УДК 351.72
СУЩНОСТЬ АУДИТА ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Чеченова М.А.
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
E-mail: [email protected] Научный руководитель: Медина И.С., к.э.н., доцент Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
E-mail: [email protected]
Аннотация. Современная система государственных закупок является основным механизмом, позволяющим различным секторам экономики получать доступ к бюджетным средствам. От эффективности работы вышеуказанной системы зависит, с одной стороны, качество выполнения государством своих функций и предоставления государственных (муниципальных) услуг, с другой стороны, доступ к государственному заказу является фактором активизации хозяйственной деятельности негосударственного сектора. Аудит в сфере публичных закупок - один из эффективных инструментов, позволяющих улучшить контроль за финансовыми потоками, выявить потенциальные риски неэффективного использования бюджетных средств. По данным Счетной палаты Российской Федерации на протяжении последних 7 лет средний удельный вес государственных и корпоративных закупок в совокупном объеме номинального ВВП составил 28,5 % (в 2022 году - 28,5%). Каждый год участниками закупок становятся более 100 тыс. заказчиков и 400 тыс. поставщиков.
Ключевые слова: государственные закупки, аудит в сфере государственных закупок, государственные закупки.
СУЩНОСТЬ АУДИТА ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
M.A. Chechenova
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
E-mail: [email protected] Scientific supervisor: I.S. Medina, Ph.D. in Economics, Associate Professor Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
E-mail: [email protected]
Abstract. The modern public procurement system is the main mechanism that allows various sectors of the economy to access budgetary funds. On the one hand, the quality of the state's performance of its functions and the provision of state (municipal) services depends on the effectiveness of the above-mentioned system, on the other hand, access to public procurement is a factor in activating the economic activity of the non-governmental sector. Audit in the field of public procurement is one of the effective tools to improve control over financial flows and identify potential risks of inefficient use of budget funds. According to the Accounts Chamber of the Russian Federation, over the past 7 years, the average share of government and corporate purchases in the total nominal GDP amounted to 28.5% (in 2022 - 28.5%). Every year, more than 100 thousand customers and 400 thousand suppliers become participants in purchases.
Keywords: public procurement, audit in the field ofpublic procurement, public procurement.
Введение
Современная
система государственных
закупок является основным механизмом, позволяющим различным секторам экономики получать доступ к бюджетным средствам. От эффективности работы вышеуказанной системы зависит, с одной стороны, качество выполнения государством своих функций и предоставления государственных (муниципальных) услуг, с другой стороны, доступ к государственному заказу является фактором активизации хозяйственной деятельности негосударственного сектора.
Государственные закупки - это приобретение товаров, услуг и работ на бюджетные средства для удовлетворения государственных нужд.
Под контрактной системой следует понимать совокупность мероприятий экономической, правовой и организационной направленности, которые могут применяться, чтобы обеспечивать государственные и муниципальные нужды. При этом для организации закупочной деятельности должны применяться такие инструменты, как планирование, прогнозирование, все виды контроля, в том числе, аудит.
Объекты и субъекты аудита закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Перед рассмотрением объектов и субъектов аудита закупок товаров, работ и услуг для
обеспечения государственных и муниципальных нужд целесообразно рассмотреть финансовый механизм государственных закупок, в котором отражено место процедуры аудита (рис. 1).
НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ Общефедеральные требования (Правитель«во Российской Федерации); Требования в рамках публично-правового образования;
Требования в рамках государственного органа (муниципального образования) и его территориальных органов и подведомственных казенных учреждений
ПЛАНИРОВАНИЕ
ГГллл/эЛ/ш/иэ wwLuwma лл л л/ч аЛл ivrn шла* /
РЕАЛИЗАЦИЯ
Объемы бюджет- Проект бюджетной ч Платт ш- ч Утвержденный ппан-
ных ассигновании сметы купок грпфик закупок
Размещение данных в единой информационной системе S Проведение скупок гто предусмотренной форме Выявление победителей и заключение контрактов
ВЫПОЛНЕНИЕ; ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВ
Выполнение работ/оказание приемка pafroi заказчи- Мониторинг, контроль.
услуг исполнителями ч ками и подтверждение актами отчетность
ПРОЦЕСС ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВ ПОДВЕРЖЕН ВНУТРЕННЕМУ И ВНЕШНЕМУ ГОСУДАСРТВЕННОМУ КОНТРОЛЮ, ВНУТРЕННЕМУ И ВЕДОМСТВЕННОМУ КОНТРОЛЮ, АУДИТУ, А ТАКЖЕ
КОНТРОЛЮ СО СТОРОНЫ ЗАКАЗЧИКА; КОНТРОЛЬНЫЕ ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ МОНИТОРИНГ, АУДИТ И КОНТРОЛЬ L Федеральная антимонопольная служба;
II, Счетная палата Российской Федерации [контрольно-счетные органы субъектов и муниципальных образований);
III, Феде рал ьноеказначейство {у правлениям отдел ен и я Феде ра л ьн ого ка значе й ств а);
IV, Органы исполнительной власти в регионах,
V, Финансовые органы субъектов.
Рис. 1 - Схема финансового механизма государственных закупок
Каждый отражаемый этап (планирование, реализация, исполнение государственного контракта) подлежит проверке в рамках проведения процедуры аудита.
Как видно из выше представленной схемы к субъектам, осуществляющим мониторинг, аудит и контроль в системе государственных закупок, можно отнести такие контрольные органы, как Федеральная антимонопольная служба, Счетная
палата Российской Федерации (контрольно-счетные органы субъектов и муниципальных образований), Федеральное казначейство (управления и отделения Федерального казначейства), органы исполнительной власти в регионах, финансовые органы субъектов [4].
Проведение аудита в сфере закупок осуществляется Счетной палатой Российской Федерации, а также региональными и
муниципальными контрольно-счетными
органами, осуществляющими контрольно-ревизионные функции (ч. 1 ст. 98 закона № 44-ФЗ):
- контрольно-счетными палатами краев, областей, округов, городов Федерального значения;
- Счетными палатами муниципалитетов.
Процесс аудит охватывает все стадии
процесса закупок, включая анализ планов-графиков, системы ценообразования, объемов и качества закупаемых товаров, работ и услуг. Эксперты проводят анализ эффективности исполнения контрактов и проверяют документы и информацию, которую заказчики обязаны публиковать в ЕИС [6].
По итогам аудита в сфере публичных закупок, Счетная палата Российской Федерации и другие субъекты аудита дают рекомендации по улучшению деятельности подконтрольных объектов.
Счетная палата России может провести аудит в отношении юридических лиц любой формы собственности, если они являются заказчиком или исполнителем по государственному контракту. Контрольно-счетные органы субъектов России могут проводить аудит закупок в отношении юридических лиц, которые являются заказчиками или исполнителями по государственным контрактам по средствам бюджета субъекта России. Контрольно-счетные палаты муниципалитетов могут проверять муниципальных заказчиков и исполнителей по муниципальным контрактам.
Контрольная деятельность в целях аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд
Аудит в сфере государственных закупок -разновидность внешнего государственного аудита, в ходе его могут быть проведены экспертно-аналитические мероприятия, где участие заказчика минимально, а также контрольные мероприятия, которые могут
включать в себя как выездные проверки, так и ревизии, что регламентируется Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 05.04.2013 № 41-ФЗ (далее - закон № 41-ФЗ), Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований» (далее - закон № 6-ФЗ), а также законом № 44-ФЗ.
В рамках анализа контрольной деятельности в целях проведения аудита в сфере закупок, осуществляемой Счетной палатой Российской Федерации, целесообразно сопоставить стандарты государственного аудита, которые регламентируют проведение аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг, а также финансового аудита и аудита эффективности (табл. 1).
Проведенный анализ действующих СГА, регламентирующих основные блоки проведения аудита в сфере закупок, наглядно показал, что Счетная палата Российской Федерации (контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации, контрольно-счетные палаты муниципальных образований) проводит полноаспектный анализ системы закупок: финансовый процесс в целях закупок, непосредственно сам закупочный процесс, а также эффективность от проводимых закупок [5].
Оценка обеспечения государственных нужд с учетом затрат бюджетных и иных средств (обоснование закупки, реализуемость и эффективность осуществления закупки) - это результат аудита в сфере закупок в соответствии с СГА 302, что свидетельствует о том, что при проведении контрольной деятельности в целях аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг, а также в процессе подведения итогов проверки, аудитору необходимо опираться на положения не только СГА 302, но и СГА 103 и СГА 104.
Табл. 1 - Особенности применения СГА при осуществлении контрольной деятельности в целях
аудита в сфере государственных закупок
Критерии Аудит в сфере закупок Финансовый аудит Аудит эффективности
Стандарт, регулирующий контрольные процедуры «СГА 302. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля)», утв. Коллегией Счетной палаты РФ, протоколом от 21.04.2016 №17К (1092) (далее - СГА 302) «СГА 103. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Финансовый аудит (контроль)», утвержденный постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 25.12.2017М4ПК (далее - СГА 103) «СГА 104. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Аудит эффективности», утв. Постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 30.11.2016ШПК) (далее - СГА 104)
Что проверяется и анализируется Пункт 2.5, 4.2.1-4.2.5 СГА 302 Пункт 2.1.1, 2.1.2, 3.2-3.5 СГА 103 Пункт 1.5 СГА 104
Предмет аудита Процесс использования объектом аудита средств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ и иных средств при осуществлении закупок. Процессы формирования и использования бюджетных и внебюджетных фондов; финансовая и иная деятельность. Ведение бюджетного учета при осуществлении учреждением на основании соглашений полномочий госзаказчика по заключению и исполнению от имени публично-правового образования госконтрактов. Использование федеральных (средства федерального бюджета, средства бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) и иных ресурсов.
Так, контрольная деятельность в рамках аудита в сфере закупок может осуществляться путем проведения проверки в форме предварительного аудита, оперативного анализа и контроля и последующего аудита (контроля), что позволяет утверждать тот факт, что аудит затрагивает все этапы закупочной деятельности: от планирования до результатов исполнения контракта. Система организации закупок исследуется как в целом, так и в частности в разрезе анализа уровня эффективности расходов на основании фактического использования результатов исполнения контрактов. Заключение
Счетная палата Российской Федерации (контрольно-счетные органы субъектов и муниципальных образований) выступает субъектом процедуры аудита закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, осуществляя при этом деятельность, направленную на проверку, анализ и оценку информации о проведенной государственной закупке, установление причин выявленных отклонений, нарушений и недостатков, а также
подготовку предложений, направленных на устранение выявленных недостатков.
К объектам аудита можно отнести, например, органы государственной власти,
государственные корпорации и казенные учреждения. Важно отметить, что предметом проверки становятся: обоснованность
государственных закупок и их результатов, а также факт реализации и эффективность торгов.
Аудит в сфере закупок является формой контроля, которую государство применяет для проверки деятельности заказчиков. Он направлен на обеспечение соблюдения правил и процедур, установленных в законодательстве о государственных и муниципальных закупках. Критериями аудита в сфере публичных закупок выступают законность, целесообразность, обоснованность, своевременность, эффективность, результативность и реализуемость расходов. Аудит в сфере закупок, осуществляемый Счетной палатой Российской Федерации, проводится в более широком диапазоне показателей в отличие от внутреннего государственного финансового контроля, который проводится Федеральным
казначейством.
Аудит в сфере закупок осуществляется с комплексным применением стандартов
государственного аудита (стандарты СГА 101, СГА 102, СГА 103, СГА 104, СГА 302), затрагивающих с различных сторон сферу государственных закупок. Контрольная деятельность в рамках аудита в сфере закупок может осуществляться путем проведения проверки в форме предварительного аудита, оперативного анализа и контроля и последующего аудита (контроля).
Список используемых источников
[1] «СГА 302. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля)» (утв. Коллегией Счетной палаты РФ, протокол от 21.04.2016 N 17К (1092)) (ред. от 20.01.2017)
[2] «СГА 103. «Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Финансовый аудит (контроль)» (утв. постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 25.12.2017 N 14ПК) (ред. от 30.05.2023)
[3] «СГА 104. «Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Аудит эффективности» (утв. постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 09.02.2021 N 2ПК) (ред. от 18.07.2023)
[4] Аудит в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для вузов/ под редакцией М.А. Штефан. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2022. - 238 с.
[5] Государственные и муниципальные закупки как инструмент повышения эффективности расходов бюджетов: монография/ И.Ю. Федорова, А.В. Фрыгин, М.В. Седова, М.Н. Прокофьев. - М.: Дашков и К, 2020. - 242 с.
[6] Сергеев Л.И. Государственный аудит: учебник для вузов/ Л.И. Сергеев. - М.: Юрайт, 2022. - 271 с.
[7] Ваняшкина Д.А. Анализ деятельности Счетной палаты России как органа финансового контроля// Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. -№10-1.
[8] Фарикова Е.А. Субъекты государственного финансового контроля и аудита в современной России// Право и практика. - 2022. - №1.
[9] Хребтова Т.П. Правовое регулирование государственного аудита (контроля) в России// Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. - 2022. - №3 (844)
[10] Шмелева М.В. Система государственных (муниципальных) закупок: методология и реализация: монография/ М.В. Шмелева; под. ред. Е.В. Вавилина. - М.: Юстицинформ, 2021. - 904 с.
V V