Ф О Л Ь К Л О Р И С Т И К А
УДК 398(=511.143)
В. С. Иванова
СУЩНОСТЬ ДУШИ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СЕВЕРНЫХ МАНСИ (СОПУТСТВУЮЩАЯ ЛЕКСИКА)
В статье представлены сущности душ и отдельно каждой души согласно мировоззрениям северных манси; переплетение рациональных и иррациональных представлений в религиозном понятии. Человек понимается как часть мира: его существование и жизнедеятельность в Среднем (Земном) мире объясняются функционированием в основном пяти душ, как одним из компонентов жизнеобеспечения человека.
Ключевые слова: Средний (Земной) мир, слой Вселенной, душа, реинкарнация, блуждающая душа, тень души-птицы.
По имеющимся данным, у большинства территориальных групп северных манси при вертикальном членении пространства выявляются три сферы Вселенной: Торум 'небо' - Верхний (небесный) мир, Ма 'земля' - Средний (земной) мир, Ёлы ма - 'Нижняя земля' (Ёлы торум 'нижний мир') - Нижний (подземный) мир [ПМА].
В Среднем (земном) мире человек живет в окружении природы и в согласии с ней: с домашними и дикими животными, с птицами и духами-покровителями. Когда это согласие нарушалось, человек обращался за помощью к своим богам, шел на святилища и совершал обряд угощения духа.
В традиционном мировоззрении манси тесно переплетались рациональные и иррациональные представления. Иррациональное их начало связывается со сверхъестественными существами и сверхъестественными способностями объектов живой и неживой природы
Человек - часть мира в целом. Существование и жизнедеятельность его объяснялись функционированием душ. Так, Н. Л. Гондатти писал, что у каждого человека, кроме тела, есть ис и душа лылы. Заметим, что здесь исхор названа ис, что, по мнению диссертанта, не совсем верно. У северных манси душа называется ис, дыхание - лылы, тень - исхор ('души образ'). Лылы после смерти человека переходила в новорожденного. Тень отправлялась в подземное царство в распо-
ряжение Куль-Отыр'а [Гондатти 1888, 65]. К. Ф. Карьялайнен писал, что «один вогул перевел для Мункачи слово, означающее "моя душа", как ат sampэrkhэm ("мое сердце-тело")» [Каръялайнен 1921/1994, 42]. (В современном мансийском языке ат sampэrkhэm - ам сымпорхум).
В представлениях северных манси разных территориальных групп нет единого мнения о сущности души или душ, об их числе и взаимосвязи. По данным К. Ф. Карьялайнена, у человека две души: душа - дыхание (лылы) и душа-тень (исхор). Первая - это жизненная сила, «не имеющая определенной формы и собственного лица», вторая, «отделенная от своего живого владельца, летает вокруг него, как крылатое существо, но может стать и призраком какой-либо фигуры» [Каръялайнен 1921/1994, 30-47]. В. Н. Чернецов, посвятивший представлениям о душе специальную статью, говорил о четырех душах для женщин и пяти - для мужчин [Чернецов 1959, 114-156].
Все, что связано с понятием «душа», является иррациональным представлением человеческого организма [Токарев 1987, 414]. У манси прослеживается рациональная основа указанных воззрений: понятие «души» связывается с понятиями «дыхание», «ум», «тело человека». Все души манси называют: йисыт-хорыт / исыт-хорыт 'души-образы' (т.е. так обозначаются души и их образы).
У всех групп северных манси первая жизнеобеспечивающая сила - это «душа-образ» лылы 'дыхание', 'дух', ляхтхатнэ ис 'столкнуться душа'. В душе заложена жизненная сила. Ляхтхатуцкве 'столкнуться, вселиться' (реинкарни-ровать) В. Н. Чернецов переводил как 'схватиться'. Эта душа может вселиться в новорожденного после смерти человека как хозяина этой души (общепринято у всех групп), еще при его жизни или незадолго до смерти [Чернецов 1959; ПМА].
В. Н. Чернецов называл эту душу еще мань ис «маленькая душа». Она всегда при человеке: сосредоточена в голове, волосах и ногтях. Лылы придает человеку силу. Если эта душа временно покидает его, то на него находят слабость и болезненное состояние. Когда он сильно кашлял или чихал, то говорил, что лылым кон ал та патыс 'моя душа чуть наружу не выпала'. Считалось, что во время сна эта душа может находиться вне человека. А когда он умирает, то лылы переселялась в иттырма (изображение умершего) или жила в могиле. По словам информантов, только эта душа могла реинкарнировать от умершей женщины в новорожденную девочку до 4 раз, а от умершего мужчины в новорожденного мальчика - до 5 (все группы манси) [Ромбандеева 1959].
Но есть сведения, что это не обязательно. Иногда лылы вселялась в новорожденного меньше, чем 4 и 5 раз, а иногда и больше, независимо от того, кто умер (женщина или мужчина) [ПМА]. Часто при жизни старые женщины говорили своим внукам: «Уйду когда на тот свет, буду нужна вам, не буду нужна вам, но авкматэрт тах та консыгтахтэгум, та пувумтахтэгум 'однажды вцеплюсь когтями, схвачусь' (за новорожденного)». Здесь ляхтхаты переводится как «вцепиться когтями», «схватиться» [Чернецов 1959, 137-140; Зенько 1997, 72; ПМА].
У всех групп северных манси считалось, что жизненная сила человека лылы содержится и в сердце. Когда человек испугается чего-нибудь, он восклицает: «Сымум кон ал та минас 'Чуть сердце не выпало наружу'». Причем эта «жизненная сила» могла выпасть через кончик большого пальца ноги. Когда опасность
минует, произносили: «Сымум сяр лагыл тулёвылн ёхтыгпалыс», что в переводе означает: 'Сердце совсем близко к большому пальцу ноги подбегало' [ПМА].
Вторая жизнеобеспечивающая сила - это исхор 'тень', 'тень-облик', 'тень-образ', что значит: душа находилась с телом, никогда не покидая его. В. Н. Чернецов подчеркивал материальность этой души. Она же после смерти человека является его могильной душой. Эта душа, как считается, обладала свойствами тела: испытывала холод, голод, могла пьянеть [Чернецов 1959, 119, 122-126]. В представлениях среднесосьвинских манси человек имел одну душу-тень исхор. (Среднесосьвинские манси говорили, что если бы душ было несколько, то, когда одна уходила, приходила бы другая.) «Иногда человек еще на этом свете живет, а исхор уже куда-то убегает. Тогда матыр ванэ хотпа ('что-то знающий человек') мог возвратить исхор, и человек мог остаться на этом свете». Один из информантов рассказывал: «Иногда после поездки в соседнее село, немного посидев, вдруг меня аж передернет, как будто холодной водой меня облили, это моя душа исхор где-то задержалась, и только что ко мне вернулась» [ПМА].
Отпечатки тела на снегу манси называют хури 'изображение', 'отпечаток', либо исхор. Когда дети играли и валялись в снегу, то прежде, чем им уйти, взрослые просили эти отпечатки замести (следы своего тела на снегу), иначе дети могли заболеть. Так поступали повсеместно: считалось, что тень и отпечаток - это части внешности, тела. Если весной отпечаток растает, то заболевает или исчезает само тело. Точно так же обстояло дело и с тенью. С точки зрения архаического сознания, тень - часть тела, отслоившаяся в виде тончайшей пленки. Пока человек в нашем мире, тень не покидает тело, постоянно находится с человеком [Зенько 1997, 72-74; ПМА].
У ляпинских, средне- и нижнесосьвинских манси вторую жизнеобеспечивающую силу называли утьщи. К этой душе ходили на поминки. Когда родственники приходили на кладбище, то утьщи все слышала: плач, разговоры, поминальные речи - до той поры, пока не облетела листва и не выпал снег. Зимой, под покровом снега, утьщи ничего не слышала, отдыхала, а пробуждалась она с появлением первой зеленой травы. Тогда можно было снова что-то рассказывать умершему, делиться с ним новостями: душа опять слушала [Чернецов 1959; ПМА].
Следующая (третья) по значимости для человека душа - лоцхаль миннэ ис 'вниз по течению (на Север) уходящая душа', та первая душа, которая уходит от тела. Считалось, что во время сна она где-то витает, поэтому нельзя человека резко будить. Манси говорили при этом: ласял квалтэлын, улум тарсанэ ул толматэгыт 'осторожно буди, чтобы не порвались связующие с человеком нити (корни) сна'. Если витающая душа не успевала вернуться, то человек заболевал [ПМА].
У ляпинских манси лоцхаль миннэ ис - урт/уртэ 'оберегающая (охраняющая) сила'. Эта душа после смерти человека отправлялась вМортымма 'Теплые края'. Бывало, она уходила еще при жизни человека, и тогда необходимо было вернуть ее обратно, а иначе человек умрет. У средне- и нижнесосьвинских манси эта душа называлась исхор: она являлась образом умершего. Заметим, что, как указано выше, у верхнелозьвинских и верхнесосьвинских манси исхор - вторая душа [ПМА].
Второй душой, покидающей тело, являлась урт - блуждающая душа. Ля-пинские манси называли ее урас уй - птица, предвещающая смерть; или исхор
уй - тень души-птицы. Ляпинские манси такой птицей считали кукушку и кулика; верхне- и среднесосьвинские - представляли ее как летучую мышь. Когда появлялось много кукушек, куликов, летучих мышей, то, считалось, что будет много смертей. Урт могла ночью в лесу кричать или издавать звуки, подобные детскому плачу, - тогда в селении, как правило, умирал ребенок. Эта душа могла забрать с собой в загробный мир души людей, с которыми при жизни ее хозяин враждовал; или же наоборот - души самых любимых близких родственников [Чернецов 1959, 130-131].
По представлениям манси, за год до кончины человека эта душа уходила и жила неподалеку. Если кому-нибудь она показывалась на глаза в образе своего хозяина, это было плохое предзнаменование, предвестие смерти. Эта душа могла появиться перед человеком ночью в образе птицы, пролететь мимо него с криком и «тогда на человека нападет беспричинный страх» [Чернецов 1959, 129; ПМА]. Когда проходило количество лет, равное возрасту умершего, то душа урт у женщины превращалась в нймсарэкв'у 'женщина нймсар' (паука), у мужчины - в кёрыцхомлах 'железный бугор' (жука). Детям не разрешалось их давить. Взрослые говорили, что, обижая пауков и жуков, дети обижают своих предков [Ромбандеева 1993, 113; ПМА].
Кёрыцхомлах относился к священным насекомым. Считалось, что умерший в подземном мире жил столько же, сколько и на земле. Тень его будет уменьшаться до величины кёрыщомлах [Гондатти 1888, 65; Чернецов 1959, 138-139; Каръялайнен 1921/1994, 39-40].
Четвертая душа - улум йис 'сна образ', улум уй 'птица сна', «душа сна» (остальные группы), еще одна душа в образе глухарки; считалось, что она жила вне человека, в лесу; охраняла здоровье и сон человека. Во время его сна она могла улететь от человека в другие места, и тогда человеку снилось то, что видит улум уй. Она же могла слетать в будущее. И через некоторое время человек действительно мог увидеть это наяву. Она прилетала к хозяину во время сна. Когда он хотел спать, то говорил: улум уюм та ёхтыс 'моя птица сна ко мне прилетела', а если неожиданно просыпался и ему не спалось, то говорил: улум уюм хотталь таминас 'моя птица сна куда-то улетела'. Если по какой-либо причине эта птица погибала (например, охотник подстрелил; хищная птица или зверь уничтожили), то человек тоже умирал. Улум уй могли уничтожить и элумхолас тэнэ кулит 'людей поедающие духи'. Помочь выжить этой душе, отбить ее у «людей поедающих духов» мог няйт хотпа (шаман) [Чернецов 1959, 134-135; ПМА].
Изображение птицы улум уй необходимо было наносить на спинку ап'ы (берестяной люльки) с наружной стороны, напротив головы ребенка.
Пятая душа - лащ. Образ ее - мифическая птица. Считалось, что о смерти близкого человека родственники узнавали от птички лащ (птица малых размеров). Таким образом, лащ - предвестник смерти. Иногда птичка давала знать о скорой кончине самому человеку, душой которого она являлась. Лащ обычно садилась к человеку, едущему по воде, на нос лодки и свистела (бывало, даже в ночное время). Человек должен был успеть быстро надеть наизнанку верхнюю одежду и отогнать птичку веслом. По словам информантов, эта птичка очень назойлива, несколько раз пытается сесть на лодку. Это значит, что человек, едущий
в лодке, или кто-то из его близких родственников скоро умрет [ПМА]. Душа лащ могла за тысячу километров, глубокой ночью, постучать в окно родственников умирающего и сообщить, что она уже покинула его тело.
В языке верхнелозьвинских и верхнесосьвинских манси слова лащ нет, но роль этой птицы схожа с функцией миннэ ис 'уходящей души', которая также пребывала в лесу в облике птицы [ПМА].
По представлениям ляпинских и среднесосьвинских манси, существовала еще шестая душа: душа первой души урт. У нее не было конкретного названия [Ромбандеева 1993, 94]. Других сведений о ней получить пока не удалось.
По воззрениям манси, душу при рождении давала Пуи Сянь 'Мать верховий'; она же - Сорни Сянь 'Золотая Мать', Торум Сянь 'Торума Мать (Мать Небес)', Калтась Сянь 'Калтась Мать' [Карьялайнен 1922/1995, 134-135; Иванова 2004, 122; ПМА].
Животные (собаки, олени, коровы и др.) также имели душу исхор. Если собака во сне вздрагивала, то манси говорили: амп исхоре усьта ёхтыс 'душа собаки только что пришла' [ПМА].
Итак, у человека в Среднем мире две, и по другим версиям - пять душ. Они были его жизненной силой и функционировали в той или иной степени в разные периоды жизненного пути человека.
СОПУТСТВУЮЩАЯ ЛЕКСИКА
йисыт-хорыт/исыт-хорыт 'души-образы' (т.е. так обозначаются души и их образы).
ис - душа
исхор - душа-тень
исхор 'тень', 'тень-облик', 'тень-образ' - вторая жизнеобеспечивающая сила исхор уй - тень души-птицы иттырма - изображение умершего
кёрыцхомлах 'железный бугор' - (жука) превращается мужчина Куль-Отыр - хозяин подземного царства
лоцхалъ миннэ ис - 'вниз по течению (на Север) уходящая душа', это первая душа, лащ - пятая душа, ее образ - мифическая птица лылы - душа-дыхание
лылы 'дыхание', 'дух' - первая жизнеобеспечивающая сила ляхтхатнэ ис - 'столкнуться душа', душа для реинкарнации ляхтхатущве - 'столкнуться, вселиться', реинкарнировать мань ис - «маленькая душа» Мортым ма - 'Теплые края'
матыр ванэ хотпа - 'что-то знающий человек', шаман миннэ ис - 'уходящая душа', находилась в лесу в облике птицы нймсарэкв'а - 'женщина нймсар' (паука) превращается женщина няйт хотпа - шаман
сымпорх - «сердце-тело» - верхняя часть туловища улум йис 'сна образ' - четвертая душа
улум уй 'птица сна', «душа сна» - еще одна душа в образе птицы тоже урас уй - птица, предвестник смерти урт - блуждающая душа
утьщи - вторая жизнеобеспечивающая сила
хури 'изображение'/'отпечаток' - отпечаток тела на снегу
элумхолас тэнэ кулит - 'людей поедающие духи'.
ЛИТЕРАТУРА
Гондатти Н. Л. Следы языческих верований у Маньзов. М.: ТОЛЕАЭ, 1888. Кн. 8. С. 49-80.
Зенько А. П. Представления о сверхъестественном в традиционном мировоззрении обских угров. Новосибирск: Наука, 1997. 152 с.
Иванова В. С. Представления, связанные с рождением ребенка, у сосьвинско-ляпинских манси // Культурное наследие народов Сибири и Севера: Материалы Пятых Сибирских чтений. Санкт-Петербург, 17-19 октября 2001 г. СПб.: МАЭ РАН, 2004. Ч. 2. С. 122-125.
Каръялайнен К. Ф. Религия югорских народов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1921/1994. Т. 1. 152 с.
Карьялайнен К. Ф. Религия югорских народов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1922/1995. Т. 2. 284 с.
Ромбандеева Е. И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура (по данным фольклора и обрядов). Сургут: АИИК «Северный дом», Северо-Сибирское региональное кн. изд-во, 1993. 208 с.
Токарев С. А. Душа II Мифы народов мира. Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1987. Т. 1. С. 411-415.
Чернецов В. Н. Представление о душе у обских угров II Труды Института этнографии, нов. сер. М. - Л.: АН СССР, 1959. Т. 51. С. 114-156.
ПРИМЕЧАНИЕ
ПМА - полевые материалы автора.
Поступила в редакцию 18.01.2018
Иванова Валентина Селиверстовна,
кандидат исторических наук, доцент, Институт народов Севера РГПУ им. А. И. Герцена 198097, Россия, г. Санкт-Петербург, пр. Стачек, 30
е-mail: sadomina@mail.ru
V. S. Ivanova
The Concept of the Soul in the Traditional Beliefs of the Northern Mansi (Related Vocabulary)
The paper focuses on the peculiar features of the soul in the world-view of the northern Mansi, which is characterised by combination of rational and irrational components. A human being is seen as the part of the Universe: five souls ensure an individual's existence and actions in the Middle (Earth) world.
B. C. HBamBa
Keywords: Middle (Earth) world, the stratum of the Universe, the soul, straying soul, the shadow of the bird-soul.
Citation: Yearbook of Finno-Ugric Studies, 2018, vol. 12, issue 1, pp. 38-44. In Russian.
REFERENCES
Gondatti N. L. Sledy yazycheskikh verovanii u Man'zov [Traces of pagan beliefs among the Mansi]. Part 8. Moscow, TOLEAE, 1888, pp. 49-80. In Russian.
Zen'ko A. P. Predstavleniya o sverkh"estestvennom v traditsionnom mirovozzrenii obskikh ugrov [Concept of the supernatural in the traditional world view of Ob-Ugrians]. Novosibirsk, Nauka Publ., 1997. 152 p. In Russian.
Ivanova V. S. Predstavleniya, svyazannye s rozhdeniem rebenka, u sos'vinsko-lyapinskikh mansi [Beliefs about birth giving among the Sos'va and Lyapinskie Mansi]. Kul'turnoe nasledie narodov Sibiri i Severa: Materialy Pyatykh Sibirskikh chtenii. [Cultural heritage of the peoples of Siberia and the North: Materials of the Fifth Siberian Readings]. St-Petersburg, AEM RAS, 2004, pp. 122-125. In Russian.
Karjalajnen K. F. Religiyayugorskikh narodov [Religion of the Ugric Peoples]. Vol. I. Tomsk, Tomsk University Publ., 1921/1994. 152 p. In Russian.
Karjalajnen K. F. Religiya yugorskikh narodov [Religion of the Ugric Peoples]. Vol. 2. Tomsk, Tomsk University Publ., 1922/1995. 284 p. In Russian.
Rombandeeva E. I. Istoriya naroda mansi (vogulov) i ego dukhovnaya kul'tura (po dannym fol'klora i obryadov) [Mansi (vogul) people's history and culture (based on folklore and rituals)]. Surgut, AIIK «Severnyi dom», Severo-Sibirskoe regional'noe kn. izd-vo Publ., 1993. 208 p. In Russian.
Tokarev S. A. Dusha [Soul]. Mify narodov mira. Entsiklopediya [Myths of the World. Encyclopedia]. Vol. 1. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya, 1987, pp. 411-415. In Russian.
Chernetsov V. N. Predstavlenie o dushe u obskih ugrov [The idea of the soul among the Ob-Ugrians]. PIE, new series, V. 51. Moscow-Leningrad, USSR AS, 1959, pp. 114-156. In Russian.
NOTES
nMA - polevye materially avtora [field materials of the author]
Received 8.01.2018
Ivanova Valentina Seliverstovna,
Candidate of Sciences (Histoy), Associate Professor, Institute for the Peoples of the North, Russian Pedagogical State University, 30, pr. Stachek, St.-Petersburg, 198097, Russian Federation
e-mail: sadomina@m