческого капитала и потенциала. Например, В 1913 году среднее число лет обучения взрослого населения в Японии составляло 5.4 года, в Италии - 4.8 года, в США - 8.3 года, а средняя продолжительность жизни - 51 год (примерно, как в Европе и США). В России эти показатели были равны: 1-1.2 года и 33-35 лет15.
Во-вторых, переход в 90-е гг. ХХ века к новой системе отношений собственности вызвал огромное обесценение человеческого капитала, накопленного в предыдущую эпоху. Именно в это время происходил массовый отток за рубеж высококвалифицированных работников, деятелей науки и искусства, которые не могли приспособиться к новым отношениям, выжить в условиях кризиса, затронувшего все сферы жизни.
В-третьих, к сожалению, Россия всегда отставала от ведущих развитых стран по такому показателю, как производительность труда. Сам труд в нашей стране отличается невысоким качеством, производительность и интенсивность в разы ниже, чем в развитых странах. А это, в свою очередь, влияет на качество производимой продукции и услуг, на уровень жизни населения, что в итоге существенно снижает качество российского человеческого капитала.
Четвертой проблемой можно назвать коррупцию и криминализацию. Очевиден факт, что в условиях острой криминальной обстановки и коррумпированности, человеческий капитал просто не в состоянии эффективно работать, скорее наоборот, деградирует и исчезает. Нет стимулов для наращивания человеческого капитала, для новых инвестиций в образование, науку, культуру и др.
В пятых, нельзя не указать на плачевное состояние сферы образования и здравоохранения, которые являются мощнейшими факторами в формировании человеческого капитала в стране. Недостаточное финансирование, нехватка высококвалифицированных кадров, устаревшее оборудование напрямую способствуют снижению качества человеческого капитала.
Большую тревогу вызывают демографические тенденции в нашей стране. Рост смертности все еще может представлять угрозу для сохранения и воспроизводства населения страны. Практически до 2008 г. уровень смертности во много раз превышал уровень рождаемости, и лишь в 2013 г. эти показатели сравнялись, в основном за счет активного
14 Нестеров А.А., Форрестер С.В. Проблемы человеческого капитала в современной экономике: монография / А.А. Нестеров, С.В. Форрестер. - Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2010. С. 66.
15 Взгляд на образование: Показатели ОЭСР. Резюме на русском языке [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.oecd.org/education/skills-beyond-school/33772954.pdf. - Загл. с экрана.
стимулирования рождаемости с помощью реализации масштабных национальных проектов, а также миграционного прироста (см. табл. 1).
Таблица 1
Рождаемость и смертность населения России с 2002 по 2013 гг.16
Годы Родившихся Умерших
2003 1477301 2365826
2004 1502477 2295402
2005 1457376 2303935
2006 1479637 2166703
2007 1610122 2080445
2008 1713947 2075954
2009 1761687 2010543
2010 1788948 2028516
2011 1796629 1925720
2012 1902084 1906335
2013 1895822 1871809
В целом же, согласно даже самым оптимистичным прогнозам, численность населения к 2040 г. снизится до 133,2 миллионов человек17.
Что касается еще одной составляющей человеческого капитала - здоровья, то можно сказать, что в последнее десятилетие происходит снижение здоровья российского населения. Стрессы, неблагоприятная экологическая обстановка, низкий уровень жизни снижают сопротивляемость организма и ведут к серьезным заболеваниям. В 2013 г. в отличие от 2008 г. наблюдается рост болезней эндокринной системы, расстройств питания, нарушений обмена веществ (+15,3%), новообразований (+13,0%), болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (+6,5%), болезни органов дыхания (+6,2%), врождённые аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения (+4,6%), болезни нервной системы (+4,4%), болезни системы кровообращения (+3,9%)18. Кроме того, существует другая проблема, связанная с увеличением численности детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. Если в 90-х годах прошлого века приблизительное количество детей инвалидов в стране было 150 тыс. человек, то в настоящее время эта цифра увеличена до 540 тыс. человек19. Такая динамика увеличения числа детей-инвалидов снижает уровень человеческого капитала в России. Ведь эти дети не смогут стать трудоспособным населением, накапливать опыт работы и развиваться как полноценные граждане страны.
В сфере образования в РФ в последние годы наблюдается тревожная динамика количественных показателей. Само по себе образование резко повышает уровень участия в общественном производстве, достигая 85% у лиц, окончивших высшее учебное заведение,
16 Демография России [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ruxpert.ru. - Загл. с экрана.
17 Демография России [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ruxpert.ru. - Загл. с экрана.
18 Демография России [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ruxpert.ru. - Загл. с экрана.
19 В России выросло число детей-инвалидов. 17 апреля 2015. INTERFAX.RU [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.interfax.ru/russia/436880. - Загл. с экрана.
тогда как среди лиц, имеющих среднее полное образование, трудоустроена лишь половина (53%) 20.
Несмотря на общий рост лиц, заканчивающих учебные заведения, особенно высшие, качество подготовки оставляет желать лучшего. Речь идет коммерциализации высшего образования, о его доступности. Материально обеспеченные люди отдают своих детей в университеты на платной основе, что никак не может способствовать развитию научной базы в стране. А такие выпускники, прежде всего, заинтересованы в получении «корочки», т.е. диплома, а не самих знаний, которые подразумевает образование. Все это приводит к появлению в стране большого числа дипломированных специалистов, и к уменьшению числа высококвалифицированных работников, а, следовательно, к снижению качества человеческого капитала.
В настоящее время правительство активно проводит политику по объединению высших учебных учреждений, а также восстановлению профессионально-технического образования. Стране необходимы рабочие специальности. Сейчас низкоквалифицированный персонал представляют одни мигранты. Большая часть населения, даже имея дипломы высших учреждений, остаются также необразованными, как и до поступления и совершенно не востребованы на рынке труда. Таким людям лучше обучаться в техникумах, получая рабочую профессию.
В сфере послевузовского образования в РФ в последние годы наблюдается тревожная динамика количественных показателей (см. табл. 2). После заметного увеличения числа студентов, поступающих в аспирантуру, а также количества защищенных диссертаций в 20092010 гг., происходит существенный спад обоих показателей в 2013 году.
Таким образом, на человеческий капитал в России негативно влияет множество факторов, и если не преодолеть сложившиеся условия, наша страна так и останется сырьевым придатком развитых стран с низким качеством человеческого капитала.
20 Образование в Российской Федерации: 2014. Статистические сборники ВШЭ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.hse.ru/primarydata/orf2014 . - Загл. с экрана.
Таблица 2
Численность обучающихся в аспирантуре, общий выпуск аспирантов и выпуск с
21
защитой диссертации21
Численность аспирантов 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
146111 147719 147674 154470 157437 156279 146754 132002
Общий выпуск аспирантов 35530 35747 33670 34235 33763 33082 35162 34733
Выпуск с защитой диссертации 11893 10970 8831 10770 9611 9635 9195 8979
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что именно человеческий капитал, а не природные ресурсы, или основной капитал, является интенсивным производительным фактором развития экономики и общества. Следовательно, развитию человеческого капитала необходимо уделять огромное внимание как со стороны государства, так и со стороны фирм и отдельных индивидуумов. Повышение качества человеческого капитала, наращивание его объема может быть увеличено путём предоставления более высокого и улучшенного уровня образования, здравоохранения, а также повышение общего уровня культуры. Для этого необходимо реформирование системы образования, здравоохранения, в частности через увеличение финансирования в эти сферы. Необходимо качественно изменить систему образования, здравоохранения, следует увеличивать финансирование в эти сферы. От того, как государство и предприятия будут инвестировать создание человеческого капитала, приобретая право на часть будущих доходов от его использования, зависит будущее России.
21 Демография России [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ruxpert.ru. - Загл. с экрана. 10
ЛИТЕРАТУРА
1. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории [Текст]: пер. с англ. / Г.С. Беккер; под ред. Р.И. Капелюшникова. - М.: ГУ ВШЭ, 2003. - 672 с.
2. Васильчук Ю. Постиндустриальная экономика и развитие человека // Мировая экономика и международные отношения. 1997. №9. С. 72-86.
3. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике. - СПб.: Наука, 1999. - 309 с.
4. Курс экономической теории [Текст]: учебник / под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. - Киров: Аса, 1997. - 624 с.
5. Маркс К. Капитал[Текст]. Т.1 // Соч. / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. Т. 23.
6. Маршалл А. Принципы политической экономии [Текст]: пер. с англ. / А. Маршалл. Т.1. - М.: Прогресс, 1993. - 415 с.
7. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. - М.: Прогресс, 1966. - 462 с.
8. Нестеров А.А., Форрестер С.В. Проблемы человеческого капитала в современной экономике: монография / А.А. Нестеров, С.В. Форрестер. -Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2010. - 179 с.
9. Степанова Т.Е. Экономика знаний: методологический аспект [Текст]: монография / Т.Е. Степанова. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. - 128 с.
10. Степченко Н.А. Развитие человеческого капитала в условиях глобализации мировой экономики [Текст] / Н.А. Степченко // Финансы и кредит. 2005. №35 (2003). С. 50-52.
11. Взгляд на образование: Показатели ОЭСР. Резюме на русском языке [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.oecd.org/education/skills-beyond-school/33772954.pdf. - Загл. с экрана.
12. Демография России [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ruxpert.ru. -Загл. с экрана.
13. Демография России [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ruxpert.ru. -Загл. с экрана.
14. В России выросло число детей-инвалидов. 17 апреля 2015. INTERFAX.RU [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.interfax.ru/russia/436880. -Загл. с экрана.
15. Образование в Российской Федерации: 2014. Статистические сборники ВШЭ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.hse.ru/primarydata/orf2014. -Загл. с экрана.
16. Schultz T. Human Capital: Policy Issues and Research Opportunities [Text] // Human Resources. - New York. 1975. - 5th Anniversary. - Colloquium VI.
17. Shultz T. Investment in Human Capital [Text]. - N.Y., London, 1971.
Рецензент: Нестеров Анатолий Аркадьевич, кандидат экономических наук, проф. кафедры «Национальная и мировая экономика».
Forrester Snezhana Vladimirovna
Samara State Technical University Russia Samara E-mail: snezhana_sav@mail.ru
Essence, formation and role of human capital in the knowledge economy
Abstract. The article describes the genesis of human capital as a key factor in economic growth and the production of the resource base of the knowledge economy, and the reasons and conditions for the emergence of the knowledge economy. It highlights the main factors in terms of strengthening the role of man in the production and the substantiated prerequisites for the formation and development of human capital theory, and analyzes the main approaches to its definition. During the consideration of the concept of human capital, it concluded that the baseline of capital for modern skilled labor, takes the form of human capital. The model of interaction of information, knowledge, innovation, intellectual property in human capital formation, on the basis of which a conclusion is justified and discloses the need to consider human capital to the material and the real hand and the socio-economic form as a real factor of production, creating more than half of the national wealth of countries. Based on the analysis of the main qualitative and quantitative parameters of human capital in Russia, negative trends in its formation and use are concluded. In conclusion, there is a need to reform the main spheres of human capital - education and health, in particular by strengthening investment.
Keywords: knowledge economy; employment; human capital; human potential; investment; innovation; intellectual property.
REFERENCES
1. Bekker G.S. Chelovecheskoe povedenie: ekonomicheskiy podkhod. Izbrannye trudy po ekonomicheskoy teorii [Tekst]: per. s angl. / G.S. Bekker; pod red. R.I. Kapelyushnikova. - M.: GU VShE, 2003. - 672 s.
2. Vasil'chuk Yu. Postindustrial'naya ekonomika i razvitie cheloveka // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 1997. №9. S. 72-86.
3. Dobrynin A.I., Dyatlov S.A., Tsyrenova E.D. Chelovecheskiy kapital v tranzitivnoy ekonomike. - SPb.: Nauka, 1999. - 309 s.
4. Kurs ekonomicheskoy teorii [Tekst]: uchebnik / pod red. M.N. Chepurina, E.A. Kiselevoy. - Kirov: Asa, 1997. - 624 s.
5. Marks K. Kapital[Tekst]. T.1 // Soch. / K. Marks, F. Engel's. 2-e izd. T. 23.
6. Marshall A. Printsipy politicheskoy ekonomii [Tekst]: per. s angl. / A. Marshall. T.1. - M.: Progress, 1993. - 415 s.
7. Makhlup F. Proizvodstvo i rasprostranenie znaniy v SShA. - M.: Progress, 1966. -462 s.
8. Nesterov A.A., Forrester S.V. Problemy chelovecheskogo kapitala v sovremennoy ekonomike: monografiya / A.A. Nesterov, S.V. Forrester. - Samara: Samar. gos. tekhn. un-t, 2010. - 179 s.
9. Stepanova T.E. Ekonomika znaniy: metodologicheskiy aspekt [Tekst]: monografiya / T.E. Stepanova. - Saratov: Izd-vo Sarat. un-ta, 2004. - 128 s.
10. Stepchenko N.A. Razvitie chelovecheskogo kapitala v usloviyakh globalizatsii mirovoy ekonomiki [Tekst] / N.A. Stepchenko // Finansy i kredit. 2005. №35 (2003). S. 50-52.
11. Vzglyad na obrazovanie: Pokazateli OESR. Rezyume na russkom yazyke [Elektronnyy resurs] // Rezhim dostupa: http://www.oecd.org/education/skills-beyond-school/33772954.pdf. - Zagl. s ekrana.
12. Demografiya Rossii [Elektronnyy resurs] // Rezhim dostupa: http://ruxpert.ru. - Zagl. s ekrana.
13. Demografiya Rossii [Elektronnyy resurs] // Rezhim dostupa: http://ruxpert.ru. - Zagl. s ekrana.
14. V Rossii vyroslo chislo detey-invalidov. 17 aprelya 2015. INTERFAX.RU [Elektronnyy resurs] // Rezhim dostupa: http://www.interfax.ru/russia/436880. - Zagl. s ekrana.
15. Obrazovanie v Rossiyskoy Federatsii: 2014. Statisticheskie sborniki VShE [Elektronnyy resurs] // Rezhim dostupa: http://www.hse.ru/primarydata/orf2014. -Zagl. s ekrana.
16. Schultz T. Human Capital: Policy Issues and Research Opportunities [Text] // Human Resources. - New York. 1975. - 5th Anniversary. - Colloquium VI.
17. Shultz T. Investment in Human Capital [Text]. - N.Y., London, 1971.