УДК 347.6
Самойлова Валентина Владимировна
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Московского государственного университета экономики, статистики и информатики
СУРРОГАТНОЕ МАТЕРИНСТВО КАК ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ
Samoylova Valentina Vladimirovna
PhD in Law, Assistant Professor, Civil Law Department, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics
SURROGACY AS A LEGAL INSTITUTION
Аннотация:
Общетеоретические проблемы связаны с отсутствием единства в семейном законодательстве и законодательстве, регулирующем особенности применения вспомогательных репродуктивных технологий, разным пониманием одних и тех же терминов, имеющих как медицинский, так и правовой характер в правоприменительной деятельности, а также отсутствием системной характеристики различных элементов правоотношений, в рамках которых реализуются репродуктивные права с помощью ВРТ.
Ключевые слова:
право, вспомогательные репродуктивные технологии, договор, суррогатное материнство, ЭКО, генетический материал, материнство.
Summary:
The article considers the general theoretical problems determined by the lack of unity in the family law and the law regulating the peculiarities of application of the assisted reproductive technologies (ART); by the different interpretation of the same terms that have both medical and legal nature in the law enforcement practice; and by the lack of system characteristics of the various elements of legal relations, in which the reproductive rights are implemented with the help of the ART.
Keywords:
law, assisted reproductive technology, contract, surrogacy, IVF (in vitro fertilization), genetic material, motherhood.
Каждый человек имеет право на пользование достижениями научного прогресса в целях охраны репродуктивного здоровья и лечения бесплодия, в том числе с применением метода суррогатного материнства.
Суррогатное материнство - относительно новый вид вспомогательной репродуктивной технологии, основанной на ЭКО, то есть зачатии вне тела человека и последующем переносе оплодотворенной яйцеклетки (зиготы) в матку другой женщине [1]. Алгоритм проведения программы «Суррогатное материнство» приводится в Приказе Минздрава РФ от 26 февраля 2003 г. «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия».
Законодательно закрепленного понятия «суррогатное материнство» в России нет. Отсутствует единство взглядов в определении данного понятия и в теории.
Ю. Терешко в статье «Дети на заказ» дает следующее определение суррогатного материнства: «...представляет собой искусственное оплодотворение, имплантацию эмбриона, а также вынашивание ребенка для супружеской пары, для которой данный ребенок будет генетически родным, а для вынашивающей его женщины - “биологически чужим”» [2]. Такое определение представляется неточным, поскольку рожденный ребенок может быть генетически чужим как самой суррогатной матери, так и обратившимся к ней супругам или же, наоборот, ребенок может обладать генетическим родством и с суррогатной матерью, и с супругами, или только с суррогатной матерью, или только с супругами.
По мнению Э.А. Иваевой, понятие суррогатного материнства следует сформулировать как процесс зачатия путем ЭКО (вне тела женщины), вынашивания и рождения ребенка с целью передачи его другим лицам. Данное определение не конкретизирует, кому именно в дальнейшем будет передан рожденный ребенок, что придает такой формулировке суррогатного материнства некую размытость (ведь нередки случаи, когда женщины, вынашивая ребенка, намерены после его рождения отказаться от него, то есть намерены передать его другим лицам, однако эти отношения не могут быть названы суррогатным материнством). Кроме того, говоря о том, что под данным понятием понимается помимо зачатия и вынашивания еще и процесс рождения, упускаются из вида неудачно окончившиеся программы суррогатного материнства, которые не привели к рождению ребенка, например, когда у суррогатной матери произошел непроизвольный аборт.
Суррогатное материнство следует определять как метод вспомогательных репродуктивных технологий, при котором женщина на основании взаимной договоренности с лицами, обратившимися к ее услугам, проходит процедуру имплантации эмбриона, созданного в результате
ЭКО, вынашивает ребенка с целью родить и передать его этим лицам. При этом под понятие «суррогатное материнство» должны подпадать и случаи, когда достигнуть указанной в определении цели не удается (например, когда происходит непроизвольный аборт) [3].
Исходя из данного определения, обязательными признаками суррогатного материнства следует считать:
- наличие взаимной договоренности между суррогатной матерью и лицами, обратившимися к ее услугам;
- факт зачатия ребенка путем ЭКО и имплантации эмбриона в полость матки женщины (суррогатной матери);
- целенаправленное вынашивание и рождение женщиной (суррогатной матерью) ребенка для последующей передачи его заказчикам.
В российском законодательстве наблюдается частичное выделение отдельных видов суррогатного материнства. Так, нормы Семейного кодекса РФ (ст. 51, 53) ориентированы лишь на суррогатное материнство, при котором используется генетический материал супругов (так называемое полное суррогатное материнство).
Приведенные разновидности суррогатного материнства не исчерпывают все его возможные варианты, тогда как определение полного исчерпывающего перечня необходимо для разработки правовой базы, предусматривающей наступление определенных правовых последствий, исходя из обстоятельств конкретного случая.
Представляется, что имеются основания для выделения 6 видов суррогатного материнства:
1) суррогатное материнство, при котором используется генетический материал суррогатной матери и супруга (традиционное или частичное);
2) суррогатное материнство, при котором используется генетический материал суррогатной матери и донора;
3) суррогатное материнство, при котором используется генетический материал супругов (гестационное или полное);
4) суррогатное материнство, при котором используется генетический материал супруги и донора;
5) суррогатное материнство, при котором используется генетический материал донора и супруга;
6) суррогатное материнство, при котором используется генетический материал доноров.
Для правового регулирования института суррогатного материнства определяющее значение
имеет правильное определение его цели. На ее содержание существенное влияние оказывают, с одной стороны, действия лиц, заключающих договор с суррогатной матерью, а с другой стороны, действия самой суррогатной матери. Супруги действуют с целью стать родителями ребенка (в большинстве случаев речь идет о генетически родном ребенке). Суррогатная мать может руководствоваться как целью извлечения прибыли, так и целью помочь бесплодной паре.
Существует представление, что наиболее приемлемым вариантом суррогатного материнства (по мнению Е.В. Григорович) является безвозмездное оказание помощи бездетной паре, так как женщина, согласившаяся из альтруистических соображений помочь выносить и родить ребенка, будет прилагать все усилия, чтобы беременность и роды протекали благополучно.
Аналогичной точки зрения придерживается Л.Ю. Грудцына, отмечая, что само по себе суррогатное материнство должно применяться в целях помощи бесплодным парам получить потомство [4].
Семейный кодекс РФ в ч. 4 ст. 51 признает суррогатной матерью женщину, которой в целях вынашивания был имплантирован эмбрион лиц, состоящих в браке между собой и давших свое согласие на это в письменной форме.
Термин «суррогат» (от лат. surrogates - продукт (или предмет), отчасти заменяющий какой-либо другой продукт; подделанный, фальсифицированный продукт) вносит ощущение дисгармонии, когда речь идет о естественном акте рождения ребенка, пусть не биологической матерью, а женщиной, которая выносила его. Но термин этот считается официальным, и законодателю ничего не оставалось, как им воспользоваться.
Фигура суррогатной матери выглядит неоднозначно. С одной стороны, она благодетельница, с другой - поступает аморально, отказываясь от ребенка после рождения в пользу генетических родителей.
Двойственность сущности суррогатного материнства заключается в том, что оно может пониматься, с одной стороны, как сознательное, осмысленное, добровольно принятое решение зачать, выносить и родить ребенка для лиц, не имеющих такой природной способности. С другой стороны, такое решение может рассматриваться как проявление угнетенного положения женщин
и как одна из форм эксплуатации. Как следствие, одни называют суррогатное материнство «биологической проституцией», «фашизмом», «спекуляцией на материнстве»; другие - «последним шансом», «актом любви и человечности».
По аналогии с тайной усыновления тайна рождения ребенка с применением метода суррогатного материнства должна соблюдаться лишь по желанию лиц, записанных родителями ребенка, которые решают этот непростой вопрос. Поэтому, как и тайна усыновления, тайна суррогатного материнства должна охраняться законом, но не всегда являться обязательным элементом любых отношений данного понятия. Главным здесь должно быть волеизъявление самих родителей. Соответственно, и разглашение кем-либо данной тайны возможно только с согласия родителей.
Таким образом, под суррогатным материнством следует понимать метод вспомогательных репродуктивных технологий, при котором женщина на основании взаимной договоренности с лицами, обратившимися к ее услугам, проходит процедуру имплантации эмбриона, созданного в результате ЭКО, вынашивает ребенка с целью родить и передать его этим лицам.
Ссылки:
1. Дзарасова И.В., Медков В.М. Репродуктивное поведение семьи. М., 2002. С. 16.
2. Терешко Ю. Дети на заказ // ЭЖ-Юрист. 2007. № 31.
3. Борисова Т.Е. Суррогатное материнство в Российской Федерации: проблемы теории и практики: моногр. М., 2012.
4. Грудцына Л.Ю. Словарь-справочник по семейному праву России. М., 2006. С. 200.